Программа курса внеурочной деятельности «Проектные задачи» (5–7 классы)
Программа
курса внеурочной деятельности
«Проектные задачи»
Введение
Курс рассчитан на смешанные группы учащихся 5 – 6 классов, рекомендуется проведение в IV четверти. Учащиеся лучше запоминают материал, если у них возникает потребность реализации своих знаний в повседневной жизни. Это позволяет повысить учебную мотивацию и интерес к получению новых знаний. Для решения этой проблемы в своей деятельности использую проектные задачи, которые помогают сформировать умения переносить полученные знания на жизненные ситуации и реализовывать их на практике, воспитывают настойчивость в достижении целей. Правильная организация учащихся при решении проектных задач дает возможность внедрить данную работу в урочную деятельность без ущерба для освоения программы.
После изучения темы дети в ходе решения проектной задачи демонстрируют не только предметные знания, но и коммуникативные навыки. А так же закрепляют материал, применяя его в нестандартном виде. Творческое оформление решения задач улучшает восприятие учебного материала и прочнее сохраняет его в памяти. Ведь интересное запоминается лучше.
Цель курса: создание условий для повушения уровня развития учащихся посредством решения проектных задач.
Задачи:
выявление способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию;
развивать умение действовать в нестандартных ситуациях;
сформировать разновозрастное сотрудничество в рамках образовательного процесса;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах проектов, как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
способствовать развитию межпредметного взаимодействия.
Проектная задача – это такая задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Для оценки действий учащихся в ходе решения проектных задач используется экспертная таблица по которой учащиеся оценивают работу своей группы и группы других участников. По итогам решения задачи оценивается реальный «продукт» деятельности группы, публично представленный классу.
Особенностью проектных задач для 5 - 6 классов состоит в том, что, решая их, дети используют весь известный им арсенал средств и предметных способов действий в различных реальных и квазиреальных (модельных) ситуациях. Главная цель таких задач – научиться ставить перед собой цель, планировать свои действия, самим контролировать и оценивать свои действия и результаты, а также действия и результаты своих сверстников, научиться осуществлять перенос способов действий из одной области в другую. Подобные задачи уже приближаются к учебному проекту, но пока ещё остаются задачами, так как школьники всё ещё не самостоятельны в выборе средств, способов действий, материалов для достижения результатов. Учитель по-прежнему обеспечивает группу детей всем необходимым для достижения конечного результата.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому учащиеся с разным уровнем знаний справляются с задачами успешно. Группы учащихся формируются смешанно из учащихся 5 и 6 классов или из параллельных классов по уровню знаний. Группы можно менять или оставить постоянными на протяжении курса.
Результаты освоения курса.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлятьи конструктивно устранять причины затруднения.
Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.
Предметные результаты
Умение строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Учебно – тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
примечания |
Что такое проектная задача? |
Знакомство учащихся с формой работы на занятиях, инструктаж по ТБ, формирование групп. Критерии оценивания работы группы, решение задачи «Моя группа» |
|
2 |
Математика здоровья |
Проектная задача «Математика здорового обучения» http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_zadacha_matematika_zdorovogo_obucheniya_204114.html |
3 |
Груз знаний на плечах |
Проектная задача «Груз знаний на плечах» http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_zadacha_%C2%ABgruz_znanij_na_plechah%C2%BB_202942.html |
4 |
Вкусная математика |
Проектная задача «Здоровое меню школьника на один день http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_zadacha_zdorovoe_menyu_shkolnika_na_1_den_203317.html |
5 |
Калькулятор праздника |
Проектная задача «День рождение» |
6 |
Школа ремонта |
Проектная задача «Ремонт моей комнаты» |
7 |
Красочная математика |
Проектная задача «Социальный опрос в диаграммах» |
8 |
Математика жизни |
Проектная задача «Семейный бюджет» |
9 |
Заключительное занятие |
Игра «Где логика?» |
Медведева Татьяна Петровна
Филонова Надежда Владимировна