Профессиональная компетентность учителя начальных классов.

Учитель начальных классов: Черникова И.В.


Сегодня профессионализм педагога рассматривают как одно из условий достижения современного качества образования. В настоящее время образование в России ориентировано на активного и мобильного педагога, чётко осознающего свои профессиональные цели, проявляющего инициативу, открытого для всего нового и оптимистично настроенного по отношению к инновациям.

Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику новых ФГОС, различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Качество обучения и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов.

Очевидно, что на современном этапе развития образования необходимы учителя начальных классов, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства. Педагог сегодня должен быть мобильным, способным адаптироваться к изменяющемуся миру и обстоятельствам, профессионально и личностно развиваться, самореализовываться и саморазвиваться в педагогическом творчестве.

Профессиональная компетентность педагога – это его профессиональные и личностные качества, необходимые для успешной работы. Это способность к инновационной деятельности, творческая индивидуальность, опыт и знания, умение общаться с учениками и родителями, стрессоустойчивость, способность контролировать свои эмоции и адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

         В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

Компетенция - это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.

В педагогической компетентности обычно выделяют: а) специальную компетентность (квалификация в области преподаваемой дисциплины, знания по предмету, опыт и т.д.); б) методическую компетентность (способы формирования ЗУН обучающихся, владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приёмов, умение применять их и т.д.); в) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения (владение педагогической диагностикой, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение осуществлять индивидуальную работу с учащимися, выстраивать межличностные отношения с обучаемыми, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.); г) дифференциально-психологическая компетентность (умение грамотно строить отношения с учениками, их родителями, коллегами по работе, руководителями образовательного учреждения, умение выявлять личностные особенности учащихся, определять и учитывать их эмоциональное состояние и т.д.); д) рефлексия педагогической деятельности (умение определять и осознавать уровень своих способностей, собственной деятельности, знание о способах и методах профессионального совершенствования, желание самосовершенствоваться и саморазвиваться.)

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. 

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Одной из ключевых компетенций педагога является учебная (образовательная) компетенция, которая требует от каждого учителя организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования в современном мире; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта.

Под профессионализмом можно понимать сформированность у педагога следующих важнейших педагогических профессиональных компетенций: методическая компетентность, исследовательская компетентность, коммуникативная компетентность, управленческая компетентность.

Социально-коммуникативная компетентность педагога подразумевает адаптивность, пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место. Толерантность для педагога – это способность противостоять разного рода педагогическим трудностям, сохраняя психологическую адаптацию. В ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную педагогическую ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации – с другой.

Каждая образовательная организация способствует организации деятельности педагогов, направленной на развитие профессиональных педагогических компетенций; выявляет уровень профессиональной компетентности учителя с помощью тестирования, диагностирования; определяет пути совершенствования профессиональной компетентности; вырабатывает свои механизмы развития профессиональной компетентности педагога, которые включают в себя разработку системы стимулирования деятельности учителя (повышение квалификации, активное участие в педсоветах, конференциях, семинарах, в исследовательских работах, создание собственных публикаций, творческих групп и т.д.)

Для выявления уровня профессиональной компетентности учителя предлагаю анкету «Самоанализ профессиональной деятельности педагога», разработанную «Уральским государственным педагогическим университетом»

1. В чем основное предназначение профессиональной деятельности педагога?

В обучении своему предмету

В развитии личности учащегося

В создании благоприятной атмосферы в образовательном процессе

2. По каким основным параметрам оценивается профессиональная деятельность педагога?

Теоретические знания

Практические умения

Коммуникабельность

Творческий подход

Грамотное оформление документации

Востребованность

3. При овладении профессиональной деятельностью труднее всего для вас:

Применять полученные знания на практике

Вырабатывать собственную модель деятельности

Квалифицированно выполнять деятельность в различных направлениях работы

Умение привести полученные знания в определенную систему

Установить контакт с учащимися

Совместная работа с коллегами

4. Что определяет профессиональную компетентность педагога?

Знания, умения, навыки

Коммуникабельность, общительность

Эрудированность

Умение преодолевать трудности

Практический опыт

5. Перечислите три, на ваш взгляд, приоритетные сферы профессиональной компетентности педагога, которые он особенно хорошо должен знать для успешной работы:

1).____________________________________________

2).____________________________________________

3).____________________________________________

6. Считаете ли вы себя компетентным специалистом в своей профессиональной деятельности?

