Протокол диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов
ПРОТОКОЛ
исследования особенностей устной речи учащихся старших классов (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.)
Ф.И. ребенка _____________________________________________________ кл. ______________ дата _________________________
УО _______________________________________________________________ учитель-логопед _________________________________
ПЕРВЫЙ блок. Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания.
А) Исследование орального и артикулярной моторики
Надуй щеки |
Надуй одну щеку |
Надуй другую щеку |
Вытяни губы «трубочкой» |
Упри язык в правую щеку |
Помести язык между зубами и губой |
Итого (15 б) |
Язык «лопаточкой» |
Упр. «маятник» |
Упр. «качели» |
Чередование: «улыбка» - «трубочка |
Итого (15 б) |
Б) Исследование звукопроизношения
С - Сь |
З - Зь |
Ц |
Ш |
Ж |
Щ |
Ч |
Р - Рь |
Л - Ль |
Итого (30 б) |
В) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова
Баскетбол |
Перепорхнуть |
Аквалангист |
Термометр |
Достопримечательность |
Итого (15 б) |
Г) Повторение цепочек слогов
А-и-у – у-а-и |
Би-ба-бо – бо-ба-би |
Ба-па – па-ба |
Са-ша – ша-са |
Ча-тя – тя-ча |
Ма - на |
|
Жа - ша |
Ла - ра |
Ма-на-ма – на-на-ма |
Жа-ша-ша – а-жа-ша |
Ла-ра-ра – ра-ра-ла |
Ца-са-ца |
Итого (15 б) |
Итого за серию (90 б |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 2.
А). Исследование словообразовательных навыков.
Дерево |
Лес |
Улица |
Ухо |
Слово |
Итого (15 б) |
Б) Образование относительных прилагательных.
Солома |
Лёд |
Вишня |
Слива |
Черника |
|
Клюква |
Ель |
Масло |
Лён |
Суп |
Итого (30 б) |
В) Образование качественных прилагательных
Мороз |
Снег |
Дождь |
Солнце |
Ветер |
Итого (15 б) |
Г) Образование притяжательных прилагательных
Волк |
Медведь |
Лев |
Птица |
Орёл |
|
Мать |
Отец |
Брат |
Дед |
Дочь |
Итого (30 б) |
Итого за серию (90 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 3.
А) Составление предложений по картинкам (приложение 1)
Мальчик моет руки |
Девочка режет колбасу |
Мальчик забивает гвоздь |
Дети лепят снеговика |
Кошка лакает молоко |
Итого (15 б) |
Составление предложений по картинкам (приложение 2)
Мальчики играют в футбол (в мяч) |
Мальчик бежит к дереву (под.., от дождя) |
Мальчик лезет через забор |
Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи) |
Няня стелет коврик около кровати |
Итого (15 б) |
Составление предложений по картинкам (приложение 3)
Мужчина и женщина грузят сено на машину |
Мальчик уступает место старушке в трамвае. |
Школьница пришла навестить свою больную подругу |
Врач приглашает больную пройти в кабинет |
Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар |
Итого (15 б) |
Б). Составление предложений из слов в начальной форме
Миша, косить, трава, кролики, для. |
Сын, купить, шар, красный, мама. |
Солнце, земля, освещается. |
Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак. |
Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у. |
Итого (15 б) |
В) Повторение предложений
Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу |
После лета наступает осень и с каждым днём становится холоднее. |
На зелёном лугу. который был за рекой, паслись лошади. |
Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену. |
В отдалённой части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. |
Итого (15 б) |
Г) Верификация предложений
Зима пришла, потому что река замерзла. |
Мама довольна сыну. |
Самолет разбился, хотя мотор был неисправен. |
Все старики когда-то будут молодыми. |
Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа |
Итого (15 б) |
Д) Добавление предлогов в предложение
Лодка плывет … озеру |
Чайка летит … водой |
Молодая трава выглядывает .. снега |
….. конуры сидит пёс. |
Большая толпа собралась … театром. |
Итого (15 б) |
Е) Образование множественного числа существительных
Стул |
Ухо |
Зеркало |
Пальто |
Платье |
Итого (30 б) |
Ж) Завершение предложений
Серёжа промочил ноги, потому что …. |
Игорь замерз, хотя …. |
Итого (15 б) |
Итого за серию (150 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 4. Исследование связной речи.
А) Составление рассказа с помощью четырех сюжетных картинок.
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности (15 б) |
Критерии возможности построения текста (15 б) |
Критерий грамматического оформления (15 б) |
Критерий лексического оформления (15 б) |
Итого (60 б) |
Б) Пересказ текста «Галка и голуби»
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности (15 б) |
Критерии возможности построения текста (15 б) |
Критерий грамматического оформления (15 б) |
Критерий лексического оформления (15 б) |
Итого (60 б) |
В) Составление рассказа на тему «О Москве».
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности (15 б) |
Критерии возможности построения текста (15 б) |
Критерий грамматического оформления (15 б) |
Критерий лексического оформления (15 б) |
Итого (60 б) |
Итого за серию (180 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 5. Исследование номинативной функции речи
А) Называние предметов по картинкам (приложение 4)
пальто |
очки |
кровать |
сито |
руль |
|
крокодил |
свеча |
прищепка |
кастрюля |
пылесос |
Итого (30 б) |
Б) Называние действий по картинкам (приложение 5)
плачет |
строит |
гладит |
вяжет |
рубит |
|
подметает |
причесывается |
трет |
привязывает |
набирает (зачерпывает ) |
Итого (30 б) |
В) Словоупотребление
5 и менее штрафных очков |
За 6-12 штрафных очков |
За 13-19 штрафных очков |
За 20 и более штрафных очков |
Итого (30 б) |
Итого за серию (90 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 1. Понимание значение слов.
А). Понимание близких по звучанию и значению названий предметов (приложение 7)
Правильное выполнение |
Переспрашивание |
Изменение порядка слов |
Пропуски или замены слов |
Итого (30 б) |
Б) Понимание близких по звучанию названий предметов (приложение 11)
Правильное выполнение |
Переспрашивание |
Изменение порядка слов |
Пропуски или замены слов |
Итого (30 б) |
В) Понимание близких по значению и звучанию названий действий (приложение 12)
Правильное выполнение |
Переспрашивание |
Изменение порядка слов |
Пропуски или замены слов |
Итого (30 б) |
Г) Понимание близких по значению действий (приложение 9)
Правильное выполнение |
Переспрашивание |
Изменение порядка слов |
Пропуски или замены слов |
Итого (30 б) |
Итого за серию (120 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций (приложение 10).
Мужчину обрызгала женщина |
Трактором перевозится машина |
Газету закрывает книга |
Клеенка покрыта скатертью |
Девочкой спасен мальчик |
|
Мама перевозится дочкой |
В ящике бочонок |
Ящик за бочонком |
На бочонке ящик |
Бочонок перед ящиком |
Итого (30 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 3. Исследование фонематического восприятия.
А-и-у – у-а-и |
Би-ба-бо – бо-ба-би |
Ба-па – па-ба |
Са-ша – ша-са |
Ча-тя – тя-ча |
Ма - на |
|
Жа - ша |
Ла - ра |
Ма-на-ма – на-на-ма |
Жа-ша-ша – а-жа-ша |
Ла-ра-ра – ра-ра-ла |
Ца-са-ца |
Итого (30 б) |
Итого за блок (180 б) |
Результаты:
1. Звукопроизношение |
7. Грамматический строй |
13. Языковой анализ |
|||
2. Слоговая структура слова |
8. Рассказ по серии картинок |
14. Письмо |
|||
3. Звуковая структура слова |
9. Пересказ |
15. Чтение |
|||
4. Оральный праксис и арт. моторика |
10. Рассказ на заданную тему |
16. Общий балл за тест |
|||
5. Цепочки слогов |
11. Номинативная функция |
17. Процент успешности |
|||
6. Словообразование |
12. Импрессивная речь |
18. Уровень успешности |
|||
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ
Средние баллы за выполнение основных заданий методики
Показатели |
Норма |
ОНР |
ЗПР |
Факт |
1. Звукопроизношение |
14,9 |
13,7 |
14,7 |
|
2. Слоговая структура слова |
14,9 |
12,2 |
13,6 |
|
3. Звуковая структура слова |
14,9 |
13,5 |
14,3 |
|
4. Оральный праксис и артикуляционная моторика |
27,7 |
23,2 |
27,8 |
|
5. Цепочки слогов |
14,3 |
11,9 |
11,3 |
|
6. Словообразование |
85,3 |
63,8 |
67,8 |
|
7. Грамматический строй |
140,5 |
119,8 |
117,3 |
|
8. Рассказ по серии картинок |
53,8 |
42,8 |
46,7 |
|
9. Пересказ |
53,0 |
38,3 |
37,9 |
|
10. Рассказ на заданную тему |
55,8 |
34,7 |
35,2 |
|
11. Номинативная функция |
85,4 |
70,5 |
76,5 |
|
12. Импрессивная речь |
168,6 |
149,1 |
155,2 |
|
13. Языковой анализ |
27,1 |
22,6 |
20,1 |
|
14. Письмо |
37,2 |
22,5 |
20,0 |
|
15. Чтение |
40,8 |
26,3 |
27,1 |
|
16. Общий балл за тест |
834,2 |
664,9 |
685,5 |
|
17. Процент успешности |
92,7 |
73,9 |
76,2 |
|
18. Уровень успешности |
IV |
III |
III |