Программа по коррекции развития познавательных процессов и речи у обучающихся 1 класса (с задержкой психического развития)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по коррекции развития познавательных процессов и речи
у обучающихся 1 класса (с задержкой психического развития)
Рабочая программа по коррекции развития у обучающихся с ЗПР реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с задержкой психического развития.
Цель: преодоление трудностей в развитии познавательных процессов.
Задачи:
Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объем внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
Развить объем, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
Развить волевую сферу.
Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.
Для решения поставленных задач необходимо учитывать особенности детей.
На основании изучения психических процессов и возможностей обучения детей с ЗПР был выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой сфере, поведении и личности в целом. Были выявлены следующие общие для ЗПР различной этиологии черты:
низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
незрелость эмоций и воли;
ограниченный запас общих сведений и представлений;
обедненный словарный запас;
несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
неполная сформированность игровой деятельности.
Формы организации деятельности: групповая и индивидуальная. Групповые занятия проводятся педагогом – психологом во второй половине дня, длительность коррекционных занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия. Индивидуальные занятия проводятся педагогом – психологом во второй половине дня, продолжительностью 20 минут.
Место курса в учебном плане: курс рассчитан на один учебный год, в 1 классе выделяется – 99 часов (33 учебных недели,
по 3 часа в неделю).
Планируемые результаты усвоения программы
Личностные результаты:
Осознание языка как основного средства человеческого общения.
Ценностно-смысловая ориентация.
Личностное, жизненное самоопределение.
Действие смыслообразования, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметные результаты:
Включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД:
Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
Действовать по плану и планировать свои учебные действия.
Контролировать процесс и результаты деятельности.
Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД:
Читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.
Фиксировать информацию разными способами.
Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной.
Выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.
Подводить под понятие, доказывать, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения люд ей.
Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
Понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных задач.
Развивать навыки вербального и невербального общения
Преодолевать тревожность и страхи
Основное содержание программы
Содержание программы состоит из следующих разделов:
развитие ощущения;
развитие восприятия;
развитие внимания;
развитие памяти;
развитие мышления;
развитие пространственных представлений;
развитие самоконтроля;
развитие произвольности;
развития зрительно - двигательной координации;
развития артикуляции.
Структура уроков психологического развития
1. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального состояния. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
2. Основная часть. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса обучающихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразием внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
3. Заключительная часть. Задача заключительной части: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке. В заключительную часть занятия так же включаются упражнения на дыхание, расслабление, упражнения выполняются под музыку.
Содержание коррекционного курса
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Примечание |
1 блок диагностический |
|||
1. |
Диагностика познавательной сферы развития |
3 |
|
2. |
Диагностика эмоционально-волевой сферы развития |
3 |
|
2 блок коррекционно-развивающие занятия |
|||
3. |
Занятие 1 |
3 |
|
4. |
Занятие 2 |
3 |
|
5. |
Занятие 3 |
3 |
|
6. |
Занятие 4 |
3 |
|
7. |
Занятие 5 |
3 |
|
8. |
Занятие 6 |
3 |
|
9. |
Занятие 7 |
3 |
|
10. |
Занятие 8 |
3 |
|
11. |
Занятие 9 |
3 |
|
12. |
Занятие 10 |
3 |
|
13. |
Занятие 11 |
3 |
|
14. |
Занятие 12 |
3 |
|
15. |
Занятие 13 |
3 |
|
16. |
Занятие 14 |
3 |
|
17. |
Занятие 15 |
3 |
|
18. |
Занятие 16 |
3 |
|
19. |
Занятие 17 |
3 |
|
20. |
Занятие 18 |
3 |
|
21. |
Занятие 19 |
3 |
|
22. |
Занятие 20 |
3 |
|
23. |
Занятие 21 |
3 |
|
24. |
Занятие 22 |
3 |
|
25. |
Занятие 23 |
3 |
|
26. |
Занятие 24 |
3 |
|
27. |
Занятие 25 |
3 |
|
28. |
Занятие 26 |
3 |
|
29. |
Занятие 27 |
3 |
|
30. |
Занятие 28 |
3 |
|
31. |
Занятие 29 |
3 |
|
32. |
Занятие 30 |
3 |
|
3 блок диагностический |
|||
33. |
Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер |
3 |
|
ИТОГО |
99 |
Диагностический блок
Сроки |
Вид диагностики |
Задачи |
Содержание |
Формы |
Сентябрь |
Входящая |
Определить уровень сформированности мыслительных процессов. |
Диагностика внимания: -методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания); - методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания); Диагностика памяти: - методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»; - методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания). Диагностика мышления: - Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития); - методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза); - методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения); - методика Векслера - исследование вербально-логического мышления Диагностика зрительно-моторной координации: - тест Бендер |
Тестирование |
Май |
Итоговая |
Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года |
- Социометрическое исследование. - Проективные методики. - Эмпирическое наблюдение. - Консультативная работа с родителями и педагогами класса. |
Тестирование |
№ п/п |
Группа |
Дата |
Количество часов |
Тема |
Коррекционная работа |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
Диагностический блок |
||||||
1 |
3 |
Диагностика познавательной сферы развития |
Определить уровень сформированности мыслительных процессов. |
|||
2 |
3 |
Диагностика эмоционально-волевой сферы развития |
Определить уровень сформированности мыслительных процессов. |
|||
Коррекционные занятия |
||||||
3 |
3 |
Развитие умения классифицировать предметы и слова |
