Статья «Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе реализации ФГОС»
Современное качество содержания среднего профессионального образования основано на формировании компетенций. В связи с этим, одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности учебного заведения СПО является уровень профессиональной компетентности преподавателей, определяющий качество подготовки будущих специалистов. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях, а также избегать ряд проблем среди которых: ригидность мышления педагога (тяготение к «старым», традиционным методам и формам обучения), отсутствие у определенной части преподавателей педагогического образования, а также усталость от необходимости нахождения в процессе постоянного переделывания чего-либо, что в совокупности являются факторами скрытого сопротивления инновационным изменениям.
В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе подготовки специалистов СПО в свете современных требований внедрений ФГОС, что возможно только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога, осознающего меру своей ответственности перед студентами, собой и всего общества, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов данной сферы. Профессиональная компетентность современного педагога зависит от многих составляющих. Основное место в развитии профессиональной компетентности педагогических работников колледжа отводится организации научно-методической работы, которая должна быть адресной, гибкой, вариативной и, в первую очередь, учитывающей потенциальные и реальные ресурсы отдельного индивида, которые определяются мониторинговыми исследованиями.
Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности граждан России его качеством, и в конечном итоге переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности современного российского образования с мировыми лидерами в этой сфере – всё это вносит изменения в характер деятельности педагогов СПО.
Достижение настоящей цели предполагает повышение профессионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня преподавателю необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающего образования; но и овладев современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрить инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.
Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие и формирование профессиональной компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса СПО в условиях перехода к стандартам нового поколения, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. В процессе реализации ФГОС это направление требует особого внимания. ФГОС СПО дают не только большие полномочия образовательным учреждениям в определении содержания программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по соответствующим специальностям с учётом потребностей регионального рынка труда, но и устанавливают жёсткие требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена.
Среди основных направлений для реализации профессиональной компетентности современного преподавателя СПО являются следующие:
1.Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса на основе ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);
2.Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава среднего профессионального учреждения и организации его деятельности в свете ФГОС;
3.Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса с применением ИКТ;
4.Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам ФГОС;
5.Применение исследовательского мониторинга и диагностики в использовании прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС;
6.И самое главное - самообразовательная работа преподавателя, а именно чтение методической, педагогической и предметной литературы, использование интернет-ресурсов,
систематическое прохождение курсов повышения квалификации,
посещение семинаров, конференций, уроков коллег,
общение с другими преподавателями СПО в Интернете,
проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег,
изучение информационно-компьютерных технологий,
разработка методических материалов,
участие в региональных, всероссийских, дистанционных конкурсах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете, а также
исследовательская деятельность педагога СПО.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Таким образом, в общем смысле под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста в той или иной области, успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно заданным стандартам ФГОС.
Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, работающего в среднем профессиональном учреждении, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.
В ходе обучения студенты должны приобрести профессиональные компетенции и развить общие компетенции. Но для достижения данной цели преподаватель сам должен быть компетентен во многих областях. Компетенции – главное слово, которое звучит при упоминании о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. В итоге компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования СПО.
В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятия «компетентность». Данный термин широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей: профессионализм, квалификация.
То есть современный квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.
«Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат ф.м.н., доктор пед. наук, профессор).
В научной литературе компетентности пытаются разграничить по видам. Согласно Марковой А.К., существуют следующие виды компетентностей:
- Специальная, или деятельностная профкомпетентность (наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике).
- Социальная профкомпетентность (принятые в профсообществе приемы профессионального общения).
- Личностная профкомпетентность (владение способами самовыражения и саморазвития, способность планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему).
-Индивидуальная профкомпетентность (владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации).
Также выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности
бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);
сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);
актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);
сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).
Этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога СПО. Это необходимо в первую очередь, чтобы получить «на выходе» компетентного специалиста из неопытного абитуриента. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС.
Индикатором компетентности современного преподавателя СПО, чтоявляется ведущим компонентом профессионального потенциала личности - это ориентация на потребителя образовательной услуги. Педагог выясняет потребности студента, как будущего специалиста и постоянно работает над их удовлетворением. Таким образом, положительное ожидание как характеристика межличностного понимания очень важно для ориентации на достижение поставленной цели в процессе реализации ФГОС и поддержки компетенции ориентация на потребителя.
Таким образом, мы определили, что под профессиональной компетентностью принято понимать характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний современного педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.
Профессиональная компетентность современного педагога СПО в процессе внедрения ФГОС - сложный и многогранный процесс, основанный не только на общепедагогических принципах, но на современных требованиях к подготовке молодого специалиста. Конечно, невозможно сделать так, чтобы педагогический коллектив полностью обладал высоким уровнем профессинальной компетентностью, однако в этом и состоит одна из основных задач учебно-методической составляющей ФГОС в работе среднего профессионального учреждения.