ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

0
1
Материал опубликован 22 September

Профессиональная ориентация школьников на уроках физической культуры


Анализируя систему профессиональной ориентации школьников, необходимо отметить, что ею занимаются учителя общеобразовательных теоретических дисциплин, учителя же физической культуры остаются в стороне.

Помимо профотбора, на уроках физической культуры учитель может осуществлять профориентацию в виде профинформации, сообщая участникам требования, предъявляемые теми или иными профессиями к физическим и психофизиологическим качествам человека, основываясь на профессиографических данных.

Однако основой профинформационной работы должна стать тренировка профессионально значимых качеств. Возникает вопрос: «Какие качества считать таковыми?». Оказалось, что такие физические и психофизиологические качества, как сила, необходимы в 40% профессий, быстрота в 58%, выносливость в 64%, координация движений в 78%, умение сохранять равновесие в 87%, вестибулярная устойчивость в 98% и пространственная ориентировка в 56%, внимание в 91%, мышление в 65%. К тому же на современном этапе развития общества возросли скорости передвижения людей. Практически все пользуются услугами автомобильного, железнодорожного, воздушного и других видов транспорта, которые предъявляют повышенные требования к вестибулярной функции.

Как видно из приведенных данных, основная доля нагрузки приходится на вестибулярный аппарат и некоторые другие системы. Но, если тренировка отдельных физических качеств происходит при выполнении программных требований, то вестибулярная тренировка в том виде, в котором это необходимо на сегодняшний день в большинстве школ не проводится, а развитие психологических свойств происходит только косвенно. Таким образом, формируется проблема – подбора средств специальной подготовки и её увязки с программным материалом.

Как показывает практика проявление функций вестибулярного аппарата необходимо во всех специальностях. Даже бухгалтеры нуждаются в хорошей вестибулярной устойчивости, так как по данным болгарским ученых, у них чаще всего встречаются головокружение и расстройство равновесия, как во внерабочее время, так и во время работы, а в результате снижается работоспособность. Специфика профессии врача, водителя, кассира, токаря, IT- технологий заключается в необходимости длительного удержания неподвижной позы на фоне высокого умственного и психического напряжения, что создает колоссальную нагрузку на позвоночный столб, суставы.

Неблагоприятные внешние условия, включая и производственные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микроклимат, укачивание и т.д.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений.

В условиях современной комплексной механизации и автоматизации производственных процессов в ряде трудовых операций возрастает удельный вес быстрых и точных действий, нередко довольно сложных по координации движений. Рабочие действия часто сопряжены с быстрым восприятием обстановки, переработкой за короткий промежуток времени полученной информации и срочным реагированием. В связи с этим предъявляются повышенные требования к центральной нервной системе этих людей, особенно к механизмам координации движений, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.

Обследование абитуриентов показало, что 60% из них практически не готовы к будущей профессиональной деятельности. Но, если в большинстве учебных заведений такое возможно, то в военных и некоторых других производится специальный отбор. Физически и психологически неготовые лица не допускаются к вступительным экзаменам. Можно себе представить трагедию выпускника школы, который не выдерживает этого отбора и не может заняться желанным делом, из-за того, что на уроках физической культуры не было достаточно хорошо организованна профессиональная ориентация.

Вот, некоторые группы средств, применяемых для повышения устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешних условий:

- к кислородному голоданию – серийные скоростные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, ныряние, специальные упражнения с задержкой дыхания, альпинизм, горный туризм, тренировка в высокогорных условиях;

- к перегреванию – упражнения, сопровождающиеся значительным теплообразованием (продолжительный бег в плотной одежде или в жаркую погоду, интенсивные спортивные игры, марш – броски и т.д.);

- к укачиванию – упражнения, характеризующиеся быстрой сменой положения головы и всего тела в пространстве: повороты, наклоны и вращения головой, выполняемые в высоком темпе (не менее 2 движений в 1 сек.), на месте, в сочетании с ходьбой, бегом, наклонами и вращениями туловища, с закрытыми и открытыми глазами; упражнения на гимнастических кольцах, перекладине, брусьях и специальных тренировочных снарядах 9подкидной сетке, качающихся качелях, гимнастическом колесе), акробатические кувырки, повороты, сальто, прыжки в воду;

- к перегрузкам – упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног, стойки на голове и руках (до 20 сек. и более).

Для подготовки к некоторым видам профессий помимо основных средств – физических упражнений – необходимо использовать природные факторы (воздействия воздуха, воды, солнечных лучей) для повышения устойчивости организма к охлаждению и перегреванию. Это особенно важно при организации занятий с людьми, которые выполняют работу на открытом воздухе или в горячих цехах, на шахте, т.е. в условиях воздействия низких или высоких температур. Занятия по физической подготовке, проводимые в условиях высокой (+25° и выше) и низкой (-15-20°) внешней температуры, при правильной организации являются эффективным средством повышения устойчивости организма к перегреванию и охлаждению. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями дает наибольший закаливающий эффект.

Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Профессиональную ориентацию в школе следует проводить не только на уроках по общеобразовательным предметам, но и на уроках физической культуры.

Профориентация в школе должна проводиться в следующих основных видах: про-информация, профподготовка, профотбор, профконсультация.

Важным условием профориентации на уроках физической культуры является её связь с общеобразовательными предметами и трудовым воспитанием.

Особое внимание на уроках физической культуры следует уделять развитию вестибулярной функции, укреплению мышц спины.

С целью закаливания организма необходимо проведение уроков физической культуры на свежем воздухе в соответствии рекомендациями.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

не хватает ссылок на источники.

23 September