12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Залина Цориева13
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ



Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Цориева Залина Казбековна

учитель начальных классов
МКОУ СОШ №3 сел. Чикола Ирафского района РСО – Алания

(Из опыта)

t1575992445aa.png

t1575992445ab.png

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.
Цель, поставленная перед российским образованием на основе ФГОС, звучит так: «Целью и смыслом современного образования является развитие личности».

Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

К сожалению, за годы работы в школе, учителя сталкиваются со стремлением детей мыслить по готовым стереотипам и потерей интереса к урокам. Одной из причин, по которой дети испытывают затруднения, является неумение мыслить творчески. Можно сколько угодно оперировать знаниями, полученными в учебном процессе, но ничего нового не создавать. Ребенок должен научиться удивляться миру, видеть его тайны и проблемы и тогда он будет с удовольствием учиться.

Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? Ведь это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению научного мышления и способствующая выработке огромного интереса к учебным предметам.

В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Для начала ответим на вопрос «Может ли младший школьник быть исследователем?».

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам«узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Как разработать проект?

Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Он, таким образом, создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше, и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.

Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся на конкурсе и могут занимать призовые места. Какой проект будет заведомо выигрышный, учителю подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах проектной деятельности. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Поэтому учитель сам для себя решает, чего он хочет: научить ребенка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повышает самооценку учеников).

Как грамотно организовать проектную деятельность?

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства»сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.

При работе над проектом наиболее правильным направлением я считаю образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.

Отличия и взаимосвязь исследовательской и проектной деятельности.

 Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель.  Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели и конкретных задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Выбор метода (методики) проведения исследования.

Описание процесса исследования.

Обсуждение результатов исследования.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В - четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Вывод: зачастую оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга. 

Исследовательская деятельность заканчивается проектом, или в проект включено исследование.  

При организации проектно – исследовательской деятельности с детьми необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей. В начальной школе проекты могут быть исследовательскими, творческими, игровыми, информационными, практико-ориентированными.

Итак, в начальной школе   возраст накладывает ограничение на исследовательскую деятельность, но работать в этом направлении надо обязательно, так как занятия, добытые в самостоятельном исследовании, являются более глубокими, прочными переходят в убеждения и являются стимулом для заинтересованности школьной жизнью

Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе 

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

 Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет:

-расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его     познания

-работать с различными источниками информации, осуществлять выбор

 наиболее  значимого содержания из имеющейся информации

-сформировать научно-исследовательские навыки

-реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться

-воспитать не знатока-исполнителя, а творца

-выработать интерес к школьной жизни

Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

-поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений
-
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять модели
-
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя

Для решения этих задач используются следующие формы и способы деятельности:

-в урочной деятельности – коллективный учебный диалог,  игры«Почемучки»,рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание.

-во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместные с ребенком, выставки, уроки-праздники.

1 класс- подготовка к исследованию. Развитие поисковой активности.

1. Коллективно-творческое дело «Почемучки».

Дети начинают делать маленькие открытия по темам, которые им близки, например:

V Правда ли у многоножки 100 ног?

V Почему кровь красная?

V Почему мы мигаем?

V Почему крапива жжётся?

V Из чего сделаны снежинки?

V Как образуются ледяные сосульки?

V Плачут ли крокодилы?

V Почему божья коровка так называется?

Можно искать информацию всем вместе, посетив библиотеку или компьютерный класс. Можно предложить ребятам ответить на вопросы дома, попросить почитать родителей. Мамы папы бабушки и дедушки - это единомышленники. Они помогают в поиске и запоминании информации.

Здесь учитель преследует следующие моменты, необходимые для исследовательской деятельности:

-потребность узнавать что-то новое.

-развитие общего кругозора, памяти, мышления, речи.

-умение отвечать перед сверстниками.

У учеников развиваются следующие умения:

 -ставить вопросы,

 -развивать свою точку зрения.

2. Игры для развития исследовательских умений:

 а) Для развития речи и умений формулировать основополагающие и проблемные вопросы рассматриваются:

·        уточняющие и восполняющие вопросы,

·        корректные и некорректные вопросы,

·        вопросы установления сходства и различия,

·        вопросы установления причинно-следственных связей,

·        вопросы, требующие выбора главного, необходимого.

 б) С целью развития умения видеть проблему детям озвучиваются различные ситуации, и предлагается оценить их с разных позиций или продолжить развитие действия разными способами.

               Задание: продолжите рассказ несколькими способами:

представь, ты гуляешь в парке;

ты едешь по велосипедной дороге на велосипеде;

дятел, сидящий на дереве.

 в) Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать.

В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Так же при развитии умений вырабатывать гипотезы хороший эффект да­ют обсуждения различных ситуаций.

- Сформулируйте возможные причины и последствия описанных в них событий:

д) Памятка, помогающая сформулировать гипотезы.

Гипотезы:

- Может быть, …

- Предположим, …

- Допустим, …

- Что, если …

- Вероятно,…

- А может быть, …

г) Назови самые правдоподобные и неправдоподобные причины событий.

е) Для того, чтобы  научитьсяопределять понятия, нужно пользоваться относительно простыми приемами, сходными с определением понятий.

Описание — это простое перечисление внешних черт предмета с цепью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов.

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств  предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы.

Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения:

-ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке;

-задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических

Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения нужно делать простые аналогии.

Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся - умение выделить главную мысль. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, - использование простых графических схем.

Следующим этапом может быть:

Первое исследование внутри своей семьи. «С любовью к бабушкам и дедушкам». Детям предложено узнать о своей семье. Оформляется фотовыставка, ребята рассказывают интересные случаи из жизни самых мудрых в каждой семье. Итогом этой работы может быть первый совместный семейный праздник «Какой хороший дед», приуроченный ко дню пожилых людей. Любое дело должно поощряться, когда дети делятся радостью со сверстниками и родителями, когда чувствуют, что это всем интересно, тогда у них будет огромное желании творить дальше.

Следующая исследовательская работа - коллективное исследование: «Эти прекрасные цветы – бабочки».

Дети приносят в класс информацию о бабочках. Проводятся пункты исследования.

1.     Этап подготовки

2.     Этап проведения

3.     Анализ исследования

4.     Оформление результатов

Завершающим может быть интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства с приглашением родителей. Здесь ребята рассказывают интересные факты о жизни бабочек, и каждый ребёнок рисует свою бабочку. Дети чувствовали атмосферу праздника. Они рады выступать перед родителями и сверстниками с общим коллективным исследованием.

К концу 1- го класса учитель должен:

1. Познакомить детей с многообразием естественных наук; дать общее представление о науке, понятиях «ученый», «гипотеза», «исследование», «эксперимент».

2. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, работать с детскими энциклопедиями и научно-познавательной литературой, выступать с короткими сообщениями.

3. Сформировать умение четко и ясно излагать свои мысли, критически осмысливать материал, представленный в различных источниках. Отстаивать свою точку зрения, смело пользоваться выражениями «на мой взгляд…», «я согласен (не согласен) с мнением...

Второй этап – второй класс начальной школы– ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователей в группах:

 -развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать,формулировать выводы
-поддержание
инициативы, активности и самостоятельности школьников 

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность в группах осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:

в урочной деятельности:

-учебная дискуссия

-наблюдения   по плану

-рассказы детей и учителя

-упражнения на развитие мыслительной деятельности

-мини-исследования

во внеурочной деятельности:

-экскурсии
-мини-доклады
-ролевые игры

-эксперименты

Во 2 классе дети овладевают техникой исследовательского поиска в группах, они делятся на творческие группы по интересам.

1. Предварительная работа.  Коллективные игры и игры тренинги.

* Дети продолжают характеризовать явления, сравнивать, классифицировать, экспериментировать, наблюдать, искать проблемы. * Формируются умение общаться и работать в группе

* Развиваются черты характера доброжелательность, общительность, скромность, такт. Реализовать эту задачу помогают игровые формы обучения.

Примером могут служить коллективные игры, игры-тренинги.

Для обучающихся очень важно, чтобы игры приносили  конкретный результат. С этой целью после каждой игры проводится итоговая беседа. Шум, который возникает во время игры, создает определенные проблемы для восприятия информации. Однако это и создает условия, которые требуют «вслушиваться» в то, что сообщает партнер по общению. Такие игры являются хорошим примером к обсуждению правил групповой работы.

2. Организация групповой продуктивной деятельности.

Создаются творческие группы: сюрпризная, учебная, интеллектуальная и др. Еженедельно происходит чередование поручений.

Роли в группах четко оговорены и по желанию детей меняются.

Исследователь - отыскивает все таинственное

Творец - создает новое, придумывает, оформляет

Помощник - помогает всем участником исследования

Организатор - следит за работой, ведет записи

Докладчик - отвечает за этап защиты

Именно интеллектуальная группа проводит исследования по интересующей их теме по плану:

Дети узнали, что тема – это визитная карточка исследования.

Они учатся ставить цель, которая указывает на общее направление в работе, а задачи описывают основные шаги для достижения целей,

определяют гипотезу исследований – это догадка недоказанная опытом.

Затем дети составляют план работы, ребята используют несколько методов по осуществлению поставленных задач, узнают новое либо в сети Интернет, либо в книгах, либо наблюдают и экспериментируют. Когда вся информация собрана дети делятся выводами и результатами своего исследование. Проводить исследование можно по темам, которые близки детям.

Выстраивается такая цепочка:

опыт (эксперимент);

обдумывание его результатов;

рождение догадки (гипотезы);

вновь проверка опытом;

вывод новых законов природы (создание теории);

применение их на практике.

В рамках традиционных учебных часов используются:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Вывод: во 2 классе дети учатся добывать и применять знания, распределять обязанности в группе и успешно защищают исследовательскую работу. У учеников развиваются коммуникативные качества и  умение работать в группах, а также - доброжелательность, ответственность. Ведётся научно-исследовательская  работа, которая активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.



Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. А так же планомерная работа по проектной деятельности. 

  По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

  С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников:

-мини-исследования
-уроки-исследования
-групповая работа

-коллективное исследование

-эксперимент

-проектная деятельность

  Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а также домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми. При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержкаисследовательской активности ребенка.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

3 и 4 класс - это время, когда дети достигли качественных результатов в исследовательской работе и готовы заняться проектной деятельностью.

Необходимо создать условия для активной, сознательной, творческой деятельности обучающихся.   Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практическойили теоретической проблемы. Этот результат называется проектом, что в переводе означает замысел, план. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте.

Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в школьных и региональных научно-практических конференциях.

Для того  чтобы все эти правила заработали необходимо вызвать у детей интерес к работе над групповым проектом. Увлеченность, заинтересованность общей идеей, вера в конечный успех, формируют у участников проекта такие качества, как взаимовыручка, чувство ответственности.

Весьма важен вопрос оценки, она должна носить стимулирующий характер. Можно поощрять детей грамотами по группам, сделать несколько номинаций: «Самый интересный проект», «Яркий»,«Запоминающийся»,«Познавательный». И обязательно один приз всему классу: поход в рощу, посещение кинотеатра, художественного  музея.

Подготовка к научно-практическим конференциям.

Научно-практическая конференция - это тренинг, который позволяет младшим школьникам научиться:

Слушать и слышать друг друга. Выслушивать мнение других и уметь настоять на своем.

Приобрести навык индивидуальной и групповой работы, направленной на решение конкретной задачи.

Принимать решение и, часто, неординарное.

Достойно не только выигрывать, но и проигрывать. Радоваться не только собственным успехам, но и успехам других.

Как показывает опыт, лишь знания, добытые в самостоятельной творческой деятельности, являются наиболее глубокими, прочными и переходят в убеждения. Система проведения научно-практической конференции развивает у младших школьников навыки самообразования, готовит их самостоятельно и продуктивно осваивать новую информацию.

