ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)

0
0
Материал опубликован 16 February

Автор: Яшина Анна Валерьевна, учитель труда ( технологии)

МАОУ «Гимназия №184», г. Нижний Новгород

184iashina_av@mail.ru



Аннотация:

Жизнь – это выбор. Уроки труда (технологии) занимают особое место в формировании профессиональной ориентации учащихся. Эти занятия помогают детям и подросткам не только осваивать практические навыки, но и определяться с будущей профессией, что является важным шагом на пути к успешной карьере. Учитель технологии (труда) играет важнейшую роль в профессиональной ориентации учащихся. Он не только обучает их основам профессий, связанных с производством и изготовлением, но и помогает развивать личные качества, необходимые для успешной карьеры. Программа по учебному предмету «Труд (технология)» предполагает профориентационную работу, начиная с 5 и до 9 класса, учитывая возраст школьников.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, уроки труда (технологии)




Если есть в жизни человека что-то судьбоносное,

так это выбор профессии.

Н. Чернышевский


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)

В условиях современного общества, когда выбор профессии становится одним из важнейших этапов жизни каждого человека, ключевую роль в этом процессе играет школьное образование. Уроки труда (технологии) занимают особое место в формировании профессиональной ориентации учащихся. Эти занятия помогают детям и подросткам не только осваивать практические навыки, но и определяться с будущей профессией, что является важным шагом на пути к успешной карьере.

Задачи профессиональной ориентации на уроках труда

Одной из главных задач уроков труда является развитие у учащихся трудовых навыков, а также умения анализировать собственные способности и интересы. Профессиональная ориентация начинается с ранних этапов школьного обучения и постепенно становится более конкретной по мере взросления учащихся. Уроки труда помогают детям понять, какие профессии могут быть связаны с различными видами деятельности. Работая с различными материалами (дерево, бумага, текстиль и другие), учащиеся развивают в себе творческое мышление, внимание к деталям и способность работать в коллективе. В процессе выполнения практических заданий они могут осознавать, какие из профессий им ближе, а какие – требуют дальнейшего изучения.

Роль учителя в процессе профессиональной ориентации

Учитель технологии (труда) играет важнейшую роль в профессиональной ориентации учащихся. Он не только обучает их основам профессий, связанных с производством и изготовлением, но и помогает развивать личные качества, необходимые для успешной карьеры. Важным аспектом работы учителя является использование разнообразных методов и подходов, которые позволят детям не только осваивать теоретический материал, но и получать практический опыт. Кроме того, учитель может организовывать встречи с профессионалами, экскурсии на предприятия, мастер-классы, которые дадут учащимся представление о реальных профессиях и требованиях к ним. Это помогает детям увидеть, как теоретические знания и практические навыки, получаемые на уроках труда, применяются в реальной жизни.

Практическая направленность уроков труда

На уроках труда учащиеся имеют возможность работать с различными материалами, осваивать современные технологии производства, учиться пользоваться инструментами и оборудованием. Важно, чтобы эти занятия носили не только обучающий характер, но и вдохновляли на дальнейшее развитие. Например, создание поделок, моделей, конструкций или других изделий позволяет детям проявить творческий подход и усвоить основы инженерного и дизайнерского мышления. Помимо этого, уроки труда могут быть использованы для ознакомления учащихся с профессиями, требующими технического образования, такими как слесарь, электрик, строитель, дизайнер, инженер и другие. Важно понимать, что не все дети будут стремиться к академическим профессиям, и уроки труда дают им шанс определиться с выбором более практичной профессии.

Уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду.

Кроме того, у школьников младших классов (1-4 класс) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по «интересам, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, давать установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

В среднем звене и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям (столярное дело, швейное дело, слесарное дело).

У подростков (5-7классы) важно формировать осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

У школьников 8-9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.


Влияние на развитие интересов и склонностей учащихся

Практическая деятельность на уроках труда также способствует развитию у детей интересов и склонностей, которые в дальнейшем могут привести к выбору профессиональной деятельности. Учащиеся, которые проявляют склонность к точным наукам, могут развивать интерес к инженерии, строительству или программированию.

Творческие личности, в свою очередь, могут выбрать такие профессии, как дизайнер, архитектор или ремесленник. Важным аспектом является то, что уроки труда могут помочь выявить и развить у детей способности, о которых они могли бы не узнать в других учебных предметах. Практическая деятельность способствует более глубокому пониманию собственных возможностей и помогает учеников найти свою нишу в будущем.

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» предполагает профориентационную работу, начиная с 5 и до 9 класса, учитывая возраст школьников.

Изучение раздела или конкретных тем логически связывается со сведениями о профессиональном труде.

Например, модуль «Технологии обработки текстильных материалов» не может изучаться без обсуждения профессии швеи, закройщика, технолога, без разговора об условиях их труда, необходимых качеств личности, образования, знаний и умений, организацией рабочего места.

Темы «Конструирование» и «Моделирование» предполагают разговор о профессиях: художника-модельера, конструктора. На занятиях с девочками мы определяем характер выполняемых работ, опять же, знания, умения, навыки, необходимые качества, степень творчества, возможность получения профессиональных знаний. Самостоятельно подготовленные сообщения о знаменитых художниках-модельерах, позволяют проследить этапы их профессионального становления, отметить особенности характера, позволившие достичь профессиональных высот: целеустремлённость, трудолюбие, терпение, любознательность, самостоятельность, стремление постичь секреты мастерства и перейти от исполнительского к творческому уровню.

В модуле «Технологии обработки пищевых продуктов» в первую очередь отмечаю важность и сложность профессий, связанных с общественным питанием. Говорим об ответственности и дисциплине. О том, что люди, так или иначе связанные с приготовлением пищи (повара, технологи) или с производством продуктов питания, обслуживанием (официанты и т.д.) напрямую влияют на здоровье посетителей, клиентов, потребителей продукта в данной сфере производства или услуг.

Говорим о возможности предпринимательства в различных производственных сферах или сфере услуг. Отмечаем, что при этом надо не только освоить на определенном уровне одно или несколько ремесел, но иметь организаторские способности, предпринимательскую «жилку», быть целеустремленным, активным, коммуникабельным, разбираться в экономических и юридических аспектах.

Я привела в пример несколько разделов, но подобная профориентационная работа проводится по всем разделам и темам учебной программы.

Огромную роль в профориентации играет и работа над творческими проектами, участие в олимпиадах, конференциях. Осознанный выбор темы самостоятельной работы, планирование, оценка её значимости, соцопросы, анализ своих возможностей, умение работать самостоятельно, индивидуально и в коллективе. Отстаивание своих позиций и мнения, самоанализ, исправление ошибок и многое другое. То, что поможет учащимся в самоопределении и познании себя, самореализации, а значит социализации.

В заключении, хочется сказать, что уроки труда (технологии) являются важным

инструментом профессиональной ориентации в школьном образовании. Они позволяют детям не только осваивать практические навыки, но и осознавать свои интересы и способности, что способствует более осознанному выбору профессии в будущем. Роль учителя в этом процессе заключается не только в передаче знаний, но и в создании условий для самовыражения и развития личных качеств каждого ученика.

Поскольку учитель технологии имеет возможность тесного общения с учащимися на протяжении большей части их школьного детства, он может внести значительный вклад в подготовку своих учащихся к осознанному выбору профессии, а  использование  системного подхода в профессиональной ориентации школьников поможет им в выборе своей жизненной и профессиональной траектории.

Я убеждена, чем больше практики на деле будет в учебной деятельности ребенка, тем эффективнее процесс профориентации.



5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.