Рабочая программа внеурочной деятельности «Билет в будущее» (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа № 81 имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева».
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Билет в будущее»
9 класс
Всего 33 часа
Программу разработала:
Педагог-психолог
Курбатова Н.С.
г.Ульяновск, 2022г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Билет в будущее» для учащихся 9 классов на 2022-2023 год.
Рабочая программа «Билет в будущее» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897;
Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ № 81, утвержденная приказом № 401 от 25.05.2021г
Программа общеобразовательных учреждений «Технология. Твоя профессиональная карьера» авторов В,П. Бондарев, М.С. Гуткина и др. для 8-9 классов.
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 81 на 2022-2023 учебный год на изучение курса «Билет в будущее» в 9 классе отводится 33 часа. Рабочая программа предусматривает очное обучение в объеме 1 час в неделю в течение одного учебного года.
Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.
Личностные результаты:
Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.
Сформированные рефлексивные действия:
способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;
Способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;
Способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.
Приемы анализа индивидуальных особенностей личности.
Природные свойства нервной системы, эмоциональное состояние личности.
Роль эмоций в профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты:
учащиеся научатся сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.
Интерпретировать информацию (структурировать, презентовать полученную информацию и том числе с ИКТ).
Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Предметные результаты:
Знание ряда ключевых понятий и умения объяснить их.
Понимать важность такого шага как выбор будущей профессии.
Понимать значение выбора профессии.
Соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профессии.
Использовать приемы самосовершенствования.
Понимать, что такое тип темперамента, диагностировать их у себя используя психологические методы и диагностики.
Анализировать полученные результаты диагностики, в соответствии с ними делать выводы о возможной совместимости с предполагаемой будущей профессией.
Содержание учебного курса
Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (1 часа).
Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.
Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).
Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлагает практические занятия с использованием психологических тестов. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный опросы.
Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).
Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии. Диагностика тест «Профессиональный тип личности». В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.
Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).
Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки. Диагностика опрос Айзенка. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся.
Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов).
Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе. Диагностика тест «ШТУР». Диагностика дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши. (модификация Г.В. Резапкиной) В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов.
Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).
Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).
Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании). В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе.
Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (3 часа).
В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях начального, среднего, высшего профессионального образования в Ульяновской области. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические задания в виде сочинения-рассуждения.
Раздел IX. Личный профессиональный план (2 час).
В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации. В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
№ урока | Наименование темы | Кол-во часов | |
Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (1 час). | | ||
1 | Введение в курс. Из истории профориентации. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. | 1 | |
Мир профессий и его многообразие (3 часа) | | ||
2 | Что такое профессия? | 1 | |
3 | Ориентация в мире профессий – классификация профессий. | 1 | |
4 | Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. | 1 | |
Секреты выбора профессии (2 часа). | | ||
5 | Мотивы и основные условия выбора профессии. | 1 | |
6 | Типичные ошибки при выборе профессии. Диагностика тест «Профессиональный тип личности» Дж. Голланд . | 1 | |
На пути к самопознанию (7 часов). | | ||
7 | Хорошо ли я себя знаю? | 1 | |
8 | Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности | 1 | |
9 | Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка. | 1 | |
10 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | |
11 | Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности. | 1 | |
12 | Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер. | 1 | |
13 | Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание». | 1 | |
Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). | | ||
14 | Интересы и склонности в выборе профессии. Диагностика дифференциально-диагностический опросник (ДДО) | 1 | . . |
15 | Карта интересов и склонностей. Психодиагностика карта интересов. | 1 | |
16 | Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши. (модификация Г.В. Резапкиной) | 1 | |
17 | Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. Диагностика тест «ШТУР» | 1 | |
18 | Способности к профессиям социального типа. | 1 | |
19 | Способности к офисным видам деятельности. | 1 | |
20 | Способность к предпринимательской деятельности. | 1 | |
Профессиональная пригодность (4 часа). | | ||
21 | Здоровье и выбор профессии. | 1 | |
22 | Что такое профессиональная пригодность? | 1 | |
23 | Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях. | 1 | |
24 | Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. | 1 | |
Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа). | | ||
25 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. | 1 | |
26 | Имидж и этикет современного делового человека. | 1 | |
27 | Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании. | 1 | |
28 | Резюме: структура и содержание. | 1 | |
Возможности получения профессионального образования в России (3 часа). | | ||
29 | Виды профессионального образования в России. | 1 | |
30 | Высшее профессиональное образование Ульяновской области. | 1 | |
31 | Получение среднего профессионального образования в городе Ульяновск. | 1 | |
Личный профессиональный план (2 часа). | |||
32, 33 | Профессиональный план. Диагностика работоспособности. Итоговое занятие по курсу. | 2 |
Календарно-тематическое-планирование.
№ урока | Наименование темы | Кол-во часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (1 час). | ||||
1 | Введение в курс. Из истории профориентации. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. | 1 | 01.09-02.09 | |
Мир профессий и его многообразие (3 часа) | ||||
2 | Что такое профессия? | 1 | 05.09-09.09 | |
3 | Ориентация в мире профессий – классификация профессий. | 1 | 12.09-16.09 | |
4 | Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. | 1 | 19.09-23.09 | |
Секреты выбора профессии (2 часа). | ||||
5 | Мотивы и основные условия выбора профессии. | 1 | 26.09-30.09 | |
6 | Типичные ошибки при выборе профессии. Диагностика тест «Профессиональный тип личности» Дж. Голланд . | 1 | 03.10-07.10 | |
На пути к самопознанию (7 часов). | ||||
7 | Хорошо ли я себя знаю? | 1 | 17.10-21.10 | |
8 | Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности | 1 | 24.10-28.10 | |
9 | Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка. | 1 | 31.10-04.11 | |
10 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | 07.11-11.11 | |
11 | Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности. | 1 | 14.11-18.11 | |
12 | Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер. | 1 | 28.11-02.12 | |
13 | Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание». | 1 | 05.12-09.12 | |
Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). | ||||
14 | Интересы и склонности в выборе профессии. Диагностика дифференциально-диагностический опросник (ДДО) | 1 | 12.12-16.12 | |
15 | Карта интересов и склонностей. Психодиагностика карта интересов. | 1 | 19.12-23.12 | |
16 | Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши. (модификация Г.В. Резапкиной) | 1 | 26.12-30.12 | |
17 | Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. Диагностика тест «ШТУР» | 1 | 09.01-13.01 | |
18 | Способности к профессиям социального типа. | 1 | 16.01-20.01 | |
19 | Способности к офисным видам деятельности. | 1 | 23.01-27.01 | |
20 | Способность к предпринимательской деятельности. | 1 | 30.01-03.02 | |
Профессиональная пригодность (4 часа). | ||||
21 | Здоровье и выбор профессии. | 1 | 06.02-10.02 | |
22 | Что такое профессиональная пригодность? | 1 | 13.02-17.02 | |
23 | Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях. | 1 | 27.02-03.03 | |
24 | Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. | 1 | 06.03-10.03 | |
Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа). | ||||
25 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. | 1 | 13.03-17.03 | |
26 | Имидж и этикет современного делового человека. | 1 | 20.03-24.03 | |
27 | Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании. | 1 | 27.03-31.03 | |
28 | Резюме: структура и содержание. | 1 | 03.04-07.04 | |
Возможности получения профессионального образования в России (3 часа). | ||||
29 | Виды профессионального образования в России. | 1 | 17.04-21.04 | |
30 | Высшее профессиональное образование Ульяновской области. | 1 | 24.04-28.04 | |
31 | Получение среднего профессионального образования в городе Ульяновск. | 1 | 02,05-12.05 | |
Личный профессиональный план (2 часа). | ||||
32, 33 | Профессиональный план. Диагностика работоспособности. Итоговое занятие по курсу. | 1 | 15.05-19.05 22.05-25.05 | |
Формы проведения занятий.
Форма работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в групповой форме.
Техническое обеспечение программы.
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий необходимы столы, стулья. Простые карандаши, цветные карандаши, ручку, ластик, листы бумаги.
Формы подведения итогов.
Оценка успешности проведенной работы определяется:
Сравнительным анализом диагностики в начале года и итоговой диагностики.
Обратная связь от учителей, учеников, родителей.
Литература
Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:
Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2015.
Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2016.
Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2018.
Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2018.- 171с.
Учебники: Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2018 – 159 с.
Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2018. -101 с. – (Профессиональная школа).