Статья «Профессиональная ориентация учащихся со сложной структурой дефекта на занятиях в ремесленных мастерских»

1
0
Материал опубликован 11 September 2017 в группе

«Профессиональная ориентация учащихся со сложной структурой дефекта на занятиях в ремесленных мастерских» (из опыта Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш Дом).

Карташова Елена Анатольевна - учитель начальных классов

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него душу,

то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

Для того чтобы человек мог самореализоваться, ему необходимо трудиться. Люди с нарушением развития не исключение – они тоже хотят работать, находить применение своим силам и способностям, быть полезными членами общества. Часто борьба за права инвалидов ставит целью предоставления им максимальных льгот и освобождение от необходимости работать. Мы – сотрудники Центра «Наш Дом» считаем, что, лишая человека возможности трудиться, мы отнимаем у него право на взрослую жизнь, право стать самостоятельной личностью. Такая забота является своего рода дискриминацией. Для того чтобы человек с нарушениями мог работать, нужно помочь ему овладеть основами какой-либо профессией.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы для наших воспитанников, которыми являются дети и подростки с генетическими нарушениями, ранним детским аутизмом, эпилепсией, ДЦП, органическими поражениями ЦНС и др., в том числе влекущие за собой серьезное отставание в интеллектуальном, психическом, двигательном и речевом развитии, одним словом - дети со сложной структурой дефекта.

Система профориентационной работы с нашими учащимися для их успешной социализации является непрерывным, долговременным процессом и осуществляется на всех возрастных этапах, в течение всего периода обучения учащихся в Центре. Поиск эффективного варианта трудового и начального профессионального обучения привел нас к идеи использования профессиональных проб в ремесленных мастерских.

Мы считаем, что с применение профессиональных проб профессиональный выбор учащихся будет осуществляться более эффективно, а именно: возрастет адекватность представлений о возможностях ребенка в определенной профессиональной деятельности; в процессе использования проф проб будет учитываться индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся, исходя из психофизических особенностей и специфики его заболевания; профессиональная направленность будет определяться, исходя из интересов и склонностей ребенка; выбранный профиль обучения даст основу для дальнейшего профессионального самоопределения. Профессиональные пробы рассматриваются как практическое испытание, формирующее модель определенной профессиональной деятельности.

По мнению С.Л. Мирского, «умственно отсталые учащиеся очень редко сами выбирают себе профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществлялась их подготовка в школе».

Одним из решающих условий социализации через профориентацию является правильно организованное профессионально-трудовое обучение, которое состоит из следующих этапов:

учащиеся начальных классов на занятиях практической деятельностью и уроках труда работают с картоном и бумагой; текстильным материалом; занимаются лепкой из соленого теста, пластилина, глины; работают с природным материалом и древесиной. На этом же этапе они в учебном учреждении знакомятся с такими профессиями как учитель, воспитатель, медсестра, повар, водитель, охранник и др. Первое профессиональное просвещение осуществляется за чтением книг.

Для учащихся среднего звена профессионально-трудовое обучение представлено такими направлениями: ручной труд, обслуживающий бытовой труд, труд на улице, занятия в ремесленных мастерских: швейной, керамической, столярной, свечной. Сначала учащимся дается возможность попробовать свои возможности в разных мастерских, что способствует максимальному соотнесению своих возможностей и интересов с особенностями профессиональной деятельности. Для учащихся проявивших определенный интерес и желание к определенному виду деятельности далее организуются занятия в конкретной мастерской, т.е. в определенной профессиональной сфере.

В старших классах происходит профессиональная адаптация к определенному виду профессиональной деятельности. Учащиеся получают основы профессии, привыкают к условиям труда.

Любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физическому и психическому состоянию. Поэтому важен ответ на вопрос: «Может ли ребенок стать…, способен ли он?».

Формула успешного выбора профессии в нашем случае будет действенна,

если мы поможем учащимся определить их возможности исходя из интересов. Акцентировать внимание на зоне хочу и могу.

Основной проблемой профессионального самоопределения учащихся со сложной структурой дефекта является неадекватная оценка своего трудового потенциала. Это затрудняет профессиональный выбор данных лиц. Задачей всего педагогического коллектива является оказание этой помощи. Комплекс психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанников к тому или иному виду деятельности наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим, психоневрологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, на основе учета его способностей, склонностей, интересов.

