Педагогическая экспедиция «Профессиональное выгорание: как распознать и вовремя погасить»

3
0
Материал опубликован 3 September в группе

t1725380499aa.jpg Тема: «Профессиональное выгорание: как распознать и вовремя погасить»

форма образовательного события: педагогическая экспедиция

(комплексное мероприятие, сочетающее научные, познавательные и занимательные элементы, межличностное общение участников и музыкальное оформление)

Авторы:

Иванова Анна Валерьевна- педагог – психолог МАОУ гимназии № 56 г. Томска

Наставко Юлия Александровна- учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 56 г. Томска

Плетнева Марина Семеновна – учитель начальных классов МАОУ гимназии № 56 г. Томска

Пояснительная записка.

«Важнейшее условие духовного роста педагога- это прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время- ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». 

В.А. Сухомлинский

    В последнее время в России так же, как и в других развитых странах, говорят о профессиональном выгорании работников.

Исследования по проблеме профессионального выгорания начались еще в 70-х годах XX века. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию особой формы «стресса общения», которую американский психиатр Герберт Фрейденбергер предложил называть «burnout» (выгорание).

В настоящее время психологи выделяют несколько групп риска, в которые входят люди, предрасположенные к профессиональному выгоранию, но одна из самых многочисленных групп – учителя. Около 70% работников системы образования ежегодно обращаются к психологам и медикам с проблемами, связанными с профессиональным выгоранием.

Таким образом, проблема профессионального выгорания педагогических работников является актуальной в наши дни, и составление перечня практических рекомендаций по профилактике исследуемого феномена представляется обоснованным.

Цели и задачи образовательного события.

Цель: формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов через развитие эмоциональной устойчивости и профилактику профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

- развивать информационно-теоретическую компетентность педагогов;

-обучить педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;

-формировать мотивацию к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию;

выявлять и распространять личный опыт педагогов по профилактике профессионального выгорания;

-создавать условия для сохранения в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата,

реализовывать личностно-ориентированный подход с учетом ведущей модальности обучающихся и педагога.

составить перечень практических рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.

Планируемые результаты

- улучшение психологического климата в педагогическом коллективе;

- формирование начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний и жизненных ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию у большинства педагогов;

- раскрытие внутренних потенциалов личности педагога (самопознания и саморазвития);

- повышение мотивации педагогов к участию в работе тренинговых групп.

Методическая разработка образовательного события.

Маршрут экспедиции

t1725380499ac.png

t1725380499ad.png
 


 

t1725380499ae.png
 

t1725380499af.png
 

t1725380499ag.png
 

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ:

t1725380499ah.png

       Экспедиция (лат. expeditio - "отправка") - 1) группа лиц, совершающих путешествие с какой-либо специальной целью и 2) отправка группы (отряда) в отдаленную (труднодоступную) местность со специальным заданием.

Педагогическая экспедиция - это «метод педагогического исследования, который

позволяет получать сведения для учебно-воспитательной работы на местах, в условиях, максимально приближенных к реальности, собрать большой и разносторонний материал в ходе самого исследования за короткий срок, оказывать помощь педагогу, воздействовать на учебную практику». «Профессиональное образование. Словарь» https://professional_education.academic.ru

Педагогическая экспедиция даёт возможность педагогу повысить свою профессиональную компетенцию.

Наша педагогическая экспедиция на тему: «Профессиональное выгорание: как распознать и вовремя погасить» - это также:

участие в организации и проведении научно-практической конференции или семинара в образовательном учреждении;

презентация личного педагогического опыта в рамках профессионального взаимодействия;

знакомство с опытом коллег образовательной организации, принимающей педагогическое сообщество;

личный профессиональный рост и саморазвитие;

профессиональное сотрудничество с коллегами в педагогическом пространстве;

интересные и увлекательные советы, дающие возможность изучения профессионального выгорания с различных, порой неожиданных точек зрения;

интересно, увлекательно, спортивно и музыкально;

новые впечатления!

