«Профориентационная ролевая игра «Профессия повар» для обучающихся 1 – 2 класса с задержкой психического развития»

6
0
Материал опубликован 1 January


Методическая разработка

«Профориентационная ролевая игра «Профессия повар» для обучающихся 1 – 2 класса с задержкой психического развития»




Автор:

учитель-дефектолог

​​​​​​​ Михайлова Ирина Алексеевна



Пояснительная записка

Сегодня вопросам образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в России уделяется особое внимание. 30 декабря 2022 года Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов утвердил Приоритетные направления развития образования для детей с ОВЗ и детей инвалидов до 2030 года. Данный документ содержит большое количество направлений развития образования, в числе которых находится профессиональная ориентация детей с ОВЗ.

Профориентация – это важное направление работы, т.к. на данный момент наблюдается «несоответствие системы профессиональной ориентации потребностям обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и рынка труда»1. Каждая категория обучающихся с ОВЗ имеет свои особые образовательные потребности, т.е. «актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребёнок в процессе обучения. Среди особенностей, наблюдаемых при всех недостатках развития, т.е. обусловленных специфическими закономерностями, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями»2. Особые образовательные потребности обучающихся следует учитывать при содействии их профессиональному самоопределению. Помимо этого необходимо учитывать возможности дальнейшего профессионального пути различных категорий обучающихся с ОВЗ. К сожалению, дети с ОВЗ могут освоить не все профессии, например, для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) список профессий, которые они могут получить в учреждениях профессионального образования резко ограничен, как и ограничен выбор учебных учреждений профессионального образования, где осуществляется учебная деятельность по адаптированным программам.

Согласно Приоритетным направлениям, в образовательных организациях должно осуществляться «содействие профессиональному самоопределению, приобщению обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ к различным видам профессиональной, социально значимой деятельности, создание условий для их социально-трудовой адаптации»1. Для того чтобы содействовать профессиональному самоопределению детей с ОВЗ необходимо выбирать методы работы, которые будут подходить конкретной категории детей с ОВЗ, а также профессии, которые будут доступные данным детям в дальнейшем. Одним из вариантов работы является «знакомство младших школьников с теми профессиями, которые есть в рамках инклюзивной школы»3. К таким профессиям могут педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, руководитель образовательного учреждения, секретарь, повар, уборщик помещений, медицинский работник, сторож и т.п.

Данная методическая разработка направлена на содействие профессиональному самоопределению обучающихся 1 – 2 класса с задержкой психического развития (далее – ЗПР) с использованием метода ролевой игры.

Цель:

Содействие профессиональному самоопределению обучающихся с ЗПР.

Развитие коммуникативных навыков обучающихся с ЗПР.

Задачи. Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:

Уточнить и расширить представление учащихся с ЗПР о профессии повара.

Развивать у обучающихся с ЗПР интерес к профессии повара.

Развивать у обучающихся с ЗПР умение работать в группе.

Развивать у обучающихся с ЗПР диалоговую речь.

Расширять кругозор, формировать разносторонние понятия и представления об окружающем мире обучающихся с ЗПР.

Совершенствовать навыки умственной деятельности обучающихся с ЗПР.

Целевая группа: обучающиеся 1 – 2 класса, имеющие ЗПР.
«Дети с задержкой психического развития приходят в школу с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у детей неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т.п.), речь не сформирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует» 2.

Формат проведения: ролевая игра. «Ролевая игра представляет собой моделирование событий, происходящих в определённом мире в определённое время. Её участники отыгрывают собственных персонажей, руководствуясь при этом характером своей роли и внутренними убеждениями персонажа в рамках игровых реалий»4. Ролевая игра может быть использована как средство коррекции поведения личности, как средство коррекции психологических особенностей личности (самооценка, мотивация учебной деятельности, самоопределение, развитие самопознания, коммуникативные умения, умение выстраивать временную перспективу). Ролевая игра является одним из способов получения обучающимися первоначальных представлений о мире профессий. «Профориентационная направленность ролевой игры расширяет возможности представления младших школьников о труде, формирует навыки сотрудничества, умение выбирать роль и действовать в соответствии с ней»5.

