Программа по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе (УМК «Школа России»)
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ Новоульяновская СШ №1, концепции УМК «Школа России», Примерной программы по учебному предмету «Русский язык», авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др. «Русский язык».- Москва: Просвещение, 2014 г и учебного плана МОУ Новоульяновская СШ №1 на 2020- 2021 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы - Москва: Просвещение, 2014г. (электронный вариант)
2. Учебник: Русский язык. 3 класс. /Авторы : В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - Москва: Просвещение, 2018 г
3. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс».- Москва: Экзамен, 2017г.
4. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс». – Москва: Вако, 2014г. (электронный вариант)
Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей УМК «Школа России». Предмет «Русский язык», на ступени начального общего образования, направлен на решение задач лингвистического образования и речевого развития школьников, является основой развития у обучающихся познавательных универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Сроки реализации программы - 1 год.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя обшей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
• воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Формы реализации программы:
фронтальная; парная; групповая; индивидуальная.
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- наблюдение.
Способы и средства:
- технические средства;
- модели и таблицы; рисунки;
- дидактический материал.
-технологии:
-информационные (ИКТ), здоровьесбережение, деятельностный подход.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомиться с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
2. Содержание учебного предмета
3 класс (136 часов)
Язык и речь 1ч
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст. Предложение. Словосочетание. 11 ч
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слово в языке и речи 15ч
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Состав слова 13ч
Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога — дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарем.
Правописание частей слова 25ч
Общее представление о правописании частей слова.
Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми (пчела, зимой, малыш, ленивый, смотреть) и не проверяемыми ударением безударными гласными (восток, герой, трамвай), с двумя безударными гласными (сторона, зеленеть, золотой). Слова с буквосочетаниями оро//ра (ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото —злато).
Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова (сугроб, чертёж) и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба), с непроверяемым согласным в корне (вокзал, дождь).
Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова (звезда — звёзды, варил — варит, гибкий — гибок, вкусный — вкусен, глаз — глаза) и подбором однокоренных слов (свистнул — свист, больной — боль, сливки — сливочки).
Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -еньк, -ок (общее представление).
Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, подкрепил, переписал, покраснел).
Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок.
Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, аллея, телеграмма, рассказ, русский, длинный).
Разделительный твердый (ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком (объявление, съезд, съёжился, предъюбилейный). Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.
Части речи 66ч
Имя существительное 28 ч
Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы). Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь) и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож). Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце. Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Имя прилагательное 16 ч
Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании. Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -не). Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее). Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного. Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).
Местоимение 4 ч
Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Глагол 18 ч
Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам. Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении (сказуемое).
Повторение изученного за год 5 ч
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
3. Тематическое планирование
Таблица распределения количества часов по разделам
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов | Причина изменения количества часов | |
По авторской программе | По рабочей программе | |||
1 | Язык и речь | 2 | 1 | |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | 11 | |
3 | Слово в языке и речи | 19 | 15 | Введение предмета «Родной язык (русский» |
4 | Состав слова | 16 | 13 | |
5 | Правописание частей слова | 29 | 25 | |
6 | Части речи | 76 | 66 | |
6.1 | Имя существительное | 31 | 28 | |
6.2 | Имя прилагательное | 19 | 16 | |
6.3 | Местоимение | 5 | 4 | |
6.4 | Глагол | 21 | 18 | |
7 | Повторение изученного за год | 14 | 5 | |
| Итого | 170 | 136 |
Таблица распределения количества часов по темам
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Язык и речь | 1 |
1 | Наша речь. Виды речи. Наш язык | 1 |
| Текст. Предложение. Словосочетание | 11 |
2 | Текст. Типы текстов | 1 |
3 | Предложение | 1 |
4 | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
5 | Виды предложений по интонации | 1 |
6 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
7 | Входной контрольный диктант | 1 |
8 | Работа над ошибками. Предложения с обращением. | 1 |
9, 10 | Простое и сложное предложения | 2 |
11 | Обучающее сочинение по репродукции картины Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 |
12 | Работа над ошибками. Словосочетание | 1 |
| Слово в языке и речи | 15 |
13 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 |
14 | Синонимы и антонимы. Омонимы | 1 |
15 | Слово и словосочетание. Фразеологизмы | 1 |
16 | Обучающее изложение по теме «Синонимы и антонимы» | 1 |
17 | Работа над ошибками. Части речи | 1 |
18 | Имя существительное | 1 |
19 | Имя прилагательное | 1 |
20 | Глагол | 1 |
21 | Имя числительное | 1 |
22 | Однокоренные слова | 1 |
23 | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 |
24 | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 |
25 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
26 | Проверочная работа №1 по теме «Звуки и буквы» | 1 |
27 | Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
| Состав слова | 13 |
28 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 |
29 | Чередование согласных в корне. | 1 |
30 | Сложные слова. | 1 |
31 | Формы слова. Окончание. | 1 |
32 | Итоговая контрольная работа за 1 триместр | 1 |
33 | Работа над ошибками. Приставка | 1 |
34 | Обучающее сочинение по репродукции картины Рылова «В голубом просторе» | 1 |
35 | Работа над ошибками. Суффикс. | 1 |
36 | Приставка | 1 |
37 | Суффикс. | 1 |
38 | Форма слова. Окончание. | 1 |
39 | Проверочная работа № 2 по теме «Состав слова» | 1 |
40 | Работа над ошибками. Состав слова. | 1 |
| Правописание частей слова | 25 |
41 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 |
42, 43, 44 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 3 |
45-48 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными. | 4 |
49-52 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 4 |
53-54 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 2 |
55 | Обучающее изложение по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне». | 1 |
56 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 1 |
57 | Правописание суффиксов и приставок | 1 |
58 | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
59 | Проверочная работа №3 по теме « Правописание суффиксов и приставок» | 1 |
60 | Работа над ошибками Правописание приставок и предлогов. | 1 |
61-65 | Правописание слов с разделительным ъ. | 5 |
| Части речи | 66 |
| Имя существительное | 28 |
66 | Части речи Имя существительное и его роль в речи | 1 |
67-68 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 2 |
69 | Обучающее изложение по теме « Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» | 1 |
70 | Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные | 1 |
71 | Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. | 1 |
72 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 |
73 | Род имён существительных | 1 |
74 | Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. | 1 |
75 | Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. | 1 |
76-77 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода | 2 |
78 | Проверочная работа № 4 по теме « Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода» | 1 |
79 | Работа над ошибками. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода | 1 |
80 | Изменение имен существительных по падежам | 1 |
81 | Итоговая контрольная работа за 2 триместр | 1 |
82 | Работа над ошибками. Несклоняемые имена существительные. | 1 |
83 | Именительный падеж имен существительных | 1 |
84 | Родительный падеж имен существительных | 1 |
85 | Дательный падеж имен существительных | 1 |
86 | Винительный падеж имен существительных | 1 |
87 | Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных | 1 |
88 | Творительный падеж имен существительных | 1 |
89 | Предложный падеж имен существительных | 1 |
90-91 | Обобщение знаний о падежах имен существительных | 2 |
92 | Обучающее изложение по теме « Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных» | 1 |
93 | Работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
| Имя прилагательное | 16 |
94 | Понятие об имени прилагательном как части речи | 1 |
95 | Связь имен прилагательных с именами сущ. Сложные прилагательные (общее представление) | 1 |
96 | Упражнение в употреблении и в правописании имен прилагательных | 1 |
97-99 | Текст-описание | 2 |
100-101 | Род имён прилагательных. | 3 |
102-103 | Число имён прилагательных. | 2 |
104 | Проверочная работа № 5 по теме «Имя прилагательное» | 1 |
105 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
106-107 | Текст-описание. | 2 |
108 | Сочинение по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 |
109 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
| Местоимение | 4 |
110 | Личные местоимения | 1 |
111 | Личные местоимения единственного и множественного числа | 1 |
112 | Род местоимений 3 лица единственного числа | 1 |
113 | Морфологический разбор местоимений. | 1 |
| Глагол | 18 |
114 | Понятие о глаголе как части речи. | 1 |
115-116 | Изменение глагола по числам. | 2 |
117-118 | Начальная форма глагола. | 2 |
119-120 | Число глаголов. | 2 |
121-122 | Времена глагола. | 2 |
123 | Обучающее изложение по теме «Времена глаголов» | 1 |
124 | Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам | 1 |
125-126 | Род глаголов в прошедшем времени | 2 |
127 | Правописание частицы не с глаголами | 1 |
128 | Итоговая контрольная работа за 3 триместр | 1 |
129 | Работа над ошибками. Проверочная работа № 3 по теме « Правописание частицы не с глаголами» | 1 |
130-131 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе | 2 |
| Повторение изученного за год | 5 |
132 | Текст. Типы текстов. Предложение. | 1 |
133 | Итоговая контрольная работа за год | 1 |
134 | Работа над ошибками. Части речи | 1 |
135 | Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова | 1 |
136 | Звуки и буквы | 1 |
| Итого | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема урока | Количество часов | |
план | факт | |||
| | | 1 триместр Язык и речь | 1 |
1 | | | Наша речь. Виды речи. Наш язык | 1 |
| | | Текст. Предложение. Словосочетание | 11 |
2 | | | Текст. Типы текстов | 1 |
3 | | | Предложение | 1 |
4 | | | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
5 | | | Виды предложений по интонации | 1 |
6 | | | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
7 | | | Входной контрольный диктант | 1 |
8 | | | Работа над ошибками. Предложения с обращением | 1 |
9-10 | | | Простое и сложное предложения | 2 |
11 | | | Обучающее сочинение по репродукции картины Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 |
12 | | | Работа над ошибками. Словосочетание | 1 |
| | | Слово в языке и речи | 15 |
13 | | | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 |
14 | | | Синонимы и антонимы. Омонимы | 1 |
15 | | | Слово и словосочетание. Фразеологизмы | 1 |
16 | | | Обучающее изложение по теме «Синонимы и антонимы» | 1 |
17 | | | Работа над ошибками. Части речи | 1 |
18 | | | Имя существительное Каникулы 07.10-11.10 | 1 |
19 | | | Имя прилагательное | 1 |
20 | | | Глагол | 1 |
21 | | | Имя числительное | 1 |
22 | | | Однокоренные слова | 1 |
23 | | | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 |
24 | | | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 |
25 | | | Разделительный мягкий знак | |
26 | | | Проверочная работа № 1 по теме " Звуки и буквы» | 1 |
27 | | | Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
| | | Состав слова | 13 |
28 | | | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 |
29 | | | Чередование согласных в корне. | 1 |
30 | | | Сложные слова. | 1 |
31 | | | Формы слова. Окончание. | 1 |
32 | | | Итоговая контрольная работа за 1 триместр. | 1 |
33 | | | Работа над ошибками. Приставка. | 1 |
34 | | | Обучающее сочинение по репродукции картины Рылова «В голубом просторе» | 1 |
35 | | | Работа над ошибками. Суффикс. | 1 |
36 | | | Приставка | 1 |
37 | | | Суффикс. | 1 |
38 | | | Форма слова. Окончание. | 1 |
39 | | | Проверочная работа № 2 по теме «Состав слова» Каникулы 16.11-22.11 2 триместр | 1 |
40 | | | Работа над ошибками. Состав слова. | 1 |
| | | Правописание частей слова | 25 |
41 | | | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 |
42-44 | | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 3 |
45-48 | | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными. | 4 |
49-52 | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 4 |
53-54 | | | Правописание слов с удвоенными согласными. | 2 |
55 | | | Обучающее изложение по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне». | 1 |
56 | | | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 1 |
57 | | | Правописание суффиксов и приставок | 1 |
58 | | | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
59 | | | Проверочная работа № 3 по теме « Правописание суффиксов и приставок» | 1 |
60 | | | Работа над ошибками Правописание приставок и предлогов. | 1 |
61-65 | | | Правописание слов с разделительным ъ. Каникулы 30.12-10.01 | 5 |
| | | Части речи | 66 |
| | | Имя существительное | 28 |
66 | | | Части речи Имя существительное и его роль в речи | 1 |
67-68 | | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 2 |
69 | | | Обучающее изложение по теме « Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» | 1 |
