Проектные задачи
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «ПОДВИГ»
1.Паспорт проектной задачи
Предмет | Межпредметная (литературное чтение, математика, русский язык) проектная задача |
Класс, время | 4 класс |
Формирующиеся ценности | патриотизм, гражданственность, любовь к Родине. |
Цели и задачи | Цель: - формирование у учащихся чувства гордости за свою страну и уважения к своей Родине, её культуре. Задачи: - способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, уважения к людям различных национальностей. - устанавливать межпредметные связи, развивать память и внимание, развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас, познакомить с бесценным духовным наследием нашего народа и традициями; - развивать творческие способности учащихся. |
Формироование УУД | Личностные результаты 1. Выражать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Познавательные УУД 1. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 3. Договариваться о правилах общения и поведения. |
Критерии оценивания | Правильность выполнения предметных заданий. Составлен оптимальный текст для стенгазеты по теме проектной задачи. Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборе» конечного продукта. |
| |
2.Замысел проектной задачи
Проектная задача состоит из пяти заданий, которые необходимо выполнить в определенной последовательности.
Задание № 1 - ученики должны продемонстрировать умение работать с текстом.
Результат – ответ на вопрос найден, информация занесена в итоговую таблицу.
Задание № 2 – 4 – ученики должны продемонстрировать умения работать с таблицами по теме проектной задачи.
Результат – проанализирована информация и занесена в итоговую таблицу.
Задание № 5 –отвечая на вопросы, ребята должны выяснить, что объединяет разные народы России.
По результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, ученики создают итоговый продукт – текст для классной стенгазеты. Основные требования презентации готового продукта: освещение всех пунктов проектной задачи, наглядность, красочность оформления.
3.Содержание проектной задачи
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Мы отправляемся с вами в путешествие по нашей стране. По данным, которые вы внесете в таблицу, необходимо будет написать небольшую статью в стенгазету на тему «Россия – наша Родина» и проиллюстрировать ее.
Дети в группах распределяют роли, знакомятся со своими обязанностями.
Фамилия, имя | Роль | Обязанности |
| командир | Руководит всей работой экипажа |
| читатель | Читает тексты (литература) |
| математик | Работает с цифрами (математика) |
| писатель | Заполняет таблицы (русский язык) |
Задание № 1:
Прочитайте текст К. Д.Ушинского «Наше Отечество».
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку;
как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…
Ответьте на вопрос: «Как по-другому можно назвать нашу Родину и почему?» и запишите ответ в таблицу.
Задание № 2
Но самое большое, самое главное богатство страны – это люди.
Россия – Русь, широкая и великая. И везде живут люди – россияне. Но национальности у россиян разные.
Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численности и расставьте их в порядке убывания численности.
№ | Национальность | Численность |
1. | Русские | 115 889 107 |
2. | Башкиры | 1 673 389 |
3. | Белорусы | 807 970 |
4. | Татары | 5 554 601 |
5. | Чеченцы | 1 360 253 |
6. | Чуваши | 1 637 094 |
7. | Армяне | 1 130 491 |
8. | Аварцы | 814 473 |
9. | Мордва | 843 350 |
Задание № 3
Языков много, и, чтобы люди могли договориться, нужен общий. В России им стал русский, ибо русские - самый многочисленный народ страны и живут они во всех её уголках.
Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
«Какие группы языков встречаются на территории нашей Родины? Какой язык является общим для всех народов России?»
Задание № 4
Каждый народ имеет свои обычаи, традиции. Народы разных национальностей в нашей стране равноправны. Об этом записано в Конституции нашей страны. И у каждого народа есть своя религия.
Прочитав текст, заполни таблицу:
Религии | Священная книга |
|
|
Самой распространенной религией среди верующего населения нашей страны является христианство (православие). Священная книга православных христиан - Библия. Помимо русских православие распространено среди белорусов, карел, коми, мордвы, чувашей, удмуртов, осетин, якутов.
Вторая по численности приверженцев религия России – ислам. Наибольшую группу здесь составляют татары и башкиры, черкесы, чеченцы, ингуши, даргинцы и др. Священная книга мусульман - Коран. Храм мусульман называется Мечеть.
Калмыки, буряты и тувинцы исповедуют одну из самых древних религий мира - буддизм. Буддисты строго соблюдают основные правила учения Будды, главное из которых - правдивость. Священная книга называется Трипитака. Даца́н - буддийский монастырь-университет, а также храмовый комплекс у российских бурят.
Среди национальных религий наибольшее распространение в России получил иудаизм, который исповедуют евреи, а также малые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Священная книга называется Тора. Синагога - место для молитвы и ритуального чтения Торы.
Задание № 5
Что, по – вашему, объединяет разных народы России? Какие мы – россияне? Ответьте на вопросы с помощью имен прилагательных :
- Как называют человека, умеющего жить мирно, дружно, без ссор? (миролюбивый)
- Человек, умеющий сам выполнять качественно свои обязанности?
(ответственный)
- Человек, любящий трудиться? (трудолюбивый)
- Человек, всегда готовый помочь в трудную минуту? (отзывчивый)
- Человек, умеющий героически защищать интересы государства и его территорию? (мужественный)
На основе данных, которые вы занесли в свои таблицы, составьте текст для стенгазеты и проиллюстрируйте его.
№ | Задания | Ответы |
| Тема проектной задачи |
|
1. | Как по-другому можно назвать нашу Родину и почему? |
|
2. | Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численности и расставьте их в порядке убывания численности. |
|
3. | Какие группы языков встречаются на территории нашей Родины? Какой язык является общим для всех народов России? |
|
4. | Какие религии распространены на территории России? |
|
5. | Что, по – вашему мнению, объединяет разных граждан России? - А какие мы – россияне? |
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в группе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Россия – Родина моя». 01 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания. 01 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий). 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
да нет.
Почему?__________________________________________
Легоцкая Вера Сергеевна
Соколова Елена Борисовна
Легоцкая Вера Сергеевна