Статья «Использование метода проекта в организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

8
10
Материал опубликован 15 February 2019 в группе

Использование метода проекта в организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Опыт работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста

(для старшей и подготовительной групп)

 ВВЕДЕНИЕ

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.

Детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, педагоги сталкиваются с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. Воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом. Таким образом, назрела необходимость создания методической системы работы по детскому экспериментированию. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Дети от природы – исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы. Задача взрослых – их от этого систематически не отучать. Это очень трудно – пересмотреть сложившийся у большинства людей стереотип о «любопытной Варваре», а между тем, стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Ребенок так или иначе познает мир в процессе любой своей деятельности, самостоятельный или в партнерстве со взрослыми. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить познавательно исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных связях и отношениях), упорядочение, систематизацию представлений о мире.

Метод детского экспериментирования не труден, просто он был еще не привычен и не опробован до конца в условиях дошкольного учреждения. На первом этапе чувствовался недостаток в методической литературе, мало было специального оборудования для опытов. Поэтому в пространственно-предметную среду вносила необходимые материалы и оборудование для опытов; оборудовала в групповой комнате экспериментальный уголок. Ведь основной принцип проведения игр-экспериментов это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и имеет возможность исследовать различные предметы и вещества. В группе создана естественная среда, где каждый ребенок находит дело по силам и интересам в любых видах деятельности.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводились консультации, день открытых дверей. Родители принимали активное участие в оборудовании и пополнении уголка детского экспериментирования необходимыми материалами, способствовали удовлетворению познавательных интересов детей в экспериментировании в домашних условиях.

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводим со всеми детьми сразу. Они выступают в роли волшебников, фокусников, фей.

Наблюдения за явлениями в окружающей природе - это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования.

Организованные наблюдения за природой обогащали практический опыт детей и побуждали к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяли, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появилось желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы: лейку, капельницу или просто свои ладошки. На практическом опыте дети убеждались, что намоченные водой предметы также изменяются, как на улице после дождя. И еще один пример: наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечали его внешние свойства и особенности, придумывали слова-сравнения, определяли, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивало к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег - это вода.

Экспериментируя со снегом, водой, льдом, дети научились самостоятельно характеризовать воду в трех физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твердой, в виде льда и в виде подвижного летучего пара, получали начальное представление о круговороте воды в природе. Маленькие исследователи, играя с воздухом и водой, открывали для себя элементарную закономерность:

воздух есть везде,

им дышит все живое,

он легкий, невидимый,

его можно увидеть в воде в виде пузырьков,

движение воздуха - это ветер и т. д.

При планировании работы по организации детского экспериментирования учитывала то, что в процессе исследовательской деятельности ребенок должен приобретать опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, лингвистический, волевой, личностный, поведенческий. Перестраивая содержание занятий, включала экспериментирование в учебно-воспитательный процесс, внедряла детское экспериментирование в занятия, которые стали носить развивающий познавательный эффект. Легко можно обыграть любой опыт: как наглядный материал ( при изучении «вулкана» и т.д.), и как проблемная ситуация ( утонет ли яйцо в воде?).

В разработанных занятиях термин "экспериментирование", понимается педагогом как особый способ духовно- практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных условиях и ситуациях. В этих занятиях учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Познавательный характер занятий стимулировал у детей развитие эмоционально положительного отношения к природе, способствовал становлению природоведческого сознания.

Развитая потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, поставила перед необходимостью разработать цикл интегрированных занятий, создающих условия для развития у детей знаний о географических представлениях, о родном крае.

Наш родной край привлекает детей своей красотой и богатствами. На этих занятиях дети знакомились не только с родным городом, его достопримечательностями, но и с Уральским краем, его растительным и животным миром. Дети получили возможность изучить карту Челябинской области. Вместе с героями экологических сказок побывали в шахтах, в городах, на побережье голубых озёр Урала, увидели уникальные природные богатства, узнали о полезных ископаемых нашего края.

Дети познакомились с разными климатическими зонами, с условиями жизни на крайнем севере, в пустыне, тундре, в горах. Дошкольники увидели землю с птичьего полета, узнали о земле, как о планете солнечной системы, побывали в космосе, увидели звездное небо.

В процессе исследовательской деятельности дети научились слушать, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать. Мы поддерживали познавательный интерес детей, стимулировали их к дальнейшему исследованию предметов и восприятию окружающего мира.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Формирование интереса у детей к данной деятельности является одним из главных факторов и важнейшим условием развития творческого потенциала личности. Для этого в группе создается предметно-развивающая среда - уголок-лаборатория. Уголок художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов вместе с детьми разрабатываются правила работы в лаборатории.

Для поддержания и дальнейшего развития интереса детей к детскому экспериментированию разрабатывается система познавательных задач, создается любимый герой Капелька, используются разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приема пищи, игр, занятий, на прогулке; используются сюрпризные моменты и проблемные ситуации

Система работы по организации детского экспериментирования в группе  строится на основе знаний возрастных особенностей детей с учетом их индивидуальных личностных способностей и возможностей.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

 Вывод: в старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Обобщая опыт по экспериментированию, можно сделать вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

И хочется закончить китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

 Предлагаю следующие эксперименты, которые моим детям очень понравились.

«Радуга»

Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.

Цель: развивать способность у детей наблюдать,  познакомить с механизмом возникновения цвета.

Материал: тазик с водой, картон черный, лак для ногтей бесцветный.

Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги. Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака. Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.

«Опыты с пресной и соленой водой»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;

свойства пресной воды и соленой.

Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.

Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой.

В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте.

Дайте воде отстояться.

В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.

«Яйцо утонет или всплывет?»

Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

Материал: 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде), 4 ч. л.соли, 2 стакана воды.

Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.

Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

«Холодная вода тяжелее, чем теплая»

Этот опыт может быть наглядным материалом при рассмотрении полюсов земли.

Цель:

подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная;

систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.

Материал: прозрачная миска или банка литровая, вода теплая, тушь, ледяная.

Налейте теплую воду в миску.

Капните в ледяную воду тушь, чтоб вода окрасилась.

Осторожно вливайте ледяную воду в теплую.

Вы заметите, что ледяная вода опускается на дно, как холодная вода у полюсов.

 «Вулкан»

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.

Цель: систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.

Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.

Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.

Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.

Вставьте в конус пробирку.

Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

Экспериментируйте вместе с детьми это очень интересно!

Комментарии

Тема актуальная, в копилку!!!

16 February 2019

Спасибо, Елена Фёдоровна! Рада, если пригодится!

16 February 2019

Очень интересно, спасибо!

16 February 2019

Благодарю, Валентина Ивановна, за отзыв!

16 February 2019

Проектная деятельность детей сегодня один из методов развивающего обучения, направлен на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений. Хорошо , что занимаетесь этой темой.

16 February 2019

Спасибо, Любовь Витальевна, за внимание и отзыв!

16 February 2019

Нужная тема, спасибо!

17 February 2019

Вам спасибо, Ольга Анатольевна!!!

17 February 2019

Здорово!

18 February 2019

Спасибо, Марина Юрьевна!

18 February 2019

Похожие публикации