Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение» (5-9 класс)
курса внеурочной деятельности
для 5-9 классов
Профессиональное самоопределение школьника
(ПСШ)
Составитель:
Кемерово,
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Первый уровень результатов освоения программы «ПСШ» – уровень представления (знакомства).
О бучающийся, находящийся на этом уровне, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему в материальном виде или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает способностью произвести опознание, различение и соотнесение, а также духовно – нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, профориентационных акциях, играх, выставках, конкурсов рисунков, поделках.
Второй уровень результатов – уровень воспроизведения.
Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – уровень умений, навыков и творчества. На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения – умение и навык. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в профориентационных праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий. Как известно, творчеством считается проявление продуктивной активности человеческого сознания. На этом уровне необходимо, чтобы он не только овладевал знаниями, умениями, навыками, но и умел их применять в деятельности. Надо «добывать» прочные знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие способности. Это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т. е. будут реализовываться мотивационные знания.
Программа «ПСШ» способствует формированию у школьников следующих качеств личности: развитие интереса к профессиям; осознанному выбору профессии; стремление к активной деятельности; интерес к трудовой и учебной деятельности; желание выполнять трудовые поручения; воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности; настойчивость в доведении дела до конца; бережное отношение к результатам своего труда; дисциплинированность; любовь к труду.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
5 класс (35 час.)
Введение. Вводные понятия (2ч)
Работа, труд, профессия, профориентация. Представления о различных профессиях, возникновении профессий в обществе.
Раздел 1. Индивидуально – психологические особенности личности (8 ч)
Тема «Понятие личности». Личность – атрибут человека и общества. Различные подходы к определению личности. Проблема индивидуальности. Личность – как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с окружающей средой. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки. Факторы развития способностей. Типы характера и его особенности. Виды темперамента.
Практическая работа №1. Определение склонностей и интересов, способствующих профессиональному и личностному самоопределению. Работа с раздаточным материалом, тесты на выявление способностей.
Практическая работа №2. Определение акцентуаций характера, работа с раздаточным материалом «Тесты на выявления характера», характерологический опросник Карла Леонгарда.
Практическая работа №3. Определение темперамента по личностному опроснику Яна Стреляу (опросник темперамента), работа с раздаточным материалом.
Раздел 2. Лабиринт профессий (25 ч)
Тема «Типология профессий». «Человек – человек»: категория профессий, в которых на первое место ставится умение налаживать и поддерживать контакт с другими людьми. « Человек-техника»: профессии, связанные с разработкой, сборкой, монтажом технических приборов, а также с их эксплуатацией и ремонтом. «Человек-знак»: профессии, направленные на создание и оформление документов, труд в которых направлен на числа и системы условных знаков. «Человек - художественный образ»: Профессии труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. «Человек-природа»: Профессии, труд в которых направлен на объекты живой природы.
Практическая работа №4. Выполнение упражнений: «Профессия на букву… или алфавит профессий», «Ассоциация», Отдел кадров».
Практическая работа №5. Конкурс рисунков «Все работы хороши».
Практическая работа №6. Ответить на вопросы относящиеся содержания профессий. Профориентационная игра «О, счастливчик!».
Практическая работа №7. Ознакомление с профессиями. Посещение учащимися экскурсий на производства.
Практическая работа №8. Моделирование профессиональных ситуацийв деловой игре «Моя профессия ….».
Подведение итогов.
6 класс (35 час.)
Введение. Вводные понятия (2ч)
Потребность знаний трудовых и профессиональных взаимоотношений людей в настоящее время, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Основные понятия становления профессионализма.
Раздел 1. Причины возникновения страха перед экзаменами (22ч)
Тема «Родительский стиль воспитания и опыт детства». Как страх перед экзаменами связан с опытом детства (юности) и с родительским стилем воспитания. Выявление причин, вызывающих страх перед экзаменами. Проявление симптомов страха у разных людей, в разное время и в разной степени. Влияние страха на физическое, психическое самочувствие и поведение людей.
Практическая работа №1. Выполнение задание: детско-родительская профориентационная игра «Поступаем в ВУЗ»
Тема «Страх перед экзаменами и общественные нормы». Рассматривается аспект успеха в нашем современном обществе. Обсуждается проблема, что не всегда имеет место постоянный рост числа мест обучения и работы. Затрагивается вопрос о высококвалифицированной работе, что еще сильнее заставляет успешно сдать экзамен.
Практическая работа №2. Выполнить упражнения, которые используются в случаях, когда требуются высокие достижения в ситуациях большой нагрузки. «Готовимся к экзамену».
Практическое занятие №3. Выполнение заданий. Тренинг «Приемы саморегуляции».
Практическое занятие №4. Создание коллажа на тему «экзамен».
Практическое занятие №5. Выполнение заданий. Тренинг «Общение».
Раздел 2. Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов (8ч)
Тема «Важнейшие мысли, вызывающие страх перед экзаменационными ситуациями». Мысли разделены на отдельные области, в которых может возникать страх перед экзаменами – страх перед подготовкой к экзаменам; страх перед ситуацией экзамена; страх перед экзаменатором; страх перед профессиональной несостоятельностью; страх потерпеть неудачу; боязнь успешной сдачи экзамена.
Практическое занятие №6. Выполнение упражнения «Эксперимент».
Тема «Мысленные стратегии преодоления страха». Стратегии, которые помогут мотивированно подойти к обучению и лучше раскрыть и продемонстрировать свои знания в ситуации экзамена. Самовнушение – это позитивные мысли, которые внушает себе человек, пока согласно своим чувствам не будет убежден в их правильности.
Практическое занятие №7. Выполнить упражнение «План моего будущего».
Практическое занятие №8. Подкорректировать свой профессиональный план в соответствии с требованиями современного рынка труда. Дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
Практическое занятие №9. Выполнения упражнения с элементами арт-терапии «Психологический портрет будущего …»
Подведение итогов.1 час
7 класс (35 час.)
Введение. Вводные понятия (1ч)
Потребность знаний трудовых и профессиональных взаимоотношений людей в настоящее время, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Основные понятия профессионализма.
Раздел 1. Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов (10ч)
Тема «Тренинги». Сущность ментального тренинга. Учащиеся на практическом опыте научается переноситься мыслями в возможное будущее и использовать прошедшие ситуации, как к своей выгоде, так и к потере. Сущность тренинга на расслабление. Ознакомление с инструкцией по проведению прогрессивного мышечного расслабления.
Практическое занятие №1. Работа с раздаточным материалом. Методики на профориентацию и профпригодность. « Тест определения типа будущей профессии». Психогеометрический тест Сюзен Деленгер.
Практическое занятие №2. Выполнение заданий «Ментальный тренинг».
Практическая работа № 3. Выполнение заданий «Тренинг на расслабление».
Раздел 2. Основополагающие предпосылки эффективного трудоустройства (23)
Тема «Резюме». Что такое резюме? Цель резюме. Как правильно написать резюме. Нестандартное резюме. Возможности творчества. Зона риска. Фотография. Стиль написания резюме. Образец резюме.
Тема «Виды резюме».
Практическая работа №4. Написание резюме. Работа по составлению различных видов резюме, как помощь при трудоустройстве.
Практическая работа №5. Выполнить задание. Ролевая игра «Собеседование с работодателем».
Практическая работа №6. Участие в презентации по тематике «Мир в радуге профессий».
Тема «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей». Формирование у школьников способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации; развитию мотивации и достижения позитивных жизненных целей. Каждый учащийся делится своим мнением, выводами, получает обратную связь от группы по поводу пройденного материала, анализирует проблемные вопросы.
Практическая работа №7. Работа с таблицей «Прогноз и реальность».
Практическая работа №8. Выполнение упражнений «Аукцион идей»,
«План на день».
Практическая работа №9. Пофориентационная игра «Кадровый вопрос».
Практическая работа №10. Посещение учащимися экскурсий на производства.
Подведение итогов. 1 час
8 класс (35 час.)
Введение. Вводные понятия (2ч)
Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств.
Раздел 1. Деятельность как социально-психологическая проблема (18 ч)
Тема Психологическое профессиоведение. Определение понятия
«психология профессий». Понятие профессиографирования и
профессиограммы. Принципы и уровни профессиографирования.
Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств
профессионала. Методы психологического анализа профессий.
Практическая работа №1. Составление описаний профессий и психограмм.
Практическая работа №2. Описание профессиональных качеств личности профессионала.
Практическая работа №3. Определение по опроснику Голланда
типов профессии, которые соотносятся с индивидуальными особенностями
человека. Методика призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей.
Практическая работа №4. Создание творческой работы: (рисунок, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, авторское фото, компьютерные программы и т.п) по тематики «Человек-профессия».
Практическая работа №5. Выполнение упражнения «Мои жизненные и профессиональные планы».
Тема. Классификация профессий в психологическом профессиоведении.
Общие требования к квалификации массовых явлений. Классификация
профессий по Е.А.Климову. Определение понятия «профессиональная
пригодность и призвание». Роль деятельности в формировании и проявлении личности. Типы профессий и профессионально важные качества для них необходимые. Характеристика конкретных профессий по четырем уровням /Е.А.Климов/.
Раздел 2. Трудовая мотивация (14 ч)
Тема Развитие человека как субъекта труда. Понятие трудовой
мотивации. Классификация методов мотивации. Основные формы
мотивации работников предприятия. Значение труда для личности. Труд как фактор исторического развития человека. Труд как вид деятельности.
Практическая работа №6. Выполнить тренинг вые игровые упражнения «Звездный час».
Практическая работа №7. Выполнить игровые упражнения в психотехнической игре «Путь к успешной карьере».
Практическая работа №8. Посещение обучающимися экскурсий на производства.
Практическая работа №9. Участие в организации и проведение встреч с родителями по теме «Профессия моих родителей».
Подведение итогов. 1 час
9 класс (35 час.)
Введение. Вводные понятия (2ч)
Потребность в трудовых знаниях и профессиональных взаимоотношениях людей в настоящее время. Индивидуальные особенности личности как работника. Характеристика профессиональной деятельности. Основные понятия становления профессионализма. Характеристика деятельности в качестве социально-психологической проблемы. Психологическая готовность к деятельности.
Раздел 1. Психология профессиональной работоспособности и
функциональных состояний.
Тема Основные понятия работоспособности. Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний. Профессиональное утомление и переутомление. Состояние монотонии и психического пресыщения в труде. Понятие стресса в труде. Показатели психического здоровья и самочувствия в условиях стресса. Управление и контроль стрессовых состояний. Режим труда и отдыха. Активный отдых.
Практическая работа №1. Викторина «Путешествие по морям профессий».
Практическая работа №2. Презентация о профессиях в городе и на селе.
Практическая работа №3. Конкурс «Строители». Конкурс «Маляров».
Практическая работа №4. Выполнить задание. Сделать рекламу выбранного товара.
Практическая работа №5. Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем».
Раздел 2. Психология группового субъекта труда.
Тема Признаки группового субъекта труда. Групповые формы трудовой деятельности. Способы организации совместной деятельности,
межличностные отношения и эффективность.
Практическая работа №6. Выполнить упражнение Детектив».
Практическая работа №7. Организация и проведение встреч с людьми разных профессий «Мое место в государстве».
Практическая работа №8. Создание профориентационного стенда «Профессия – специальность».
Тема Психология производственного травматизма и аварийности.
Правовые гарантии безопасности труда в промышленности. Личный
(человеческий) фактор в происшествиях. Концепция безопасности.
Методы изучения происшествий.
Практическая работа №9. Защита творческих работ. Оценка творческих работ включает содержание работы, техническое выполнение, а также эстетическую сторону.
Подведение итогов. 1 час
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование по «ПСШ» 5 класс
Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы | Основное содержание по темам | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля |
Введение (2ч) 1-2. Вводные понятия | Работа, труд, профессия, профориентация | Приводить примеры понятий «профессия» и «профориентация» | Устный опрос |
Раздел I (8 ч) Индивидуально – психологические особенности личности 3.«Понятие личности» (1 ч) |
Личность – атрибут человека и общества. Общая характеристика способностей |
Называть основные позиции «личности». Отвечать на вопросы по теме |
Анализ предложенных понятий по изучаемой теме |
4. «Выбор профессии» (1 ч) | Значимость выбора профессии для человека | Объяснять свой выбор профессии. Делится впечатлениями о профессиях | Устная проверка
|
5-6. Практическая работа №1 «Тестирование способностей» (2ч) | Определение способностей
| Определять склонности и интересы, способствующих самоопределению | Оценка выполнения тестов |
7-8. Практическая работа №2 «Тесты на выявления характера» (2ч) | Определение акцентуаций характера
| Определять акцентуации характера по опроснику К.Леонгарда | Оценка выполнения тестов
|
9-10. Практическая работа №3 «Тесты на определения темперамента» (2 ч) | Определение темперамента
| Определять темперамент по личностному опроснику Яна Стреляу | Оценка выполнения тестов |
Раздел II (24 ч) Лабиринт профессий 11-13. «Типология профессий» (3ч) | Индивидуально–психологические особенности человека, соответствующие разным типам профессии |
Слушать доклады о типологии профессий. Характеризовать разные типы профессий | Анализ подготовки докладов по заданным темам
|
14-15. Тип профессии «Человек – человек» (2ч) | Названия профессий, трудовых действий | Характеризовать тип профессии «Человек – человек» | Оценка выполнения заданий |
16-17. Тип профессии «Человек-техника» (2ч) | Названия профессий, трудовых действий | Выявлять характеристики типа профессии «Человек-техника» | Оценка выполнения заданий
|
18-19. Тип профессии «Человек-знак» (2ч) | Программист, редактор газеты, информационные программы | Озвучивать характеристику типа профессии «Человек-знак» | Оценка выполнения заданий
|
20-21. Тип профессии «Человек - художественный образ» (2ч) | Актер писатель, художник
| Подчеркивать характеристику типа профессии «Человек - художественный образ» | Оценка выполнения заданий
|
22-23. Тип профессии «Человек-природа» (2ч) | Агроном, ландшафтный дизайнер, метеоролог | Делать сравнительную характеристику типов профессий | Оценка выполнения заданий
|
24-25. Практическая работа №4 «Профессия на букву…», «Ассоциация», «Отдел кадров» (2ч) | Развитие профессионально важных качеств
| Выполнять упражнения в интеллектуально познавательной игре
| Наблюдение за выполнением упражнений
|
26-27. Практическая работа №5 «Все работы хороши» (2ч) | В творческой форме рассказать о профессиях | Участвовать в конкурсе рисунков | Анализ и оценка выполнения творческой работы |
28-29. Практическая работа №6 «О, счастливчик!» (2ч) | Побуждение участников осознанному выбору профессии | Выполнять упражнения в профориентационной игре
| Наблюдение за выполнением групповых заданий |
30-31. Практическая работа №7 «Ознакомление с профессиями» (2ч) | Познавательный интерес, потребность получать новые знания, расширеннее кругозора | Посещать экскурсии Высказывать свое мнение о новых впечатлениях | Анализ результатов практического занятия |
32-34. Практическая работа №8 «Моя профессия» (3ч) | Осмысление профессиональных перспектив | Выполнять упражнения в деловой игре.
| Наблюдение за выполнением групповых заданий |
Подведение итогов 1 час | | Подводить итоги | |
Тематическое планирование по «ПСШ» 6 класс
Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы | Основное содержание по темам | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля |
1-2.Введение. (2ч) Вводные понятия | Основные понятия становления профессионализма | Проговаривать по цепочки основные понятия профессионализма | Устный опрос |
Раздел I (18 ч) Причины возникновения страха перед экзаменами 3.«Родительский стиль воспитания и опыт детства» (1ч) |
Опыт детства (юности) и родительский стиль воспитания |
Анализировать родительский стиль воспитания |
Устный опрос
|
4. «Страх и его проявления» (1 ч)
| Влияние страха на физическое, психическое самочувствие и поведение людей | Изучать влияние страха на самочувствие и поведение людей
| Письменный опрос
|
5-7. Практическая работа №1 «Поступаем в ВУЗ» (3ч) | Готовности детей к эффективному сотрудничеству
| Выполнять упражнения в детско-родительской проф. игре | Наблюдение за решением ситуационных задач
|
8. «Страх перед экзаменами и общественные нормы» (1ч) | Аспект успеха в современном обществе
| Писать под диктовку | Проверка конспектов
|
9. «Страх и общение» (1ч)
| Страх приводящий к изоляции и явному дефициту дружеских контактов | Приводить примеры, когда возникает страх при общении
| Устный опрос |
10-11. Практическая работа№2 «Готовимся к экзамену» (2ч) | Применение простых методик и техник в борьбе со страхами | Выполнять самостоятельную работу
| Анализ и оценка выполненных заданий |
12-13. Практическое занятие №3 «Приемы саморегуляции» (2ч) | Управление психоэмоциональн- ным состоянием | Выполнять упражнение в тренинге
дание коллажа | Анализ результатов практической деятельности |
14-16. Практическое занятие №4 «Экзамен» (3ч) | Выразить свой внутренний мир через творчество | Создавать коллаж
| Анализ и оценка выставки творческих работ |
17-20. Практическое занятие №5 «Общение» (4ч) | Отработать навыки общения, решать психологические проблемы | Выполнять упражнение в тренинге
| Рефлексия |
Раздел II (14ч) Псих. стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов 21.«Важнейшие мысли, вызывающие страх перед экз.ситуациями (1ч) |
Знакомство с психологическими стратегиями в подготовке к сдаче экзаменов. Страх перед экзаменами |
Комментировать психологические стратегии в подготовке к сдаче экзаменов |
Анализ и оценка ответов на вопросы учителя |
22.«Рациональные установки» (1ч) | Использование рациональных установок | Описывать рациональные установки | Анализ выполнения самостоятельной работы |
23-24. Практическое занятие №6 «Эксперимент» (2ч) | Стимуляция умственной деятельности | Выполнять групповые задания | Наблюдение за выполнением заданий |
25.«Мысленные стратегии преодоления страха» (1ч) | Самовнушение – это позитивные мысли.
| Формулировать выводы наблюдений
| Оформление понятийного словаря
|
26-28. Практическое занятие №7. «План моего будущего» (3ч) | Осмысление своих профессиональных перспектив
| Создавать алгоритм построения «Плана «будущего» | Анализ индивидуального задания |
29 – 31. Практическое занятие №8 «Кто нужен нашему городу?» (3ч) | Побуждение к осознанному выбору профессии. | Подкорректиро- вать «План моего будущего» Отвечать на вопросы | Анализ и оценка результатов практической деятельности |
32-34. Практическое занятие №9 «Психологичес-кий портрет будущего …» (3ч) | Расширение представление о себе, своих способностях и возможностях в планирование профессиональной деятельности | Выполнять упражнения с элементами арт-терапии
| Оценка уровня усвоения материала.
|
Подведение итогов 1 ч | | Подводить итоги своей работы | Анализ и оценка выполнения и защиты творческой работы |
Тематическое планирование по «ПСШ» 7 класс
Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы | Основное содержание по темам | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля |
Введение.1. Вводные понятия (1ч) | Основные понятия профессиона- лизма | Озвучивать основные понятия профессионализма | Устный опрос |
Раздел I (10ч) Псих. стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов 2. «Тренинги» (1ч) | Сущность тренингов | Изучать сущность тренингов | Устный опрос |
3.«Ментальный тренинг» (1ч) | Сущность ментального тренинга | Составлять опорный конспект | Проверка конспектов |
4. «Тренинг на расслабление» (1ч) | Сущность тренинга на расслабление | Сравнивать виды тренингов
| Опрос по индивидуальным заданиям. |
5-7. Практическое занятие №1 «Тест определения типа будущей профессии» (3ч) | Определение профпригодности | Определять типы будующей профессии | Оценка выполнения тестов
|
8-9. Практическое занятие №2 «Ментальный тренинг» (2ч) | Научится переноситься мыслями в возможное будущее | Выполнять тренинговые упражнения | Оценка уровня усвоения умений в ходе выполнения практического задания |
10-11. Практическая работа № 3 «Тренинг на расслабление» (2ч) | Обучится технике спонтанного расслабления | Выполнять тренинговые упражнения | Оценка уровня усвоения умений в ходе выполнения практического задания |
Раздел II. (23ч) Основополагающие предпосылки эффективного трудоустройства 12-13. «Резюме» (2ч) |
Что такое резюме? |
Работать с учебником |
Письменная проверка |
14-15. «Виды резюме» (2ч) | Образец резюме
| Составлять конспекты | Проверка конспектов |
16-17. Практическая работа №4 «Написание резюме» (2ч) | Составление различных видов резюме. | Заполнять таблицу по видам резюме | Письменный опрос по карточкам |
18-19. Практическая работа №5 «Собеседование с работодателем» (2ч) | Правила поведения при трудоустройстве | Выполнять упражнения в ролевой игре | Анализ результатов практического занятия |
20-23. Практическая работа №6 «Мир в радуге профессий» (4ч) | Творческое самораскрытие | Создавать презентацию | Анализ и оценка выполнения презентаций |
24-25. «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей» (2ч) | Развитие мотивации и достижения позитивных жизненных целей | Формулировать выводы наблюдений по формированию позитивных жизненных целей | Анализ и оценка изучаемого материала |
26-27. Практическая работа №7 «Прогноз и реальность» (2ч) | Личная значимость жизненных событий | Создавать таблицу | Анализ и оценка выполнения задания |
28-29. Практическая работа №8 «Аукцион идей», | Побуждение интереса к различным профессиям | Выполнять упражнения в профориентацион- ной игре | Оценка выполнения конкретных проф.задач в ходе игры |
30-32. Практическая работа №9 «Кадровый вопрос» (3ч)
| Мировоззрен-ческие размышления, связанные с выбором профессии | Выполнять упражнения в профориентацион- ной игре | Наблюдение за решением ситуационных задач
|
33-34. Практическая работа №10 «Ознакомление с профессиями». (2ч) Подведение итогов 1 ч. | Познавательный интерес, потребность получать новые знания
| Посещать экскурсии Высказывать свое мнение о новых впечатлениях. Подводить итоги | Анализ и оценка освоенных знаний в ходе практического занятия |
Тематическое планирование по «ПСШ» 8 класс
Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы | Основное содержание по темам | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля |
Введение. 1-2. Вводные понятия ( 2ч) | Развитие профессионально важных качеств | Озвучивает профессиональ- но важные качества личности | Устный опрос |
Раздел I (18ч) Деятельность как социально-психологическая проблема 3. «Психологическое профессиоведение» (1ч) |
Определение понятия «психология профессий» | Составлять таблицу «психология профессий» | Анализ сравнительной таблицы |
4.«Методы профессиоведения» (1ч) | Методы психологического анализа профессий | Использовать методы психологичес-кого анализа | Оценка результатов выполнения |
5-6. Практическа работа №1 «Составление описаний профессий и психограмм» (2ч) | Характеристика требований, предъявляемых профессией к псих.качествам человека | Составлять характеристику требований |
Письменный опрос по индивидуальным заданиям |
7-8. Практическая работа №2 «Описание профессиональных качеств личности профессионала» (2ч) | Профессионально важные качества сотрудника, качества профессионала | Выполнять самостоятель- ную работу | Оценка выполнения заданий |
9-10. Практическая работа №3 «Определение типов профессии» (2ч) | Выбор профессии с учетом личностных особенностей человека | Определять типы профессий | Оценка выполнения тестов |
11-12. Практическая работа №4 «Человек-профессия» (2ч) | Осмысление своих жизненных ценностей и приоритетов | Создавать творческую работу. | Анализ и оценка создания творческой работы |
13-14. Практическая работа №5 «Мои жизненные и проф.планы (2ч) | Определение перспективных жизненных и профессиональных целей | Создавать коллаж | Наблюдение и оценка выполнения заданий |
15-16. «Классификация профессий в психологическом профессиоведении» (2 ч) | Общие требования к квалификации массовых явлений | Писать под диктовку | Проверка конспектов |
17. Классификация профессий по Е.А.Климову (1ч) | Определение понятия «проф.пригодность и призвание». | Отвечать на вопросы преподавателя Комменти- ровать | Анализ результатов подготовки к семинару |
18. Типы профессий по четырем уровням Е.А.Климов (1ч) | Характеристика конкретных профессий по четырем уровням /Е.А.Климов/ | Формулиро- вать выводы по 4 уровням типов профессий | Устный опрос |
19-20. Практическая работа №6 «Звездный час» (2ч) | Основные личностные смыслы проф. деятельности | Выполнять групповые задания | Наблюдение за выполнением заданий |
Раздел II. (14 ч) Трудовая мотивация 21-22. « Развитие человека как субъекта труда» (2ч) | Значение труда для личности | Озвучивать значение труда для личности | Устный опрос |
23-24. Основные понятия трудовой мотивации (2ч) | Труд как фактор исторического развития человека | Писать под диктовку | Проверка конспектов |
25-26. Кризисы профессионального становления (2ч) | Типы и факторы кризисов профессионального становления | Описывать типы и факторы кризисов | Оценка проверочных работ по темам |
27-28. Профессиональные деструкции (2ч)
| Психологические детерминанты профессиональных деструкций | Отвечать на вопросы преподавателя
| Опрос по индивидуальным заданиям |
29-30. Практическая работа №7 «Путь к успешной карьере» (2ч) | Повышение качества психических процессов | Выполнять упражнения в психотехничес-кой игре | Наблюдение за выполнением заданий
|
31-32. Практическая работа №8 «Ознакомление с профессиями» (2ч) | Познавательный интерес, потребность получать новые знания
| Посещать экскурсии Высказывать свое мнение о новых впечатлениях | Анализ практического занятия.
|
33-34. Практическая работа №9 «Профессия моих родителей». (2ч) | Просвещение. Информирование | Участвовать в организации и проведение встреч с родителями.
| Наблюдение и оценка сообщений, ответы на вопросы |
Подведение итогов 1 ч. | | Подводить итоги | |
Тематическое планирование по «ПСШ» 9 класс
Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы | Основное содержание по темам | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля |
Введение. 1-2. Вводные понятия (2ч) | Потребность в трудовых знаниях, проф.взаимоотношениях людей | Анализировать потребность в трудовых знаниях | Устный опрос |
Раздел I (16 ч) Психология проф.работоспособности и функциональных состояний 3-4.Основные понятия работоспособности (2ч) |
Динамика работоспособности человека в труде | Называть основные понятия работоспособности | Устный опрос |
5-6. Профессиональный стресс (2ч) | Понятие стресса в труде.
| Писать под диктовку | Оценка выполнение тестовых заданий |
7-8. Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда (2ч) | Желательные и неблагоприятные функциональные состояния человека в труде | Отвечать на вопросы учителя. Комментиро- вать ответы | Анализ и оценка выполнения и подготовки докладов, рефератов. |
9-10. Практическая работа №1 «Путешествие по морям профессий» (2ч) | Профессионально важные качества в избранном виде труда | Отвечать на вопросы викторины | Анализ выполнения результатов практических заданий |
11-12. Практическая работа №2 «Профессии в городе и на селе» (2ч) | Устойчивый профессиональный интерес к избранной профессии | Создавать Презентацию | Оценка и анализ выполненной работы |
13-14. Практическая работа №3 «Строители». «Маляры» (2ч) | Познавательный интерес, потребность получать новые знания | Участвовать в конкурсах | Анализ выполнения результатов практических заданий |
15-16. Практическая работа №4 «Сделать рекламу выбранного товара» (2ч) | Креативное мышление и практические навыки | Создавать презентацию | Оценка подготовки и выполнения творческой работы |
17-18. Практическая работа №5 «Профессии, которые мы выбираем» (2ч) | Выбор профессии – это значит выбрать работу, которая будет нужна людям, обществу | Отвечать на вопросы преподавателя Комментиро- вать по очереди ответы
| Анализ и оценка выполнения докладов, практических заданий |
Раздел II (16ч) Психология группового субъекта труда. 19-20. Признаки группового субъекта труда (2ч) | Групповые формы трудовой деятельности | Составлять опорный конспект. Отвечать на вопросы по групповым формам трудовой Деятельности | Письменный опрос |
21-22. Практическая работа №6 «Детектив» (2ч) | Значимые ценности, устремления | Выполнять групповые упражнения | Анализ выполнения результатов практических заданий |
23-24. Практическая работа № 7 «Мое место в государстве» (2ч) | Место в мире – это, прежде всего, профессия. | Задавать вопросы людям разных профессий | Наблюдение и оценка подготовленных сообщений |
25-26. Практическая работа №8 «Профессия – специальность» (2ч) | Различие профессии и специальности. | Создавать профориентацион-ный стенд
| Наблюдение и анализ проделанной творческой работы |
27-28. Психология производственного травматизма и аварийности (2ч) | Личный (человеческий) фактор в происшествиях. | Определять причины произв.травматизма | Устный опрос |
29-30. Влияние социально-психологического климата на эффективность группового труда (2ч) | Механизмы влияния социально-психологического климата на взаимоотношения в коллективе | Отвечать на вопросы преподавателя. Комментировать по очереди. Приводить примеры | Анализ и оценка выполнения и подготовки докладов, рефератов |
31-32. Правовые гарантии жизни и здоровья человека (2ч) | Значимость в жизни современного общества | Повторять и обобщать пройденный Материал | Оценка результатов Выполненных заданий |
33-34. Практическая работа №9 Защита творческих работ (2ч) | Познавательный опыт и интерес к профессиональной деятельности | Создавать презентацию.
| Анализ и оценка результатов Составленной Творческой работы |
Подведение итогов 1 ч. | | Подводить итоги | |
Список литературы.
1. Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.- С. 42-50.
2. Резапкина, Г. Акцентуация и выбор профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2010.- № 20.- С. 25-32.
3. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость!: классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.- С. 33-38. О профессии учитель.
4. Цимбаленко, С. В. Профессии, связанные с географией: классный час с учащимися 7 класса / С. В. Цимбаленко // Воспитание школьников.- 2012.- № 2.- С. 28-32.
5. Юрко, Т. Б."Кто хочет стать предпринимателем": сценарий встречи старшеклассников с предпринимателями города / Т. Б. Юрко // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.- С. 73-77.
23