70 | | | Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные | 1 |
71 | | | Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. | 1 |
71 | | | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 |
73 | | | Род имён существительных | 1 |
74 | | | Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. | 1 |
75 | | | Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. | 1 |
76-77 | | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода | 2 |
78 | | | Проверочная работа № 4 по теме « Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода» | 1 |
79 | | | Работа над ошибками. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода | 1 |
80 | | | Изменение имен существительных по падежам | 1 |
81 | | | Итоговая контрольная работа за 2 триместр. | 1 |
82 | | | Работа над ошибками. Несклоняемые имена существительные. | 1 |
83 | | | Именительный падеж имен существительных | 1 |
84 | | | Родительный падеж имен существительных Каникулы 18.02- 23.02 3 триместр | 1 |
85 | | | Дательный падеж имен существительных | 1 |
86 | | | Винительный падеж имен существительных | 1 |
87 | | | Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных | 1 |
88 | | | Творительный падеж имен существительных | 1 |
89 | | | Предложный падеж имен существительных | 1 |
90-91 | | | Обобщение знаний о падежах имен существительных | 2 |
92 | | | Обучающее изложение по теме « Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных» | 1 |
93 | | | Работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
| | | Имя прилагательное | 16 |
94 | | | Понятие об имени прилагательном как части речи | 1 |
95 | | | Связь имен прилагательных с именами сущ. Сложные прилагательные (общее представление) | 1 |
96 | | | Упражнение в употреблении и в правописании имен прилагательных | 1 |
97-99 | | | Род имён прилагательных. | 3 |
100-101 | | | Число имён прилагательных. | 2 |
102-103 | | | Падеж имён прилагательных | 2 |
104 | | | Проверочная работа № 5 по теме «Имя прилагательное» | 1 |
105 | | | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
106-107 | | | Текст-описание Каникулы 03.04 -07.04 | 2 |
108 | | | Сочинение по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 |
109 | | | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
| | | Местоимение | 4 |
110 | | | Личные местоимения | 1 |
111 | | | Личные местоимения единственного и множественного числа | 1 |
112 | | | Род местоимений 3 лица единственного числа | 1 |
113 | | | Морфологический разбор местоимений. | 1 |
| | | Глагол | 18 |
114 | | | Понятие о глаголе как части речи. | 1 |
115-116 | | | Изменение глагола по числам. | 2 |
117-118 | | | Начальная форма глагола. | 2 |
119-120 | | | Число глаголов. | 2 |
121-122 | | | Времена глагола. | 2 |
123 | | | Обучающее изложение по теме «Времена глаголов» | 1 |
124 | | | Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам | 1 |
125-126 | | | Род глаголов в прошедшем времени | 2 |
127-128 | | | Правописание частицы не с глаголами Итоговая контрольная работа за 3 триместр. | 1 1 |
129 | | | Работа над ошибками. Проверочная работа № 3 по теме « Правописание частицы не с глаголами» | 1 |
130-131 | | | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе | 2 |
| | | Повторение изученного за год | 5 |
132 | | | Текст. Типы текстов. Предложение. | 1 |
133 | | | Части речи. | 1 |
134 | | | Части речи | 1 |
135 | | | Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова | 1 |
136 | | | Звуки и буквы | 1 |
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата , № приказа) |
05.10 | 19.10 | Имя прилагательное | Приказ Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова о продлении каникул (с 05.10 по 18.10 2020 г) | Приказ от 2020 г |
06.10 | 20.10 | Глагол | ||
12.10 | 21.10 | Имя числительное | ||
13.10 | 22.10 | Однокоренные слова | ||
14.10 | 26.10 | Звуки и буквы. Гласные звуки | ||
15.10 | 27.10 | Звуки и буквы. Согласные звуки | ||
19.10 | 28.10 | Контрольная работа по теме " Звуки и буквы» | ||
20.10 | 29.10 | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак | ||
21.10 | 02.11 | Корень слова. Однокоренные слова. | ||
22.10 | 03.11 | Чередование согласных в корне. | ||
26.10 | 05.11 | Сложные слова. | ||
27,28.10 | 09.11 | Формы слова. Окончание. | ||
29.10 | 10.11 | Итоговая контрольная работа за 1 триместр. | ||
02.11 | 11.11 | Работа над ошибками. Приставка. | ||
03.11 | 12.11 | Обучающее сочинение по репродукции картины Рылова «В голубом просторе» | ||
05.11 | 23.11 | Работа над ошибками. Суффикс. | ||
09.11 | Приставка | |||
10.11 | Суффикс. | |||
11.11 | 24.11 | Форма слова. Окончание. | ||
12.11 | Проверочная работа № 1 по теме «Состав слова» | |||
23.11 | 25.11 26.11 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | ||
24,25, 26.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |||
| | | | |
| | | | |
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата , № приказа) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
19