Рабочая программа внеурочной деятельности «Билет в будущее» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 22 November 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя школа № 81 имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева».













Рабочая программа внеурочной деятельности

«Билет в будущее»

9 класс

Всего 33 часа



Программу разработала:

Педагог-психолог

Курбатова Н.С.







г.Ульяновск, 2022г.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Билет в будущее» для учащихся 9 классов на 2022-2023 год.

Рабочая программа «Билет в будущее» составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897;

Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ № 81, утвержденная приказом № 401 от 25.05.2021г

Программа общеобразовательных учреждений «Технология. Твоя профессиональная карьера» авторов В,П. Бондарев, М.С. Гуткина и др. для 8-9 классов.



В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 81 на 2022-2023 учебный год на изучение курса «Билет в будущее» в 9 классе отводится 33 часа. Рабочая программа предусматривает очное обучение в объеме 1 час в неделю в течение одного учебного года.





















Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.

Личностные результаты:

Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.

Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.

Сформированные рефлексивные действия:

способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;

Способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;

Способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.

Приемы анализа индивидуальных особенностей личности.

Природные свойства нервной системы, эмоциональное состояние личности.

Роль эмоций в профессиональной деятельности.



Метапредметные результаты:

учащиеся научатся сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Интерпретировать информацию (структурировать, презентовать полученную информацию и том числе с ИКТ).

Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.



Предметные результаты:

Знание ряда ключевых понятий и умения объяснить их.

Понимать важность такого шага как выбор будущей профессии.

Понимать значение выбора профессии.

Соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профессии.

Использовать приемы самосовершенствования.

Понимать, что такое тип темперамента, диагностировать их у себя используя психологические методы и диагностики.

Анализировать полученные результаты диагностики, в соответствии с ними делать выводы о возможной совместимости с предполагаемой будущей профессией.

Содержание учебного курса

Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (1 часа).

Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).

Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлагает практические занятия с использованием психологических тестов. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный опросы.

Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).

Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии. Диагностика тест «Профессиональный тип личности». В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки. Диагностика опрос Айзенка. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся.

Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов).

Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе. Диагностика тест «ШТУР». Диагностика дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши. (модификация Г.В. Резапкиной) В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов.

Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).

Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании). В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе.

Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (3 часа).

В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях начального, среднего, высшего профессионального образования в Ульяновской области. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические задания в виде сочинения-рассуждения.

Раздел IX. Личный профессиональный план (2 час).

В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации. В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

урока

Наименование темы

Кол-во часов



Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (1 час).


1

Введение в курс. Из истории профориентации. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

1


Мир профессий и его многообразие (3 часа)


2

Что такое профессия?

1


3

Ориентация в мире профессий – классификация профессий.

1


4

Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова.

1


Секреты выбора профессии (2 часа).


5

Мотивы и основные условия выбора профессии.

1


6

Типичные ошибки при выборе профессии. Диагностика тест «Профессиональный тип личности» Дж. Голланд .

1

На пути к самопознанию (7 часов).


7

Хорошо ли я себя знаю?

1


8

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности

1


9

Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка.

1


10

Самооценка и уровень притязаний.

1


11

Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности.

1


12

Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

1


13

Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание».

1


Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов).


14

Интересы и склонности в выборе профессии. Диагностика дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

1

.

.

15

Карта интересов и склонностей. Психодиагностика карта интересов.

1

16

Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши. (модификация Г.В. Резапкиной)

1

17

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. Диагностика тест «ШТУР»

1

18

Способности к профессиям социального типа.

1

19

Способности к офисным видам деятельности.

1

20

Способность к предпринимательской деятельности.

1

Профессиональная пригодность (4 часа).


21

Здоровье и выбор профессии.

1


22

Что такое профессиональная пригодность?

1


23

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

1


24

Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий.

1


Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).


25

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

1


26

Имидж и этикет современного делового человека.

1


27

Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании.

1


28

Резюме: структура и содержание.

1


Возможности получения профессионального образования в России (3 часа).


29

Виды профессионального образования в России.

1


30

Высшее профессиональное образование Ульяновской области.

1

31

Получение среднего профессионального образования в городе Ульяновск.

1

Личный профессиональный план (2 часа).

32, 33

Профессиональный план. Диагностика работоспособности. Итоговое занятие по курсу.

2








Календарно-тематическое-планирование.

урока

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

Фактическая дата

проведения

Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (1 час).

1

Введение в курс. Из истории профориентации. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

1

01.09-02.09


Мир профессий и его многообразие (3 часа)

2

Что такое профессия?

1

05.09-09.09


3

Ориентация в мире профессий – классификация профессий.

1

12.09-16.09


4

Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова.

1

19.09-23.09


Секреты выбора профессии (2 часа).

5

Мотивы и основные условия выбора профессии.

1

26.09-30.09


6

Типичные ошибки при выборе профессии. Диагностика тест «Профессиональный тип личности» Дж. Голланд .

1

03.10-07.10


На пути к самопознанию (7 часов).

7

Хорошо ли я себя знаю?

1

17.10-21.10


8

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности

1

24.10-28.10


9

Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка.

1

31.10-04.11



10

Самооценка и уровень притязаний.

1

07.11-11.11


11

Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности.

1

14.11-18.11


12

Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

1

28.11-02.12


13

Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание».

1

05.12-09.12


Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов).

14

Интересы и склонности в выборе профессии. Диагностика дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

1

12.12-16.12


15

Карта интересов и склонностей. Психодиагностика карта интересов.

1

19.12-23.12


16

Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши. (модификация Г.В. Резапкиной)

1

26.12-30.12


17

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. Диагностика тест «ШТУР»

1

09.01-13.01


18

Способности к профессиям социального типа.

1

16.01-20.01


19

Способности к офисным видам деятельности.

1

23.01-27.01


20

Способность к предпринимательской деятельности.

1

30.01-03.02


Профессиональная пригодность (4 часа).

21

Здоровье и выбор профессии.

1

06.02-10.02


22

Что такое профессиональная пригодность?

1

13.02-17.02


23

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

1

27.02-03.03


24

Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий.

1

06.03-10.03


Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

25

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

1

13.03-17.03


26

Имидж и этикет современного делового человека.

1

20.03-24.03


27

Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании.

1

27.03-31.03


28

Резюме: структура и содержание.

1

03.04-07.04


Возможности получения профессионального образования в России (3 часа).

29

Виды профессионального образования в России.

1

17.04-21.04


30

Высшее профессиональное образование Ульяновской области.

1

24.04-28.04


31

Получение среднего профессионального образования в городе Ульяновск.

1

02,05-12.05


Личный профессиональный план (2 часа).

32, 33

Профессиональный план. Диагностика работоспособности. Итоговое занятие по курсу.

1

15.05-19.05

22.05-25.05










Формы проведения занятий.

Форма работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в групповой форме.

Техническое обеспечение программы.

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий необходимы столы, стулья. Простые карандаши, цветные карандаши, ручку, ластик, листы бумаги.

Формы подведения итогов.

Оценка успешности проведенной работы определяется:

Сравнительным анализом диагностики в начале года и итоговой диагностики.

Обратная связь от учителей, учеников, родителей.

Литература

Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:

Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2015.

Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2016.

Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2018.

Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2018.- 171с.

Учебники: Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2018 – 159 с.

Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2018. -101 с. – (Профессиональная школа).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.