Статья «Проектная деятельность в начальной школе»
Проектная деятельность в начальной школе.
Новые условия развития российского общества продиктовали необходимость существенных изменений в системе образования, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью нового стандарта начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая способствует формированию интеллектуального, творческого, личностного потенциала обучающихся.
Проектная деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Цели проектной деятельности:
воспитывать гражданскую позицию учащихся;
способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;
формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развивать значимые личностные качества младших школьников;
развивать моторику;
Задачи проектной деятельности:
формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
вооружение детей методами научного познания;
ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.
Структура проектной деятельности:
1.Погружение в проект. На данном этапе выбирают и формулируют проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигают гипотезы, требующие доказательства или опровержения, если выбран учебно- исследовательский проект. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний. полученных в ходе выполнения проекта.
2.Организационный. На данном этапе выбирают и организуют группы участников проекта, определяют направление работы, формулируют задачи для каждой группы , указывают способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может закончиться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом или школьным коллективом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3.Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирование по изучаемой проблеме, научные эксперименты и исследования, практическая деятельность и т. д.
4.Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На данном этапе определяют способы обработки полученных данных Учащиеся представляют свои проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляют в виде творческой работы.
5.Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляют в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через участие в конференции, организации концертов, фото-отчетов, выступлений в средствах массовой информации и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяют выдвинутые гипотезы, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
Существующие типы проектов:
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.
Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.
Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
По количеству участников проекты могут быть:
индивидуальные
парные;
групповые.
коллективные
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочные;
средней продолжительности;
долгосрочные.
Таким образом, проектная деятельность направлена на активизацию познавательных способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей детей. Проектная деятельность способствует формированию предметных и метапредметных компетенций учащихся, повышению качества образовательной деятельности педагога и достижению позитивных результатов обучения учащихся, что соответствуют общепедагогическим требованиям.
Литература:
1.А.Б. Воронцов. «Проектные задачи в начальной школе» Москва. Просвещение. 2011 г.
.2.Я.Н.Храмова. «Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности» // Начальная школа.2014. №12
3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. «Проектная деятельность младших школьников»: Книга для учителя начальных классов. Москва.Вентана -Граф, 2004.
4.https://paidagogos.com/proektnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov.html