Да

Нет

Не совсем

7. Вы участвовали в конкурсах профессионального мастерства? Если да, то укажите название конкурса и год участия

_______________________________________________________

8. Как вы считаете, конкурсы профессионального мастерства (например, «Учитель года», «Самый классный классный» и т.д.) оказывают влияние на повышение профессиональной компетентности учителя:

Да

Нет


Но всё же необходимым условием профессиональной деятельности педагога является самообразование учителя. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Источником профессионального мастерства становится не любой опыт. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.

Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и профессионально – значимыми качествами. Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении.

Любой педагог стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, ориентируется на потребности современного общества, занимается самообразованием. Любое развитие грамотного человека должно происходить не спонтанно, а целенаправленно и планомерно. Для этого каждый педагог имеет план по саморазвитию.

Важнейшими качествами личности современного педагога являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю начальных классов самые высокие требования. Для того чтобы учить других, всегда нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому для современного учителя самообразование является первостепенной профессиональной необходимостью.

Можно выделить следующие этапы формирования профессиональной компетентности:

1. Самоанализ и осознание необходимости профессионального роста.

2. Планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения)

3. Практическая работа, анализ, самокорректировка, рефлексия.

В процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.


План по саморазвитию может составляться учителем начальных классов на различные периоды (на один год, на 4 года, или на период от аттестации до следующей аттестации.) Структура плана может быть различна, но в план самообразования каждого учителя должны входить несколько обязательных пунктов.

Тема.

Цель.

Задачи.

Срок реализации.

Перечень вопросов по самообразованию.

Предполагаемый результат.

Этапы самообразования (диагностический, прогностический, практический, обобщающий (рефлексия), внедрен­ческий).

Можно добавить колонку, где педагог ставит отметки о выполнении определенного пункта. При выполнении индивидуального плана необходимо подвести итог и рекомендуется поставить следующие цели и задачи для саморазвития.

Работа над планом самообразования предполагает  следующие этапы самообразовательной деятельности педагога:

1)   самодиагностика, проблемный анализ своей профессиональной деятельности, отметить проблемы и их причины;

2)   самоопределение на основе анализа результатов педагогической деятельности, профессиональных потребностей, мотивов, целей; принятие решения о необходимости профессионального развития (совершенствование профессионального уровня, развитие профессионально значимых компетенций, творчества, формирование педагогического мастерства);

3)   актуализация проблемной темы самообразования;

4)   работа с источниками информации по теме самообразования;

5)     выбор темы, разработка программы и плана; отбор форм и методов работы над темой (определение стратегии и тактики саморазвития);

6)   реализация плана самообразования (накопление и систематизация теоретического и практического материала по теме);

7)   демонстрация наработанного материала (презентация опыта, выступление на педсовете, методическом объединении, конференции, открытые уроки, выставка, отчёт, публикации в периодических педагогических изданиях и т.д.);

8)   самоконтроль выполнения запланированного;

9)   корректировка (при необходимости) содержания и хода выполнения плана;

10) самооценка и самоанализ (рефлексия) в процессе работы и по итогам выполнения плана;

11) определение новых путей творческого роста (выбор направлений деятельности, выбор новой темы по самообразованию, постановка целей, формулировка задач и т.д.)

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: непрерывное повышение квалификации с использованием дистанционных технологий в рамках курсовой переподготовки очных, очно-заочных курсах; получение второй специальности или высшего образования; работа творческих групп, методических объединений учителей начальных классов (посещение и анализ уроков коллег, подготовка и проведение открытых уроков, занятий, самоанализ собственных уроков, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий, их анализ, отчёты в конце четверти и т.д.); участие в работе семинаров, совещаний, педсоветов, круглых столов, педагогических чтений и т. д.

Индивидуальная самообразовательная работа происходит с помощью веб-технологий благодаря интернету, обобщения собственной практической деятельности и осмысления передового опыта, средств массовой информации, виртуальных посещений библиотек, музеев; формирования собственного портфолио учителя начальных классов (участие в сетевых сообществах, разнообразных конкурсах, мастер-классах и т.д.)

Одним из перспективных направлений развития образования в России становится повышение профессионального мастерства, распространение передового опыта, создание инновационной образовательной среды.

Своё педагогическое мастерство учитель может продемонстрировать на различных педагогических конкурсах. Их основная цель – мотивация и стимулирование педагогов к поиску новых форм интеллектуальной и творческой деятельности; расширение сферы профессиональных контактов, кругозора; выявление талантливых педагогов, их формирование и поддержка; формирование положительного общественного мнения о современном педагоге. Конкурсы профессионального мастерства рассматриваются как средства повышения квалификации и как способа развития профессиональной компетентности, не только для участников конкурсов, но и педагогов – зрителей конкурса. Каждый участник образовательной деятельности, соприкоснувшись с конкурсом, решает для себя ряд профессиональных задач.

