Статья «Профессиональная компетентность учителя математики как средство реализации ФГОС ОО»

2
0
Материал опубликован 31 August 2022

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из значимых научных явлений, возникших в мире и нашедшим применение во всех областях его развития, является возникновение МАТЕМАТИКИ. Не секрет, что многие научные области, например, физика, биология, информационные технологии, статистика и т.д., используют методы математики для решения предметных и прикладных задач. Траектории развития современной науки и техники, да и всей современной жизни так или иначе проходят через математику. Математическое образование – неотъемлемый атрибут гармонично развитой личности человека, оно отражает и культурное развитие человека, поэтому так важно применимо к формированию личности ребенка. При этом возможности математики распространяются далеко за её пределы и непосредственно смежных с нею предметов. Это незаменимое средство языкового развития школьников, с помощью которого можно научить их лаконично, содержательно, точно и грамотно формулировать и выражать свои мысли. Математика является полновесным инструментом для развития гармоничной личности и слаженной работы системы образования.

Современное образование постоянно трансформируется, адаптируется под реалии и потребности современной жизни. Просто фундаментальных знаний уже недостаточно, становятся актуальными технологии системно-деятельностного подхода, а значит, необходимо менять содержание, структуру учебных занятий. ФГОС ООО разъясняет новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. Поэтому учителю математики нужно осваивать соответствующие технологии подготовки и проведения уроков. Разрабатывая новые методы и приемы обучения, создавая новые формы организации и реализации учебного процесса, применяя новые средства обучения, тем самым, открывать возможности для развития всеобъемлющего прогресса в образовании.

Система образования России долгие годы была такой, что педагог был в ней источником информации, транслирующим готовые знания. Современные стандарты требуют приближение образовательного процесса к такому, в котором у учителя на первом месте стоит создание условий для воспитания и развития социально активной личности. Так же, в приоритете - научить ребёнка учиться, добывать знания самому. При этом учитель, по-прежнему, остается в роли организатора познавательной деятельности.

В условиях работы ФГОС ООО информационно образовательная среда становится важным инструментом функционирования обновленной системы образования, нацеленной на повышение профессионального роста учителя, на формирование и развитие практических компетенций, применяемых в деятельности педагога. Реализация образовательных стандартов, должна слаженно осуществляться в информационно образовательной среде не только для решения поставленных задач, но и для развития компетентности учащихся в сфере информационно коммуникационных технологий. Например, систематически применять цифровые образовательные ресурсы при подготовке и проведении занятий; для обогащения материала к урокам, развития познавательной активности и инициативы учащихся. Немаловажно владеть методами, средствами и ресурсами для организации дистанционной поддержки обучения; для оперативного информирования и свободного взаимодействия с родителями. Владение ИКТ компетентностями отражено и в новых требованиях к порядку и процедуре аттестации педагогов.

Педагогическая компетентность учителя заключается в умении выбрать грамотное содержание, применить такие инструменты обучения, которые организуют продуктивную деятельность ученика в соответствии с поставленными образовательными задачами. Современное обучение – это сбалансированное сочетание активного взаимодействия школьника с объектом изучения. Учитель при этом непосредственно должен уметь конструировать этот процесс и управлять им. Другими словами, педагог должен планировать, организовывать выполнение намеченного алгоритма, анализировать достигнутые результаты. Не нужно забывать, что основной формой работы учителя всегда был и будет урок. Поэтому уметь строить урок, знать структуру урока, современные требования к нему - основа успешной деятельности любого педагога. Современный урок - конструирование активного взаимодействия ученика и учителя. Урочные занятия по ФГОС отличаются от уроков в традиционном обучении тем, что ученики не сидят пассивно, вслушиваясь в монолог и беспрекословно воспринимая информацию учителя, а становятся главными участниками и «управленцами» урока. Им отведены такие функции как думать, вспоминать, рассуждать, читать и обсуждать прочитанное и другие активные формы работы. Функция учителя – координировать все это в четкий и слаженный процесс. Учащиеся на уроке должны быть вовлечены в серию взаимосвязанных учебных познавательных ситуаций, объединенных едиными целью и задачами. Это обеспечивает логическую целостность урока, школьники извлекают знания из любых источников и происходит процесс развития личности. Показателями эффективной работы можно отметить самостоятельную работу с текстом и любыми другими источниками информации, умение вести самостоятельные наблюдения и их анализировать, умение представлять способы рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц, диаграмм.

Большое значение в новой системе образовательных стандартов имеет оценивание достижений учащихся. Ученики постоянно находятся в поиске и познании, поэтому имеют возможность и право ошибаться. Принципом оценивания выполнения задания должно быть не наказание в виде снижения баллов за ошибки, а определение соответствия некоему эталону и поощрение за успешное выполнение в зависимости от степени. С эталоном учащиеся должны быть ознакомлены заранее или в процессе получения задания. Тогда механизмы оценивания становится прозрачными и понятными для школьников. Кроме того, оценивание согласно установленным критериям позволяет просто и логично перейти к самооцениванию. При этом процесс, результат и собственный вклад могут осуществляться школьником через фразы – шаблоны: «Мне лучше удалось то..., потому что..», «Для того чтобы выполнить это, можно было попробовать так...», «Процесс, задание было интересно выполнять, и я подумал, что..». Самооценивание носит не фактический, а описательный характер, играет роль катализатора развития, при котором ученик ищет свой путь с помощью учителя. При этом ребёнок оценивает свои ученические качества с помощью наблюдения за собой и другими, самостоятельность учащегося увеличивается, так как он может влиять на свою учебную деятельность. Самооценивание ориентировано не на результат, а на процесс учения, его качество. Одним из эффективных приёмов повышения качества может стать создание каждым учеником своей «Лист знаний и достижений», который может помочь учащимся сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебных задач, позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный прогресс в учебном предмете, строить планы о возможных дальнейших продвижениях.

Таким образом, можно отметить, педагог, учитель, способен достигнуть многого, если у него есть желание развиваться, потенциал и возможность учиться новому, стремиться соответствовать профессиональному стандарту в связи с реализацией ФГОС и, если он просто любит свою профессию, своих учеников.



Список литературы:

1.Гревцова И. Н. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения/И.Н. Гревцова // Школьные технологии. - 2015. - № 6.

2. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2011.- N 6

3.Калинина С.А. Деятельностный подход в обучении математики. Понятие проектирования как деятельности. М.: Педагогика, 2012

4.Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник руководителя школы.- 2014.№4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации