Статья «Метод проектов на уроках географии в соответствии с требованиями ФГОС»
Метод проектов на уроках географии в соответствии с требованиями ФГОС.
Стекленёва Светлана Юрьевна,
учитель географии высшей категории
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»
Окружающий нас мир с каждым днём становится всё более непредсказуемым, динамичным, требующим от человека поисковой активности. Желание новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты поведения детей.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
В условиях реализации требований ФГОС общего образования наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология.
Технология развития критического мышления.
Проектная технология.
Технология развивающего обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология проблемного обучения.
Игровые технологии.
Модульная технология.
Технология мастерских.
Кейс – технология.
Технология интегрированного обучения.
Педагогика сотрудничества.
Групповые технологии.
В своей работе я давно применяю метод проектов. Темы проектов, которые выполняли мои ученики: «Великие путешественники», «Саратовская область – моя малая Родина», «Секреты материков» и др.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.
Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Таким образом, метод проекта предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- развития умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап.
Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Учителю необходимо организовать выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные на уроках технологии.
Типология проектов по способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, практико-ориентированные, исследовательские.
Практико-ориентированный проект предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку минералов для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может— практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Моря Тихого океана».
Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
Проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека.
Проекты освоения территорий.
Проекты по созданию новых объектов, например, заповедников, заказников, национальных парков и т.д.
Проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты.
Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5 – 7 классах.
Первый проект, который мы выполняли с учащимися назывался «Великие путешественники».
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, обществознание, биология.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Цель проекта: Создание маршрута путешествий.
Задачи:
1. Изучение путешествий Магеллана, Колумба, Кука.
2. Составление предполагаемого маршрута путешествия, определение основных пунктов остановки.
3. Оформление маршрута на географической карте.
4. Подготовка презентации.
Описание проекта.
Перед началом работы над проектом учащимся предлагается поиск информации о путешествиях Магеллана, Колумба, Кука. Работа оформляется в виде сообщений, где раскрываются следующие пункты путешествия:
1.Какова цель путешествий?
2.Какие географические объекты: страны, материки они посетили во время путешествий?
Учащиеся дают характеристику стран, материков –остановок, подбирают информацию о странах из различных источников (например, природные условия, природные ресурсы, жизнь людей, культура, деятельность – на выбор учащихся, что больше вызывает интерес).
Учащиеся приступают к практической части своего проекта:
1. Учащиеся записывают интересные факты о странах, материках - остановках в маршрутных листах.
2. Наносят маршрут на контурную карту мира (цветными карандашами стрелочки).
3. Подготовка к защите.
Учащиеся учатся творческому поиску решения стоящих перед ними задач. Учитель корректирует действие учащихся, дает советы по дизайну, помогает высказывать свои мысли, стимулирует их деятельность.
Презентация проекта, во время которой учащиеся рассказывают о своей работе, где и как они получили информацию, о трудностях которые преодолели.
На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Оценивая работу над проектом, нужно учитывать любой уровень достигнутых результатов.
На географическом краеведении выполняем проект «Я - Духовчанин».
Проблема: Как привлечь туристов в р.п. Духовницкое?
Учебная тема: «География Саратовской области».
Тип проекта: краеведческий; средней продолжительности, групповой, исследовательский.
Цель проекта: Создание условий, позволяющих школьникам осваивать и использовать социокультурную среду города.
Продолжительность: 2 месяца.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: искусство, краеведение, экология.
Состав проектных групп, распределение ролей:
Разрабатывает рекламный проспект о посёлке.
Составляет туристический маршрут по посёлку.
Создает каталог достопримечательностей посёлка.
Изучает проблемы посёлка, которые затрудняют развитие туризма и определяют пути их решения.
Проектирует создание новых туристических объектов в посёлке.
Проводит социологический опрос.
Задачи проекта:
Знакомство с культурным достоянием посёлка; изучить туристические объекты и маршруты посёлка, их состояние; спланировать развитие туризма в городе. Развитие коммуникативных навыков учащихся; совершенствовать навыки проведения социологического опроса, анализа статистических данных, прогнозирования; формировать компьютерную грамотность учащихся.
Воспитание патриотизма; чувства гордости за свою «малую» Родину.
Краткая формулировка задачи для учащихся: Изучить возможности посёлка Духовницкое в сфере развития туризма, определить проблемы, затрудняющие развитие туризма и пути их решения.
Проблемные вопросы:
Что мешает развитию туризма в р.п. Духовницкое?
Как решить проблемы посёлка?
Продукты проекта: каталог туристических объектов, рекламно-туристический проспект, схема туристического маршрута, презентации «Моя малая Родина», «Экскурсия по посёлку Духовницкое», «Паспорт улицы».
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
1.Обоснование темы.
2. Постановка целей и задач.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Разработка гипотезы исследования.
5. Непосредственно исследования.
6. Результаты.
7. Оценка полученных результатов и выводы.
В 10 - 11 классах организую исследование и защита групповых проектов по характеристике одной из отраслей Мирового хозяйства и итоговый индивидуальный проект по исследованию одного из регионов мира или страны. Чаще всего ребята уже хорошо владеют программой Power Point и результатом работы всех групп в конце года являются электронные справочники «Отрасли Мирового хозяйства» и «Страны мира». В кабинете географии уже собраны материалы мультимедийных продуктов, созданных самими детьми за несколько лет.
Организация проектной и исследовательской деятельности отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.
Литература.
1. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. - № 3. – с. 44 – 48.
2. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2013. -- № 5.
3. Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Игнатьева Галина Александровна: Нижегород гуманит. центр – Н. Новгород: НГЦ, 2005.-294.