Сведения о практической реализации разработки. Данная методическая разработка была реализована в МБОУ «Холмовская СШ» в рамках курса внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия» в 2022 – 2023 учебном году. Данный курс внеурочной деятельности организован для учащихся с задержкой психического развития, учащихся с тяжёлыми нарушениями речи и учащихся, имеющих трудности в обучении. Всего «Психокоррекционные занятия» посещали 11 человек. Методическая разработка была использована с целью развития коммуникативных умений, повышения мотивации учебной деятельности, а также с целью содействия профессиональному самоопределению.








Профориентационная ролевая игра «Профессия повар» для обучающихся 1 – 2 класса с задержкой психического развития

Автор-составитель: Михайлова И.А., педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Холмовская средняя школа имени Героя Советского Союза П.М. Михайлова» Холм-Жирковского района Смоленской области

Цель:

Содействие профессиональному самоопределению обучающихся с ЗПР.

Развитие коммуникативных навыков обучающихся с ЗПР.

Задачи.

Уточнить и расширить представление учащихся с ЗПР о профессии повара.

Развивать у обучающихся с ЗПР интерес к профессии повара.

Развивать у обучающихся с ЗПР умение работать в группе.

Развивать у обучающихся с ЗПР диалоговую речь.

Расширять кругозор, формировать разносторонние понятия и представления об окружающем мире обучающихся с ЗПР.

Формат проведения: ролевая игра.

Необходимое оборудование, материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point, раздаточный материал (Приложения 3,4), парты, стулья, фартук для кухни, колпак повара (при наличии).

Ход мероприятия

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы с вами будем говорит о людях, которые работают у нас в школе, а кто эти люди – вы узнаете, отгадав загадку.

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

(Ответ: повар)

Педагог: Молодцы ребята! А кто такой повар? Дети дают свои ответы.

Педагог: Это человек, который готовит еду. Это такая профессия. Сегодня каждый из вас побудет поваром. Хотите попробовать? Дети дают ответы.

Основная часть

Подготовка к ролевой игре.

Педагог: Каждый из вас сегодня приготовит блюдо по рецепту, но сначала мы по мы посмотрим какие у нас есть продукты. Сейчас я буду читать вам загадки и показывать картинки с изображением продуктов. Вам необходимо сказать, о каком продукте идёт речь. Педагог читает загадки о продуктах (Приложение 5). В конце чтения загадки показывает изображение продукта (Приложение 1).

Педагог: Молодцы ребята! Вы отлично справились. Сегодня мы с вами будем готовить блюда из этих продуктов и не только. Посмотрите, какие ещё продукты нам пригодятся. Педагог показывает детям все оставшиеся продукты в распечатанном виде или при помощи презентации.

Педагог: Мы с вами познакомились со всеми продуктами, которые нам сегодня пригодятся. Скажите, ребята, а все ли продукты можно перемешать и получить вкусное блюдо? Дети отвечают. Правильно! Не все. Вкусны блюда можно приготовить по рецептам. Давайте посмотрим, какие у нас с вами есть рецепты. Педагог демонстрирует рецепты (Приложение 2,3). Каждый рецепт сопровождается вопросами: Знаете ли вы что это за блюдо? Пробовали ли вы его когда-нибудь? Оно вам нравится?

Педагог: Мы познакомились с вами со всеми рецептами. Теперь немного передохнём.

Физкультминутка. «Дружно встали»

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри. (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо (Поворот вправо)

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже (Поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (Поворот вправо)

Через левое плечо. (Поворот влево)

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Ролевая игра.

Педагог: Ребята, вы готовы попробовать себя поварами сегодня? Дети отвечают. Сейчас один из вас станет поваром, а двое других ребята будут посетителями столовой.

Инструкция для посетителя столовой: Посетитель выбирает блюдо, которое он хочет скушать, и просит повара приготовить это блюдо. Для этого посетители берут у меня листочки с названием блюд и относят повару Педагог показывает раздаточный материал (Приложение 4). Если вы хотите суп, но без лука, или чай без сахара, тогда скажите об этом повару.

Инструкция для повара: У повара будет фартук, халат и рабочий стол, на котором лежат разные продукты. Повару нужно выбрать правильные продукты и приготовить блюдо. Повар должен внимательно слушать посетителя. Может быть, посетить попросит чего-то не добавлять в рецепт.

Ребята, не забывайте быть вежливыми. Вам нужно поздороваться друг с другом, обязательно говорить вежливые слова «пожалуйста» и «спасибо», а после попрощаться. Давайте попробуем? Кто хочет стать посетителями? А кто поваром? При необходимости можно использовать считалочку, чтобы выбрать тех кто начнёт игру. Остальные ребята будут зрителям. После все меняются: тот, кто был зрителем становится поваром или посетителем и, наоборот. Педагог проверяет, правильно ли повар готовит блюда, а также не забывают ли ребята быть вежливыми.

Рефлексия.

Педагог: С какой профессией мы сегодня познакомилисьДети дают ответ. Что делает поварДети дают ответ. Какие блюда мы сегодня научились готовить? Дети дают ответ. Из каких продуктов мы готовили? Дети дают ответ. Вам понравилось наше занятие? Дети дают ответ.






Список источников

Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 N ВК-163/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах".

"Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года" (утв. Минпросвещения России 30.12.2022).

Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.]; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 430 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15909-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510260 (дата обращения: 02.06.2023).

Молчанова Н.В. Методическое пособие «Ролевая игра как метод диагностики и коррекции личности старшеклассника». – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, – 2022. – 56 с.

Ятманкина Л.М. Профориентационная направленность ролевой игры в начальной школе/ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 12-3. – С.118-121.



Приложения

Приложение 1

t1735752418aa.png

Рисунок №1. Продукты, из которых повар будет готовить еду: вода, молоко, подсолнечное масло, соль, сахар, мука, овсяные хлопья, яйцо, заварка, мясо (курица), фрукты/ягоды, морковь, лук, картофель, помидор, огурец, салат.



Приложение 2

t1735752418ab.png

Рисунок №2. Меню. Блюда, которые могут заказать посетители. Блюда, которые будет готовить повар. Каша овсяная, компот, чай, блины, салат овощной, яичница, суп куриный.



Приложение 3


t1735752418ac.png

Рисунок №3. Примеры рецептов. Компот, блины, яичница, куриный суп.



Приложение 4

t1735752418ad.png

Рисунок №4. Стол повара с заказанным блюдом (блины).



Приложение 5

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая?
(Ответ: вода)

Что же белый цвет имеет?
Все, кто пьют – те не болеют.
Вы назвать продукт готовы,
Что нам утром даст корова?

(Ответ: молоко)

Все ребята знать должны
Из чего пекут блины!
Ты не знаешь что ли?
Молоко, мука, яйцо и щепотка…

(Ответ: соль)

Белый, а не снег,

Сладкий, а не мёд.

Ответ: сахар.

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.

(Ответ: мука)

Он на солнце греет бок,

Дарит нам томатный сок.

Любят люди с давних пор

Красный спелый…

(Ответ: помидор)

Растут на грядке
Зелёные ребятки.
Удалые молодцы,
И зовут их…

(Ответ: огурцы)

Внутри домика белок,
А ещё живёт желток.
Как этот домик нам назвать,
Кто сможет быстро угадать?

(Ответ: яйцо)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Ответ: лук)

1 "Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года" (утв. Минпросвещения России 30.12.2022)

2 Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.]; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 430 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15909-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510260 (дата обращения: 02.06.2023).


3 Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 N ВК-163/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах".


4 Молчанова Н.В. Методическое пособие «Ролевая игра как метод диагностики и коррекции личности старшеклассника». – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, – 2022. – 56 с.

5Ятманкина Л.М. Профориентационная направленность ролевой игры в начальной школе/ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 12-3. – С.118-121.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации