Программа курса внеурочной деятельности «Проектные задачи» (5–7 классы)

10
2
Материал опубликован 24 March 2017 в группе

Программа

курса внеурочной деятельности

«Проектные задачи»

Введение

Курс рассчитан на смешанные группы учащихся 5 – 6 классов, рекомендуется проведение в IV четверти. Учащиеся лучше запоминают материал, если у них возникает потребность реализации своих знаний в повседневной жизни. Это позволяет повысить учебную мотивацию и интерес к получению новых знаний. Для решения этой проблемы в своей деятельности использую проектные задачи, которые помогают сформировать умения переносить полученные знания на жизненные ситуации и реализовывать их на практике, воспитывают настойчивость в достижении целей. Правильная организация учащихся при решении проектных задач дает возможность внедрить данную работу в урочную деятельность без ущерба для освоения программы.

После изучения темы дети в ходе решения проектной задачи демонстрируют не только предметные знания, но и коммуникативные навыки. А так же закрепляют материал, применяя его в нестандартном виде. Творческое оформление решения задач улучшает восприятие учебного материала и прочнее сохраняет его в памяти. Ведь интересное запоминается лучше.

Цель курса: создание условий для повушения уровня развития учащихся посредством решения проектных задач.

Задачи:

выявление способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию;

развивать умение действовать в нестандартных ситуациях;

сформировать разновозрастное сотрудничество в рамках образовательного процесса;

обеспечить прочное и сознательное овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные и необходимые для полноценной жизни в обществе;

сформировать представление об идеях и методах проектов, как форме описания и методе познания окружающего мира;

сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

способствовать развитию межпредметного взаимодействия.

Проектная задача – это такая задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Для оценки действий учащихся в ходе решения проектных задач используется экспертная таблица по которой учащиеся оценивают работу своей группы и группы других участников. По итогам решения задачи оценивается реальный «продукт» деятельности группы, публично представленный классу.

Особенностью проектных задач для 5 - 6 классов состоит в том, что, решая их, дети используют весь известный им арсенал средств и предметных способов действий в различных реальных и квазиреальных (модельных) ситуациях. Главная цель таких задач – научиться ставить перед собой цель, планировать свои действия, самим контролировать и оценивать свои действия и результаты, а также действия и результаты своих сверстников, научиться осуществлять перенос способов действий из одной области в другую. Подобные задачи уже приближаются к учебному проекту, но пока ещё остаются задачами, так как школьники всё ещё не самостоятельны в выборе средств, способов действий, материалов для достижения результатов. Учитель по-прежнему обеспечивает группу детей всем необходимым для достижения конечного результата.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому учащиеся с разным уровнем знаний справляются с задачами успешно. Группы учащихся формируются смешанно из учащихся 5 и 6 классов или из параллельных классов по уровню знаний. Группы можно менять или оставить постоянными на протяжении курса.

Результаты освоения курса.

Личностные результаты

Целостное восприятие окружающего мира.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлятьи конструктивно устранять причины затруднения.

Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.

Предметные результаты

Умение строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Учебно – тематическое планирование

занятия

Тема

примечания

 

Что такое проектная задача?

Знакомство учащихся с формой работы на занятиях, инструктаж по ТБ, формирование групп. Критерии оценивания работы группы, решение задачи «Моя группа»

2

Математика здоровья

Проектная задача «Математика здорового обучения» http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_zadacha_matematika_zdorovogo_obucheniya_204114.html

3

Груз знаний на плечах

Проектная задача «Груз знаний на плечах» http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_zadacha_%C2%ABgruz_znanij_na_plechah%C2%BB_202942.html

4

Вкусная математика

Проектная задача «Здоровое меню школьника на один день http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_zadacha_zdorovoe_menyu_shkolnika_na_1_den_203317.html

5

Калькулятор праздника

Проектная задача «День рождение»

6

Школа ремонта

Проектная задача «Ремонт моей комнаты»

7

Красочная математика

Проектная задача «Социальный опрос в диаграммах»

8

Математика жизни

Проектная задача «Семейный бюджет»

9

Заключительное занятие

Игра «Где логика?»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень полезный ресурс, добавила в избранное

1 April 2017

Похожие публикации