12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда16
1

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Торопцова Надежда Петровна,

учитель английского языка,

МАОУ СОШ №66,

г. Краснодар.

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ

ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток. Метод проектов четко ориентирован на реальный практиче­ский результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учащи­мися. Учитель уже не является для учеников единственным ис­точником информации. Свою работу ученики предъявляют ско­рее своим товарищам, нежели учителю. Работа над проектом по­могает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способно­сти, скрытые таланты.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.





Цели и особенности проектного обучения

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения пони­мают следующее:

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным: а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать раз­личные проблемные ситуации; б) через осознание себя, своих воз­можностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе вы­полнения проектного задания.

Развивать у учащихся осознание значимости коллективной
работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновить детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать, и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

Развивать исследовательские умения (анализировать про­блемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необхо­димой информации из литературы, проводить наблюдения практиче­ских ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Указанные цели достигаются через особую организацию образова­тельного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны лично­сти, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» - «Я хочу» - «Я умею» и т.д.).

В связи с этим представляется важным выделить характерные черты разных образовательных моделей, определить их особенно­сти, которые могут быть учтены при проектировании.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

Исследовательские проекты, которые характеризуются
хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обосно­ванной актуальностью предмета исследования для всех участни­ков. Они имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Подобные
проекты, естественно, должны соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

Творческие проекты, предполагающие соответствующее
оформление результатов. Оформление результатов требует четко
продуманной структуры, например, в виде видеофильма, репор­
тажа, дизайна определенной рубрики, альбома и т.д.

Ролевые (игровые) проекты, в которых структура намечается, но остается открытой до окончания проекта. Участники такого
проекта принимают на себя определенные роли, которые обу­словлены характером и содержанием проекта. Роли могут быть самые разнообразные: от литературных и сказочных персонажей до деловых людей нашего времени. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, но основным видом деятельности все-таки является сюжетно-ролевая игра.

Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении. Участники проекта собирают эту информацию с целью ознакомления с ней широ­кой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их определенной частью, модулем.

5. Практико-ориентировочные проекты имеют четко обо­значенный результат деятельности участников, который обяза­тельно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть какой-то законопроект, кон­венция по правам тинейджеров, свод законов о поощрениях и на­казаниях в данной школе, проект здания новой школы с зимним садом и т.д.

Такой проект требует определенного сценария с четко рас­пределенными обязанностями всех членов группы. Работы долж­на выполняться поэтапно по заранее разработанному плану. По­сле каждого этапа необходимо проводить обсуждение, целью ко­торого является оценка проделанной работы. Если в работе появ­ляются сбои, их необходимо устранять общими усилиями.

По признаку предметно-содержательной области проекта Е.С. Полат выделяет:

Монопроекты. Обычно они проводятся в рамках одного
предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения.
Например, при изучении иностранного языка наиболее сложными являются темы страноведческого, социального или историче­ского характера. Конечно, работа над проектом на подобную те­матику будет предусматривать привлечение знаний и из других областей. Учитель должен знать, какие
знания, умения и навыки приобретут учащиеся в результате выполнения этого
проекта, наметить
поурочный план работы над проектом: логика выпол­нения проекта, роли в группе, форма презентации.

Межпредметные проекты. Эти проекты сложно выпол­нять во время урока, они, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, но могут быть и объемные, продолжительные, входящие во внутришкольный план. Например, проекты на тему «Борьба с подростковой преступностью в нашем обществе» или «История и современность нашей страны» и т.д. Такие проекты являются достаточно объемными, над ними работают несколько творческих групп, чья работа должна быть достаточно слажен­ной, хорошо продуманной. При выполнении таких проектов не­обходим промежуточный контроль результатов.

По характеру координации могут быть проекты с открытой, явной координацией (здесь координатор направляет работу уча­стников проекта, помогая и организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта) и со скрытой координацией (здесь ко­ординатор выступает как полноправный участник проекта). При­мером последних могут служить известные телекоммуникацион­ные проекты, организованные и проведенные в Кембриджском университете, Великобритании. В такие проекты внедряется профессионал, который направляет работу по нужному руслу. Например, в группе разработчиков какого-то проекта по право­вым вопросам, над которым работают учащиеся профильных правоведческих классов, может в роли скрытого координатора выступать молодой юрист, который под видом одного из деловых партнеров подскажет наиболее эффективные решения конкрет­ных уголовных или гражданских дел.

Общедидактическая типология проектов представлена в сле­дующей таблице:

По виду деятельности

Исследовательские; творческие; ролевые (игровые); информационные; практико-ориентировочные

По предметно-содержательной области

Монопроекты; межпредметные проекты

По характеру координации

Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией

По характеру контактов

Внутренние, региональные; международные

По количеству участников

Личностные; парные; групповые

По продолжительности проведения

Краткосрочные; средней продолжительно­сти; долгосрочные

Метод проектов позволяет создавать на уроке иностранного языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждую группу включаются ученики с разной степенью владения иностранным языком. Группа выбира­ет одно задание, но при его выполнении происходит распределе­ние ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся при­ходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой ин­формации, иначе это можно назвать «добывание знаний». А это большой стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоение им средства и способы работы. Работая над проектом, ученики учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Он также вы­ступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные инте­ресы с общественными, и как творческое лицо, побуждающее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.