Анализируя результативность научно-практической конференции можно сделать следующие выводы:

1.     Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения младших школьников.

2.     Значительно расширяется кругозор учащихся в образовательных областях.

3.     Занятие исследовательской работой вооружает младших школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

4.     Участие в научно-практической конференции формирует у младших школьников опыт в труде и общении.

5.     Исследовательская деятельность школьников способствует профессиональному росту учителей, дает возможность раскрыть потенциал учеников, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных учреждений.

6.     Проектно-исследовательская деятельность позволяет заинтересовать ребят школьными предметами.

В 4-м классе:

1. Наблюдать и сравнивать природные явления.

2. Планировать и проводить наблюдения, находить в явлениях закономерные связи, делать обобщения по результатам наблюдений, пользоваться измерительными приборами.

3. Представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков.

4. Объяснять, используя научную терминологию, результаты наблюдений экспериментов.

5. Делать заключения и выводы по результатам экспериментов.

6. Под руководством учителя выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез.

Еще один немаловажный моментпроектно–исследовательская деятельность помогает детям быть успешными в жизни, ведь если у ребенка невысокая успеваемость, то у него развиваются комплексы. А исследовательская деятельность позволяет ощутить свою значимость, независящую от успеваемости, что и ведёт к заинтересованности ребят.

В конце обучения дети обладают коммуникативными качествами, навыками системного мышления, свободно ориентируются в системной иерархии окружающего мира, самостоятельно приобретают и демонстрируют свои знания, обладают качествами конкурентоспособного и очень увлечённого человека.

Заключение

 

В конце данной работы хотелось бы сформулировать основные выводы:

- Положительной оценки в проектно-исследовательской работе достоин любой уровень достигнутых результатов.

- Благодаря этой работе дети получают огромный опыт по преобразованию информации. У них развиваются коммуникативные навыки, им интересно делать свои маленькие открытия.

- Дети получают огромный опыт, когда участвуют в конференциях.

- Учащиеся уверенно чувствуют себя на семинарах и научных конференциях, не боятся публичных выступлений, умеют отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

Можно сделать вывод о том, что проектно – исследовательская деятельность, став неотъемлемым элементом содержания образования, является устойчивой частью образовательного процесса.

Еще один немаловажный момент – исследовательская деятельность помогает детям быть успешными в жизни, ведь если у ребенка невысокая успеваемость, то у него развиваются комплексы. А исследовательская деятельность позволяет ощутить свою значимость, независящую от успеваемости. Позволяет ребятам верить в себя.

Такая работа позволяет реализовать положения нового образовательного стандарта:

1.Осуществление духовно-нравственного воспитания.

2.Формирование универсальных учебных действий.

3.Работа с информацией.

4.Развитие исследовательского поведения.

В процессе такой работы дети могут добывать знания самостоятельно, ведь они получили первоначальные навыки исследовательской и проектной работы и  знают,что такое дух творчества, поиска.

Возможно, дети и не станут учеными, но знания, которые они приобрели, пригодятся им в жизни. Их ждет множество других открытий, ведь любое открытие зажигает маленькие искорки желания искать и творить, которые обязательно приведут к успешности ребенка в школьной жизни.

Список использованной литературы 

Бордовская З.В. “Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов» (сборник).

«Как организовать проектную деятельность младших школьников». Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

Безрукова В.С. «Директору об исследовательской деятельности школы». Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2002, №2.

Иванова Н.В. «Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе». Нач.школа. – 2004. - №2.

Новикова Т. «Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности». Нар. образование. – 2000. - №7.

Пахомова Н.Ю. «Учебный проект: его возможности».Учитель. – 2000.,№4.

Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Народное образование. – 1998.

Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся». – М., 2005.

http://schools.keldysh.ru/labmro  

http://www.nachalka.com/book/export/html/326 - статьи И. В. Жаку

Приложения

 

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Памятка начинающему исследователю

выбери тему исследования;

подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы;

продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы;

реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы;

поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы;

сделай выводы;

оформи результаты своей работы;

подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.