Проектная задача «Геометрия вокруг нас: площади фигур»
Проектная задача «Геометрия вокруг нас: площади фигур»
Возрастная категория: 9 класс
Тема проектной задачи: «Геометрия вокруг нас: площади фигур»
Паспорт проектной задачи
Компонент | Содержание | ||||||||||||||||||||||||||
Тип проектной задачи (нужное подчеркнуть) | Монопредметная или межпредметная; одновозрастная или разновозрастная; возраст, на который рассчитана проектная задача: 9 класс | ||||||||||||||||||||||||||
Стратегия решения проектной задачи (нужное подчеркнуть) | 1.Последовательность выполнения заданий жестко регламентирована. 2. Задания напрямую не связаны друг с другом, их выполнение возможно в любой последовательности. 3. Требуемая последовательность скрыта и должна быть определена самими учениками по ходу выполнения заданий. | ||||||||||||||||||||||||||
Место проектной задачи в образовательном процессе | Методическая разработка используется для учеников 9 класса в III учебной четверти при изучении тем «Площади фигур» (геометрия) и «Работа с электронными таблицами», «Программирование вычислительных задач» (информатика). Примерное количество уроков для выполнения задачи – 3 урока. | ||||||||||||||||||||||||||
Предметные знания и умения | умение работать с информацией (поиск информации с помощью известных поисковых систем, анализ и синтез полученной информации); использование формул для вычисления площадей геометрических фигур (прямоугольник, круг, трапеция, треугольник, параллелограмм и др.); владение терминологией и знание буквенных обозначений величин; умение анализировать задачи и строить математические модели; навыки работы с электронными таблицами (Excel, Google Sheets); написание программ для автоматизации вычислений (на языке программирования Pascal); создание изображений для визуализации данных; работа с графическими редакторами для построения схем и чертежей; создание и редактирование сайтов с помощью конструкторов сайтов. | ||||||||||||||||||||||||||
Метапредметные учебные действия | Метапредметные полностью согласуются с дидактическими целями: умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности; умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности; владение навыками исследовательской и проектной деятельности; готовность и способность к информационной деятельности; умение строить логическое доказательство; умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и преобразовывать их для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||
Дидактические цели (педагогический результат) | Демонстрация учащимися: усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - подготовить сайт «Геометрия вокруг нас: площади фигур»; привести соответствующие обоснования. | ||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания | Корректность вычислений: правильное использование формул для расчёта площадей. Функциональность программы: программа корректно выполняет расчёты и позволяет легко вводить данные. Качество визуализации: создание чертежей фигур с обозначением необходимых для вычислений элементов. Уровень взаимодействия в группе: распределение работы, выполнение заданий в срок, активность и вклад каждого участника. Презентация продукта: наглядное и аргументированное представление итогов работы. На обсуждение результатов выносится сайт «Геометрия вокруг нас: площади фигур» и обоснование предлагаемого программного продукта. А также владение необходимым предметным материалом. Оценивание результатов:
Общая шкала для оценивания выполнения заданий
|
Замысел проектной задачи.
Проектная задача «Геометрия вокруг нас: площади фигур» охватывает такие темы курса геометрии 9 класса, как «Площади фигур» и информатики «Работа с электронными таблицами», «Программирование вычислительных задач» связанные с вычислением площадей различных фигур, а также применением знаний по информатике для автоматизации вычисления площадей фигур. При выполнении математических расчетов учащиеся продемонстрируют навыки в области вычисления обыкновенных и десятичных дробей.
Проектная задача «Геометрия вокруг нас: площади фигур» направлена на решение реальной жизненной ситуации – проектирование зоны отдыха в парке. Ученики берут на себя роли проектировщиков, которым поручено:
Проанализировать площадь территории, выделенной под парк, и определить размеры различных зон (газоны, тротуары, игровые площадки, клумбы).
Рассчитать площади фигур, используя математические формулы, и представить результаты в табличной форме.
Автоматизировать расчёты, написав программу или используя табличный процессор.
Построить схему парка с использованием графических редакторов, отобразив расположение и размеры зон.
Создать диаграммы и графики, демонстрирующие распределение площадей между зонами.
Создать сайт, в котором показать результат работы всех групп класса.
Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к текстам и результатам других заданий и справочному материалу для получения необходимых данных.
Данная проектная задача рассчитана на участие 8-9 человек в каждой из трех групп, с осуществлением взаимоконтроля выполненных действий. На выполнение задачи отводится 3 урока. На последнем этапе работы должен быть создан конечный продукт – сайт «Геометрия вокруг нас: площади фигур» и проведена презентация полученного продукта.
Проектная задача развивает навыки межпредметного взаимодействия, исследовательскую компетентность и умение решать практические задачи с использованием цифровых инструментов.
Задание 1: Используя ресурсы сети Интернет и известные поисковые системы познакомьтесь с информацией о создании планов и эскизов парков развлечений и отдыха. А также вспомните, какие основные фигуры вам известны, и по каким формулам вычисляются площади данных фигур.
Комментарий к заданию 1. На данном этапе учащиеся демонстрируют навыки работы с предложенной информацией, навыки поиска и отбора информации для выполнения поставленного задания.
Задание 2: Разделитесь на три группы. В каждой группе составьте список объектов, которые нужно разместить на территории вашего парка: тротуары, клумбы, газоны, игровая зона. Определите форму каждого объекта (прямоугольник, круг, трапеция и т. д.) и необходимые размеры. Результаты представьте в таблице с описанием объектов и их параметров.
Комментарий к заданию 2. На данном этапе учащиеся демонстрируют умения проводить работу в группе, составлять план или эскиз парка, расположение геометрических фигур на эскизе, определение необходимых размеров для дальнейшего нахождения площадей данных фигур.
Решением задания может послужить заполненная таблица, следующего вида:
Название объекта | Форма объекта | Размеры |
Тротуар | | |
Клумба | | |
Газон | | |
Игровая площадка | | |
Спортивная площадка | | |
… | | |
Задание 3: Создайте схему территории с обозначением размещения всех объектов. Для этого можно использовать известные графические инструменты (например, Paint, Google Drawings, CorelDRAW, Adobe Photoshop и др).
Комментарий к заданию 3. На данном этапе учащиеся демонстрируют владение следующими навыками:
Основы графического дизайна — умение работать с графическими инструментами (например, Paint, Google Drawings, CorelDRAW, Adobe Photoshop).
Пространственное мышление — способность представить и правильно ограничить объекты на территории с учетом их взаимного расположения и масштабов.
Точность изображения — умение точно и четко обозначать объекты, их границы, а также учитывать глубину меток и подписей для определения схемы.
Оформление и читаемость — грамотное использование цветов, шрифтов и других элементов дизайна, чтобы схема была не только точной, но и визуально доступной для восприятия.
Работа с масштабом — умение адаптировать схему под заданные размеры, чтобы все объекты были пропорциональными.
Внимание к деталям — учитывать, что схема должна быть видна и понятна, важно проработать каждую деталь и исключить лишние элементы.
Учащиеся, выполнившие задание, должны перейти к навыкам работы с графическими программами и уметь логически и грамотно располагать позиции в виде схем.
Результатом выполнения задания служит чертёж территории с размерами и подписанными зонами, например:
Задание 4: Напишите программу на языке программирования Pascal или используйте Excel для автоматического расчёта площадей фигур, которые использованы в качестве зон на ваших чертежах. Программа должна принять размеры фигур в качестве входных данных и выдавать их площади.
Группа № 1 автоматизирует расчёты для прямоугольника, параллелограмма и трапеции.
Группа № 2 автоматизирует расчёты для круга, треугольника и ромба.
Группа № 3 автоматизирует расчёты для овала, правильного многоугольника и прямоугольного треугольника.
Результатами своей работы обменяйтесь между группами.
Комментарий к заданию 4. Для успешного выполнения данного задания учащиеся должны освоить следующие навыки:
Знания о геометрических фигурах – необходимо четко понимать формулы для расчета площади каждой фигуры, указанные в задании.
Основы алгоритмизации – обучающиеся должны освоить пошаговый алгоритм решения задач, который важен как для написания программы, так и для настройки формулы в Excel.
Навыки программирования – в зависимости от выбранного инструмента (Pascal или Excel), обучающиеся должны владеть:
В Паскале: реализовать программу, которая принимает значения размеров фигуры в качестве входных данных, выполняет соответствующие вычисления по формулам и выдает результат.
В Excel: создавать таблицы и формулы для автоматического расчета площадей фигур.
Задание развивает навыки работы с различными инструментами для автоматизации расчетов, совершенствует логическое мышление и дает возможность лучше понять математические принципы.
Результатом выполнения задания может служить рабочая программа или электронная таблица с формулами, например:
1. Программа для вычисления площади параллелограмма:
program ParallelogramArea;
uses crt;
var a, h, S: real; {Объявляем переменные }
begin
clrscr; { Очищаем экран }
{ Вводим данные }
writeln('Введите длину основания параллелограмма (a):');
readln(a); { Читаем основание параллелограмма }
writeln('Введите высоту параллелограмма (h):');
readln(h); { Читаем высоту параллелограмма }
{ Вычисляем площадь }
S := a * h; { Площадь параллелограмма = основание * высота }
{ Выводим результат }
writeln('Площадь параллелограмма (S) равна: ', S:0:2);
readln; { Ожидаем нажатия клавиши }
end.
