12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Наталья Васильевна954
Общий стаж: 37 лет Педагогический стаж: 36 лет Стаж в данной должности: 29 лет
Россия, Татарстан респ., село Пестрецы
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
6

Проектная работа «Формирование потребности к ЗОЖ у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательной работе, в условиях школы-интерната VIII вида»




Проектная работа ТЕМА:«Формирование потребности к ЗОЖ
DOC / 8.93 Мб

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общей и коррекционной педагогики и психологии

Проектная работа

ТЕМА:


Презентация «Формирование потребности к ЗОЖ" у детей с ОВЗ
PPT / 1.57 Мб

работа выполнила:

Юсупова Н.В. учитель биологии и географии,

классный руководитель,

ГБОУ Пестречинской школы- интернат

для детей с ОВЗ VIII вида;

научный руководитель:

Тахтамышева Гульнара Чингизовна,

доцент ИРО РТ

Казань, 8-19 февраля 2016г.

Анализ эффективности деятельности образовательного учреждения

Концепция проекта

«Здоровье – это драгоценность, и притом

единственная, ради которой действительно

стоит не только не жалеть времени, сил,

трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится

нестерпимой и унизительной».

Мишель де Монтень

Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более умственно-отсталых, вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно - психическими расстройствами .

В утвержденной Правительством РФ Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации в переходный период реформирования экономики и социальной сферы одной из приоритетных задач определено изменение поведения населения. Это связано не только с заболеваниями, которые приводят к преждевременной смерти взрослых людей, но и с ростом социально обусловленных заболеваний у подростков. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению сотрудничества здравоохранения с учреждениями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для вспомогательных школ 8 вида, т. к. в них существует особый режим жизни. Но, учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа учителя и воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья.

Конечно, причины снижения уровня здоровья многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис. Современная школа с ее повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, провоцируя рост заболеваний. Выбор здорового стиля жизни, у ребенка, должен быть осознанным. Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение должно стать « школой здорового стиля жизни » воспитанников, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно – педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Актуальность проекта -

Актуальность здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют  жизни современного человека.

Понятие «ЗОЖ» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация является сложной и требует немедленных действий. Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

И если решением проблемы ЗОЖ не заняться уже сегодня, то думать о ней завтра «возможно» будет некому. Приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива стали: сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни. Анализируя СЛОЖИВШУЮСЯ ситуацию, ВОЗНИКЛА потребность в пересмотре формирования ЗОЖ и создании программы «ЗОЖ».

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

Элементы ЗОЖ реализуются через комплекс действий во всех основ­ных формах жизнедеятельности человека:

трудовой,

общественной,

семейно-бытовой,

досуговой.

Каждый день становимся перед выбором, принимаем решения – выбираем дорожку, по которой пойти. Из этих решений-дорожек и состоит наша жизнь. И основная задача воспитателя у/о ребёнка – научить делать правильный выбор!

С начальной школы в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью. Составляя программу, учитывались психические недостатки детей и возрастные особенности. Поэтому «Азбука здоровья» состоит из шести разделов и в каждом из них, выделены занятия для младшего, среднего и старшего возраста.

Основные принципы программы:

Гуманизации и демократизации — определе­ние конкретных целей и задач образования, воспитания и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации;

Соответствия целей, задач содержания про­граммы национальной стратегии, интересам государст­венной и региональной политике;

Научности — внедрять пе­редовой научный опыт педагогов по созданию здоровье-сберегающих технологий;

Участия привлечение воспитанников к непо­средственному и сознательному участию в целенаправ­ленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию времени, осуществле­ние санитарно-просветительской работы;

Преемственности — обеспечение комплексно­го подхода в обучении здоровью между раз­ными возрастными группами;

Выделяют три аспекта здоровья или благополучия:

физическое,

душевное (психоэмоциональное)

социальное здоровье

Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ, прежде всего задача воспитательная. В программе выделены основные составляющие ЗОЖ:

1.благоприятное социальное окружение;

2.духовно-нравственное благополучие;

3.оптимальный двигательный режим (культура движений);

4.закаливание организма;

5.рациональное питание;

6.личная гигиена;

7.отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных

напитков, наркотических веществ);

8.положительные эмоции.

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование потребности в ЗОЖ.

Основные проектные линии

На основании изучения трудов В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:


 

1.Рациональное питание.

Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы (1-1-4), витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.

2.Оптимальная для организма двигательная активность.

Роль двигательной активности в определении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».


 


 


 

3.Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

И.Н. Павлов считал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям. Обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня (пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки). Остальные виды деятельности детей можно менять по времени и продолжительности выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма.

4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.

5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Судя по опытам, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожалений, угрызений совести.

Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление. Позитивное мышление - не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.

6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).

К здоровью она имеет самое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое кроме него или лучше него никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь.

При составлении программы использовались следующие методы исследования и воздействия.

Методы исследования: изучение, наблюдение, эксперимента.

Методы воздействия: словесные, практические, наглядные.

 

Необходимость широкого применения словесных методов связана с тем, что у воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, особенно у малышей, ограниченный словарный запас, и содержание многих слов они не понимают. Часто используется беседа, организуемая с помощью системы вопросов, постепенно подводящих их к усвоению нового материала. На частично-поисковых беседах создаются проблемные ситуации (ставятся вопросы, предлагаются задания), организуется коллективное обсуждение.

Использование метода иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске,

картинок и т.п.) и метода демонстрации (демонстрация реальных объектов,

опытов) позволило повысить эффективность занятий. Уделяется большое внимание методу примера. На занятиях активно используются приёмы «приучение» и «упражнение». С целью повышения эмоционального фона занятий использовались дидактические игры (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.

При составлении программы использовалась различная учебная и методическая литература. В книге «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» содержатся разработки дня здоровья - «Если хочешь быть здоров - постарайся!», занятие – совет - «Как научиться соблюдать режим дня», составитель Г.П.Попова. Большую методическую помощь оказала книга Л.А.Обуховой и др. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (Мастерская учителя). Она содержит полностью разработанный курс занятий для школьников с планированием. Практическим руководством послужило пособие для воспитателей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме» Худенко Е.Д.

Программа представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и

включает 6 взаимосвязанных блоков занятий:

 

Каждый блок программы состоит из трёх подразделов, рассчитанных на три возрастные группы воспитанников:

Среднее;

Старшее;

Выпускники;

Для каждого возраста разработана своя тематика занятий.

Например, раздел «Правильное питание»:


 

Правильное


 

питание.

Среднее звено:

1. Питание-необходимое условие для жизни (беседа).

2.Здоровая пища для всей семьи (презентация).

3.Питание – основа жизни (устный журнал).

4.Как стать Геркулесом? (заочное путешествие).

5.Овощи и фрукты – витаминные продукты (беседа).

6.Что такое питательные вещества? (вопросы и ответы).

7.«Полезные» и «вредные» продукты (кроссворд).

8.Какие ты знаешь правила приема пищи? (обобщение знаний и умений).

9.Что необходимо человеку в еде? (правила питания)

Старшее звено:

1.Здоровое питание (час вопросов и ответов).

2Особенности питания по сезонам года (составление рекомендаций).

3.Домашний доктор (разговор с «врачом»).

4.Путь пирожка (презентация).

5.Связь питания и заболевания (аукцион мнений).

6.Кладовая здоровья в лесу, на грядке (заочное путешествие).

7. «Злые продукты» (составление кроссворда).

8.Авитаминоз и обострение хронических заболеваний (ролевая игра).

9.Рациональное питание-залог ЗОЖ (беседа).

Выпускники :

1.Основные пищевые продукты и здоровье человека (устный журнал).

2.Разумный рацион питания (работа с меню).

3.Диета – плюсы и минусы (аукцион интересов).

4.Рациональное питание - залог ЗОЖ (беседа).

5.Авитаминоз и плохое самочувствие (советы врача).

6.Витамины и хронические заболевания («поход» к врачу-диетологу).

7.Анализ суточного меню (практикум).

8.Срок годности продукта и моё здоровье (работа с продуктовыми упаковками).

 

Работа с учащимися начинается с закрепления начальных знаний о питании человека в виде бесед, игровых моментов, занимательных моментах, то в старшем звене больше уделяется внимания практическим и исследовательским работам.

Анализировалось количество детей страдающих заболеваниями ЖКТ.

п./п.

Виды заболеваний

Число учащихся

%

1.

Заболевание печени.

1

8,3

2.

Желудочно-кишечный тракт

3

25,0

3.

Гастрит

3

25,0

4.

Нарушение опорно-двигательной с-мы

1

8,3

5.

Заболевания органов дыхания

4

33,4

 

Итого

12

100

Из данных таблицы видно, что практически у каждого из воспитанников (7 чел.) имеются болезни ЖКТ. И в основном эти заболевания являются приобретёнными.

В ходе внеклассных мероприятий проводилось анкетирование детей. Пример «Ваши пищевые предпочтения».

Анкета.

1.Какие продукты вам больше нравиться употреблять? А) фрукты Б)мучные изделия В) чипсы Г) сухарики Д) другое

2.Какому напитку вы отдаете при покупке предпочтение? А) сок Б) кока-кола В) спрайт Г) лимонад Д) минеральная вода Е) другие напитки

3. Знаете ли вы о пользе или вреде этих продуктов и напитков? А) да Б) имею смутное представление В) не знаю Г) мне все равно

Проанализировав эту анкету, получили следующие результаты: Диаграмма.

На конец учебного года результаты изменились в лучшую сторону:

 

Вопрос 3

Вопрос 2

Вопрос 3

Вариант А

20%

31%

48%

Вариант Б

33%

27%

50%

Вариант В

35%

16%

1%

Вариант Г

2%

10%

1%

Вариант Д

10%

7%

 

Вариант Е

 

9%

 


 

Таким образом, программа «ЗОЖ» обеспечивает

широкомасштабную здоровье-сберегающую культуру воспитанников, с

учетом возможностей и условий школы-интерната. В ней предусмотрены

механизмы перехода внешней культуры здорового образа жизни во внутреннюю культуру личности воспитанника, прежде всего через построение маршрута развития личности, формирование самосознания воспитанника. Программа обеспечивает связь между физической, нравственной, психической составляющими ребенка и соответствующими видами здоровья. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, подбираются особые подходы каждому воспитуемому через нестандартные, активные формы и методы обучения и воспитания.

Цель проекта : формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

Задачи проекта: 1. Формирование мо­тивации и ответственности за сохранение собственного здоровья, обеспечение здорового образа жизни путем создания в группе среды, благоприятной для укрепления здоровья.


 

2.Организация многообразной и разносторонней деятельности детей по формированию физически здоровой личности,


 

3.Разработка целостной системы здоровьесбережения и ее применение в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участ­ников воспитательного процесса;

Целевая группа проекта: учащиеся специальной общеобразовательной коррекционной школы-интернат VIII вида

Участники проекта : администрация, учитель-классный руководитель, воспитатель, педагоги, школьный психолог, медицинский персонал школы-интерната, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, родители.

Место реализации проекта: Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Пестречинская школа-интернат VIII вида»

Сроки реализации проекта: 2013-2016 годы.

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

I этап. Информационно-аналитический - 2013-2014 гг.

II этап. Практический - 2014-2015 гг.

III этап. Практико-обобщающий 2015 -2016 гг.

Раздел I. Теоретические основы реализации проекта:

1.1

Первое направление "Основы знаний о здоровом образе жизни"

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.

1.2

Второе направление "Воспитание культуры здоровья"
Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

1.3

Третье направление "Профилактика вредных привычек".
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

1.4

Четвёртое направление " Подвижные и развивающие игры"

Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
 

Раздел II. Механизм реализации проекта

2.1Структура комплекса оздоровительных и физкультурных мероприятий, применяемая в школе-интернате

(А) В ходе учебного процесса

- Уроки физкультуры с 1

по 12 класс 2-3 раза в неделю;

Вне уроков физкультуры:

- Утренняя гимнастика;

- Подвижные перемены;

- Физкультминутки.

(Б) В ходе внеклассной и

внеурочной работы

- Профилактика:

простудных заболеваний;

- Нарушение осанки ;

- Нарушение зрения.

- Занятия ЛФК с 1 по 6 класс

2 раза в неделю

- Проведение дней Здоровья

и уроков здоровья;

- Занятия в спортивных секциях;

- Проведение спортивных

праздников.

2.2 Оздоровительные моменты на уроке и в ходе внеклассной и внеурочной работы:

- физкультминутки, динамические паузы

- минутки релаксации

- дыхательная гимнастика

- гимнастика для глаз

- массаж активных точек

2.3 Индикаторы (критерии эффективности проекта, методы диагностики) Для решения поставленных задач, использовался метод исследования: анализ методических, психологических, педагогических источников по заявленной теме.

2.4 Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих;

2. Успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве;

3. Раскрыть творческие способности у обучающихся с ОВЗ;

4. Наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.

В течение работы по укреплению здоровья детей с ОВЗ сложилась система, которая позволила зафиксировать положительные результаты: у детей снизилась заболеваемость, формируется культура ЗОЖ, вырабатываются самостоятельные убеждения относительно здоровья.

Ранее, когда сведения о состоянии здоровья были только у медработников, не всегда у воспитателей информация была полной. Заполнение паспорта здоровья позволили дать возможность целенаправленно работать с детьми и проводить беседы о тех нарушениях, каких более всего в группе.

В настоящее время разработано большое количество мероприятий по ЗОЖ. Это и радиолинейка «Путешествие по городу Здоровейка», заочное путешествие «Почему болят зубы», конкурс рисунков «В здоровом теле-здоровый дух», занятие «Овощи и фрукты-витаминные продукты», презентация «Если хочешь быть здоров!», «Скажем наркотикам-нет!», «Курить- здоровью вредить», составление кроссворда «Злые продукты» и др. Темы ДРК (диагностики, регуляции и коррекции), проводимые в группе: здоровье учеников в режиме дня школы - интерната; состояние и уровень комфортности ученика в школе и группе.

Выступала неоднократно на методических объединениях и педагогических советах с темами по ЗОЖ («Влияние ПАВ на подростка»), делимся опытом работы «Методическая копилка группы).

Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей наша первоочередная задача. Здоровье станет для ребенка ценностью если:- У него будет сформирован интерес к данной проблеме;- Поддержан занимательной, игровой деятельностью;

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В.А. Сухомлинский

Литература:

1. Конституция РФ;

2. Декларация прав ребенка;

3. закон РФ ''Об образовании";

4. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным

постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора;

5. Приказ 1418от 15.05.2001 г. Министерства образования РФ "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению, здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения".

6. В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова

«Основные компоненты ЗОЖ в условиях учебного процесса», М., 2003г.

7 Г.П.Попова. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах», М.,2000г.

8. Л.А.Обуховой «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» Ротов на/Д:Феникс, 2009г.

9. Е.Д.Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме», М.,2006г.

10.Квач Н.В. Здоровьесберегающая педагогика. – М., «ВЛАДОС», 2001г.

11. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 – 2004 г.


 

Приложения

Приложение № 1


 

Система формирования здорового образа жизни


 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Воспитание культуры ЗОЖ

Лечебно-профилактические мероприятия


 

 


 


 

 

Физическая культура и спорт

 

 

 

Оздоровительные мероприятия

 

 


 

 

Учебно-воспитательная работа

Внедрение новых технологий

 

 


 


 


 


 

Программа
внеурочной деятельности «Спорт – это здоровье»

Цель и задачи программы

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Особенности программы

Данная программа строится на принципах:

Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения;

опыты;

игра.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

    • разучивание и исполнение песен;

      организация подвижных игр;

      проведение опытов;

      выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется 4 года. Количество учащихся 10-15 человек.

Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность;

формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.


 

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.