Педагогу – участнику конкурса, предоставляется возможность продемонстрировать собственные профессиональные достижения, реализовать идеи, апробировать новые технологии, осознать ценность своего труда. Повышается рейтинг конкурсантов не только среди коллег, но и рейтинг образовательного учреждения, выдвинувшего своих педагогов на конкурс. Такие конкурсы имеют большую ценность для профессионального становления молодых педагогических работников и созданию условий для их профессионального развития и включенности в активную инновационную деятельность. Молодые педагоги получают возможность провести самоанализ педагогической деятельности, сравнивая собственной профессиональный потенциал с опытом участника конкурса. Тем самым происходит распространение инновационных идей среди образовательных учреждений. В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение педагогов выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию профессиональной компетентности.

В современных школах обучается всё больше детей с ОВЗ. Данное направление требует от учителя организации работы с особенными учениками, но и с родителями детей как участниками учебно-воспитательного процесса. Педагогическое просвещение и образование необходимо также и педагогам. Учителя должны быть подготовлены к работе с детьми с различными индивидуально-психологическими особенностями.

Учитывая, что педагогическая деятельность предполагает большую как интеллектуальную, так и эмоциональную нагрузку, педагог нередко оказывается на грани работы «на износ».

Самообразование в развитии педагогических компетенций учителя начальных классов играет большую роль: способствует профессиональному и карьерному росту, повышает качество преподавания предметов в начальной школе, создаёте имидж современного учителя-мастера, учителя–новатора, учителя-наставника.

Педагогическая деятельность становится инновационной при условии создания и внедрения новшеств в процесс её реализации, которые порождают различные изменения (например, новая методика обучения, новая технология оценки качества образовательного процесса и т.п.).

Программа психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов разработана «Уральским государственным педагогическим университетом»

Эта программа сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов направлена на осознание собственного потенциала, определение возможных путей дальнейшего профессионального роста и развития, а также об особенностях педагогической деятельности.

Основной акцент сделан на развитии ориентации на независимость, стремлении преодолевать трудности на пути к достижению цели, на повышении мотивации к успеху, формировании толерантного отношения к неопределенности, на снижении ригидности и тревожности.

В упражнении «Мои возможности и ограничения» участникам предлагается заполнить таблицу.

1.Мои самые главные достижения в профессии.

2. Мои барьеры в профессии.

(Психологический комментарий.) Упражнение направлено на осознание тех достижений, которые стали возможными, благодаря знаниям, умениям и способностям рамках профессии учителя, а также барьеров, которые вызваны дефицитом соответствующей информации.


Упражнение «Мои резервы»

Я могу быстро и достаточно успешно повысить свой уровень профессиональной компетентности потому, что я:

знаю – …

умею – …

владею – …

обладаю – …

Необходимо написать не менее трех параметров.

Мне могут препятствовать в развитии

профессиональной компетентности…. (перечислить).

(Психологический комментарий.) Упражнение направлено на осознание содержания профессиональной компетентности, а также барьеров ее развития. При этом происходит сравнение собственного результата с результатами остальных участников группы и выделение общих закономерностей в данном развитии.


Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями

Существуют два взаимосвязанных направления педагогических компетенций.

1. Педагогическое мастерство, управляемое извне (курсы повышения квалификации, организация методических объединений и т.д.).

2. Педагогическое мастерство, управляемое со стороны самого педагога (самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); изучение передового педагогического опыта).

Особая роль в развитии педагогической компетенции принадлежит самообразованию – процессу сознательной познавательной деятельности, который ведёт к  повышению ответственности за результаты педагогического труда. Самообразование педагога зависит от его умения самосовершенствоваться. Каким бы высоким не было мастерство педагога, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате.


Одним из факторов повышения качества образования в начальной школе является рост и развитие компетентности педагога. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. В настоящее время существует большой спрос на квалифицированных, творческих, конкурентоспособных педагогов.
В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, стремиться к саморазвитию, постоянно обновлять свои знания и умения, проявлять толерантность, быть готовым к риску, т.е. быть профессионально компетентным.

Ведь креативные, знающие своё дело, грамотные педагоги играют важную роль в развитии образовательных учреждений. Благодаря таким педагогам образовательные учреждения достигают качественно новых результатов в образовании и воспитании детей и меняются в позитивную сторону.


Используемая литература

1. Кушин В.С. Общие основы педагогики. - Р-н/Д.: Март, 2012.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.

3. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст] :монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 2011. – 233 с.

4. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. - М.: Советская энциклопедия, 2015. - 879 с.

5. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.

6. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.

7. Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — Москва: Издательский дом «Буки-Веди», 2017, 100 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации