Сценарий внеклассного мероприятия «Льняницы. Льняные смотрины» (5–7 классы)

7
0
Материал опубликован 13 January 2017 в группе

Тема: Льняницы. Льняные смотрины.

Цели:

углубить и расширить знания обучающихся о льне;

формировать интерес к народному творчеству;

прививать интерес к культуре своей Родины , к истокам народного творчества.

Оборудование: рушники, полотняные скатерти, нитки, ножницы, цветная бумага.

(Зал оформляется в виде крестьянской избы)

Слово ведущего:

Лен известен человеку с глубокой древности, льняная ткань считается самой старинной. Православная Церковь 10 ноября поминает мученицу Параскеву. В народе её называют Параскевой Пятницей и считают покровительницей прядения .А ещё в этот день почитают Неонилу. Крестьянки называли её Нанилой-льяницей. На Параскеву и Ненилу-льяницу девушки стремились показать своё искусство.

Сегодня наши команды покажут своё мастерство.

Поприветствуем наши команды «Марьи Искусницы» и «Василисы Премудрые».

(Жюри оценивает конкурсы)

На Руси льну были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален. Посев льна сопровождался пением. Наши команды покажут, как они умеют петь. Команды исполняют песни про лён.(Песни подготовили заранее. Примером песни может быть

Уж я сеяла, сеяла ленок.

Уж я сеяла, сеяла ленок, 
Уж я, сеяв, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я полола, полола ленок, 
Я, половши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я дергала, дергала ленок, 
Уж я, дергав, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок! 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я стлала, я стлала ленок, 
Уж я, стлавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я мочила, мочила ленок, 
Я, мочивши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я сушила, сушила ленок, 
Я, сушивши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я мяла, я мяла ленок, 
Уж я, мявши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я трепала, трепала ленок, 
Я, трепавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я чесала, чесала ленок, 
Я, чесавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я пряла, я пряла ленок, 
Уж я, прявши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я ткала, я ткала ленок, 
Уж я, ткавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Лён мой
(Сл. В. Бокова)

Сегодня мне не весело, 
Сегодня я грущу. 
Как будто что потеряно, 
Как будто что ищу. 
Куда меня знакомая 
Дороженька ведёт? 
На полюшко заветное, 
Туда, где лен цветёт.

Припев: 
Лён, лён, мой лён,
Ох, тот, кто нравится, 
Он не в меня влюблён... 
Лён, лён, мой лён, 
Лён, лён, мой лён. 
Ох, не в меня он влюблён, 
Ох, не в меня, лён, мой лён.

Не я ль весною сеяла 
Сибирский мой ленок, 
Его посеять вовремя 
Не ты ли мне помог... 
Но почему сегодня ты 
Не хочешь мне помочь? 
От чувства безответного 
Страдать мне день и ночь.

Припев.

Остановлюсь я на поле. 
Присяду, лён примну.
И спрячу очень грустные 
Глаза свои во льну. 
Слезу заметив горькую, 
Меня ленок простит, 
И, может быть, по-девичьи 
Со мною погрусти
)

Слова ведущего:

Очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку! » На праздник Купалы, который отмечался в летнее солнцестояние, чучело Костромы, которое создавалось из соломы, торжественно, с песнями и хороводами доставляли к месту празднования. На месте Кострому сжигали (наподобие сжигания чучела Мораны на Масленицу), либо топили в реке, либо разрывали и разбрасывали солому по округе. Что означают такие обряды на Купалу?

Кострома — славянская богиня, после принятия христианства переименованная в Праскеву Пятницу. В Брянской области был обряд: изготовление ткани из «убитых» растений льна и конопли. Кострома –олицетворение костры, или кострики, тех обломков льна или конопли, которые получаются при трепании –отделке волокон от обломков –костры.

Командам предлагается задание: сделать чучело Костромы из соломы и подручных материалов.(Солома, нитки и т.д.)

Пока команды готовят задание, зрители разгадывают загадки.

***

Теребили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали

(лён)

Синий цветочек, мал малышочек.

(Лён)

***

С локоть мохнато,

С локоть голо,

С локоть под себя ушло.

(Прялка)

***

Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колону и опять начну.

(Ткание)

***

Чем больше верчусь, тем больше становлюсь. 

(Веретено)

***

Пять овец стог подбирают,
А пять овец прочь отбегают.

(Человек прядет)

***

Стоит Федосья, растрепаны волосья. 

(Гребень с намычкой)

***

Стоит свинка, вырезана спинка. 

(Челнок)

Третье задание: по отрывку угадать название произведения (кто быстрее)

***

Однажды, отрок князя оказался в селе Ласково. Подошел он к одному из домов, но никто не вышел его встречать. Он прошел в дом, но опять не увидел хозяев. Пройдя дальше, в горницу, отрок был поражен необычным зрелищем: девушка работала над полотном, а перед нею прыгал заяц… Юноша рассказал ей о беде, постигшей князя Петра, сказав, что направил его Господь в эти земли искать исцеления. Вот он и приехал по приказу князя узнать о врачах здешних, чтобы найти того, кто князя вылечить возьмется… Петр уже не мог сам ходить. Потому, когда привезли его к дому, он попросил слугу узнать, кто возьмется за лечение. Того кто его излечит, пообещал он наградить щедро. Феврония сказала, что она сама хочет его лечить, и награда ей не нужна. Но если хочет он исцелиться, то должен жениться на ней, а иначе не станет она ему помогать. Князь решил обмануть Февронию, пообещав жениться, а после излечения отказаться от своего обещания… Князь же решил проверить мудрость девушки. Он передал ей маленькую связку льна, велев за то время, пока он будет в бане, соткать ему платок и сорочку. Слуга передал девушке этот пучок вместе с княжеским приказом. Феврония же попросила слугу принести небольшое полено, после чего отрубила от него щепку и передала князю. Вместе со щепкой, она дала Петру наказ, сделать из этой деревяшки станок и все оснащение, для того, чтобы она смогла соткать для него одежду на этом станке. И сделать его нужно за то время, что она лен будет драть. Слуга отдал князю щепку от поленца, передав ответ девушки. Петр же отправил слугу обратно к девушке, сказав, что невозможно сделать из куска щепки станок. Выслушав ответ князя, Феврония ответила: «А как можно из маленького количества льна за такое короткое время, сделать одежду для мужчины?» Слуга передал ответ девушки князю, Петр же удивился ее мудрости

(Сказание о Петре и Февронии Муромских)


 

***

Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

- Все говорят, что я уродился на славу! - сказал лён. - Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

(Ганс Христиан Андерсен«Лён»)

***

- Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.

- Хорошо: садись покуда ткать…

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей

- Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

- Тку, тетушка, тку, милая!

(Сказка «Баба-яга»)

Четвёртое задание: кто больше знает пословиц и поговорок о льне.(повторятся нельзя)

Колхозный лен трудом силен.

Кто посеет лен, пожнет золото.

Лен вымотает, лен и озолотит.

Лен для льноводов — золото: с ним и старые дышат молодо.

Лен — доходная культура, это деньги и натура.

Лен не косят, не жнут, а рвут.

Лен не родится — и мочало пригодится.

Мни лен дольше, волокон будет больше.

Не домнешь мялкой, так вспомянешь за прялкой.

У льна-долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань.

Хороший ленок — денег закромок.

Чем ленок дольше, тем доход больше.

Лен да клевер, клевер да лен, кто их сеет, тот и умен.

Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Лен золой удобряй — получишь урожай.

Лен не жнут, не косят, а теребят.

Лен по клеверу посеешь — урожай уже имеешь.

Лен тем и силен, что всех одевает он.

Пятое задание: «Основа да уток, вот и ткани лоскуток»

Нужно из цветной бумаги сделать полотно. ( имитацию тканого полотна)

Пока выполняется задание, зрители смотрят презентацию «Основа да уток, вот и ткани лоскуток» о том, как делают льняную ткань.

Подведение итогов конкурсов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.