Статья «Профориентация на уроках географии»
МОУ «Дубровская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области
Учитель географии 1 категории
АРТЮХ ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
Научно-методическая статья на тему «Профориентация учащихся на уроках географии».В последнее время участились случаи, когда выпускники профессиональных учебных заведений, получив диплом, идут работать не по специальности, и зачастую это связано не только с заработной платой, а именно с тем, что ещё сидя за школьной партой, неправильно определились с выбором профессии.
Чтобы учащиеся после окончания школы могли выбрать профессию с учётом личных интересов и склонностей, они должны прежде всего знать, какие профессии есть и какие необходимы тому городу или посёлку, где они живут. В этом отношении курс экономической географии России имеет большие возможности.
Я провела такую работу: собрала сведения о профессиях нашего посёлка и района и на их основе составила таблицу, где показано, при изучении какой темы целесообразно рассказать о той или иной профессии.
№ п/п |
Темы |
Профессии |
1. |
Общая характеристика хозяйства. |
Экономист |
2. |
Трудовые ресурсы. |
Слесарь |
3. |
Общая характеристика промышленности. |
Инженер |
4. |
Топливная промышленность |
Сварщик |
5. |
Электроэнергетика. |
Электрик |
6. |
Машиностроение. |
Токарь, слесарь |
7. |
Химическая промышленность. |
Лаборант, химик (очистных сооружений). |
8. |
Пищевая промышленность. |
Пекарь, кондитер, повар |
9. |
Лёгкая промышленность. |
Закройщик, портной |
10. |
Железнодорожный транспорт. |
Машинист, кассир-контролёр |
11. |
Автомобильный транспорт. |
Водитель |
12. |
География своего региона. |
Строитель |
Исходя из этой таблицы, я планирую профориентационную работу на уроках. Например, при изучении темы «Трудовые ресурсы» рассказываю учащимся о плотности населения, о размещении его на территории России. Обращаю внимание на то, что развитие науки и техники облегчает человеку освоение природных ресурсов, но не изменяет роли главного создателя всех национальных богатств.
На примере нашего посёлка рассказываю о роли трудовых ресурсов для развития и процветания его экономики. При этом не забываю упомянуть о тех выпускниках нашей школы, которые в настоящее время не только работают в аппарате управления, но и занимают рабочие специальности—очень важные для экономического развития посёлка. Мои рассказы всегда опираются на материалы, представленные на стенде при входе в школу, который так и называется «Наши выпускники».
При изучении темы «Топливная промышленность» рассказываю о профессиях в нефтяной и газовой промышленности. Но более подробно останавливаюсь на профессии электрогазосварщика. На этот урок можно пригласить сварщика, который расскажет о том, что она требует хорошего здоровья, физической закалки и знаний по некоторым предметам.
При изучении темы «Машиностроение» знакомлю учащихся с профессией слесаря. Тем более, предприятия, на которых востребована данная специальность, расположены не только в нашем посёлке, но и вокруг него (например, завод по сборке автомобилей «Форд»).
В 9 классе по программе предусмотрена экскурсия на предприятие. Девятиклассники нашей школы традиционно посещают Шоколадную фабрику, расположенную в здании бывшей пекарни, где выпускают шоколадные киндер-сюрпризы, а также ателье по пошиву и ремонту одежды. При изучении тем «Пищевая и лёгкая промышленность» ребята, используя материал экскурсии, самостоятельно рассказывают о профессиях и делают выводы о значении данных специальностей для населения посёлка, района, области. Такое сочетание работы на уроке и внеклассной работы даёт свои положительные результаты: многие выпускники нашей школы идут работать на эти предприятия.
При изучении экономической географии своего региона следует рассказать о профессии строителя. На сегодняшний день это очень востребованная специальность, так как «строительный бум» развернулся повсеместно. Не обошёл стороной он и наш небольшой посёлок: за период 2010-2011 г. в Дубровке появились два новых многоквартирных дома, которые построили по федеральной программе «Расселение ветхого и аварийного жилья».На их строительстве работали выпускники нашей школы, а те, кто ещё учится, проходили производственную практику по различным специальностям ..
Ни в одну тему школьных курсов географии невозможно включить рассказ об учительской профессии. Сам учитель, его творческое отношение к труду, любовь к детям, умение раскрыть перед ними богатство мира является пропагандой учительской профессии. И ярчайшим примером тому является то, что два выпускника нашей школы уже закончили факультет географии в РГУ им. А.С.Пушкина и работают в нашем регионе, в школах С-Петербурга. Это Морин Роман и Шатохина Юлия.
А ещё двое: учатся на географических факультетах: Мартыненко Артём в РГПУ им. А.И.Герцена и Максимова Марина в РГУ им. А.С.Пушкина.
Поэтому призываю всех! Больше рассказывайте детям о том, что профессия должна быть желанной и интересной, и тогда государство не будет попросту тратить средства на обучение будущих специалистов, а значит оно будет богаче, а значит и мы будем жить лучше!