Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития

2
0
Материал опубликован 6 April 2020 в группе

Консультация для педагогов

Особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи.

Детям с задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.

Часто на первом году жизни у детей этой категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определёнными чертами.

Так, у детей с ЗПР позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет. В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причём предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки.

Многие исследователи отмечают недостаточную сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто встречаются ошибки в употреблении предлогов (заметы, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом.

Следующей особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удаётся выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы высказывания в целом, дети не дают развёрнутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Слабость словесной регуляции действий при задержке психического развития отмечал В.И.Лубовский (1978). Исследования Н.Ю.Боряковой (1983) показали, что неполноценность речевой деятельности детей с ЗПР связана с недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивности, в трудностях создания контекста, в соскальзываниях на другие темы. При этом у детей с ЗПР не возникает чёткого замысла высказывания. Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.