12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Янова Татьяна Викторовна35958
Воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 44 года.
Россия, Челябинская обл., Челябинск
Материал размещён в группе «Дошкольники»
8

Статья «Использование метода проекта в организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Использование метода проекта в организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Опыт работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста

(для старшей и подготовительной групп)

 ВВЕДЕНИЕ

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.

Детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, педагоги сталкиваются с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. Воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом. Таким образом, назрела необходимость создания методической системы работы по детскому экспериментированию. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Дети от природы – исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы. Задача взрослых – их от этого систематически не отучать. Это очень трудно – пересмотреть сложившийся у большинства людей стереотип о «любопытной Варваре», а между тем, стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Ребенок так или иначе познает мир в процессе любой своей деятельности, самостоятельный или в партнерстве со взрослыми. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить познавательно исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных связях и отношениях), упорядочение, систематизацию представлений о мире.

Метод детского экспериментирования не труден, просто он был еще не привычен и не опробован до конца в условиях дошкольного учреждения. На первом этапе чувствовался недостаток в методической литературе, мало было специального оборудования для опытов. Поэтому в пространственно-предметную среду вносила необходимые материалы и оборудование для опытов; оборудовала в групповой комнате экспериментальный уголок. Ведь основной принцип проведения игр-экспериментов это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и имеет возможность исследовать различные предметы и вещества. В группе создана естественная среда, где каждый ребенок находит дело по силам и интересам в любых видах деятельности.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводились консультации, день открытых дверей. Родители принимали активное участие в оборудовании и пополнении уголка детского экспериментирования необходимыми материалами, способствовали удовлетворению познавательных интересов детей в экспериментировании в домашних условиях.

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводим со всеми детьми сразу. Они выступают в роли волшебников, фокусников, фей.

Наблюдения за явлениями в окружающей природе - это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования.

Организованные наблюдения за природой обогащали практический опыт детей и побуждали к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяли, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появилось желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы: лейку, капельницу или просто свои ладошки. На практическом опыте дети убеждались, что намоченные водой предметы также изменяются, как на улице после дождя. И еще один пример: наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечали его внешние свойства и особенности, придумывали слова-сравнения, определяли, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивало к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег - это вода.

Экспериментируя со снегом, водой, льдом, дети научились самостоятельно характеризовать воду в трех физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твердой, в виде льда и в виде подвижного летучего пара, получали начальное представление о круговороте воды в природе. Маленькие исследователи, играя с воздухом и водой, открывали для себя элементарную закономерность:

воздух есть везде,

им дышит все живое,

он легкий, невидимый,

его можно увидеть в воде в виде пузырьков,

движение воздуха - это ветер и т. д.

При планировании работы по организации детского экспериментирования учитывала то, что в процессе исследовательской деятельности ребенок должен приобретать опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, лингвистический, волевой, личностный, поведенческий. Перестраивая содержание занятий, включала экспериментирование в учебно-воспитательный процесс, внедряла детское экспериментирование в занятия, которые стали носить развивающий познавательный эффект. Легко можно обыграть любой опыт: как наглядный материал ( при изучении «вулкана» и т.д.), и как проблемная ситуация ( утонет ли яйцо в воде?).

В разработанных занятиях термин "экспериментирование", понимается педагогом как особый способ духовно- практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных условиях и ситуациях. В этих занятиях учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Познавательный характер занятий стимулировал у детей развитие эмоционально положительного отношения к природе, способствовал становлению природоведческого сознания.

Развитая потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, поставила перед необходимостью разработать цикл интегрированных занятий, создающих условия для развития у детей знаний о географических представлениях, о родном крае.

Наш родной край привлекает детей своей красотой и богатствами. На этих занятиях дети знакомились не только с родным городом, его достопримечательностями, но и с Уральским краем, его растительным и животным миром. Дети получили возможность изучить карту Челябинской области. Вместе с героями экологических сказок побывали в шахтах, в городах, на побережье голубых озёр Урала, увидели уникальные природные богатства, узнали о полезных ископаемых нашего края.

