Программа кружка «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа кружка «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9 класса на 2017-2018 учебный год разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Письмо Министерства образования и науки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19.04.2011 г. №03-255;
Программы образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред., Хотунцева Ю. Л. Симоненко В. Д. М.: Мнемозина, 2012.
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии, планируемыми результатами основного общего образования по технологии, требованиями Примерной основной образовательной программы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программы образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред., Хотунцева Ю. Л. Симоненко В. Д. М.: Мнемозина, 2012.
Учебник: Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Чистяковой С.Н.- М.: Просвещение, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Цели и задачи курса
Кружок «Профессиональное самоопределение» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ само восприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Целью изучения кружка «Профессиональное самоопределение» в 9 классе является:
• Создание условий для повышения осознанности профессионального самоопределения обучающихся, ориентированного на потребности региона, муниципалитета через расширение возможностей выбора и внедрение муниципальной конкурсной системы
Задачи:
1. Обеспечение условий для организации погружения каждого обучающегося во все профессиональные сферы и осознанного выбора предпочтительной сферы;
2. Организация сетевого взаимодействия по обучению началам профессий с УДО и СПО с учетом потребности региона в кадрах;
3. Создание условий для обеспечения преемственности и взаимодействия этапов проекта через внедрение конкурсных механизмов.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение кружка «Профессиональное самоопределение в объёме: в 9 классе 102 ч, 3 часа в неделю.
Форма организации образовательного процесса: внеурочная система.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный
Технологии, используемые в обучении: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проблемное обучение, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Таблица распределения количества часов
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Всего |
||
1. |
Представление о себе, труде и выборе профессии |
20 |
1.1 |
Введение. Совершенствование человека в труде. Профессионализм |
6 |
1.2 |
Внутренний мир человека и возможности его познания |
6 |
1.3 |
Представление о себе и выборе профессии |
6 |
1.4 |
Секреты выбора профессии, профессиональные намерения. Профессиональный план |
2 |
2. |
Мир профессий. |
32 |
2.1 |
Многообразие мира профессий |
2 |
2.2 |
Анализ профессий. Классификация профессий |
2 |
2.3 |
Тип профессий «Человек - природа» |
4 |
2.4 |
Тип профессий «Человек - техника» |
4 |
2.5 |
Тип профессий «Человек - человек» |
4 |
2.6 |
Тип профессий «Человек - знаковая система» |
4 |
2.7 |
Тип профессий «Человек - художественный образ» |
4 |
2.8 |
Определение предпочтительного типа профессии. ДДО |
1 |
2.9 |
Классы профессий |
2 |
Опросник по целям труда |
1 |
|
2.10 |
Отделы профессий |
1 |
Группы профессий |
1 |
|
2.11 |
Формула выбора профессии |
2 |
3 |
Интересы и склонности |
6 |
3.1. |
Интересы и склонности человека |
4 |
3.2. |
Карта интересов |
2 |
4 |
Наши способности и профессия |
8 |
4.1 |
Задатки способностей. Профессиональная родословная |
4 |
4.2 |
Способности человека |
4 |
5 |
Помощь в выборе профессии |
22 |
5.1 |
Способы получения информации о профессии |
10 |
5.2 |
Пути получения профессии |
12 |
6 |
Наше здоровье и профессия |
4 |
6.1. |
Медицинские противопоказания |
4 |
7 |
Подведение итогов. Защита творческих проектов «Мой выбор» |
10 |
Всего часов по кружку |
102 |
Из положения по предмету:
В процессе освоения данного кружка планируется сформировать у учащихся следующие представления:
о мире профессий, классификации профессий;
о требованиях к профессиональной деятельности;
о способах и источниках получения информации о профессиях;
об интересах, склонностях, способностях к определенной профессиональной деятельности.
Основные умения:
анализировать свои знания, умения, навыки;
оценивать профессиональные способности;
работать с диагностическим материалом;
планировать свою профессиональную деятельность;
публично защищать свой творческий проект.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КРУЖКА
Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создании условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
В предлагаемом кружке «Профессиональное самоопределение» выделяется несколько разделов.
В рабочей программе кружка 7 разделов.
В первом разделе " Представление о себе, труде и выборе профессии " даются понятие труда, самого себя, “Образа “я”, как системы представления о себе”, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Понятия секретов выбора профессии, профессиональных намерений.
Во втором разделе " Мир профессий " представлены темы, связанные с изучением многообразия мира профессий, классификацией профессий, с углубленным изучением типов профессий, составлением формулы выбора профессии и определение профессии по формуле.
Третий раздел " Интересы и склонности " рассматривает сферу профессиональных интересов, даются рекомендации по использованию профессиональных интересов при выборе сферы деятельности.
Четвертый раздел "Наши способности и профессия" включает изучение профессиональной родословной, способностей к определенным профессиям, профессиональных требований к способностям работника.
В пятом разделе " Помощь в выборе профессии " изучаются способы и источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и др., а также "круги поддержки": семья, знакомые, друзья, учителя, специалисты Центра профориентации.
Шестой раздел "Наше здоровье и профессия" включает ознакомление с медицинскими требованиями и противопоказаниями по определенным профессиям, их важности для сохранения здоровья и работоспособности человека.
Завершается изучение кружка в седьмом разделе защитой творческих проектов "Мой выбор".
При реализации данной программы используются активные методы обучения, в форме учебной лекции, учебной дискуссии, деловой игры, публичной защиты творческой работы. Также используются методы самопознания в процессе выполнения тестов, анкет по изучению профессиональных склонностей, качеств, особенностей характера.
Содержание
Раздел 1. " Представление о себе, труде и выборе профессии " – 20 часов
Тема 1.1. Введение. Совершенствование человека в труде. Профессионализм -6 час . Понятие труда. Из жизни выдающихся людей. Профессионализм. Игра «Звёздный час». Игра «Своя игра», игра «Кто хочет стать миллионером?»
Тема 1.2. Внутренний мир человека и возможности его познания – 6 час
Понятие личности. Уникальности личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности, методы психологии. Эксперименты: “Муха”, “Твоя квартира”, “Дерево”, “Автопортрет”, “Дом – дерево - человек”, “Цветовая гамма”.
Тема 1.3. Представление о себе и выборе профессии – 6 час
“Образ “я” как система представления о себе”. Структура образа “я” (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Тесты: “Характеристика на себя”, Методика “Далеко ли мне до идеала?”. Тренинги: “Семь “Я” ”, Практическая работа “Составление дерева своего характера”.
Тема 1.4. Секреты выбора профессии, профессиональные намерения. Профессиональный план.-2 час.
Раздел 2. Мир профессий – 32 часа
Тема 2.1.
Многообразие мира профессий- 2 час
Мир профессий. Роль труда в жизни человека. Важность правильного выбора профессии. Понятие "правильный выбор профессии". Сущность понятий "профессионал" и "специалист". Профессия, специальность, должность.
Тема 2.2.
Классификация профессий. Классификация Е. А. Климова по профессиям- 2 час
Практическое задание «Характеристика профессии по типам, классам. Отделам. Группам профессий».
Тема 2.3- 4 часа
Тип профессий «Человек - природа». Предмет труда. Понятие о профессиограмме.
Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.). Составление профессиограмм типа Человек-природа. Сообщения о профессиях типа, требования к профессионалам типа Человек –Природа. Экологические проблемы в обществе.
Тема 2.4 – 4 часа
Тип профессий «Человек - техника». Предмет труда.
Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя
игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.)
Игры: «Аукцион профессий – ЧТ», «Слова-слова – Ч-Т», «Пропавшие буквы – Ч-Т»,
Кроссворд «Труд». Составление профессиограмм типа Человек-техника. Сообщения о профессиях типа, требования к профессионалам типа Человек –Техника. Решение ТРИЗов технической направленности.
Тема 2.5- 4 часа
Тип профессий «Человек - человек», Викторина «Профессии типа Человек- Человек» по принципу интеллектуального телешоу «Своя
игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.)
Игры: «Аукцион профессий – Человек-Человек», «Слова-слова – Человек-Человек», «Пропавшие буквы – Ч-Ч». Составление профессиограмм типа Человек-Человек. Сообщения о профессиях типа, требования к профессионалам типа Человек –Человек. Психологические особенности профессий типа Человек-Человек.
Тема 2.6- 4 часа
Тип профессий «Человек – знаковая система»: Викторина «Профессии типа Человек - Знаковая система» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Анаграммы, Известные личности, Загадки и др.) Игры: «Аукцион профессий – Человек-Знаковая система», «Слова-слова – Человек-Знаковая система», «Пропавшие буквы – Ч-З». Практическая работа : зашифровать текст, используя некоторые условные обозначения. Составление профессиограмм типа Человек-Знаковая система. Сообщения о профессиях типа, требования к профессионалам типа Человек –Знаковая система. Психологические особенности профессий типа Человек - Знаковая система.
Тема 2.7- 4 часа
Тип профессий «Человек – Художественный образ», Викторина «Профессии типа Человек- Художественный образ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс : Написать детективный рассказ, используя слова…, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.) Игры: «Аукцион профессий – Человек- Художественный образ», «Слова-слова – Художественный образ», «Пропавшие буквы – Ч-Х». Составление профессиограмм типа Человек- Художественный образ . Сообщения о профессиях типа, требования к профессионалам типа Человек – Художественный образ. Психологические особенности профессий типа Человек- Художественный образ.
Тема 2.8 -1 час
Определение предпочтительного типа профессии. ДДО
Тема 2.9- 1 час
Классы профессий. Цель труда. Цепочка-предмет труда – цель труда. Опросник по целям труда. ОПГ. Кроссворды: “Труд”.
Тема 2.10- 3 час.
Отделы, группы профессий. Орудия труда, условия труда. Кроссворд «Отдел. Группа».
Тема 2.11-2 час.
Формула выбора профессии. Игры: “Угадай профессию”, “Найди класс профессии”, “Профессьянс”.
Раздел 3. Наши интересы и склонности-6 часа
Тема 3.1. Интересы и склонности человека -4 час
Профессиональный интерес: сущность понятия, признаки, значение.
Тема 3.2. Практическое занятие "Карта интересов"-2 часа
Выполнение теста на определение предпочтительной сферы деятельности.
Раздел 4. Наши способности и профессия- 8час
Тема 4.1. Задатки способностей. Профессиональная родословная-4 ча
Тема 4.2. Способности человека -4 час
Раздел 5. Помощь в выборе профессии- 22 часа
Тема 5.1. Способы получения информации о профессии-10 час
Способы получения информации о профессиях. Понятие о "кругах поддержки": семья, друзья, знакомые, учителя, профконсультанты Центра профориентации и Центра занятости населения.
Способы получения информации: газеты, журналы. Брошюры, справочная литература, ярмарки вакансий, ярмарки профессий, "Дни открытых дверей" и экскурсии на предприятиях и в учебных заведениях, Интернет, выставки "Карьера. Наука. Образование".
Тема 5.2 Пути получения профессии-12 час
Начальное профессиональное образование: профессиональные училища, профессиональные лицеи. Среднее профессиональное образование: техникумы, колледжи, профессиональные лицеи. Высшее профессионально образование: университеты, академии, институты. Дистанционное обучение. Экстернат. Платное обучение в российских государственных и не государственных ВУЗах. Обучение в зарубежных ВУЗах.
Раздел 6. Наше здоровье и профессия-4 час
Тема 6.1 Медицинские противопоказания -4 час
В результате изучения учащийся должен иметь представление о медицинских противопоказаниях по профессиям.
Требования по здоровью при поступлении на учебу по некоторым профессиям:
военные, химические, медицинские, строительные и др.
Раздел 7 Подведение итогов. Защита творческих проектов «Мой выбор»- 10 час.
Итоговое занятие "Защита творческой работы по курсу "Я выбираю профессию" -10 час.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КРУЖКА
Изучение кружка «Профессиональное самоопределение» в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
в метапредметном направлении:
_ самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
в предметном направлении:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Интернет-ресурсы:
Уроки, конспекты. - Режим доступа : www.pedsovet.ru
Информационно-коммуникативные средства:
___________________________________________________________________________________________________________________
Технические средства обучения:
Компьютер.
Видеопроектор.
Информационно-методическое обеспечение:
Программы образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред., Хотунцева Ю. Л. Симоненко В. Д. М.: Мнемозина, 2012.
Методических рекомендаций по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» Ульяновск ИПКПРО.
Учебный комплект для учащихся:
М.А. Большакова Профессиональное самоопределение, Ульяновск 2005
Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений / Под ред. Чистяковой С.Н.- М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера", под
ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И.-М. 2007г.
Климов Е. А. Психология профессии. Самоопределения. Ростов-на-Дону, 2001 г
Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/авт.сост.: Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина, О. Ю. Просихина. -4-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014.- 80 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Климов Е.А. Путь в профессию. Лениздат, 1994.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., 1994.
Медицинские рекомендации при выборе профессий и специальностей для подростков с некоторыми хроническими заболеваниями. Методические рекомендации. Горький, 1988.
Методика индивидуальной консультации. М., 1992.
Мир профессий. Сборник, М., 1997.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. НПО "МОДЭК" Москва-Воронеж, 2002.
Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. М., 2002.
Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога. М., 2001.
Самопознание и выбор профессии. Авторский коллектив: И. А. Волошина, А. Л. Мережаный, Н. И. Никольская. М., 2001.
Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Макарченко Т. А., Волохова Е.Д. Социально-профессиональное самоопределение учащихся школ-интернатов. Книга для учителей и воспитателей. Брянск,: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1995.
Хари Янес. Здоровье и выбор профессии. Таллинн: Валгус, 1988.
Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-пресс, 2001.
Чернявская А. П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии. Киев, 2000.
Чистякова С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера», М.: Просвещение, 1997.
Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы, 2002.
Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11-х классов общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2000.
Колпакова Л.С. Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 7. Ульяновск, 2005.
Большакова М.А. Профессиональное самоопределение. Ульяновск, 2004.
Н. Преображенская. Потенциал вашей личности. Екатеринбург, 2003.
Приложение к научно-практическому вестнику «Энергия». Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (методика США)
Бендюков М.А, Соломин И.Л. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда. — СПб.,1998.
28.Карьера в информационных технологиях. Серия «Энциклопедия профессий». — М.: Аванта плюс,2003.
Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия. Учебное пособие дляпрофессиональной ориентации школьников. — М.: Академия, 2005.
Михеева Е.В. Информационные технологии. Учебное пособие для профессиональной ориентациишкольников. — М.: Академия, 2005.
Слагаемые выбора профиля обучения. Книга для чтения. — М.: Академия, 2005.
32.Технология профессионального успеха. Учебник для учащихся 10 класса М.: Просвещение, 2003.
Булгакова Н.А. Портфолио учащихся // Классный руководитель .– 2005. –№5. – С. 124–128.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников . – М. : Изд .«Первое сентября », 2004. – 224 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты |
Примеча-ние |
||||||||||||||||||||
план |
факт |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||||||||||||
3час в неделю, 102 часа в год. |
|||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. " Представление о себе, труде и выборе профессии " –20 часов |
|||||||||||||||||||||||||
|
Введение. Совершенствование человека в труде. Профессионализм |
6 |
Знать: Понятие труда. Уметь: приводить примеры из жизни известных людей-профессионалов |
Планирование процесса познавательной деятельности. |
Формирование индивидуально-личностных позиций, ответственного отношения к выбору профессии. |
|
|||||||||||||||||||
|
Внутренний мир человека и возможности его познания |
6 |
Знать: Понятие личности. Уникальности личности каждого человека. Уметь: различать многообразие личностных особенностей. |
Формирование общего представления о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека Планирование процесса познавательной деятельности. |
Формирование изучения личности, методы психологии. |
||||||||||||||||||||
|
Представление о себе и выборе профессии |
6 |
Знать: Понятие “Образа “я” как система представления о себе”. Уметь: Составлять структуру образа “я” (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). |
Планирование и регуляция своей деятельности, участие в тренингах и играх. |
Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. “Составление дерева своего характера”. |
|
|||||||||||||||||||
|
Секреты выбора профессии, профессиональные намерения. Профессиональный план |
2 |
Знать: Общие понятия о профессии, специальности, должности. “Хочу” – склонности, желания, интересы личности; “Могу” – человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); “Надо” – потребности рынка труда в кадрах. Уметь: различать понятия профессии, специальности, должности. |
Находить по таблице “Типичные ошибки при выборе профессии” часто повторяющиеся ошибки в жизни людей, приводя примеры. |
Формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. Проведение анкеты мотивов выбора профессии. |
||||||||||||||||||||
Раздел 2. Мир профессий – 32 часа |
|||||||||||||||||||||||||
|
Многообразие мира профессий |
2 |
Знать: понятия мира профессий. Роль труда в жизни человека. Уметь: различать сущность понятий "профессионал" и "специалист". |
Ответственное отношение к выбору профессии. |
Важность правильного выбора профессии. Понятие "правильный выбор профессии". |
||||||||||||||||||||
|
Классификация профессий. |
2 |
Знать классификацию Е. А. Климова по профессиям. Уметь характеризовать профессии по классификационным признакам. |
Планирование процесса познавательной деятельности. |
Практическое задание «Характеристика профессии по типам, классам. Отделам. Группам профессий». |
||||||||||||||||||||
|
Тип профессий «Человек - природа» |
4 |
Знать понятие предмета труда. Уметь различать профессии по типам профессий. Уметь находить предмет. |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности. Используя понятие о профессиограм-ме, составлять профессиограм-мы. |
Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладение элементами организации умственного и физического труда. |
||||||||||||||||||||
|
Тип профессий «Человек - техника» |
4 |
|||||||||||||||||||||||
|
Тип профессий «Человек - человек» |
4 |
|||||||||||||||||||||||
|
Тип профессий «Человек - знаковая система» |
4 |
|||||||||||||||||||||||
|
Тип профессий «Человек - художественный образ» |
4 |
|||||||||||||||||||||||
|
Определение предпочтительного типа профессии. ДДО |
1 |
Знать: типы профессий. Уметь: различать их по предмету труда. |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности. |
Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
||||||||||||||||||||
|
Классы профессий |
2 |
Знать: понятия классы профессий. Уметь: определять цель труда. Проводить цепочку: предмет труда – цель труда. |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности. |
Самооценка умственных и физических способностей при постановки цели труда. |
||||||||||||||||||||
|
Отделы, группы профессий |
2 |
Знать: понятия отделов и групп профессий. Уметь: определять орудия (средства) труда, условия труда. Проводить цепочку: предмет труда – цель труда-орудия труда-условия труда. |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности. |
Самооценка умственных и физических способностей при определении предпочтительных орудий и условий труда. |
||||||||||||||||||||
|
Формула выбора профессии |
2 |
Знать классификацию профессий по Климову Е.А Уметь выделять предмет, цель, орудия. Условия труда; тип, класс, отдел и группу профессий. Составлять формулу выбора профессии и находить по формуле профессии. |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности, составление своей формулы выбора профессии |
Самооценка умственных и физических способностей при составлении формулы выбора своей профессии. |
||||||||||||||||||||
Раздел 3. Наши интересы и склонности-6 часа |
|||||||||||||||||||||||||
|
Интересы и склонности человека |
4 |
Знать: понятия профессионального интереса, склонностей человека. Уметь: различать профессиональный интерес от интереса непрофессионального. |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при диагностики профессионального интереса. |
Самооценка профессионального интереса и склонностей. |
||||||||||||||||||||
|
Карта интересов |
2 |
Знать: понятия профессионального интереса, склонностей человека. Уметь: различать профессиональный интерес от интереса непрофессионального. |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при диагностики профессионального интереса, склонностей |
Самооценка профессионального интереса и склонностей. |
|
|||||||||||||||||||
Раздел 4. Наши способности и профессия- 8 часа |
|||||||||||||||||||||||||
|
Задатки способностей. Профессиональная родословная |
4 |
Знать: понятия задатки способностей, профессиональная родословная. Уметь: составлять профессиональную родословную |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при составлении профессиональной родословной. |
Самооценка умственных и физических способностей . |
||||||||||||||||||||
|
Способности человека |
4 |
Знать: понятие способностей, видов способностей, этапов развития способностей. Уметь: сопоставлять свои способности по предметам с планируемыми профессиональными планами |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при составлении профессионального плана |
Самооценка умственных и физических способностей . |
||||||||||||||||||||
Раздел 5. Помощь в выборе профессии- 22 часа |
|||||||||||||||||||||||||
|
Способы получения информации о профессии |
10 |
Знать: Способы получения информации о профессиях. Уметь: ориентироваться в большом количестве источников информации о профессиях. |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при получении информации о профессии. |
Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, |
||||||||||||||||||||
|
Пути получения профессии |
12 |
Знать: пути получения профессии. Уметь: ориентироваться в большом количестве источников информации о профессиях, путях получения профессии. |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при получении информации о путях получения профессии. |
Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, |
||||||||||||||||||||
Раздел 6. Наше здоровье и профессия-4 час |
|||||||||||||||||||||||||
|
Медицинские противопоказания |
4 |
Знать: представление о медицинских противопоказаниях по профессиям, о требованиях по здоровью при поступлении на учебу по некоторым профессиям: военные, химические, медицинские, строительные. Уметь : сопоставлять свое здоровье с выбираемой профессией |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при учете медицинских противопоказаний при выборе профессии |
Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
||||||||||||||||||||
Раздел 7. Подведение итогов. Защита творческих проектов «Мой выбор»- 10 час. |
|||||||||||||||||||||||||
|
Подведение итогов. Защита творческих проектов «Мой выбор» |
10 |
Знать основные требования к разработке творческого проекта. Уметь: используя навыки само презентации защитить творческий проект «Мой выбор» |
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при защите творческого проекта |
Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, подведение итога рабы и защита творческого проекта. |
||||||||||||||||||||
ИТОГО : 102 часов |
35 |