Как все уважающие себя путешественники, мы старательно подготовились к началу экспедиции. И начали её с опроса своих коллег – потенциальных участников образовательного события. В опросе приняли участие 27 человек. Из них только 1 педагог, констатировал отсутствие у себя эмоционального выгорания. Все остальные отметили не только ту или иную степень процесса выгорания, но и сформулировали его причины:

Причины профессионального выгорания:

Большая нагрузка – 25 человек

Слишком большой объем задач – 3 человека

Большое количество отчётной документации – 2 человека

Эмоциональная перегрузка и гиперответственность – 5 человек

Сильная восприимчивость человека к рабочим событиям – 2 человека

Педагоги назвали следующие симптомы профессионального выгорания:

Отрицательная реакция на все нововведения.

Апатия, нет желания работать, гнев на коллег, то, что раньше радовало - не приносит удовольствия.

Постоянная усталость.

Нежелание идти на работу.

Отсутствие желание улучшить свой рабочий процесс.

Отсутствие желания работать, равнодушие к результату.

Отсутствие желания участвовать в различных мероприятиях (конкурсах, конференциях и т. д.)

Отсутствие интереса к профессии, равнодушие.

Проблемы со сном.

Снижение концентрации внимания.

Нет энтузиазма, сил на творчество.

Отсутствие желания меняться в ногу со временем, быть ближе к детям, узнавать их интересы.

Невозможность восстановления даже на выходных.

Не желание заниматься творчеством, искать новые и интересные виды работы с детьми

Как лично Вы боретесь с профессиональным выгоранием

Читаю книги, встречаюсь с приятными людьми

Работа с психологом, занятия спортом, не задерживаться на работе и не отвечать на рабочие моменты в личное время.

Уезжаю на дачу.

Активный отдых.

Никак. Я хочу уволиться.

Переключение внимания, качественно проведенные выходные дни, "15 мин тишины"

Следую совету: " Не можешь изменить ситуацию - измени своё отношение к ней"

Хобби

Стараюсь найти баланс между работой и жизнью вне работы.

Отдых, смена деятельности

Читаю советы в Интернете в педсообществах.

Смена деятельности, посещение музеев, кинотеатра, по возможности больше времени проводить с семьей.

Никак. Сил и времени нет

Нет возможности бороться.

Изучив результаты анкетирования, мы сделали вывод, что совершенно верно выбрали тему, форму и наполнение разработанного образовательного события, и приглашаем Вас его совершить вместе с нами.

t1725380499ai.png

- О чем сегодня пойдет речь? О состоянии учителя.

- Почему важно следить за своим состоянием?

- Когда ресурсы на исходе…

- Что истощает наши силы?

Забота о себе – профессиональное обязательство

Пришло время позаботиться о себе, если:

Нарастает безразличие к своим обязанностям и происходящему на работе;

Начинают раздражать коллеги, ученики и их родители;

Возникает ощущение собственной профессиональной несостоятельности, усиливается неудовлетворенность;

Проявляются хронические заболевания.

Чек-лист эмоционального выгорания:

Внезапно засыпаете в течение дня

Нежелание нести ответственность

Невнимательность

Замечаете, что очень много работаете, но работа накапливается, а сроки горят (непродуктивность)

Срываетесь на окружающих

Стараетесь избегать любого общества

Нет удовольствия вообще ни от чего

Повышенный аппетит или наоборот – его снижение

Не вылезаете из болячек

Утром при пробуждении чувствуете усталость

Эмоциональное опустошение

Не получается уснуть без видимых препятствий

Апатия и безразличие

Злость

Чаще обычного разражаетесь

Потеря радости от жизни

Ощущение, что ни на кого нельзя положиться

Тревога

Забывчивость

Отвращение к общению

Самодиагностика. Варианты:

1. Полны сил и энергии. Только начинаете работать. Трудностей нет. Только удовольствие от работы.

2. Понимаете, что появляются трудности, но легко справляетесь с ними.

3. Чувствую нагрузку, прилагаете усилия для того, чтобы вернуть нормальный ритм работы. Но делаете это без особых усилий. Считаете, что все в порядке. Удовольствие от работы еще получаете.

