Статья «Профориентация в школе» (9–11 класс)
Повышение качественной профориентационной работы является важной задачей в рамках развития профессионально-педагогического образования. Целью профориентации служит «оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности и выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда». [3]
Профориентация – это «комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника». К задачам профориентационной работы относят «получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся и выработку гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования». Таким образом, одной из первостепенных задач выступает профессиональная консультация – «система мер по оказанию действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся». К основным типам профессиональных консультаций относят следующие: справочно-информационная (ознакомление с профессией), диагностическая (выявление интересов и склонностей), медицинская (соответствие здоровья). [3]
Ведущий российский психолог Евгений Александрович Климов выделяет несколько факторов выбора профессии, к которым относится мнение старших членов семьи, родителей, которые несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь их детей или влияние окружения по причине того, что дружба в школьном возрасте может сильно повлиять на выбор профессии. Помимо того, по мнению академика, доктора психологических наук Е.А. Климова на выбор профессии могут влиять мнения учителей или позиция школьных педагогов, потому что, наблюдая за поведением, учебной и внеурочной деятельностью учащихся, опытный педагог видит многое, что могут не заметить даже сами учащиеся. Кроме того, очевидным фактором могут служить личные планы или собственные представления о профессиях. Способности учащихся играют важную роль в выборе будущей профессии, однако во избежание субъективности существует множество способов проверить свои склонности и предрасположенность к той или иной сфере деятельности. Тем не менее, об оригинальности своих способностей следует судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. [3]
Таким образом, учитывая вышеперечисленные факторы, психологи рекомендуют пройти одно или несколько тестирований по определению способностей или склонностей человека: подобного рода тестов существует множество, и большинство из них универсальны и подходят для любого возраста. Проведение тестов в связи с цифровизацией современного общества можно осуществлять наиболее удобным способом: очно или дистанционно, каждый может быть для себя наиболее удобный формат. Приведем наиболее распространные тесты, созданные для выявления склонностей, интересов и способностей респондентов:
Определение профессиональных склонностей по методу Л. Йовайши;
Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова;
Тест Холланда;
Карта интересов (А. Е. Голомшток) – для печати в формате .pdf;
«Матрица выбора профессии» Резапкиной: ссылка для печати в формате .pdf, онлайн версия;
«Якоря карьеры» Э. Шейна.
Приведем пример конспекта классного часа по профориентации в формате .doc
КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
на тему: «Интересы, способности, склонности и их роль в будущем профессиональном самоопределении»
Конспект классного часа. Профориентация.DOCX / 245.15 Кб
На подготовительном этапе организуется работа по самостоятельному обдумыванию учащимися на вопрос «Кем быть?».
На основном этапе осуществляется выбор профессии.
На завершающем этапе организуется помощь знакомстве с особенностями профессии. [1]
Формы профориентационной работы с учащимися
Формы | Ссылка | |
Проведение профориентационных мероприятий: Викторины Классные часы Беседы… | Профориентационные онлайн-занятия | |
Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности | ||
Консультации | План консультации | |
Экскурсии в учебные заведения и на предприятия Посещение дней открытых дверей учебных заведений | День открытых дверей Смолгу | |
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений | Встреча ректора СмолГУ с абитуриентами | |
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования |
Профориентационная работа на уроках английского языка
Работа по профориентации строится на базе учебно-воспитательной деятельности, организуемой психологами, социальными педагогами и классными руководителями, однако вопросом выбора профессии можно занимать и учителями-предметниками на своих дисциплинах. Например, лексический материал по теме «Профессии» вводится еще в начальной школе, что можно считать справочно-информационной соответствующей возрасту консультацией по профориентации. Материалы среднего звена также наполнены профориентационными заданиями: ответы на вопрос «Кем быть?», описание желаемой профессии, рассказ о профессиях родителей, проектная работа на тему «Моя будущая профессия» (My future profession/career) и т.д. Наиболее продуктивно профориентационная работа на уроках английского языка осуществляется со старшеклассниками, которая также предполагает работу над проектами, темами которой могут быть: Выбор профессии, Первые шаги в выборе профессии…
Образец урока английского языка в 10 классе: Первые шаги в выборе профессии
К типам заданий по теме «Профессии» можно отнести: упражнения на соответствие (деятельность и профессия…), множественный выбор, работа с диалогами, заполнение анкет, проекты и многие другие. Работа с иноязычным материалом может соответствовать различными формам работы с чтением, такими формами могут выступать: статьи, рассказы, истории, стихотворения (I want to be, …), письма, диалоги и многие другие аутентичные и адаптированные тексты на английском языке. Работа с говорением может включать следующие формы: описание картинки, монолог, диалог, подготовка к собеседованию и другие иноязычные материалы для развития речевых компетенций.
