Проектная задача по литературному чтению на тему «Весёлый хоровод»
Проектная задача по литературному чтению
«Веселый хоровод»
Данная проектная задача рассчитана для учащихся 2 класса и проводится в течение 1 урока в конце изучения раздела “Веселый хоровод” по УМК “Перспектива”.
1. Паспорт проектной задачи
Название проектной задачи | « Веселый хоровод» |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 |
Вид задачи | Монопредметная, одновозрастная |
Время проведения | Задача может использоваться в качестве обобщающего урока литературного чтения по теме «Устное народное творчество» в конце изучения соответствующего раздела. |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения. 2. Сотрудничество учащихся. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | Литературное чтение: - умение анализировать художественные произведения разной видо-жанровой принадлежности; - умение сравнивать и ранжировать фольклорные произведения малых форм (загадка, считалка, небылица, скороговорка); - владение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового) чтения. Метапредметные: - чтение, анализ, классификация, обобщение, умение разгадывать загадки. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях умения работать в малой группе |
Планируемый продукт | Книжка-малышка «Веселый хоровод» |
Способ и формат оценивания результатов работы | При подведении итогов работы оценивается: владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации; правильность выполнения задания; способность на протяжении всего решения задачи удерживать ее специфику; умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями; перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы; умение работать с предложенным текстовым материалом, выделять из него малые формы УНТ отсеивать лишнее, не имеющее отношения к решению данной задачи; коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат. |
Этапы решения задачи | 1. Целеполагание и формулировка задач. 2. Выполнение задания. 3. Оценка выполнения работы.Рефлексия. |
Оборудование | Набор текстовых заданий в нескольких вариантах, листы формата А5, карандаши, фломастеры, ножницы, клей |
Замысел проектной задачи
Детям предлагается приготовить подарок для первоклассников и отобрать из предложенных текстов произведения, которые относятся к устному народному творчеству для создания книжки-малышки. Решая данную проектную задачу, преследуем не только образовательные цели, но решаем вопросы социализации, преемственности. Данная проектная задача позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют литературными понятиями «загадка», «считалка», «небылица», «скороговорка”, умеют анализировать, классифицировать и обобщать.
Описание проектной задачи
- Проблемный блок
- Ребята, ко мне с просьбой обратилась учительница 1А класса Ирина Николаевна. Скоро первоклассники заканчивают знакомство со своей первой книгой - азбукой. И нас попросили сделать подарок для ребят к празднику “Прощание с азбукой” - книжку-малышку. Поскольку мы только что с вами закончили раздел “Устное народное творчество”, предлагаю включить в книжку произведения по этой теме.
- А какие же странички будут в нашей книжке? Для этого отгадаем ребусы. (У каждой группы на парте лежит карточка с ребусом)
2. Информационный блок.
Группы выполняют набор заданий по созданию и оформлению страниц книжки.
1 группа.
- Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только тексты, соответствующие вашей рубрике.
- Вырежьте, распределите загадки на группы по темам и приклейте под соответствующим заголовком на странице: «Загадки о цветах», «Загадки о ягодах».
- Отгадайте загадки. В качестве отгадки рядом с загадкой приклейте нужную картинку.
2 группа.
- Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только тексты, соответствующие вашей рубрике.
- Восстановите пословицы, которые потеряли свою вторую половинку. Вырежьте и наклейте их под соответствующим заголовком “Пословицы о дружбе”, “Пословицы о труде”.
- Красочно оформите свою страницу. Для этого вы можете воспользоваться имеющимися картинками или нарисовать самостоятельно. Приступите к оформлению данной рубрики.
3 группа.
- Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только тексты, соответствующие вашей рубрике.
- Красочно оформите свою страницу. Для этого вы можете воспользоваться имеющимися картинками или нарисовать самостоятельно. Приступите к оформлению данной рубрики.
- Запишите названия 4-5 детских игр, в ходе которых можно использовать считалки.
4 группа.
- Прочитайте произведение К. Чуковского “Небывальщина”.
2. Сочините небольшое стихотворение, похожее на “Небывальщину”, изменив в нем 1-2 героев.
3. Иллюстрируйте свою небылицу. Приступите к оформлению данной рубрики.
5 группа.
- Прочитайте текст сказки.
- Вырежьте и наклейте вместо пропущенных слов картинки.
- Озаглавьте сказку.
3. Критериально-оценочный блок.
Обведи свой балл на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (Обведи.)
Да Нет
Почему? _______________________________________________________
Приложение.
Ребусы.
| |||
(пословицы) | |||
(считалки) | |||
(небылицы) | |||
(сказки) |
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василек)
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (одуванчик)
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка … (роза)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (малина)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника)
На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (крыжовник)
Старый друг | что дерево без корней. |
Человек от лени болеет, | такова и работа. |
Кто любит труд, | лучше новых двух. |
Человек без друзей, | а от труда здоровеет. |
Друга ищи, | а найдёшь - береги. |
Каков мастер, | того люди чтут. |
К. Чуковский “Небывальщина”
По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.
Идет ….. по ….. . Видит …. растет. А рядом в зеленой траве валяются красное … и белая ….. . …. надел …., взял … и стал собирать …. . Вдруг откуда не возьмись выскочили …. . Увидели …. и закричали:
- Ой, какой смешной … . Летом … надел. Снимай скорее! Жарко.
Смотрят, а у … нет … . Удивляются …. : как же ее можно снять?
А … отвечает:
- Я не …, я … . В этой … мне летом не жарко, а зимой не холодно.