ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Профессиональная ориентация школьников на уроках физической культуры
Анализируя систему профессиональной ориентации школьников, необходимо отметить, что ею занимаются учителя общеобразовательных теоретических дисциплин, учителя же физической культуры остаются в стороне.
Помимо профотбора, на уроках физической культуры учитель может осуществлять профориентацию в виде профинформации, сообщая участникам требования, предъявляемые теми или иными профессиями к физическим и психофизиологическим качествам человека, основываясь на профессиографических данных.
Однако основой профинформационной работы должна стать тренировка профессионально значимых качеств. Возникает вопрос: «Какие качества считать таковыми?». Оказалось, что такие физические и психофизиологические качества, как сила, необходимы в 40% профессий, быстрота в 58%, выносливость в 64%, координация движений в 78%, умение сохранять равновесие в 87%, вестибулярная устойчивость в 98% и пространственная ориентировка в 56%, внимание в 91%, мышление в 65%. К тому же на современном этапе развития общества возросли скорости передвижения людей. Практически все пользуются услугами автомобильного, железнодорожного, воздушного и других видов транспорта, которые предъявляют повышенные требования к вестибулярной функции.
Как видно из приведенных данных, основная доля нагрузки приходится на вестибулярный аппарат и некоторые другие системы. Но, если тренировка отдельных физических качеств происходит при выполнении программных требований, то вестибулярная тренировка в том виде, в котором это необходимо на сегодняшний день в большинстве школ не проводится, а развитие психологических свойств происходит только косвенно. Таким образом, формируется проблема – подбора средств специальной подготовки и её увязки с программным материалом.
Как показывает практика проявление функций вестибулярного аппарата необходимо во всех специальностях. Даже бухгалтеры нуждаются в хорошей вестибулярной устойчивости, так как по данным болгарским ученых, у них чаще всего встречаются головокружение и расстройство равновесия, как во внерабочее время, так и во время работы, а в результате снижается работоспособность. Специфика профессии врача, водителя, кассира, токаря, IT- технологий заключается в необходимости длительного удержания неподвижной позы на фоне высокого умственного и психического напряжения, что создает колоссальную нагрузку на позвоночный столб, суставы.
Неблагоприятные внешние условия, включая и производственные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микроклимат, укачивание и т.д.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений.
В условиях современной комплексной механизации и автоматизации производственных процессов в ряде трудовых операций возрастает удельный вес быстрых и точных действий, нередко довольно сложных по координации движений. Рабочие действия часто сопряжены с быстрым восприятием обстановки, переработкой за короткий промежуток времени полученной информации и срочным реагированием. В связи с этим предъявляются повышенные требования к центральной нервной системе этих людей, особенно к механизмам координации движений, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.
Обследование абитуриентов показало, что 60% из них практически не готовы к будущей профессиональной деятельности. Но, если в большинстве учебных заведений такое возможно, то в военных и некоторых других производится специальный отбор. Физически и психологически неготовые лица не допускаются к вступительным экзаменам. Можно себе представить трагедию выпускника школы, который не выдерживает этого отбора и не может заняться желанным делом, из-за того, что на уроках физической культуры не было достаточно хорошо организованна профессиональная ориентация.
Вот, некоторые группы средств, применяемых для повышения устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешних условий:
- к кислородному голоданию – серийные скоростные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, ныряние, специальные упражнения с задержкой дыхания, альпинизм, горный туризм, тренировка в высокогорных условиях;
- к перегреванию – упражнения, сопровождающиеся значительным теплообразованием (продолжительный бег в плотной одежде или в жаркую погоду, интенсивные спортивные игры, марш – броски и т.д.);
- к укачиванию – упражнения, характеризующиеся быстрой сменой положения головы и всего тела в пространстве: повороты, наклоны и вращения головой, выполняемые в высоком темпе (не менее 2 движений в 1 сек.), на месте, в сочетании с ходьбой, бегом, наклонами и вращениями туловища, с закрытыми и открытыми глазами; упражнения на гимнастических кольцах, перекладине, брусьях и специальных тренировочных снарядах 9подкидной сетке, качающихся качелях, гимнастическом колесе), акробатические кувырки, повороты, сальто, прыжки в воду;
- к перегрузкам – упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног, стойки на голове и руках (до 20 сек. и более).
Для подготовки к некоторым видам профессий помимо основных средств – физических упражнений – необходимо использовать природные факторы (воздействия воздуха, воды, солнечных лучей) для повышения устойчивости организма к охлаждению и перегреванию. Это особенно важно при организации занятий с людьми, которые выполняют работу на открытом воздухе или в горячих цехах, на шахте, т.е. в условиях воздействия низких или высоких температур. Занятия по физической подготовке, проводимые в условиях высокой (+25° и выше) и низкой (-15-20°) внешней температуры, при правильной организации являются эффективным средством повышения устойчивости организма к перегреванию и охлаждению. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями дает наибольший закаливающий эффект.
Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
Профессиональную ориентацию в школе следует проводить не только на уроках по общеобразовательным предметам, но и на уроках физической культуры.
Профориентация в школе должна проводиться в следующих основных видах: про-информация, профподготовка, профотбор, профконсультация.
Важным условием профориентации на уроках физической культуры является её связь с общеобразовательными предметами и трудовым воспитанием.
Особое внимание на уроках физической культуры следует уделять развитию вестибулярной функции, укреплению мышц спины.
С целью закаливания организма необходимо проведение уроков физической культуры на свежем воздухе в соответствии рекомендациями.
Горбункова Ольга Ивановна