2. Программа для вычисления площади трапеции:
program TrapezoidArea;
uses crt;
var
a, b, h, S: real; { Объявляем переменные: a, b - основания, h - высота, S - площадь }
begin
clrscr; { Очищаем экран }
{ Ввод данных }
writeln('Введите длину первого основания трапеции (a):');
readln(a); { Читаем первое основание трапеции }
writeln('Введите длину второго основания трапеции (b):');
readln(b); { Читаем второе основание трапеции }
writeln('Введите высоту трапеции (h):');
readln(h); { Читаем высоту трапеции }
{ Вычисление площади }
S := ((a + b) / 2) * h; { Площадь трапеции: S = ((a + b) / 2) * h }
{ Вывод результата }
writeln('Площадь трапеции (S) равна: ', S:0:2);
readln; { Ожидание нажатия клавиши для завершения программы }
end.
Задание 5: Подготовьте итоговый результат работы в виде сайта «Геометрия вокруг нас: площади фигур». На сайте объедините все расчёты, чертежи, диаграммы и таблицы в единую работу. Представьте полученный проект учителю и классу.
Комментарий к заданию 5. Для успешного выполнения данного задания учащиеся должны продемонстрировать следующие навыки:
1. Планирование структуры сайта: учащиеся должны определить логичную и удобную структуру сайта, которая включает разделы для чертежей, расчётов, диаграмм, таблиц и итогового проекта.
Основные разделы могут быть:
Главная страница – описание проекта и его целей.
Разделы по фигурам – расчёты и чертежи для каждой геометрической фигуры.
Итоговые результаты — объединённая информация, включая диаграммы и таблицы.
2. Навыки создания веб-сайта: использование простых инструментов для создания сайта, таких как конструкторы сайтов (Tilda, Wix, WordPress и др.)
3. Работа с дизайном: оформление сайта должно быть удобным для чтения и эстетически привлекательным.
4. Интеграция контента: учащиеся должны уметь вставлять в сайт изображения чертежей (схем), таблицы (из Excel), а также тексты и диаграммы. Все материалы должны быть правильно структурированы и подписаны.
5. Командная работа: важно организовать слаженную работу команды. Каждый участник должен выполнять свою часть проекта: кто-то отвечает за дизайн, кто-то – за загрузку материалов, кто-то – за проверку сайта.
6. Презентация проекта: учащиеся должны подготовить краткую и содержательную презентацию сайта для представления его учителю и классу. Необходимо заранее продумать основные моменты, которые будут озвучены: цели проекта, процесс работы, итоги.
7. Тестирование сайта: перед сдачей проекта учащиеся должны проверить корректность работы всех ссылок, отображение элементов сайта на разных устройствах (ПК, планшеты, телефоны) и его удобство для пользователя.
8. Грамотное оформление: использовать единый стиль оформления (шрифты, цвета, заголовки). Убедиться в правильности всех расчетов и подписей на сайте.
Итог: создание сайта объединяет знания из различных областей: математики, информатики, дизайна и навыков презентации, что помогает учащимся развивать комплексный подход к решению задач.
Содержание проектной задачи
Ребята, городская администрация проводит проект по благоустройству общественных пространств. Вам поручено рассчитать площади будущих зон отдыха, включая клумбы, тротуары, спортивные площадки и зоны с зелёными насаждениями. Также необходимо создать цифровую модель пространства для представления перед жителями. Как вы думаете, знания из каких школьных предметов вам пригодятся для выполнения данного задания?
Задание 1: Используя ресурсы сети Интернет и известные поисковые системы познакомьтесь с информацией о создании планов и эскизов парков развлечений и отдыха. А также вспомните, какие основные фигуры вам известны, и по каким формулам вычисляются площади данных фигур.
Задание 2: Разделитесь на три группы. В каждой группе составьте список объектов, которые нужно разместить на территории вашего парка: тротуары, клумбы, газоны, игровая зона. Определите форму каждого объекта (прямоугольник, круг, трапеция и т. д.) и необходимые размеры. Результаты представьте в таблице с описанием объектов и их параметров.
Задание 3: Создайте схему территории с обозначением размещения всех объектов. Для этого можно использовать известные графические инструменты (например, Paint, Google Drawings, CorelDRAW, Adobe Photoshop и др).
Задание 4: Напишите программу на языке программирования Pascal или используйте Excel для автоматического расчёта площадей фигур, которые использованы в качестве зон на ваших чертежах. Программа должна принять размеры фигур в качестве входных данных и выдавать их площади.
Группа № 1 автоматизирует расчёты для прямоугольника, параллелограмма и трапеции.
Группа № 2 автоматизирует расчёты для круга, треугольника и ромба.
Группа № 3 автоматизирует расчёты для овала, правильного многоугольника и прямоугольного треугольника.
Результатами своей работы обменяйтесь между группами.
Задание 5: Подготовьте итоговый результат работы в виде сайта «Геометрия вокруг нас: площади фигур». На сайте объедините все расчёты, чертежи, диаграммы и таблицы в единую работу. Представьте полученный проект учителю и классу.