Статья на тему «Роль взаимоотношений в личностном развитии детей дошкольного возраста»

3
0
Материал опубликован 6 April 2021

РОЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Анисимова О. А.

Воспитатель, высшей категории

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 16 «Малышок»

г.о. Серпухов, Московская область

e-mail: olya-anisimova@mail.ru.

 

Аннотация: В данной статье освещены вопросы взаимоотношений между детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: взаимоотношения, дружба, общение, дошкольник.

В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина отношений детей − дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу − все эти отношения несут массу разнообразных эмоций.

Так, например, большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста (работы Т.В. Антоновой, Т.А. Репиной и Л.А. Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А. Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А. Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива [1].

Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе. [2].

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом [3].

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их − важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.

Первое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния − от яростного негодования до радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым [4].

Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т.д. [4].

Еще одна отличительная особенность общения сверстников − преобладание инициативных действий над ответными. Особенно это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды [5].

Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от трех к шести-семи годам.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками:

Эмоционально-практическая (второй-четвертый годы жизни).

Ситуативно-деловая (она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста).

Внеситуативная (шестой-седьмой годы жизни) [6].

К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дети собираются в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.

В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает способность детей к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Часто вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому [7].

Система личных отношений, которая основывается на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения, приязни и т.д., доминирует в дошкольной группе, играет первостепенную роль, как в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, доброжелательных отношений между его членами, влияет на эмоциональный климат группы, настроение детей [8].

Установлено, что не все взаимоотношения благотворно сказываются на формировании личности каждого ребенка, становлении детского коллектива. Нередко в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств.

Внимательное наблюдение за любой возрастной группой детей в дошкольном учреждении показывает, что почти у каждого ребенка есть свой узкий круг общения, который строится преимущественно на чувствах взаимной симпатии, привязанности, предпочтения. Именно эта микросреда в силу своей эмоциональной насыщенности часто является наиболее значимой для ребенка, а поэтому и интенсивнее воздействует на формирование его личностных качеств, того или иного отношения к людям. Влияние малой группы на каждого ее члена может быть, как положительным, так и отрицательным, в зависимости от тех ценностей, которые в ней являются доминирующими [8].

Доброжелательность является одним из важных компонентов отношений дошкольников друг к другу. В связи с этим доброжелательность рассматривается как необходимая основа, на которой может развиваться устойчивое положительное отношение к окружающим, как важная ступень в становлении различных видов нравственных отношений.

Из сказанного ясно, что взаимоотношения между детьми в малых группах требуют самого пристального внимания педагога. Практика показывает, что именно эти контакты часто выпадают из сферы его внимания. Известный исследователь личных взаимоотношений детей дошкольного возраста Е.И. Кульчицкая отмечает, что «часто система сложных взаимоотношений между детьми исчезает из-под контроля воспитателя, так как она не может быть обнаружена путем простого внешнего наблюдения и требует значительно более сложных методов и приемов обнаружения. Между тем незнание действительных форм взаимоотношений между детьми лишает воспитателя возможности управлять сложным процессом формирования и коллектива в целом, и личности каждого ребенка в отдельности [9].

Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей.

 

Литература:

Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Дис... канд. психол. наук. − М., 1975. − 200 с.

Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/ Под ред. В.К. Котырло. − М., 1987.

Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А.Г. Рузской. − М., 1989.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. − М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. − 158 с.

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2000. − 160 с.

Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до 7 лет. − М., 1994. – 264 с.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Т. 1 − М.: Педагогика, 1983. – 392 с.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. − М., 1988.

Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т.А. Репиной. − М., 1978.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации