12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крупина Тамара Витальевна297
32 года педагогической деятельности. 28 лет работы в одной школе учителем технологии. 32 года занимаюсь профориентационной деятельностью. 8 лет возглавляю Центр допрофессиональной подготовки.
Россия, Ульяновская обл., Димитровград

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа кружка «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9 класса на 2017-2018 учебный год разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Письмо Министерства образования и науки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19.04.2011 г. №03-255;

Программы образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред., Хотунцева Ю. Л. Симоненко В. Д. М.: Мнемозина, 2012.

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии, планируемыми результатами основного общего образования по технологии, требованиями Примерной основной образовательной программы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Программы образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред., Хотунцева Ю. Л. Симоненко В. Д. М.: Мнемозина, 2012.

Учебник: Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Чистяковой С.Н.- М.: Просвещение, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Цели и задачи курса

Кружок «Профессиональное самоопределение» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ само восприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.


 


 

Целью изучения кружка «Профессиональное самоопределение» в 9 классе является:

• Создание условий для повышения осознанности профессионального самоопределения обучающихся, ориентированного на потребности региона, муниципалитета через расширение возможностей выбора и внедрение муниципальной конкурсной системы

Задачи:

1. Обеспечение условий для организации погружения каждого обучающегося во все профессиональные сферы и осознанного выбора предпочтительной сферы;

2. Организация сетевого взаимодействия по обучению началам профессий с УДО и СПО с учетом потребности региона в кадрах;

3. Создание условий для обеспечения преемственности и взаимодействия этапов проекта через внедрение конкурсных механизмов.


 

Описание места учебного предмета в учебном плане.


 

Федеральный базисный учебный план для   образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение кружка «Профессиональное самоопределение в объёме: в 9 классе 102 ч, 3 часа в неделю.

Форма организации образовательного процесса: внеурочная система.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный

Технологии, используемые в обучении: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проблемное обучение, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.

Таблица распределения количества часов

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

1.

Представление о себе, труде и выборе профессии

20

1.1

Введение. Совершенствование человека в труде. Профессионализм

6

1.2

Внутренний мир человека и возможности его познания

6

1.3

Представление о себе и выборе профессии

6

1.4

Секреты выбора профессии, профессиональные намерения. Профессиональный план

2

2.

Мир профессий.

32

2.1

Многообразие мира профессий

2

2.2

Анализ профессий. Классификация профессий

2

2.3

Тип профессий «Человек - природа»

4

2.4

Тип профессий «Человек - техника»

4

2.5

Тип профессий «Человек - человек»

4

2.6

Тип профессий «Человек - знаковая система»

4

2.7

Тип профессий «Человек - художественный образ»

4

2.8

Определение предпочтительного типа профессии. ДДО

1

2.9

Классы профессий

2

 

Опросник по целям труда

1

2.10

Отделы профессий

1

 

Группы профессий

1

2.11

Формула выбора профессии

2

3

Интересы и склонности

6

3.1.

Интересы и склонности человека

4

3.2.

Карта интересов

2

4

Наши способности и профессия

8

4.1

Задатки способностей. Профессиональная родословная

4

4.2

Способности человека

4

5

Помощь в выборе профессии

22

5.1

Способы получения информации о профессии

10

5.2

Пути получения профессии

12

6

Наше здоровье и профессия

4

6.1.

Медицинские противопоказания

4

7

Подведение итогов. Защита творческих проектов «Мой выбор»

10

 

Всего часов по кружку

102

Из положения по предмету:

В процессе освоения данного кружка планируется сформировать у учащихся следующие представления:

о мире профессий, классификации профессий;

о требованиях к профессиональной деятельности;

о способах и источниках получения информации о профессиях;

об интересах, склонностях, способностях к определенной профессиональной деятельности.

Основные умения:

анализировать свои знания, умения, навыки;

оценивать профессиональные способности;

работать с диагностическим материалом;

планировать свою профессиональную деятельность;

публично защищать свой творческий проект.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КРУЖКА

Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответст­вие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление обще­культурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, ак­туальных для этого возрастного периода; создании условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

В предлагаемом кружке «Профессиональное самоопределение» выделяется несколько раз­делов.

В рабочей программе кружка 7 разделов.

В первом разделе " Представление о себе, труде и выборе профессии " даются понятие труда, самого себя, “Образа “я”, как системы представления о себе”, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Понятия секретов выбора профессии, профессиональных намерений.

Во втором разделе " Мир профессий " представлены темы, связанные с изучением многообразия мира профессий, классификацией профессий, с углубленным изучением типов профессий, составлением формулы выбора профессии и определение профессии по формуле.

Третий раздел " Интересы и склонности " рассматривает сферу профессиональных интересов, даются рекомендации по использованию профессиональных интересов при выборе сферы деятельности.

Четвертый раздел "Наши способности и профессия" включает изучение профессиональной родословной, способностей к определенным профессиям, профессиональных требований к способностям работника.

В пятом разделе " Помощь в выборе профессии " изучаются способы и источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и др., а также "круги поддержки": семья, знакомые, друзья, учителя, специалисты Центра профориентации.

Шестой раздел "Наше здоровье и профессия" включает ознакомление с медицинскими требованиями и противопоказаниями по определенным профессиям, их важности для сохранения здоровья и работоспособности человека.

Завершается изучение кружка в седьмом разделе защитой творческих проектов "Мой выбор".

При реализации данной программы используются активные методы обучения, в форме учебной лекции, учебной дискуссии, деловой игры, публичной защиты творческой работы. Также используются методы самопознания в процессе выполнения тестов, анкет по изучению профессиональных склонностей, качеств, особенностей характера.

Содержание

Раздел 1. " Представление о себе, труде и выборе профессии " – 20 часов

Тема 1.1. Введение. Совершенствование человека в труде. Профессионализм -6 час . Понятие труда. Из жизни выдающихся людей. Профессионализм. Игра «Звёздный час». Игра «Своя игра», игра «Кто хочет стать миллионером?»

Тема 1.2. Внутренний мир человека и возможности его познания – 6 час

Понятие личности. Уникальности личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности, методы психологии. Эксперименты: “Муха”, “Твоя квартира”, “Дерево”, “Автопортрет”, “Дом – дерево - человек”, “Цветовая гамма”.

Тема 1.3. Представление о себе и выборе профессии – 6 час

“Образ “я” как система представления о себе”. Структура образа “я” (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Тесты: “Характеристика на себя”, Методика “Далеко ли мне до идеала?”. Тренинги: “Семь “Я” ”, Практическая работа “Составление дерева своего характера”.

Тема 1.4. Секреты выбора профессии, профессиональные намерения. Профессиональный план.-2 час.


 

Раздел 2. Мир профессий – 32 часа

Тема 2.1.

Многообразие мира профессий- 2 час

Мир профессий. Роль труда в жизни человека. Важность правильного выбора профессии. Понятие "правильный выбор профессии". Сущность понятий "профессионал" и "специалист". Профессия, специальность, должность.

Тема 2.2.

Классификация профессий. Классификация Е. А. Климова по профессиям- 2 час

Практическое задание «Характеристика профессии по типам, классам. Отделам. Группам профессий».

Тема 2.3- 4 часа

Тип профессий «Человек - природа». Предмет труда. Понятие о профессиограмме.

Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.). Составление профессиограмм типа Человек-природа. Сообщения о профессиях типа, требования к профессионалам типа Человек –Природа. Экологические проблемы в обществе.

Тема 2.4 – 4 часа

Тип профессий «Человек - техника». Предмет труда.

Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя

игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.)

Игры: «Аукцион профессий – ЧТ», «Слова-слова – Ч-Т», «Пропавшие буквы – Ч-Т»,

Кроссворд «Труд». Составление профессиограмм типа Человек-техника. Сообщения о профессиях типа, требования к профессионалам типа Человек –Техника. Решение ТРИЗов технической направленности.

Тема 2.5- 4 часа

Тип профессий «Человек - человек», Викторина «Профессии типа Человек- Человек» по принципу интеллектуального телешоу «Своя

игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.)

Игры: «Аукцион профессий – Человек-Человек», «Слова-слова – Человек-Человек», «Пропавшие буквы – Ч-Ч». Составление профессиограмм типа Человек-Человек. Сообщения о профессиях типа, требования к профессионалам типа Человек –Человек. Психологические особенности профессий типа Человек-Человек.

Тема 2.6- 4 часа

Тип профессий «Человек – знаковая система»: Викторина «Профессии типа Человек - Знаковая система» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Анаграммы, Известные личности, Загадки и др.) Игры: «Аукцион профессий – Человек-Знаковая система», «Слова-слова – Человек-Знаковая система», «Пропавшие буквы – Ч-З». Практическая работа : зашифровать текст, используя некоторые условные обозначения. Составление профессиограмм типа Человек-Знаковая система. Сообщения о профессиях типа, требования к профессионалам типа Человек –Знаковая система. Психологические особенности профессий типа Человек - Знаковая система.

Тема 2.7- 4 часа

Тип профессий «Человек – Художественный образ», Викторина «Профессии типа Человек- Художественный образ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Специалист, Литературный конкурс : Написать детективный рассказ, используя слова…, Анаграммы, Узнавай-ка, Известные личности, Загадки и др.) Игры: «Аукцион профессий – Человек- Художественный образ», «Слова-слова – Художественный образ», «Пропавшие буквы – Ч-Х». Составление профессиограмм типа Человек- Художественный образ . Сообщения о профессиях типа, требования к профессионалам типа Человек – Художественный образ. Психологические особенности профессий типа Человек- Художественный образ.

Тема 2.8 -1 час

Определение предпочтительного типа профессии. ДДО

Тема 2.9- 1 час

Классы профессий. Цель труда. Цепочка-предмет труда – цель труда. Опросник по целям труда. ОПГ. Кроссворды: “Труд”.

Тема 2.10- 3 час.

Отделы, группы профессий. Орудия труда, условия труда. Кроссворд «Отдел. Группа».

Тема 2.11-2 час.

Формула выбора профессии. Игры: “Угадай профессию”, “Найди класс профессии”, “Профессьянс”.

Раздел 3. Наши интересы и склонности-6 часа

Тема 3.1. Интересы и склонности человека -4 час

Профессиональный интерес: сущность понятия, признаки, значение.

Тема 3.2. Практическое занятие "Карта интересов"-2 часа

Выполнение теста на определение предпочтительной сферы деятельности.

Раздел 4. Наши способности и профессия- 8час

Тема 4.1. Задатки способностей. Профессиональная родословная-4 ча

Тема 4.2. Способности человека -4 час

Раздел 5. Помощь в выборе профессии- 22 часа

Тема 5.1. Способы получения информации о профессии-10 час

Способы получения информации о профессиях. Понятие о "кругах поддержки": семья, друзья, знакомые, учителя, профконсультанты Центра профориентации и Центра занятости населения.

Способы получения информации: газеты, журналы. Брошюры, справочная литература, ярмарки вакансий, ярмарки профессий, "Дни открытых дверей" и экскурсии на предприятиях и в учебных заведениях, Интернет, выставки "Карьера. Наука. Образование".

Тема 5.2 Пути получения профессии-12 час

Начальное профессиональное образование: профессиональные училища, профессиональные лицеи. Среднее профессиональное образование: техникумы, колледжи, профессиональные лицеи. Высшее профессионально образование: университеты, академии, институты. Дистанционное обучение. Экстернат. Платное обучение в российских государственных и не государственных ВУЗах. Обучение в зарубежных ВУЗах.

Раздел 6. Наше здоровье и профессия-4 час

Тема 6.1 Медицинские противопоказания -4 час

В результате изучения учащийся должен иметь представление о медицинских противопоказаниях по профессиям.

Требования по здоровью при поступлении на учебу по некоторым профессиям:

военные, химические, медицинские, строительные и др.

Раздел 7 Подведение итогов. Защита творческих проектов «Мой выбор»- 10 час.

Итоговое занятие "Защита творческой работы по курсу "Я выбираю профессию" -10 час.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КРУЖКА

Изучение кружка «Профессиональное самоопределение» в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

самооценка умственных и физических способностей в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного

ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

формирование основ экологической культуры, соответ­ствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

в метапредметном направлении:

_ самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика резуль­татов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

в предметном направлении:

в познавательной сфере:

осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

уяснение социальных и экологических последствий разви­тия технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

овладение алгоритмами и методами решения организа­ционных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в мотивационной сфере:

оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Интернет-ресурсы:

Уроки, конспекты. - Режим доступа : www.pedsovet.ru

Информационно-коммуникативные средства:

___________________________________________________________________________________________________________________

Наглядные пособия:

Технические средства обучения:

Компьютер.

Видеопроектор.

Информационно-методическое обеспечение:

Программы образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред., Хотунцева Ю. Л. Симоненко В. Д. М.: Мнемозина, 2012.

Методических рекомендаций по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» Ульяновск ИПКПРО.

Учебный комплект для учащихся:

М.А. Большакова Профессиональное самоопределение, Ульяновск 2005

Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов

общеобразовательных учреждений / Под ред. Чистяковой С.Н.- М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера", под

ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И.-М. 2007г.

Климов Е. А. Психология профессии. Самоопределения. Ростов-на-Дону, 2001 г

Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/авт.сост.: Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина, О. Ю. Просихина. -4-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014.- 80 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Климов Е.А. Путь в профессию. Лениздат, 1994.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., 1994.

Медицинские рекомендации при выборе профессий и специальностей для подростков с некоторыми хроническими заболеваниями. Методические рекомендации. Горький, 1988.

Методика индивидуальной консультации. М., 1992.

Мир профессий. Сборник, М., 1997.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. НПО "МОДЭК" Москва-Воронеж, 2002.

Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. М., 2002.

Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога. М., 2001.

Самопознание и выбор профессии. Авторский коллектив: И. А. Волошина, А. Л. Мережаный, Н. И. Никольская. М., 2001.

Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Макарченко Т. А., Волохова Е.Д. Социально-профессиональное самоопределение учащихся школ-интернатов. Книга для учителей и воспитателей. Брянск,: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1995.

Хари Янес. Здоровье и выбор профессии. Таллинн: Валгус, 1988.

Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-пресс, 2001.

Чернявская А. П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии. Киев, 2000.

Чистякова С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера», М.: Просвещение, 1997.

Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы, 2002.

Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11-х классов общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2000.

Колпакова Л.С. Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 7. Ульяновск, 2005.

Большакова М.А. Профессиональное самоопределение. Ульяновск, 2004.

Н. Преображенская. Потенциал вашей личности. Екатеринбург, 2003.

Приложение к научно-практическому вестнику «Энергия». Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (методика США)

Бендюков М.А, Соломин И.Л. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда. — СПб.,1998.

28.Карьера в информационных технологиях. Серия «Энциклопедия профессий». — М.: Аванта плюс,2003.

Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия. Учебное пособие дляпрофессиональной ориентации школьников. — М.: Академия, 2005.

Михеева Е.В. Информационные технологии. Учебное пособие для профессиональной ориентациишкольников. — М.: Академия, 2005.

Слагаемые выбора профиля обучения. Книга для чтения. — М.: Академия, 2005.

32.Технология профессионального успеха. Учебник для учащихся 10 класса М.: Просвещение, 2003.

Булгакова Н.А. Портфолио учащихся // Классный руководитель .– 2005. –№5. – С. 124–128.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников . – М. : Изд .«Первое сентября », 2004. – 224 с.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты

Примеча-ние

 

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

3час в неделю, 102 часа в год.

 

Раздел 1. " Представление о себе, труде и выборе профессии " –20 часов

 

 

   

Введение. Совершенствование человека в труде. Профессионализм

6

Знать: Понятие труда.

Уметь: приводить примеры из жизни известных людей-профессионалов

Планирование процесса познавательной деятельности.

Формирование индивидуально-личностных позиций,

ответственного отношения к выбору профессии.

 

 

 

   

Внутренний мир человека и возможности его познания

6

Знать: Понятие личности. Уникальности личности каждого человека.

Уметь: различать многообразие личностных особенностей.

Формирование общего представления о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека

Планирование процесса познавательной деятельности.

Формирование изучения личности, методы психологии.

   

 

   

Представление о себе и выборе профессии

6

Знать: Понятие “Образа “я” как система представления о себе”.

Уметь: Составлять структуру образа “я” (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Планирование и регуляция своей деятельности, участие в тренингах и играх.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. “Составление дерева своего характера”.

 

 

 

   

Секреты выбора профессии, профессиональные намерения. Профессиональный план

2

Знать: Общие понятия о профессии, специальности, должности.

“Хочу” – склонности, желания, интересы личности;

“Могу” – человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности);

“Надо” – потребности рынка труда в кадрах.

Уметь: различать понятия профессии, специальности, должности.

Находить по таблице “Типичные ошибки при выборе профессии” часто повторяющиеся ошибки в жизни людей, приводя примеры.

Формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. Проведение анкеты мотивов выбора профессии.

   

Раздел 2. Мир профессий – 32 часа

 

 

   

Многообразие мира профессий

2

Знать: понятия мира профессий. Роль труда в жизни человека.

Уметь: различать сущность понятий "профессионал" и "специалист".

Ответственное отношение к выбору профессии.

Важность правильного выбора профессии. Понятие "правильный выбор профессии".

   

 

   

Классификация профессий.

2

Знать классификацию Е. А. Климова по профессиям.

Уметь характеризовать профессии по классификационным признакам.

Планирование процесса познавательной деятельности.

Практическое задание «Характеристика профессии по типам, классам. Отделам. Группам профессий».

   

 

   

Тип профессий «Человек - природа»

4

Знать понятие предмета труда.

Уметь различать профессии по типам профессий. Уметь находить предмет.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности. Используя понятие о профессиограм-ме, составлять профессиограм-мы.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладение элементами организации умственного и физического труда.

   

 

   

Тип профессий «Человек - техника»

4

 

 

   

Тип профессий «Человек - человек»

4

 

 

   

Тип профессий «Человек - знаковая система»

4

 

 

   

Тип профессий «Человек - художественный образ»

4

 

 

   

Определение предпочтительного типа профессии. ДДО

1

Знать: типы профессий.

Уметь: различать их по предмету труда.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

   

 

   

Классы профессий

2

Знать: понятия классы профессий.

Уметь: определять цель труда. Проводить цепочку: предмет труда – цель труда.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности.

Самооценка умственных и физических способностей при постановки цели труда.

   

 

   

Отделы, группы профессий

2

Знать: понятия отделов и групп профессий.

Уметь: определять орудия (средства) труда, условия труда. Проводить цепочку: предмет труда – цель труда-орудия труда-условия труда.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности.

Самооценка умственных и физических способностей при определении предпочтительных орудий и условий труда.

   

 

   

Формула выбора профессии

2

Знать классификацию профессий по Климову Е.А

Уметь выделять предмет, цель, орудия. Условия труда; тип, класс, отдел и группу профессий.

Составлять формулу выбора профессии и находить по формуле профессии.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности, составление своей формулы выбора профессии

Самооценка умственных и физических способностей при составлении формулы выбора своей профессии.

   

Раздел 3. Наши интересы и склонности-6 часа

 

 

   

Интересы и склонности человека

4

Знать: понятия профессионального интереса, склонностей человека.

Уметь: различать профессиональный интерес от интереса непрофессионального.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при диагностики профессионального интереса.

Самооценка профессионального интереса и склонностей.

   

 

   

Карта интересов

2

Знать: понятия профессионального интереса, склонностей человека.

Уметь: различать профессиональный интерес от интереса непрофессионального.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при диагностики профессионального интереса, склонностей

Самооценка профессионального интереса и склонностей.

 

 

Раздел 4. Наши способности и профессия- 8 часа

 

 

   

Задатки способностей. Профессиональная родословная

4

Знать: понятия задатки способностей, профессиональная родословная.

Уметь: составлять профессиональную родословную

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при составлении профессиональной родословной.

Самооценка умственных и физических способностей .

   

 

   

Способности человека

4

Знать: понятие способностей, видов способностей, этапов развития способностей.

Уметь: сопоставлять свои способности по предметам с планируемыми профессиональными планами

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при составлении профессионального плана

Самооценка умственных и физических способностей .

   

Раздел 5. Помощь в выборе профессии- 22 часа

 

 

   

Способы получения информации о профессии

10

Знать: Способы получения информации о профессиях.

Уметь: ориентироваться в большом количестве источников информации о профессиях.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при получении информации о профессии.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

   

 

   

Пути получения профессии

12

Знать: пути получения профессии.

Уметь: ориентироваться в большом количестве источников информации о профессиях, путях получения профессии.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при получении информации о путях получения профессии.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

   

Раздел 6. Наше здоровье и профессия-4 час

 

 

   

Медицинские противопоказания

4

Знать: представление о медицинских противопоказаниях по профессиям,

о требованиях по здоровью при поступлении на учебу по некоторым профессиям:

военные, химические, медицинские, строительные.

Уметь : сопоставлять свое здоровье с выбираемой профессией

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при учете медицинских противопоказаний при выборе профессии

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

   

Раздел 7. Подведение итогов. Защита творческих проектов «Мой выбор»- 10 час.

 

 

   

Подведение итогов. Защита творческих проектов «Мой выбор»

10

Знать основные требования к разработке творческого проекта. Уметь: используя навыки само презентации защитить творческий проект «Мой выбор»

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно деятельности при защите творческого проекта

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, подведение итога рабы и защита творческого проекта.

   

ИТОГО : 102 часов

     

35

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.