Статья на тему «Основы профессиональной компетентности педагога»
Основы профессиональной компетентности педагога
Профессиональная компетентность педагога подразумевает наличие определённых профессиональных и личностных качеств, способности и умения решать педагогические задачи в процессе образовательной и воспитательной деятельности. Однако сегодня востребованы не только высокопрофессиональные, но и творческие, социально активные педагоги. Учителям и воспитателям, психологам и логопедам, специалистам профессионального и дополнительного образования необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, чтобы идти в ногу со временем.
В этой статье я хотела бы высказать своё мнение об основах профессиональной компетентности.
В своей профессиональной деятельности наиболее важным я считаю саморазвитие и самообразование, ведь чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский: «Учитель как специалист существует до тех пор, пока сам учится». Сейчас можно делать это и дистанционно. Существует множество бесплатных образовательных платформ, например, Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», “COURSERA” – онлайн курсы от ведущих университетов и компаний, “MOOC” – массовые открытые онлайн курсы и так далее. Обучаться на таких сайтах можно без отрыва от своей профессиональной деятельности.
Также фундаментальным в преподавании я считаю владение педагогом современными методами обучения, такими как лекция, семинар, тренинг, модульное и дистанционное обучение, ролевая и деловая игр, метод проектов, использование информационно-компьютерных технологий, образовательных тренажёров, участие в официальных мероприятиях, консалтинг, тематические обсуждения, мозговой штурм, обмен опытом, работа в парах, креативные группы и многие другие. Если учитель в наше время не знает, как включить компьютер или сделать презентацию, его уроки обречены на скуку учеников. Важно часто использовать их на занятиях.
Чтобы оставаться конкурентоспособной, в быстроменяющемся мире, я стараюсь приобретать и развивать следующие гибкие навыки:
- Навыки беглой и чёткой речи. Я преподаю иностранные языки, являюсь классным руководителем и постоянно работаю на экзаменах, поэтому считаю крайне важным отчётливо говорить. Плохая дикция ещё никому не послужила хорошую службу, поэтому я упражняюсь в скороговорках на разных языках (Русский, английский и немецкий).
- Навыки публичных выступлений. Педагог должен уметь сходу сказать грамотную речь, поэтому на моей книжной полке есть много книг об искусстве публичных выступлений. Также я посетила курсы по этой теме. Они учат развивать уверенность в себе и хорошо держаться на сцене.
- Навыки критического мышления – чтобы не поддаваться массовой истерии, которую порой разносят в социальных сетях. Нужно здраво подходить к получаемой ежедневно информации и реагировать адекватно.
- Решений задач – не математических, а, конечно, жизненных. Стараюсь грамотно и оперативно реагировать на возникающие трудности, искать возможные решения проблем. При необходимости прибегаю к мнению коллег и родственников.
- Делового общения – педагоги должны культурно общаться с начальством и друг с другом. Только так можно быть понятым и достичь всех поставленных целей. Нужно общаться доброжелательно и без непечатной лексики.
- Работы в команде – только совместными усилиями мы можем добиться того, чего хотим. Дружный коллектив – залог успеха.
- Цифрового общения – современный мир немыслим без коммуникации в социальных сетях, мессенджерах, форумах и так далее. Педагогу нужно владеть навыками общения в интернете.
- Организации деятельности – как учитель может организовать работу других, если не может организовать свою? Мне помогает ведение ежедневника.
Таким образом, я считаю, что постоянное развитие и владение этими навыками гарантирует педагогу успешную трудовую деятельность.