Пример работы с лексическим материалом Образование (упражнения по теме Education)
Большинство учебников содержит работу по теме карьеры и имеют достаточное количество заданий на отработку (см. Фото), однако можно пользоваться и дополнительными Интернет-источниками и авторскими разработками. [4] Для развития навыков говорения используют аудио и видео материалы (например, My profession), работа с которыми может содержать сопутствующие задания перед/после прослушивания или просмотра ролика.
Учебное пособие. Best Results. Автор: М. Гаджиева и другие
Тема выбора профессии включена и в российских учебниках по английскому языку. Современная общеобразовательная школа имеет ограниченный перечень учебников, разрешенных Федеральным законом. Одним из учебников, который входит в список учебников основного общего образования является «Английский в фокусе», авторы: Ваулина Ю. Е. и другие. Содержание учебного курса по данному учебнику включает работу по модулям, каждый из которых имеет свой лексический материал, в том числе в учебнике 10 класса содержит лексику по учебно-трудовой сфере: Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Работа с модулем 3B включает в себя работу с лексикой, развивает навыки чтения и говорения старшеклассников. [2]
Подготовка к ЕГЭ является неотъемлемой частью обучения в 10-11 классах, в рамках подготовки которой можно закреплять и формировать умения по разным темам, в том числе по темам «Карьера», «Работа», «Выбор профессии». На Фото ниже представлен вариант задания для подготовки к ЕГЭ в форме проекта с использованием таблицы и плана в качестве опоры для подготовки к устному монологическому высказыванию. В следующем задании (см. Фото) предлагается задания, продуктом которого также выступает проект, но опорными единицами выступают пункты плана и картинки. Кроме того, в приложении представлен образец задания в форме электронного письма другу.
Источник: https://vk.com/svetlana_english_online?z=photo-96973096_457255605%2Falbum-96973096_00%2Frev
Основатель школы английского языка Екатерина Стукун специализируется на работе со взрослыми (андрагогика), но у нее можно найти много полезных материалов для профориентационной работы, например, посты по теме «Подготовка к собеседованию» Екатерины Стукун по теме Job interview содержит много дополнительных материалов для печати и отработки языковых навыков (работа с диалогами и лексическими единицами, фразы для собеседований и много других полезных материалов по теме), а также материалы для подготовки к собеседованию.
Дополнительные рекомендации
В вопросе выбора профессии отдельное внимание нужно уделить сайтам для поиска работы: hh.ru, gorodrabot.ru, jobfilter.ru, avito.ru, superjob.ru и многие другие. Значимое влияние оказывает самопрезентация: составление анкеты/резюме, рассказ о себе, грамотная речь, хорошая дикция и т.д. В зависимости от вакансии требования могут быть различны, однако для любой работы необходимы соответствующие умения и навыки, образование, персональные качества, готовность к переезду и многие другие. Социальные сети играют большую роль в современном обществе, поэтому абитуриенты должны понимать влияние содержания личных страниц на личный бред будущего специалиста. Кроме того, социальные сети могут помочь в поиске работы, новые вакансии прежде чем выложены на официальные сайты поиска работ могут фигурировать в историях (stories) или постах желаемой компании. Многие компании приветствуют знания иностранных языков или программ Microsoft Word, Excel, Coral Draw, Power Point и многих других, поэтому дополнительное образование, участие в кружках и секциях для старшеклассников играет немаловажную роль для поиска будущей профессии.
Новомодным веянием можно считать систему архетипов, создателем которой является основоположник аналитической психологии К.Г. Юнг. Таким образом, при помощи тестирования «Определение архетипа по К. Юнгу» можно определить преобладающие черты характера, а также сочетание ролевых моделей, в которых респондент окажется наиболее эффективен.
Выводы
Материал данной работы создан для педагогов и специалистов в сфере образования, работающих в общеобразовательных учреждениях с целью подготовки и организации профориентационных мероприятий. Профориентация является важным аспектом и «фундаментом» формирования будущей жизни, поэтому начинать работу с ней можно с начальной школы путем информационно-справочных консультаций, а также проводить беседы и другие мероприятия на тему «Кем я хочу стать?», «Моя будущая профессия» и т.д. Проблема профориентации особенно остро стоит в 9 классах, а также классах старшей школы, потому что именно на этом этапе многие школьники вскоре получат статус абитуриентов. Кроме того, в работе содержится методический материал для знакомства с «миром профессий» для уроков английского языка, потому что профориентационные мероприятия могут проводиться не только психологами, социальными педагогами и классными руководителями, но и учителями-предметниками, в том числе преподаватели английского языка могут организовывать подобного рода консультации на уроке и поднимать вопросы выбора будущей профессии путем организации проектной деятельности или в форме письменных работ.
Список источников
Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Moscow: Academy, 2004 - 304 p.
Английский язык. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева и др.]. – 5-е изд. - М.: Еxpress Publishing: Просвещение, 2012. – 248 с. (Английский в фокусе).
Аханов Б.Ф. Современные профориентационные технологии.
М. Гаджиева, Е. Меджибовская, Н. В. Кумбс. Best Result. ЕГЭ. Устная часть 2023. Учебное пособие. Translation and Study Centre, 2022.
Используемые Интернет-источники
https://onlinetestpad.com/ru/test/96139-test-na-proforientaciyu
https://onlinetestpad.com/ru/test/12319-vasha-budushhaya-professiya
Статья Аханов https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-proforientatsionnye-tehnologii/viewer
Климов https://ik-ptz.ru/en/physics/klimov-professionalnoe-samoopredelenie-samoopredelenie.html
Как найти призвание https://dzen.ru/media/id/5c83b5f013435300b31a695c/kak-naiti-svoe-prizvanie-cherez-arhetipy-6055e590f629c85c2d1d79a6?utm_referer=www.google.com
Перечень учебников http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/edition/present.pdf
https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/
Методические материалы
Материалы для интервью на английском Е. Стукун https://vk.com/doc946313_568068251?hash=w8NtgSJaHWwOGkckqyefJ8zsnvdQHk66nH2rBDl5Wf4&dl=Cr3sRqQSNPVwVHbDeU2vozTufYZ4Zfcn8F3YtJF7KT0
Пост Е. Стукун https://vk.com/wall-20535929_31834
Профессии (видео) https://vk.com/video-39403313_456239301
Используемые иллюстрации
https://proza.ru/2019/08/16/646
https://proforientir42.ru/proforientatsionnye-onlajn-zanyatiya-dlya-obuchayushhihsya/
https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/
https://spb.hse.ru/ixtati/news/335758906.html
https://gb.ru/blog/kak-vybrat-professiyu/
https://onlinetestpad.com/ru/test/99-differencialno-diagnosticheskij-oprosnik-ddo-eaklimova
https://psytests.org/typo/riasecA-run.html
http://www.bgitu.ru/abitur/proforientatsiya/matrix.pdf
https://onlinetestpad.com/ru/test/15953-matrica-vybora-professii-gv-rezapkina
https://psytests.org/work/anchors-run.html
https://testograd.com/test/test-na-arkhetip/
Приложение
Проект «Время выбирать карьеру»
Источник: https://vk.com/svetlana_english_online?z=photo-96973096_457255605%2Falbum-96973096_00%2Frev
Электронное письмо другу
Источник: https://vk.com/svetlana_english_online?z=photo-96973096_457255395%2Falbum-96973096_00%2Frev
Потамошнева Наталья Алексеевна
Черникова Светлана Сергеевна