Дети познакомились с разными климатическими зонами, с условиями жизни на крайнем севере, в пустыне, тундре, в горах. Дошкольники увидели землю с птичьего полета, узнали о земле, как о планете солнечной системы, побывали в космосе, увидели звездное небо.

В процессе исследовательской деятельности дети научились слушать, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать. Мы поддерживали познавательный интерес детей, стимулировали их к дальнейшему исследованию предметов и восприятию окружающего мира.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Формирование интереса у детей к данной деятельности является одним из главных факторов и важнейшим условием развития творческого потенциала личности. Для этого в группе создается предметно-развивающая среда - уголок-лаборатория. Уголок художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов вместе с детьми разрабатываются правила работы в лаборатории.

Для поддержания и дальнейшего развития интереса детей к детскому экспериментированию разрабатывается система познавательных задач, создается любимый герой Капелька, используются разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приема пищи, игр, занятий, на прогулке; используются сюрпризные моменты и проблемные ситуации

Система работы по организации детского экспериментирования в группе  строится на основе знаний возрастных особенностей детей с учетом их индивидуальных личностных способностей и возможностей.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

 Вывод: в старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Обобщая опыт по экспериментированию, можно сделать вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

И хочется закончить китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

 Предлагаю следующие эксперименты, которые моим детям очень понравились.

«Радуга»

Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.

Цель: развивать способность у детей наблюдать,  познакомить с механизмом возникновения цвета.

Материал: тазик с водой, картон черный, лак для ногтей бесцветный.

Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги. Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака. Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.

«Опыты с пресной и соленой водой»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;

свойства пресной воды и соленой.

Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.

Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой.

В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте.

Дайте воде отстояться.

В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.

«Яйцо утонет или всплывет?»

Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

Материал: 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде), 4 ч. л.соли, 2 стакана воды.

Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.

Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

«Холодная вода тяжелее, чем теплая»

Этот опыт может быть наглядным материалом при рассмотрении полюсов земли.

Цель:

подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная;

систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.

Материал: прозрачная миска или банка литровая, вода теплая, тушь, ледяная.

Налейте теплую воду в миску.

Капните в ледяную воду тушь, чтоб вода окрасилась.

Осторожно вливайте ледяную воду в теплую.

Вы заметите, что ледяная вода опускается на дно, как холодная вода у полюсов.

 «Вулкан»

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.

Цель: систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.

Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.

Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.

Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.

Вставьте в конус пробирку.

Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

Экспериментируйте вместе с детьми это очень интересно!

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 16.02.19 в 07:55 2Ответить Пожаловаться
Тема актуальная, в копилку!!!
Янова Татьяна Викторовна, 16.02.19 в 09:54 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Фёдоровна! Рада, если пригодится!
Устинова Валентина Ивановна, 16.02.19 в 07:58 2Ответить Пожаловаться
Очень интересно, спасибо!
Янова Татьяна Викторовна, 16.02.19 в 09:55 3Ответить Пожаловаться
Благодарю, Валентина Ивановна, за отзыв!
Любовь Витальевна, 16.02.19 в 14:33 2Ответить Пожаловаться
Проектная деятельность детей сегодня один из методов развивающего обучения, направлен на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений. Хорошо , что занимаетесь этой темой.
Янова Татьяна Викторовна, 16.02.19 в 17:50 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Любовь Витальевна, за внимание и отзыв!
Порошина Ольга Анатольевна, 17.02.19 в 14:50 1Ответить Пожаловаться
Нужная тема, спасибо!
Янова Татьяна Викторовна, 17.02.19 в 18:33 2Ответить Пожаловаться
Вам спасибо, Ольга Анатольевна!!!
Янова Татьяна Викторовна, 18.02.19 в 09:14 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.