Иллюстративно-практическая проектная деятельность по математике для учащихся 5 класса «КУБИК»
Государственное Казённое Оздоровительное Образовательное Учреждение Калужской Области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Редькинская санаторная школа-интернат».
Иллюстративно-практическая проектная деятельность по математике
для учащихся 5 класса
«КУБИК».
Разработал:
Смирнова Ольга Александровна,
учитель математики
I квалификационная категория.
д. Редькино
2013 год.
Пояснительная записка.
На протяжении изучения курса математики в 5-6 классах учащиеся знакомятся с такими геометрическими понятиями как «луч», «прямая», «отрезок», «окружность» и «круг», «угол», «площадь и объем фигур», учатся работать с чертежными инструментами. Но в сознании большинства школьников «не укладывается» как взаимосвязаны числа, на изучение которых отводиться большая часть времени и «круги» с «квадратами».
Более осознанное понимание единства этих понятий происходит в 7 классе, когда учащиеся начинают изучать «Алгебру» и «Геометрию». Но изучение геометрии в старших классах всегда вызывает у школьников большие затруднения: множество непонятных терминов, логика доказательств теорем и решение задач, построение чертежей, не умение работать с чертежными инструментами все это приводит к формированию негативного отношения к предмету. А как следствие низкому качеству обучения.
Изучение основ геометрии, на мой взгляд, стоит начинать гораздо раньше, уже в 5-6 классе, чтобы у учащихся не возникало чувство страха перед новыми формами деятельности. Реализовать такой подход за счет отведенной программой времени не представляется возможным, да и за 45 минут невозможно рассказать о красоте и гармонии геометрических фигур. Поэтому мной был разработана программа реализации изучения основ геометрии для учащихся 5 класса под названием «КУБИК». Курс рассчитан на 34 часа в год, при нагрузке 1 час в неделю.
Инновационной составляющей данного курса организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса является иллюстративно-практический проектный принцип построения, который состоит в разумном сочетании теоретического материала, практических работ (индивидуальных и групповых), а также возможности использования информационно-коммуникационных технологий.
Основными разделами являются:
v Линии и окружности —14 часов.
Основные понятия: линия, ломаная, окружность, круг, эллипс, радиус, диаметр, хорда, эпитрохоида, циклоида, таутохрона, клотоида, циркуль.
v Углы — 2 часа.
Основные понятия: угол, виды углов, транспортир.
v Многоугольники—18 часов.
Основные понятия: прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, правильные многоугольники, квадрат, ромб, параллелограмм, трапеция, треугольник, пифагоровы треугольники, элементы геометрических фигур.
В ходе изучения каждого раздела предусмотрены мини-проекты, игры и конкурсы, индивидуальные и коллективные творческие проекты, практические работы и компьютерные практикумы.
Условное обозначение видов деятельности
ТРЗ — теоретический материал и решение практических задач.
МП — мини-проект.
ИД — индивидуальная проектная деятельность.
П — коллективная проектная деятельность.
КП — компьютерный практикум.
ПР — практическая работа.
Сроки реализации: сентябрь 2013 года — май 2014 года.
Цель: развитие познавательного интереса пятиклассников к изучению геометрических фигур, посредствам иллюстративно-практической проектной деятельности.
Задачи:
Формировать умение работать самостоятельно в и коллективе;
Использовать методику проектной деятельности;
Совершенствовать графическую культуру;
Развивать пространственное воображение обучающихся, логическое и образное мышление;
Показать возможности современных информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование: мел, доска, цветная бумага, цветной картон, цветные карандаши, фломастеры, бумага формата А-4, простые карандаши, линейки, циркули, транспортиры, угольники, ножницы, альбомы для проектов (для рисования), пластилин, клей, скотч, проволока (медная или алюминиевая), интерактивная доска, проектор, ПК.
Техническая поддержка:
ü CD «Математические этюды». Версия 2.2 — РАН. Математический институт им. В. А. Стеклова.
ü CD «Уроки геометрии с применением ИКТ» — Современная школа.
ü http://www.elementy.ru
Методическая литература
1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике, методическое пособие. М.:ТЦ Сфера.—2005 г.—240с.
2. Бабикова М. И. Страна математических чудес. М.: Издательство МЦНМО.—2009 г.—240с.:ил.
3. Кулешова Л. Е. Великие математики. Краснодар ОИПЦ «Перспективы образования».—2007 г.—20с.
4. 365 Логических игр и задач. М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА.—2005 г.—288с.
Тематическое планирование.
№ |
Тема занятия |
Вид деятельности |
Дата |
ЛИНИИ И ОКРУЖНОСТИ |
|||
1. |
Разнообразный мир линий. |
ТРЗ |
6.09 |
2. |
Ломанные. |
13.09 |
|
3. |
«Узорные линии». |
КП |
20.09 |
4. |
Проект «Лабиринты». |
МП |
27.09 |
5. |
Окружность. Круг. |
ТРЗ |
4.10 |
6. |
Эллипс. |
11.10 |
|
7. |
Рисуем эпитрохоидой. |
ИД |
18.10 |
8. |
«Палка, палка, огуречик…» |
КП |
25.10 |
9. |
Линии и окружности в архитектуре. |
П |
1.11 |
10. |
Линии и окружности в технике. |
П |
15.11 |
11. |
Кривые постоянной длины. |
ТРЗ |
22.11 |
12. |
Цифровые раскраски. |
ИД |
29.11 |
13. |
Перекрученные полоски. |
ТРЗ |
6.12 |
14. |
Проект «Изворотливая дуга». |
МП |
13.12 |
УГЛЫ |
|||
15. |
Углы. Виды углов. |
ТРЗ |
20.12 |
16. |
Построение и измерение углов. |
ПР |
27.12 |
МНОГОУГОЛЬНИКИ |
|||
17. |
Мини-игра «Рыбалка-смекалка». |
игра |
17.01 |
18. |
Прямоугольники. |
ТРЗ |
24.01 |
19. |
Четырехугольники. |
ТРЗ |
31.01 |
20. |
«Космический дом». |
КП |
7.02 |
21. |
Многоугольники. |
ТРЗ |
14.02 |
22. |
Проект «Увидеть и удивиться». |
П |
21.02 |
23. |
Правильные многоугольники. |
ПР |
28.02 |
24. |
Треугольники. |
ТРЗ |
7.03 |
25. |
Пифагоровы треугольники. |
ТРЗ |
14.03 |
26. |
Проект «Загадочные треугольники». |
МП |
21.03 |
27. |
Семь раз сложи, один отрежь |
ИД |
11.04 |
28. |
Конкурс стихов и загадок о геометрических фигурах. |
ИД |
18.04 |
29. |
Геометрическая азбука. |
П |
25.04 |
30. |
Рисуем картины с помощью геометрических фигур в текстовом редакторе WORD. |
КП |
2.05 |
31. |
Конструирование. |
П |
9.05 |
32. |
Разработка проекта «Геометрические узоры в национальных костюмах». |
МП, ИД |
16.05 |
33. |
Разработка проекта «Геометрические узоры в национальных костюмах». |
МП, ИД |
23.05 |
34. |
Защита проекта |
Презентация проектов |
30.05 |
Планируемые результаты.
В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретут навыки графической иллюстрации простейших плоскостных геометрических фигур, смогут проявить свои творческие способности в ходе выполнения практических работ, познакомятся с принципами выполнения мини-проектов и возможностями компьютерной графики. Итогами проектной деятельности станет презентация проектов «Геометрические узоры в национальных костюмах» и выставка творческих работ обучающихся по темам:
Ø «Узорные линии».
Ø Проект «Лабиринты».
Ø Рисуем эпитрохоидой.
Ø «Палка, палка, огуречик…»
Ø Линии и окружности в архитектуре.
Ø Линии и окружности в технике.
Ø Проект «Изворотливая дуга»
Ø «Космический дом»
Ø Проект «Увидеть и удивиться»
Ø Проект «Загадочные треугольники»
Ø Семь раз сложи, один отрежь
Ø Конкурс стихов и загадок о геометрических фигурах
Ø Геометрическая азбука.
Ø Рисуем картины с помощью геометрических фигур в текстовом редакторе WORD
Ø Конструирование.
Риски:
§ Перегруженность проектной деятельностью;
§ Неправильный расчет времени на разработку и реализацию проектов;
§ Каникулярные и праздничные дни;
§ Карантин в школе-интернате или болезнь руководителя;
§ Отсутствие качественной линии связи с Интернетом.
Дополнительные сведенья.
Руководитель: Смирнова Ольга Александровна.
Задействованные кабинеты: кабинет математики и кабинет информатики
Время занятий: пятница 14:30-15:30.