Следует помнить, что для того, чтобы выполнить все задания проекта учащиеся должны владеть определенными интеллекту­альными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать инфор­мацию, делать обобщения и выводы, работать с различными справочными материалами. К творческим умениям можно отне­сти умение генерировать идеи (для этого требуются знания в раз­личных областях).

Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из вышеназванных умений.

Таким образом, для грамотного использования метода проек­тов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе (подразумева­ется, что не только в обучении иностранному языку), причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проек­том. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

Сначала учителю необходимо разработать план проектной рабо­ты и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечи­вающих ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению определенных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, ли­бо те, которые предложит учитель. Учащиеся должны уметь состав­лять все типы вопросов, включая разделительный (так как он часто используется носителями языка). Необходимо знание (повторение) таких разделов грамматики как: 1) оборот there is/are; 2) модальные глаголы.

Главный этап, который еще можно назвать подготовительным, обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Парал­лельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Тексты из учебников или книг для чтения (учитель может предложить и какие-то другие тексты, по своему усмотрению) служат содержа­тельной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Иными словами, в качестве содержательно-смысловой основы, позволяющей успешно реализовывать стоящие перед учителем и учениками задачи, выступают тексты различных функциональных стилей. Мысли, содержащиеся в этих текстах могут служить поводом к общению. Важно научить своих учени­ков использовать тексты в качестве образца для высказывания, применяя к себе то, что необходимо, и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям учащихся. Предъ­явление текстов учащимся может осуществляться на зрительной или аудитивной основе.

Итак, на подготовительном этапе проектной работы совер­шенствуются сформированные ранее навыки иноязычного обще­ния и закладываются основы будущих самостоятельных выска­зываний учеников.

На этом этапе учитель должен продумывать речемыслительные задачи и адекватные коммуникативные ситуации, при кото­рых бы увеличивалась мотивация говорения учеников на ино­странном языке и возрастали бы количественные и качественные показатели их речи. Здесь важно отслеживать деятельность уче­ников шаг за шагом.

Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений учащихся в рамках данного проекта необходимо обучать их стратегии и тактике группового общения, т.е. тем коммуника­тивным шагам, которые научили бы учеников высказываться ло­гично, связно и продуктивно. Большое значение имеет при этом целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Для изучения предлагаются клише типа: I think ...; I am sure ...; It seems to me ...; As for me ...; etc.

Тренировать учащихся в использовании подобного рода кли­ше рекомендуется в течение всего периода обучения. Они долж­ны уметь пользоваться фразами согласия\несогласия, уметь обобщать сказанное, высказать сомнение, удивиться и пр., по­скольку такого рода коммуникативные связки очень нужны при проведении дискуссии в группе, при составлении диалогов по ситуациям, при самостоятельном высказывании по теме и т.д. Это важный момент, на который часто не обращается внимание в процессе обучения иностранному языку. Следует поощрять уча­щихся к использованию таких клише как можно чаще (например, оценивать более высокой оценкой те ответы, которые включали в себя такие фразы).

Несомненно, учителю необходимо проанализировать выска­зывания учеников, проследить за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, а также следует в общем оценить все ответы. Необходимо выяс­нить у учащихся оправдались ли их ожидания в связи с выполне­нием проекта, и поискать вместе пути улучшения этого вида дея­тельности.

Как и каждый метод проектный метод имеет свои сильные и слабые стороны.

Преимущества проектной работы

Повышение общей мотивации учащихся.

Проекты - личностно ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который еще недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

Повышение значимости АЯ как средства общения.

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность АЯ как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

Образовательная и воспитательная ценность.

В большинстве методических пособий указывается, что межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.

Итак, к преимуществам проектного метода можно отнести сле­дующее:

проектный метод обучения характеризуется высокой комму­никативностью и активным включением учащихся в учебную деятельность;

каждый учащийся принимает личную ответственность за
продвижение в обучении;

работа над проектом сочетается с созданием прочной языко­вой базы у обучаемых;

использование метода проектов позволяет создавать условия для развития личности учащегося, так как он развивает ак­тивное самостоятельное мышление и учит учеников не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему шко­ла, а уметь применять их на практике;

процесс работы над проектом стимулирует учащихся быть
деятельностными;

при защите проектов ученик выступает как индивидуаль­ность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучше­ния владения иностранным языком.

К недостаткам следует отнести:

сложность планирования определенной серии уроков на выполнение проекта (они не должны идти в разрез с определен­ным программой, количеством часов на изучение той или иной темы);

не всегда удается отследить деятельность каждого учащегося над проектом;

большие затраты времени на составление проекта.

Считаю целесообразным применять метод проектов в учебно-воспитательном процессе средней школы, который на­шел широкое применение во многих странах мира главным обра­зом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генери­руя при этом новые идеи.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.