12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артюх Лариса Анатольевна113
Россия, Ленинградская обл., Всеволожск

МОУ «Дубровская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области

Учитель географии 1 категории

АРТЮХ ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА

Научно-методическая статья на тему «Профориентация учащихся на уроках географии».

В последнее время участились случаи, когда выпускники профессиональных учебных заведений, получив диплом, идут работать не по специальности, и зачастую это связано не только с заработной платой, а именно с тем, что ещё сидя за школьной партой, неправильно определились с выбором профессии.

Чтобы учащиеся после окончания школы могли выбрать профессию с учётом личных интересов и склонностей, они должны прежде всего знать, какие профессии есть и какие необходимы тому городу или посёлку, где они живут. В этом отношении курс экономической географии России имеет большие возможности.

Я провела такую работу: собрала сведения о профессиях нашего посёлка и района и на их основе составила таблицу, где показано, при изучении какой темы целесообразно рассказать о той или иной профессии.

п/п

Темы

Профессии

1.

Общая характеристика хозяйства.

Экономист

2.

Трудовые ресурсы.

Слесарь

3.

Общая характеристика промышленности.

Инженер

4.

Топливная промышленность

Сварщик

5.

Электроэнергетика.

Электрик

6.

Машиностроение.

Токарь, слесарь

7.

Химическая промышленность.

Лаборант, химик (очистных сооружений).

8.

Пищевая промышленность.

Пекарь, кондитер, повар

9.

Лёгкая промышленность.

Закройщик, портной

10.

Железнодорожный транспорт.

Машинист, кассир-контролёр

11.

Автомобильный транспорт.

Водитель

12.

География своего региона.

Строитель

Исходя из этой таблицы, я планирую профориентационную работу на уроках. Например, при изучении темы «Трудовые ресурсы» рассказываю учащимся о плотности населения, о размещении его на территории России. Обращаю внимание на то, что развитие науки и техники облегчает человеку освоение природных ресурсов, но не изменяет роли главного создателя всех национальных богатств.

На примере нашего посёлка рассказываю о роли трудовых ресурсов для развития и процветания его экономики. При этом не забываю упомянуть о тех выпускниках нашей школы, которые в настоящее время не только работают в аппарате управления, но и занимают рабочие специальности—очень важные для экономического развития посёлка. Мои рассказы всегда опираются на материалы, представленные на стенде при входе в школу, который так и называется «Наши выпускники».

При изучении темы «Топливная промышленность» рассказываю о профессиях в нефтяной и газовой промышленности. Но более подробно останавливаюсь на профессии электрогазосварщика. На этот урок можно пригласить сварщика, который расскажет о том, что она требует хорошего здоровья, физической закалки и знаний по некоторым предметам.

При изучении темы «Машиностроение» знакомлю учащихся с профессией слесаря. Тем более, предприятия, на которых востребована данная специальность, расположены не только в нашем посёлке, но и вокруг него (например, завод по сборке автомобилей «Форд»).

В 9 классе по программе предусмотрена экскурсия на предприятие. Девятиклассники нашей школы традиционно посещают Шоколадную фабрику, расположенную в здании бывшей пекарни, где выпускают шоколадные киндер-сюрпризы, а также ателье по пошиву и ремонту одежды. При изучении тем «Пищевая и лёгкая промышленность» ребята, используя материал экскурсии, самостоятельно рассказывают о профессиях и делают выводы о значении данных специальностей для населения посёлка, района, области. Такое сочетание работы на уроке и внеклассной работы даёт свои положительные результаты: многие выпускники нашей школы идут работать на эти предприятия.

При изучении экономической географии своего региона следует рассказать о профессии строителя. На сегодняшний день это очень востребованная специальность, так как «строительный бум» развернулся повсеместно. Не обошёл стороной он и наш небольшой посёлок: за период 2010-2011 г. в Дубровке появились два новых многоквартирных дома, которые построили по федеральной программе «Расселение ветхого и аварийного жилья».На их строительстве работали выпускники нашей школы, а те, кто ещё учится, проходили производственную практику по различным специальностям ..

Ни в одну тему школьных курсов географии невозможно включить рассказ об учительской профессии. Сам учитель, его творческое отношение к труду, любовь к детям, умение раскрыть перед ними богатство мира является пропагандой учительской профессии. И ярчайшим примером тому является то, что два выпускника нашей школы уже закончили факультет географии в РГУ им. А.С.Пушкина и работают в нашем регионе, в школах С-Петербурга. Это Морин Роман и Шатохина Юлия.

А ещё двое: учатся на географических факультетах: Мартыненко Артём в РГПУ им. А.И.Герцена и Максимова Марина в РГУ им. А.С.Пушкина.

Поэтому призываю всех! Больше рассказывайте детям о том, что профессия должна быть желанной и интересной, и тогда государство не будет попросту тратить средства на обучение будущих специалистов, а значит оно будет богаче, а значит и мы будем жить лучше!

 

Опубликовано в группе «Сайты с бесплатными конкурсами, вебинарами, семинарами, конференциями и т.д.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.