Сценарий внеклассного мероприятия «Льняницы. Льняные смотрины» (5–7 классы)
Тема: Льняницы. Льняные смотрины.
Цели:
•углубить и расширить знания обучающихся о льне;
•формировать интерес к народному творчеству;
•прививать интерес к культуре своей Родины , к истокам народного творчества.
Оборудование: рушники, полотняные скатерти, нитки, ножницы, цветная бумага.
(Зал оформляется в виде крестьянской избы)
Слово ведущего:
Лен известен человеку с глубокой древности, льняная ткань считается самой старинной. Православная Церковь 10 ноября поминает мученицу Параскеву. В народе её называют Параскевой Пятницей и считают покровительницей прядения .А ещё в этот день почитают Неонилу. Крестьянки называли её Нанилой-льяницей. На Параскеву и Ненилу-льяницу девушки стремились показать своё искусство.
Сегодня наши команды покажут своё мастерство.
Поприветствуем наши команды «Марьи Искусницы» и «Василисы Премудрые».
(Жюри оценивает конкурсы)
На Руси льну были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален. Посев льна сопровождался пением. Наши команды покажут, как они умеют петь. Команды исполняют песни про лён.(Песни подготовили заранее. Примером песни может быть
Уж я сеяла, сеяла ленок.
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я, сеяв, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Я полола, полола ленок,
Я, половши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Уж я дергала, дергала ленок,
Уж я, дергав, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Уж я стлала, я стлала ленок,
Уж я, стлавши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Я мочила, мочила ленок,
Я, мочивши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Я сушила, сушила ленок,
Я, сушивши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Уж я мяла, я мяла ленок,
Уж я, мявши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Я трепала, трепала ленок,
Я, трепавши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Я чесала, чесала ленок,
Я, чесавши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я, прявши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Уж я ткала, я ткала ленок,
Уж я, ткавши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лён мой
(Сл. В. Бокова)
Сегодня мне не весело,
Сегодня я грущу.
Как будто что потеряно,
Как будто что ищу.
Куда меня знакомая
Дороженька ведёт?
На полюшко заветное,
Туда, где лен цветёт.
Припев:
Лён, лён, мой лён,
Ох, тот, кто нравится,
Он не в меня влюблён...
Лён, лён, мой лён,
Лён, лён, мой лён.
Ох, не в меня он влюблён,
Ох, не в меня, лён, мой лён.
Не я ль весною сеяла
Сибирский мой ленок,
Его посеять вовремя
Не ты ли мне помог...
Но почему сегодня ты
Не хочешь мне помочь?
От чувства безответного
Страдать мне день и ночь.
Припев.
Остановлюсь я на поле.
Присяду, лён примну.
И спрячу очень грустные
Глаза свои во льну.
Слезу заметив горькую,
Меня ленок простит,
И, может быть, по-девичьи
Со мною погрусти )
Слова ведущего:
Очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку! » На праздник Купалы, который отмечался в летнее солнцестояние, чучело Костромы, которое создавалось из соломы, торжественно, с песнями и хороводами доставляли к месту празднования. На месте Кострому сжигали (наподобие сжигания чучела Мораны на Масленицу), либо топили в реке, либо разрывали и разбрасывали солому по округе. Что означают такие обряды на Купалу?
Кострома — славянская богиня, после принятия христианства переименованная в Праскеву Пятницу. В Брянской области был обряд: изготовление ткани из «убитых» растений льна и конопли. Кострома –олицетворение костры, или кострики, тех обломков льна или конопли, которые получаются при трепании –отделке волокон от обломков –костры.
Командам предлагается задание: сделать чучело Костромы из соломы и подручных материалов.(Солома, нитки и т.д.)
Пока команды готовят задание, зрители разгадывают загадки.
***
Теребили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали
(лён)
Синий цветочек, мал малышочек.
(Лён)
***
С локоть мохнато,
С локоть голо,
С локоть под себя ушло.
(Прялка)
***
Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колону и опять начну.
(Ткание)
***
Чем больше верчусь, тем больше становлюсь.
(Веретено)
***
Пять овец стог подбирают,
А пять овец прочь отбегают.
(Человек прядет)
***
Стоит Федосья, растрепаны волосья.
(Гребень с намычкой)
***
Стоит свинка, вырезана спинка.
(Челнок)
Третье задание: по отрывку угадать название произведения (кто быстрее)
***
Однажды, отрок князя оказался в селе Ласково. Подошел он к одному из домов, но никто не вышел его встречать. Он прошел в дом, но опять не увидел хозяев. Пройдя дальше, в горницу, отрок был поражен необычным зрелищем: девушка работала над полотном, а перед нею прыгал заяц… Юноша рассказал ей о беде, постигшей князя Петра, сказав, что направил его Господь в эти земли искать исцеления. Вот он и приехал по приказу князя узнать о врачах здешних, чтобы найти того, кто князя вылечить возьмется… Петр уже не мог сам ходить. Потому, когда привезли его к дому, он попросил слугу узнать, кто возьмется за лечение. Того кто его излечит, пообещал он наградить щедро. Феврония сказала, что она сама хочет его лечить, и награда ей не нужна. Но если хочет он исцелиться, то должен жениться на ней, а иначе не станет она ему помогать. Князь решил обмануть Февронию, пообещав жениться, а после излечения отказаться от своего обещания… Князь же решил проверить мудрость девушки. Он передал ей маленькую связку льна, велев за то время, пока он будет в бане, соткать ему платок и сорочку. Слуга передал девушке этот пучок вместе с княжеским приказом. Феврония же попросила слугу принести небольшое полено, после чего отрубила от него щепку и передала князю. Вместе со щепкой, она дала Петру наказ, сделать из этой деревяшки станок и все оснащение, для того, чтобы она смогла соткать для него одежду на этом станке. И сделать его нужно за то время, что она лен будет драть. Слуга отдал князю щепку от поленца, передав ответ девушки. Петр же отправил слугу обратно к девушке, сказав, что невозможно сделать из куска щепки станок. Выслушав ответ князя, Феврония ответила: «А как можно из маленького количества льна за такое короткое время, сделать одежду для мужчины?» Слуга передал ответ девушки князю, Петр же удивился ее мудрости
(Сказание о Петре и Февронии Муромских)
***
Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.
- Все говорят, что я уродился на славу! - сказал лён. - Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!
(Ганс Христиан Андерсен«Лён»)
***
- Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
- Хорошо: садись покуда ткать…
Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей
- Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?
- Тку, тетушка, тку, милая!
(Сказка «Баба-яга»)
Четвёртое задание: кто больше знает пословиц и поговорок о льне.(повторятся нельзя)
Колхозный лен трудом силен.
Кто посеет лен, пожнет золото.
Лен вымотает, лен и озолотит.
Лен для льноводов — золото: с ним и старые дышат молодо.
Лен — доходная культура, это деньги и натура.
Лен не косят, не жнут, а рвут.
Лен не родится — и мочало пригодится.
Мни лен дольше, волокон будет больше.
Не домнешь мялкой, так вспомянешь за прялкой.
У льна-долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань.
Хороший ленок — денег закромок.
Чем ленок дольше, тем доход больше.
Лен да клевер, клевер да лен, кто их сеет, тот и умен.
Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.
Лен золой удобряй — получишь урожай.
Лен не жнут, не косят, а теребят.
Лен по клеверу посеешь — урожай уже имеешь.
Лен тем и силен, что всех одевает он.
Пятое задание: «Основа да уток, вот и ткани лоскуток»
Нужно из цветной бумаги сделать полотно. ( имитацию тканого полотна)
Пока выполняется задание, зрители смотрят презентацию «Основа да уток, вот и ткани лоскуток» о том, как делают льняную ткань.
Подведение итогов конкурсов.