Выступление «Профилактика буллинга в образовательной организации»

0
0
Материал опубликован 15 August

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Балдина Марина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

   классный руководитель МБОУ

«СОШ №1 имени Героя

Советского Союза П.И.Чиркина

г.Калининска Саратовской области»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свое выступление начну краткой характеристики буллинга как явления.

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») – агрессивное поведение, при котором один индивид или группа лиц неоднократно нападают, преследуют одного из членов коллектива, неспособного противостоять им. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Буллингом обозначают физический и/или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Как проявляется буллинг?

  • на вербальном уровне (оскорбления, комментарии, обидные прозвища, постоянная негативная оценка жертвы и её деятельности);
  • на физическом уровне (толчки, удары, выталкивания из классов, раздевалок, удерживание силой и т.д.);
  • социальный буллинг, основанный на изоляции жертвы: игнорирование, бойкот, случаи, когда школьника не допускают к деятельности группы (спорт, еда, мероприятия, встречи). Именно бойкот, по статистике, переживается школьниками тяжелее всего. Буллинг в форме бойкота, который практикуется в течение продолжительного отрезка времени, является самой частой причиной суицида.
  • кибербуллинг — намеренные, в большинстве своём, анонимные оскорбления, угрозы и обнародование компрометирующих данных с помощью интернет-коммуникаций, как правило, в течение продолжительного периода. С появлением этого явления у школьников пропала возможность скрыться от травли в безопасной домашней среде. Сегодня молодые люди могут подвергаться травле не только в школе, но и дома.

Кто участвует в школьном буллинге?

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Для буллинга характерны:

  • неравенство сил агрессора и жертвы (это не равная схватка двух утверждающихся подростков, а верховенство одного над другим);
  • повторяемость насилия (не единичные действия, а регулярные издевательства);
  • страя эмоциональная реакция жертвы (даже незначительные невербальные сигналы подкрепляют действия «булли», так как именно эта реакция является наиболее желаемой целью травли).

Социологи выяснили, что в группу повышенного риска по частоте буллинга попадают именно подростки 11-14 лет: 28% детей этого возраста, по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. При этом каждый десятый сталкивался с буллингом чаще одного раза в неделю.

Учитывая то, что, в силу сложившихся обстоятельств, последние 8 лет мне, как классному руководителю, приходилось работать с подростками, остановлюсь на особенностях буллинга именно в этом возрасте. Помимо наиболее распространенных причин, по которым ребенок может стать жертвой (физические недостатки, замкнутые, неуверенные в себе, одинокие в коллективе и т.п.), хотелось бы назвать и другие, характерные для подростков. На статус жертвы влияет

  • низкий социальный статус семьи, где ребенку, например,  не могут позволить купить дорогие вещи или недостаточно внимания уделяется гигиене (когда «от него плохо пахнет», как говорят подростки) и внешнему виду ребенка (неаккуратный, неряшливый в одежде);
  • национальные признаки, если особенно они в какой-то степени влияют на усвоение такими детьми учебного материала;
  • особенности внешности: веснушки, рыжие волосы, кривые ноги, оттопыренные уши, излишний вес тела;
  • появление новичков в классе, где есть сложившиеся связи между детьми и роли уже распределены.

Еще одна особенность подросткового буллинга заключается в том, что происходит деление не только на 2 группы (жертвы-изгои и лидеры-агрессоры), но наблюдается гораздо более сложная иерархия, с которой приходится сталкиваться в работе:

  • "Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
  • «Преследователи» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
  • "Сторонники"– те, кто находится на стороне агрессора, непосредственно не участвует в издевательствах, но и не препятствует им.
  • "Наблюдатели" – знающие о деталях агрессивного взаимодействия, издевательствах, но соблюдающие нейтралитет.

Порой подростки вольно или невольно меняют роли, переходя из одной группы в другую.

Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что значительно осложняет данную проблему тот факт, что родители не всегда объективно оценивают сложившуюся ситуацию и либо во всем винят своего ребенка-жертву («ты сам виноват, не умеешь за себя постоять»), либо, чаще всего, конечно, встают на защиту своего ребенка, независимо от того, изгой он или агрессор. Что опаснее всего, иногда пытаются самостоятельно разобраться в конфликте, включая в него и детей, и взрослых без участия классного руководителя (и такое, к сожалению, было в моей практике). А ведь очень часто в роли агрессоров выступают дети, недолюбленные в своей семье, дети из семей с авторитарным стилем воспитания, или, наоборот, дети, которые в своей семье – в центре внимания и хотят того же в классном коллективе.

Школа  (или любое другое детское учреждение, где дети бывают регулярно) – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.  Во многих случаях мы, взрослые, не придаем значения сложным взаимоотношениям разных детей друг с другом до тех пор, пока эти отношения не становятся чрезмерными. Только тогда, когда видим явное насилие, вмешиваемся с разной степенью успешности для последующей безопасной жизни жертвы. На этом фоне «незначимые», «неочевидные» переживания пострадавших детей от травли представляются  нам неактуальными.

Поэтому нам, учителям, нужно быть очень внимательными к проявлениям буллинга, пусть даже самым незначительным:

кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);

• школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;

• на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;

• школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

• во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников;

• ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;

• признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);

• один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находится в изоляции;

• боятся зайти в туалет;

• дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы («забивают стрелки»).

К сожалению, на данном этапе могу констатировать, что многие проблемы в моем классе пришли вместе с детьми из начальной школы. Поэтому считаю важным не замалчивать проблему, если она возникает, а решать ее на ранней стадии.

Несколько лет назад, когда я впервые столкнула с данной проблемой в своем классе, познакомилась с технологией, описанной Людмилой Петрановской, педагогом-психологом, специалистом по семейному устройству, лауреатом Премии Президента РФ в области образования. Работа ее называлась  «7 шагов к прекращению травли в детском коллективе» (заметьте, у нее нет термина «буллинг»).

Шаг 1. Назвать явление

Никаких «У Пети Смирнова не ладится с одноклассниками». Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют – это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.

Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не «представляете, как ему плохо, как он несчастен?». Только: как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ?

Она предложила учителям представить себе: «Вот вы приходите на работу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору – сзади смешки и шепот. Вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Вы начинаете контрольную – и обнаруживаете, что заранее записанное на доске задание кто-то стер. Вы хотите заглянуть в свой ежедневник – его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног на страницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: «Нужно уметь ладить с коллегами!» Ваше самочувствие? Как долго вы сможете это выдержать?

Шаг 2. Дать однозначную оценку

Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные человеки, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы… . Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным.

Шаг 3. Обозначить травлю как проблему группы.

Когда на людей «наезжают», предъявляя им моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное – оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики травли, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. В ответ вы услышите: «А чего он? А мы ничего… а это не я» и все в таком духе. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет. Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно «он», кто именно что и т. д. Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть – насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать

Шаг 4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор.

Результат не будет прочным, если дети просто прогнутся под формальные требования учителя. Задача – вывести их из «стайного» азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. Можно предложить детям оценить, каков их вклад в болезнь класса под названием «травля». Допустим 1 балл – это «я никогда в этом не участвую», 2 балла – «я иногда это делаю, но потом жалею», 3 балла – «травил, травлю и буду травить, это здорово». Пусть все одновременно покажут на пальцах – сколько баллов они поставили бы себе? Если это подростки, «троек» не будет, даже у самых отпетых агрессоров. В этом месте ни в коем случае нельзя пытаться уличить: нет, на самом деле ты травишь. Наоборот, нужно сказать: «Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить – это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс». Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети. Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. В книге описывался  прием с «Гадким утенком».  Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся на грязном птичьем дворе среди надутых индюков и глупых кур,  будут тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать.

Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?». Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей?

Шаг 5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт.

До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому. Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе.

Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется «заключение контракта», он прекрасно работает в терапевтических и тренинговых группах для взрослых, и с детьми тоже вполне эффективен. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.\

Шаг 6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений

Очень важно чтобы взрослый (взрослые), который взялся разруливать ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать "счетчик травли", какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д. Можно сделать «график температуры» и т. д. Суть в том, что группа постоянно получает искренний интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом.

Шаг 7. Гармонизировать иерархию.

Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней. Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование – арсенал богатый, гуляй-не хочу. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее. Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей «альф», «бет» и «омег», гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той – другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.

Ну, это уже из серии «совсем хорошо». Даже если так не получается, достаточно мирного, спокойного сосуществования, а реализовываться дети могут в других местах.

Классный руководитель, столкнувшийся с явлением буллинга в своем классе, обязательно должен работать вместе со всем педагогическим коллективом. Именно взрослые люди в школе могут остановить травлю детей. Трудно ли это? И да, и нет.

У уверенного в себе взрослого с осознанной собственной моральной позицией, имеющего хороший контакт с детьми, это может занять несколько минут. Ему достаточно, увидев травлю в самом начале, выразить детям свое неприятие этой ситуации, и все немедленно стихнет. Если ситуация уже существует давно и запущена, понадобится больше внимания и усилий, возможно, понадобятся новые знания или помощь коллег, но результат обязательно будет.

И наоборот, если взрослый, работающий с детской группой, не берет на себя ответственность или, тем более, в глубине души согласен с системой правил, в которой «не таких» можно травить, ситуация может сохраняться годами, пока не выплеснется в трагедию или дети не уйдут из класса, унося в дальнейшую жизнь опыт насилия.

Все зависит от позиции взрослых. От того, какие правила приняты в школе и классе – не формальные правила, написанные на стенке, а настоящие, разделяемые в глубине души. Если коллектив школы решает, что травля неприемлема, он обязательно с ней справится.

Использованная литература

 

 

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.