12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Астафьева462
Россия, Алтайский край, Барнаул
8

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Е. В. Астафьева,

учитель начальных классов.

МБОУ СОШ№117,

(Барнаул, Алтайский край)


ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Автором определено позитивное влияние проектной деятельности на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: проект, метод проектов, исследование, проектная- деятельность.

В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной целью школы является подготовка учащихся к самостоятельной практической деятельности, которая становится возможной тогда, когда учащиеся способны осуществлять универсальные учебные действия и готовы самостоятельно решать различные творческие и образовательные задачи.

В России идеи обучения с использованием проектного метода возникли в начале 20 века.

Некоторые российские ученые считают, что характерной чертой тысячелетия является активное применение проектного метода. В последнее время, это слово ворвалось в нашу жизнь. Решение проблем, задач, а также оригинальных идей в области интеллектуальной или практической деятельности человека связано с новыми и нестандартными способами.

Что такое "проектный метод", "проектная деятельность"? Во-первых, нам нужно определить, что такое "проект".

Проектный метод - это способ достижения учебных целей через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектная деятельность - это совокупность приемов, действий, учащихся в определенной их последовательности для достижения поставленной задачи-решения проблемы, которая является личностно значимой для учащихся и оформляется в виде определенного конечного продукта.

Проектная деятельность учит ребят анализировать, прогнозировать, формировать самооценку. Школьники приобретают знания, умения и навыки на каждом этапе работы над проектом. Они приобретают и усваивают новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний приобретает личностное значение.

Проект позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, приближая применение школьных знаний к реальным жизненным ситуациям.

При использовании метода проекта можно получить два результата.

Первый это "извлечение знаний" и их логическое применение школьником. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Второй результат завершенный проект.

Проектное обучение создает положительную мотивацию к самообразованию. Это самая сильная сторона. Поиск необходимых материалов, требует систематической работы со справочной литературой. Исследования показывают, что большая часть учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, охват проектной деятельности в учебный процесс повышает компетентность школьника в решении проблем и коммуникации.

Привлекать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Сначала предлагаю небольшие задания творческого характера, выполняемые на уроках, окружающего мира, обучения грамоте, в форме групповых творческих дел, проводимых во внеурочное время.

Например, ребята первого класса работали над проектом «Мои добрые дела». Учащиеся задумались над тем, чем и кому мы можем быть полезны. Защиту проекта решили провести перед родителями, где ребята рассказали о своих добрых делах. Так же даю простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Моя семья», «Город в котором я живу». Ребята узнали много интересного об истории города Барнаула и Алтайского края. Расширили и углубили знания о знаменитых памятных местах Великой Отечественной Войны города Барнаула.

В начальных классах учащиеся с большим удовольствием выполняют более сложные проекты, под руководством учителя. Проводим научное исследование, в котором могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Чтобы начать работу над исследованием, мы определяем проблему, которая может быть исследована и доказана. Проблема поможет нам сформулировать тему исследования. Учитель только подталкивает детей к правильному выбору. Далее ребята разрабатывают проект, собирают и уточняют информацию, оформляют и защищают работу.

Темы детских проектных работ интереснее, когда ребята сами предлагают из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Потому что, для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Чтобы помочь детям в выборе, я предлагаю учащимся ответить на вопросы:

Чем ты увлекаешься?

Как ты проводишь свободное время?

Какие книги ты любишь читать?

О чём хотелось бы узнать, больше?

Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Если эти вопросы не помогли, то провожу индивидуальные беседы с ребёнком. В 2021 году мои ученики работали над такими темами исследовательских работ: «Приготовление конфет в домашних условиях», «Орхидея-принцесса цветов», «Легенды города Барнаула».

Выполняя данную работу «Приготовление конфет в домашних условиях» учащиеся научились делать конфеты, и они оказались даже вкуснее покупных. Оказывается, совсем не обязательно иметь сложную технику и необычные ингредиенты для того, чтобы сделать вкусные конфеты дома.

Работая, над проектом, «Орхидея-принцесса цветов», ребята наблюдали за рождением нового цветка. Научились создавать мини-фильм, который продемонстрировали всему классу. Свой фильм учащиеся назвали «Рождение орхидеи» В результате проведенной исследовательской работы выяснили, что орхидея-действительно необычный цветок.

Изучая материалы исследовательской работы, «Легенды города Барнаула» ребята увидели, что за многими легендами стоит подлинная история Барнаула, реально существовавшие люди, которые внесли свой вклад не только в развитие нашего города, но и всей страны. Познакомились и с такими легендами, которые давали людям надежду, веру в хорошее будущее. С легендами, которые учили доброте и порядочности.

На основе изученного материала, мы создали сборник «Легенды Барнаула и как видят их дети», который был иллюстрирован рисунками учащихся 3 А класса.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире. Учащиеся научились создавать фильмы, мультфильмы, буклеты и т.д.

Задача проекта, обеспечивающего мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна находиться в сфере познавательных интересов учащихся, в их непосредственной зоне развития.

Большую роль играют родители в каждой проектно-исследовательской работе школьника. Важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами, так как будет цель проектного метода не достигнута. Они могут оказать помощь советом, информацией, поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников в их проектной деятельности. Родители могут организовать встречи, поход в музей, лекции и т. д,

Такая деятельность захватывает целостную личность учащихся, приносит в жизнь не только умственные и практические навыки, но и культурные и духовные способности развивающейся личности.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Роль учителя, помогать детям в этом.


Литература

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1961.

Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.

Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. -2005. - № 4. –с. 29-39.

Сластенин В.А. Педагогика. М., 2006.



4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.