Развитие умения выполнять словесные поручения. Развитие слуховых ощущений |
«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам» |
||
4 |
3 |
Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия |
Коррекция слуховой памяти на основе упражнения в узнавании. |
«Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру» |
||
5 |
3 |
Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми. Формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам». |
||
6 |
3 |
Развитие зрительно-моторной координации |
Оптический анализ каждой буквы на составляющие её элементы. |
«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова». |
||
7 |
3 |
Развитие способности к классификации, абстрагированию. |
Группировать слова, сходные по значению и звучанию. |
«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам». |
||
8 |
3 |
Развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
Проведение аналогий, выделение главного признака, анализ, прогнозирование |
«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
9 |
3 |
Развитие способности к классификации, абстрагированию. |
Выделение ключевых деталей и ориентация преимущественно на них |
«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
10 |
3 |
Развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
Проведение аналогий, выделение главного признака, анализ, прогнозирование |
«Замени одним словом», «Найди общее название», «Нарисуй по точкам». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
11 |
3 |
Развитие зрительно-моторной координации. |
Оптический анализ каждой буквы на составляющие её элементы. |
Восстанови слова», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам». |
||
12 |
3 |
Развитие умения устанавливать связи между понятиями. |
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
«Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам». |
||
13 |
3 |
Развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
Коррекция слуховой памяти на основе упражнения в узнавании. |
«Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам». |
||
14 |
3 |
Развитие умения устанавливать связи между понятиями. |
Коррекция слуховой памяти на основе упражнения в узнавании. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
«Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
15 |
3 |
Развитие умения устанавливать связи между понятиями. |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми. Формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
«Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру», (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). |
||
16 |
3 |
Развитие способности к классификации, абстрагированию. |
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру». |
||
17 |
3 |
Развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
Коррекция слуховой памяти на основе упражнения в узнавании. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
«Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
18 |
3 |
Развитие зрительно-моторной координации |
Оптический анализ каждой буквы на составляющие её элементы. |
«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». |
||
19 |
3 |
Развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
Классифицировать слова в соответствии с их значением |
«Допиши «наоборот», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
20 |
3 |
Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. |
Группировать слова, сходные по значению и звучанию. |
«Выбери правильный ответ», «Найди слово в слове», «Нарисуй такую же фигуру». |
||
21 |
3 |
Развитие способности к классификации, абстрагированию. |
Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия). Группировать слова, сходные по значению и звучанию. |
«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
22 |
3 |
Развитие понятийного мышления (умение обобщать). |
Группировать слова, сходные по значению и звучанию. |
«Выбери правильный ответ», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру» |
||
23 |
3 |
Развитие умения устанавливать связи между понятиями. |
Коррекция слуховой памяти на основе упражнения в узнавании. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
«Вставь по аналогии», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
24 |
3 |
Развитие умения классифицировать предметы и слова. |
Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. |
«Найди лишнее слово», «Раздели на группы», «Раскрась картинку». |
||
25 |
3 |
Развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. |
Коррекция слуховой памяти на основе упражнения в узнавании. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
«Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
26 |
3 |
Развитие внимания. |
Развитие точности движений (макродвижений). |
«Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
27 |
3 |
Развитие умения устанавливать связи между понятиями. |
Коррекция слуховой памяти на основе упражнения в узнавании. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
«Подчеркни «наоборот», «Найди слова», «Раскрась картинку». |
||
28 |
3 |
Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза |
Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). |
«Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия) |
||
29 |
3 |
Развитие зрительно-моторной координации. |
Развитие произвольного внимания |
«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку». |
||
30 |
3 |
Развитие внимания, ассоциативной памяти. |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми. Формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку». |
||
31 |
3 |
Развитие умения устанавливать связи между понятиями. |
Коррекция слуховой памяти на основе упражнения в узнавании. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
«Допиши по аналогии», «Соедини выражения», «Раскрась картинку». |
||
32 |
3 |
Развитие умения устанавливать связи между понятиями. |
Коррекция слуховой памяти на основе упражнения в узнавании. |
«Допиши по аналогии», «Вставь числа», «Раскрась картинку». |
||
33 |
3 |
Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. |
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
«Найди пару», «Найди слова», «Раскрась картинку». |
||
Диагностический блок |
||||||
34 |
3 |
Диагностика эмоционально-волевой сферы развития |
Определить уровень сформированности мыслительных процессов. |
Условия реализации курса Учебно-методическое обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г.
Материально-техническое обеспечение:
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Доска с набором магнитов.
Мультимедийное оборудование (персональный компьютер), компьютерная программа развивающий упражнений «Адалин»