4. Трудности периодически возвращаются, становятся все больше и больше. Но вы еще в силах с ними справиться и думаете, что так и должно быть.

5. Нагрузка возрастает. Приходится приспосабливаться. Работа сильно утомляет. Появляется сильное ощущение неправильности, несправедливости.

6. Вы уже понимаете, что что-то идет не так. Осознаете свое состояние усталости и измотанности.

7. Вы понимаете, что самостоятельно справляться с ситуацией уже невозможно, необходима помощь со стороны.

8. Вы стали часто болеть. Появляются мысли о расчете.

9. Тяжелое заболевание или расчет.

10. После расчета вера в то, что новая работа будет гораздо лучше. Но повторяете старые ошибки.

      После самодиагностики можно попросить поднять руку тех, кто находится на первом этапе, затем – на втором, затем на третьем и т.д.

Обычно в группе оказывается несколько достаточно сильно выгоревших сотрудников.

Эффект образной диагностики:

- участники более ясно понимают, в какой стадии выгорания они находятся;

- становятся более открыты и расположены к работе в тренинге.

Упражнение «Ресурс человека»

Для проведения данного упражнения участникам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя. Задание: «На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость – стрессовую для вас ситуацию». Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой.

Далее: «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.

Факторы способствующие эмоциональному выгоранию:

Однообразная, напряженная, рутинная работа;

Отсутствие должного вознаграждения;

Мало признания, низкая оценка деятельности;

Нет доверия, не воспринимают, как профессионала;

Постоянная перегрузка, плохая организация дела, много бессмысленной рутины;

Нет ясных объективных критериев успешности деятельности;

Неустойчивая самооценка, зависимость от оценки

Забота о себе по остаточному принципу

Самопомощь:

Здоровый сон

Хорошее питание

Регулярный отдых (50/10)

Маленькие тайм-ауты во время рабочего дня

Интересы вне профессиональной деятельности

Активности на природе

Саморазвитие (не только в профессиональной сфере)

Техники управления состоянием, медитация

Антистресс

Мягко надави большим пальцем левой руки на середину правой ладони и вращай им по кругу в течение минуты. То же самое сделай правым большим пальцем на левой ладони. Это ослабит напряжение и переключит внимание.

Прилив сил

Кончиками пальцев обеих рук энергично постучи друг о друга. Затем кончиками большого и указательного пальца правой руки сожми левый большой палец и проведи ими от основания до кончика (будто снимаешь колечко). То же самое сделай с большим пальцем правой руки.

Запуск мозга

Легко сожми большой палец левой руки указательным и средним пальцами правой (как пассатижами) и «ввинтись» им в этот зажим от кончика до основания. То же проделай с правым большим. Такой массаж улучшает прилив крови к мозгу.

Для снятия усталости и нервного напряжения.

Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираясь о руки, выглядываете из окна.

Упражнения, чтобы справиться с тревогой

Техники дыхания

«Квадрат». Отыщите глазами любой квадрат/прямоугольник, например, телевизор, окно, книгу, и зафиксируйте на нем взгляд. Дышите по схеме: задержите взгляд на одном углу, плавно и глубоко вдохните, досчитайте до четырех. Пауза - перейдите на следующий угол и задержите дыхание, досчитайте до четырех. Выдох - теперь вы на третьем углу и плавно выдохните, досчитайте до четырех. Пауза - переведите взгляд на последний угол и улыбнитесь.

«Львиное дыхание». Представьте, что вы лев. Удобно сядьте на пол или на стул. Вдохните через нос. Полностью наполните живот воздухом. Когда вы больше не можете дышать, откройте рот как можно шире. Выдохните со звуком «ХА». Повторите несколько раз.

«Грейпфрут». Представьте, что в животе на уровне пупка находится воздушный шарик величиной с грейпфрут. Вдыхайте - шарик надувается, выдыхаете - шарик сдувается. Повторите 6-9 раз.

Техники самопомощи при эмоциональном выгорании

«Батарейка»Представляем себя батарейкой, аккумулирующей в себя из внешнего мираположительные эмоции и впечатления (улыбнулся незнакомец, любимая песня по радио,видишь, как из-за тучи выглянуло солнце, успеваешь на зеленый свет, а может этоприятный комментарий в социальной сети…замечай и напитывайся приятными мелочами,мысленно лови их).

«Пружинка»Чувствуешь, что закипаешь? Накипело? Скорее напрягай все мышцы, сжимаемся и резковыдыхаем! Вдох! Так несколько раз. И станет легче!

«Эмбрион»Лечь на мягкую поверхность, скрутиться телом в позу эмбриона, обнять себя и постаратьсяпредставить что-то приятное лично тебе.

«Бревно»Заведи будильник на 5 минут. Попробуй отложить телефон, лечь и ничего не делать и ни очем не думать эти 5 минут, это сложно, но правда помогает!

Взаимопомощь в педагогическом коллективе

Формировать и поддерживать доверительные отношения с коллегами.

Обмен опытом, посещение уроков с целью выявления и обсуждения успешных практик.

Супервизии своей работы, обсуждение с коллегами сложных случаев.

Совместное определение критериев успешности в работе, планирование деятельности.

Видеть успехи и давать друг другу положительную обратную связь.

t1725380499aj.png

         Лечение книгой в переводе на греческий язык означает библиотерапия. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем, снять напряжение и помочь при профессиональном выгорании.

        С библиотечной позиции библиотерапию различают как управляемую (директивную) и как спонтанную. Под управляемой библиотерапией понимают целенаправленную деятельность библиотекаря по использованию книги для коррекции психологического состояния читателя. К объекту деятельности в этом случае часто относят людей с ограниченными возможностями или находящихся в неординарных состояниях – в момент болезни, депрессии, стресса – и нуждающихся в помощи. Спонтанная библиотерапия – это самопроизвольное, психологически благотворное воздействие книги на читающую личность без участия посредника (читатель сам себе психолог). В этом случае многое зависит от художественной состоятельности книги, совпадения ее проблематики с проблемой, волнующей читателя.

Использование библиотерапии в работе

        Найти книгу для делового чтения легче, чем отыскать художественную литературу по душе. Массовое чтение в транспорте — наглядный пример того, как усталые люди интуитивно прибегают к библиотерапии. К сожалению, нередко они читают низкопробную литературу, так называемое «чтиво». Если человек отдыхает за чтением случайной книги — что ж, и это неплохо. Но разве можно сравнить такое занятие с чтением книги, духовно близкой? Вопрос в том, как найти читателю любимую книгу — его книгу».

       Многие абсолютно здоровые люди в трудные минуты жизни, не задумываясь, тянутся к любимой книге.

      Одни книги могут стать как бы своеобразным универсальным лекарством, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при ощущении «никому-не-нужности»; третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, пятые — пережить профессиональное выгорание. Определенные книги целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценке.

А.Е.Алексейчик в «Руководстве по психотерапии» предлагает перечень жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии, и дает им краткие характеристики:

специальная медицинская литература имеет первостепенное значение в библиотерапии, так как способна дать читателю знания, которые ему особенно важны для успокоения, контроля. Основные задачи этой литературы: давать достаточные для правильной, оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о заболевании, стимулировать общую активность.

философская литература помогает человеку получить разностороннее представление о себе, других людях, мире в целом, понять неизбежность разницы и определенного конфликта между внешним, реальным миром и внутренним субъективным, между тем, что может быть, должно быть и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение.

духовная литература содержит большой объем информации, жизненный опыт. Такая литература крайне важна для верующих. Она помогает понять окружающий мир и место человека в этом мире. Ориентируя на любовь к окружающей среде и всему живому в ней, эта литература способствует укреплению жизнелюбия, добра и понимания предназначения человека на земле. Книги такого рода благотворно влияют на душу и состояние здоровья, помогают переосмыслить жизненные позиции, и, как показывает практика, книги таких авторов, как М. Норбеков, В. Мегре, Э. Мулдашев и других, пользуются спросом в библиотеках.

      Относительно высоко библиотерапевтическое значение русской классики (особенно произведений Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского), несколько ниже — произведений популярных советских писателей (К.Симонова, М.Горького, Б.А.Можаева, А.Н.Рыбакова, В.В.Орлова и др.), гораздо выше большинства сочинений современных российских и зарубежных писателей.

       Огромные возможности для душевного здоровья имеет и поэзия. Показательны строчки из стихотворения Расула Гамзатова: “Я слышал, что стихами Авиценна писал рецепты для больных людей”. Аллегоричность, художественная емкость слова, ритм, рифма и другие черты поэтических произведений способны эмоционально заражать, подчинять себе, одухотворять и возвышать. Как говорил Гоголь: “Благоухающими устами поэзии навевается на души то, чего не внесешь в них никакими законами и никакой властью!”. Об этом написана книга О.И.Даниленко “Душевное здоровье и поэзия” (СПб., 1996 г.) Автор ее раскрывает значение поэзии в укреплении душевного здоровья людей, показывает, как поэзия может помочь человеку в трудную минуту. В книгу включена “Антология поэтических произведений, обладающих психопрофилактическим потенциалом”. Вот некоторые названия разделов: “Душа обязана трудиться”, “О одиночество, как твой характер крут!”, “Болящий дух врачует песнопенье”, “Над собой умей смеяться”. Примечателен эпиграф к книге: “Поэзия, как ангел утешитель, спасла меня. И я воскрес душой”. и т. д…

Так библиотерапия ищет и находит ключ к душе читателя .Это, своего рода, прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха, неудач, жестокости, бесчеловечности.

Жемчужины смысла

Задание: Найди скрытые смыслы. Что хотел сказать автор?

1. Алексей Сорокин

Почему я один?

Та же резина

Тянется вокруг меня,

Словно паутина,

Затягивает в серость

Неумолимо

Я просто ненавижу

Существовать… -

Мне б Жить!

Лицо твоё всё ближе

И летать..

Любимая, нажми на "Сохранить"... О чём последняя строчка?

2. В.В.Маяковский

море уходит вспять

море уходит спать

Как говорят инцидент исперчен

любовная лодка разбилась о быт

С тобой мы в расчете

И не к чему перечень

взаимных болей, бед и обид.

Объясните фразу "инцидент исперчен".

3. И. А. Бродский

Не выходи из комнаты,

Не совершай ошибку...О какой ошибке идет речь?

4. В.В.Маяковский

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть

старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,

только

лошадь

рванулась,

встала на́ ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И все ей казалось —

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.

Почему вновь хочется работать лошади?

Пожелания и советы от И. Бродского, В. Маяковского Е.Евтушенко

1. Когда так много позади

всего, в особенности - горя,

поддержки чьей-нибудь не жди,

сядь в поезд, высадись у моря...

2.Тогда, когда любовей с нами нет,

тогда, когда от холода горбат,

достань из чемодана пистолет,

достань и заложи его в ломбард.

Купи на эти деньги патефон

и где-нибудь на свете потанцуй...

3. Вошла ты,

резкая, как «нате!»,

муча перчатки замш,

сказала:

«Знаете —

я выхожу замуж».

Что ж, выходите.

Ничего.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс

покойника.

 

4

Требуйте! с грузчика, с доктора,

с того, кто вам шьет пальто, -

все надо делать здорово -

это неважно, что!

Ничто не должно быть посредственно от зданий и до галош.

Посредственность неестественна,

как неестественна ложь.

Сами себе велите

славу свою добыть.

Стыдно не быть великими. Каждый им должен быть.

t1725380499ak.gift1725380499am.gift1725380499an.gif

t1725380499al.png

       По мнению Анатоля Франса «Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом».

     Как же приготовить такое блюдо, которое будет желанным и легким для усвоения большинством обучающихся?

    Работая в школе, я обратила внимание, на то, что в каждом классе есть некоторое количество детей, которые испытывают затруднения в обучении, не имея на то видимых причин. Оказывается, дело в модальности.

         Если в аудитории, где находится группа людей (неважно: педагогов, обучающихся, и т. д.) принести и дать для изучения одну и ту же вещь. Все будут её изучать разными способами. Одни будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать» Всё это не случайно, так как всю информацию об окружающем нас мире мы получаем с помощью пяти основных органов чувств. Тем не менее, у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира или ведущая модальность, — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове. Не случайно, С. В. Ковалёв считает «Модальность учащихся является «одним из самых мощных фильтров, определяющих модель мира человека». …

Давайте определим вашу модальность (работа с устройствами для голосования)

        Я произнесу только одно слово, запомните, пожалуйста, самые первые ощущения, которые у вас возникли. Закройте глаза, слово ПРАЗДНИК.

         Те, кто услышал любые звуки праздника, музыку нажмите букву А, кто увидел любую картинку –букву Б. Те, кто вспомнили праздничную суету, вручение подарков - ваша буква С. Посмотрите, какие результаты мы получили. В нашем зале из проголосовавших – аудиалов, … - кинестетиков, …-визуалов.

         Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем с помощью пяти основных органов чувств. Тем не менее, у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира или ведущая модальность, — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове. Таких способов или каналов восприятия три: визуальный, аудиальный, кинестетический.

      Лорен Брэдвей в зависимости от того, каким образом дети предпочитают усваивать информацию – глазами, ушами или посредством осязания и движений, разделила их на: «зрителей», «слушателей» и «деятелей». 

      В семидесятых годах Л. Брэдвей не только обратила внимание на наличие у детей индивидуальных особенностей усвоения информации, но и отметила влияние этих особенностей на способности к обучению. 44]

        Проблемой  обучения детей с учетом их ведущей модальности, занимались также:  Е. Л. Александрова,  В. В. Андронатий, М. Гридер, Л. Н. Петрова, И. Д. Сотникова, Т. В. Чиркова и др.  

      В исследованиях вышеперечисленных авторов предлагались традиционные методы и средства обучения, в то время как, использование современных интерактивных средств и личностно-ориентированного подхода позволит иначе организовать стратегии работы с учебной информацией, с учетом ведущей модальности в условиях глобальной информатизации  современного общества.

      Модальность – одна из характеристик личности ребёнка, поэтому очень важно в образовательном процессе использовать личностно-ориентированный подход, суть которого в том, что учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств, опору на его опыт.

Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:

Определить ведущую модальность у обучающихся и педагогов;

использовать современные психологические и педагогические технологии для создания в образовательном процессе оптимальных условий, позволяющих полноценно воспринимать информацию всеми обучающимися («слушателями», «зрителями», «деятелями»);

отбирать и применять в учебной деятельности электронные образовательные ресурсы (ЭОР), учитывая особенности восприятия обучающихся;

активно применять возможности интерактивной доски Promethean и систему опроса и голосования ACTIVote;

проводить педагогический и психологический мониторинг. 

     Еще пример. Ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации – основной ключ к академическому успеху. Одна из важнейших задач учителя - научить школьников с любой модальностью визуализировать запоминаемую информацию, проводить образные и эмоциональные ассоциации с материалом. Чем ярче и сильнее будет эмоциональное и образное подкрепление запоминаемой информации, тем выше успех в обучении. Ученик с кинестетической памятью способен запоминать учебный материал через двигательную активность. Этот вид памяти особенно развит у детей младшего школьного возраста. Следует научить школьников «транслировать» знакомую им кинестетическую память в аудиальную и визуальную, необходимые в дальнейшем обучении. Ученик с аудиальной память использует свой мозг в качестве магнитофона.

Очень важно учитывать ведущую модальность во всех составляющих компонентах образовательного процесса. А при выборе технологий, средств обучения и т. д. отдавать предпочтение тем, которые позволят одновременно оптимально представить учебную информацию для всех обучающихся, а не последовательно, как при традиционном обучении.

Именно эта ведущая идея стала определяющей при выборе технологий, которые, на мой взгляд, будут наиболее эффективны при организации образовательного процесса с учётом ведущей модальности младших школьников и личностно-ориентированного подхода.

Подробнее остановлюсь на ИКТ, которые использую для подготовки и преподавания всех предметов и считаю, что данные технологии:

дают большие возможности для формирования всего комплекса универсальных учебных действий,

позволяют организовать образовательный процесс оптимально для представителей с разными модальностями,

способствуют развитию всех психических процессов, а именно: памяти, внимания, мышления, восприятия; развитию всех каналов восприятия.

Примеры организации учебного процесса с учетом ведущей модальности

Приведу несколько примеров. Одним из требований программы начальной школы является знание детьми таблицы умножения, изучение которой я организую следующим образом. Проследим это на примере изучения таблицы умножения на 9.

«Слушателям» (аудиалам), я предлагаю запоминать таблицу умножения в стихах, находить рифмы при произнесении результата и т. д.:

9 · 5 = 45 (Если лаптем щи хлебать: пятью девять - сорок пять.) [54]

3 · 9 = 27 (Трижды девять - двадцать семь. Это нужно помнить всем).

8 · 9 = 72 (Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять – семьдесят два)

Для «зрителей» (визуалов), хорошо найти некоторые закономерности в записи равенств таблицы умножения.

Если сложить цифры в записи результата умножения на 9, то всегда будет получаться в сумме 9.

2 · 9 = 18 (1+8 = 9) 4 · 9 = 36 (3+6 =9)

При умножении 9 на любое однозначное число (кроме 1, 0) в произведении в числе десятков будет цифра на 1 меньше цифры числа, на которое мы умножали. А чтобы получить цифру для записи единиц числа, нужно цифру десятков дополнить до 9. Например, умножим 6 на 9. В десятки значения произведения сразу напишем цифру на 1 меньшую 6 – это 5, чтобы получить 9, к 5 нужно добавить 4, получаем в итоге54. При правильно организованной на уроке исследовательской деятельности, дети с помощью учителя сами находят такие интересные закономерности, а их в таблице – великое множество.

t1725380499ap.png

           Для кинестетиков хорошо запоминать таблицу умножения используя пальцы обеих рук. Для этого положите обе руки на стол ладонями вверх и согните, считая слева направо тот палец по порядку, на сколько нужно умножить. И тогда количество пальцев перед согнутым будет соответствовать количеству десятков, а число пальцев после согнутого, указывать – количество единиц. 4 · 9 = 3][6

Визуализация информации – основной ключ к академическому успеху. Одна из важнейших задач учителя - научить школьников с любой модальностью визуализировать запоминаемую информацию, проводить образные и эмоциональные ассоциации с материалом. Чем ярче и сильнее будет эмоциональное и образное подкрепление запоминаемой информации, тем выше успех в обучении.

t1725380499aq.png 

Влияние музыки на психику

Музыка – удивительное явление, способное касаться самых глубоких уголков наших душ. На протяжении веков она сопровождает человека, вызывает эмоции, влияет на наше настроение и общее состояние.

Исследования ученых из разных стран показывают, что определенные жанры музыки могут стимулировать определенные эмоциональные состояния. Например, быстрая и ритмичная музыка может повысить уровень энергии и бодрствование, тогда как медленные мелодии способны вызвать спокойствие и расслабление. Это открывает широкие перспективы для использования музыки в эмоциональном саморегулировании.

Как музыка влияет на разные эмоции:

Радость и счастье. Быстрые, ритмичные мелодии часто увеличивают уровень эндорфинов, вызывая чувство радости и энергии.

Грусть и меланхолия. Медленная, мелодичная музыка может вызвать грусть или ностальгию, иногда используется для терапевтических целей, чтобы помочь людям выразить и обработать свои чувства.

Успокоение и расслабление. Классическая или медитативная музыка часто используется для снижения уровня стресса и тревоги, помогая уменьшить напряжение и улучшить сон.

Мы сегодня хотим улучшить Ваше настроение, увеличить уровень эндорфинов и вызвать чувство радости, уверенности в себе. Для этого мы предлагаем вспомнить замечательную песенку кота Леопольда из мультфильма «Автомобиль кота Леопольда» «Мне сегодня весело с самого утра» в исполнении Александра Калягина. Нужно отметить, что все песни кота Леопольда отличаются завидным оптимизмом и прекрасным отношением к себе самому, природе и всему окружающему миру.

Мне сегодня весело с самого утра,

Напеваю песенку про свои дела.

А дела прекрасные, всё мне по плечу

И скажу, не хвастая, горы сворочу.

ПРИПЕВ:

Никогда не теряй,

Не теряй своей мечты,

Твёрдо верь, твёрдо знай -

Всё на свете можешь ты.

 

Если получается всё наперекос,

Не впадай в отчаяние и не вешай нос.

В самом трудном случае хвост держи трубой

И тогда получится всё само собой.

ПРИПЕВ

До чего же радостно делать чудеса,

Строить лодку с парусом и сажать леса,

Выпекать пирожные, земли открывать,

Для людей хорошие песни напевать.

ПРИПЕВ

До чего же радостно чудеса творить,

Всё, что есть прекрасного,

Людям подарить!

Мы надеемся, что каждый из Вас вспомнит и найдёт для себя те мелодии, которые особым образом будут влиять на хорошее настроение и веру в себя. А если мы поделимся друг с другом, то у нас сформируется особый «банк позитивных песен для педагогов».

Звуковая гимнастика

Состояние спокойное, расслабленное состояние. Положение стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм.

Е — Воздействует на щитовидную железу.

О — воздействует на сердце и легкие.

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши.

У — воздействует на органы, расположенные в области живота.

Я — воздействует на работу всего организма.

М — воздействует на работу всего организма.

Х — помогает очищению всего организма.

ХА — помогает повысить настроение

                                      Список использованных источников:

Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

Бойко, В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2003. – 474 с.

Бродский И. Три первые книги стихов - СПб: Издательская группа «Ленинздат», 2020-461с.

Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.

Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

Гремлин, С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремлин,С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2002. – 347 с.

НЛП в педагогике. Исправление школьного конвейера / Гриндер М., Лойд Л. | Лойд Л., Гриндер М.- М. Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 320 с.

Гримак, Л.П. Общение с собой: начало психологии активности /Л.П. Гримак. – М., 2009. – 247 с.

Евгений Евтушенко. Стихотворения и поэмы (сборник) /Евгений Евтушенко. - М.: Профиздат, 2003 – 220 с.

Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности. М., Воронеж, 2001.

Левашов О. В. О межполушарных различиях при анализе зрительных сцен. Модельные представления /Сенсорные системы: сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985.

Литвак, М.Е. Психологическое айкидо / М.Е. Литвак. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 215 с.

Маяковский В.В. Сочинения в двух томах/ А.Михайлова, А.Ушаков - М: Правда, 1987-768с.

Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: МПСИ, 2001. - 435 с.

Профилактика профессионального выгорания у педагогов :методическое пособие / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования ; [сост.: И.В. Фокина, М.О. Цатурян]. – Вологда: ВИРО, 2018. – 36 с.

Рычкова, В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: метод. рекомендации / В.В. Рычкова. – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.

Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М.: Психотерапия, 2008. –256 с.

Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога Е.М. Семенова. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. – 224 с.

Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – C. 360–362.

Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2008. – 192 с.

Электронные ресурсы:

Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. www.mgeneral.com/3-now/98-now012498ml/htm

https://infourok.ru/lekarstvo-dlya-dushi-lechenie-knigami-1730549.html

https://mogu-pisat.ru/

https://ilibrary.ru/text/1237/p.1/index.html

https://www.livelib.ru/author/6954/top-evgenij-evtushenko

Профессиональное выгорание — что это такое, какие есть симптомы, как с ним бороться https://www.b17.ru/article/465402/

Олег Бунин «Как понять, что ты выгорел и что делать, чтобы выбраться» (Профессиональная конференция для IT-разработчиков) https://habr.com/ru/companies/oleg-bunin/articles/577316/

https://adme.media/articles/23-krutyh-sposoba-legko-zapominat-inostrannye-slova-1133060/?ysclid=luz02wl7sp376124303

https://lib.tomsk.ru


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.