Очень часто неадекватной оценке профессиональных планов учащихся играют родители. Поэтому одной их задач профессионального просвещения является формирование адекватных представлений о профессиональных возможностях ребенка, что даст родителям реальные представления в отношении выбранного профиля обучения. Исследование проблемы занятости подростков с ОВЗ с целью их дальнейшего трудоустройства. Некоторые из воспитанников смогут продолжать осваивать навыки профессии в системе дополнительного образования. Уточнить перечень возможных профессий для нашего контингента детей. Следующей задачей профессиональной ориентации является диагностическое заключение ПМПК, которое заключается в рекомендациях относительно каждого ребенка в выборе мастерских, его нагрузке и составлении индивидуального маршрута. Ребенку дается возможность попробовать себя в разных мастерских, происходит подготовка учащихся к посильным видам профессиональной деятельности. Каждый преподаватель мастерской ведет индивидуальный дневник наблюдения, в котором фиксируются данные об эмоциональном и поведенческом состоянии ребенка на занятии, о сформированности трудовых навыков общих и специальных качеств, выполнении определенных операций. По данным наблюдений раз в пол года проводится диагностика уровня развития ребенка, результаты которой обсуждаются на методических объединениях. Если у ребенка нет положительной динамики, педагоги собирают собрание класса, где обсуждается, есть ли смысл продолжать занятия в мастерской. Таким образом, из нескольких мастерских ребенку оставляется одна, где он более успешен, где он проявляет наибольшей интерес к работе.

Наши мастерские оборудованы необходимыми материалами, инструментами о оборудованием. Педагоги владеют методикой работы с детьми со сложной структурой дефекта, используют дифференцированный подход. Работа направления социально-трудовой адаптации через профориентацию заключается в социальной реабилитации и интеграции детей и молодых инвалидов. В нашем Центре реализуются права лиц со сложной структурой дефекта на образование и допрофессиональную подготовку.

Участие наших воспитанников в творческих конкурсах декоративно-прикладного искусства и профессионально-трудового мастерства, Экспонирование изделий на различных выставках показывают, что ребята получают хорошую теоретическую подготовку и имеют практические навыки, является хорошим стимулом и показателем имеющихся профессионально-трудовых навыков.

Однако степень и тяжесть заболеваний наших выпускников не дает им гарантий поступления в другое учебное заведение. Получается, что мы заходим в тупик. Зачем обучать ребят, допустим, навыкам столяра, если он в силу объективных причин вряд ли смогут самостоятельно заниматься этой деятельностью? Зачем ребенку-инвалиду нужны занятия ремесленно-практической деятельностью, если в результате он не сможет воспользоваться этими навыками? Необходимо искать ответ на вопрос в другом направлении. Каждый человек, независимо от степени тяжести его заболевания, является членом общества, личностью и индивидуумом. А для любого человека важна самореализация, самоуважение, признание его другими членами общества, реализация творческого потенциала. Пусть не каждый из выпускников сможет трудоустроиться, получить профессиональное образование, но навыки полученных профессий они смогут использовать в обыденной жизни: прибить гвоздь, пришить пуговицу и т.д. В системе доп. образования каждый может подобрать себе направление по душе и интересам, продолжать осваивать навыки профессионального труда. На данный момент мы выпускаем своих воспитанников в никуда, гарантировать им дальнейшее проф образование мы не можем, трудоустроить - тоже. В рамках своего Центра после выпуска мы можем предложить только кружковую деятельность в этих же мастерских.

Мы считаем, что профессионально-трудовая подготовка детей со сложной структурой дефекта, несмотря на сложность и трудоемкость проблемы, решаемы при консолидации учебного учреждения, Министерства образования и науки, общественности, органов власти и родителей.

 

Список литературы.

Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся. – Дефектология, 1998, №4

Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессиональное образование инвалидов – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002.

Гордиевская Е.О. Профессиональная проба в профессиональном самоопределении лиц с ограниченными возможностями здоровья / Изв. РПГУ им. А.И. Герцена. Аспиранские тетради. – 2008.

Гордиевская Е.О. Профессиональная проба как метод диагностики трудовых возможностей инвалида / О.Е. Гордиевская, И.Е. Кузьмин, Л.В. Почубут // Человек и его здоровье: материалы 12 Всерос. Конгресса. – СПБ., 2007.

Мирский С.Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ – Дефектология, 1997.

Сидорова М.М. Трудовое воспитание учащихся с нарушением интеллекта // Комплексный подход к решению социализации обучающихся в коррекционной школе – залог успешной интеграции их в общество – Якутск: Изд-во Управления образования городского округа «Якутск», 2006.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации