Рабочая программа по предмету «Русский язык» (2 класс, УМК «Школа России»)
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
во 2 классе
на 2018-2019 учебный год
Программа разработана на основе:
1) образовательной программы «Школа России» учебного предмета «Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2018
2) Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (Москва, 2009 г.).
3) Учебного плана школы
г. Чебоксары, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 года с последующими изменениями); на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Положения о рабочей программе и авторской рабочей программы по русскому языку В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федосовой, Федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа», в 2-ух книгах / М.: Просвещение, 2018/
МБОУ «СОШ№43» города Чебоксары является общеобразовательной школой. Предмет «Русский язык» входит в обязательную предметную область «Русский язык и литературное чтение»
Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения по русскому языку. По программе на изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов (т.е. 5 часов в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
2-йкласс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
–осознавать роль языка и речи в жизни людей;
–эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
–понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
•представления о своей этнической принадлежности;
•развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
•представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
•осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
•осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
•представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
•положительного отношения к языковой деятельности;
•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
•понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
•развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
•развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
•представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
–определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
–проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
–учиться работать по предложенному учителем плану;
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
Обучающийся получит возможность научиться:
•составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
•составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
•осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
•ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– Слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
•признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
•формулировать собственное мнение и аргументировать его;
•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
•(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
•определять качественную характеристику звука: гласный —согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
•определять ударный и безударные слоги в слове;
•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
•использовать знание алфавита при работе со словарями;
•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителе (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко - буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Обучающийся научится:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
•иметь представление о синонимах и антонимах;
•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (не однокоренных) слов;
•распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова
Морфология
Обучающийся научится:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
•различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
•использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение) порядок слов, знаки конца предложения;
•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
•устанавливать связи слов между словами в предложении;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•восстанавливать деформированные предложения;
•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
•находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
•раздельное написание слов в предложении;
•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш,ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
•разделительный мягкий знак (ь);
•знаки препинания конца предложения (.?!);
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание)при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
Обучающийся получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– сопоставлять различные точки зрения.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
Обучающийся научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию.
2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
2-й класс 170 ч (5 часов в неделю)
Структура программы.
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Наша речь |
4 ч. |
2 |
Текст |
5 ч |
3 |
Предложение |
12 ч. |
4 |
Слова, слова, слова... |
22 ч. |
5 |
Звуки и буквы |
34 ч. |
6 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками |
29 ч. |
7 |
Части речи |
47ч. |
8 |
Повторение |
17ч. |
|
Итого |
170 ч. |
1. Наша речь (4 ч)
Язык и речь, их значение в жизни.
Особенности устной, письменной и внутренней речи.
2. Текст (5 ч)
Текст.
Тема и главная мысль текста.
Части текста.
Заголовок.
Красная строка в тексте.
3. Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи.
Роль предложений в речи.
Логическое ударение в предложении.
Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог.
Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение.
Основа предложения.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу.
4. Слова, слова, слова… (22 ч).
Слово и его значение.
Общее представление о лексическом значении слова.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слов.
Синонимы. Антонимы.
Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление).
Слово, слог, ударение. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Перенос слов. Правила переноса.
5. Звуки и буквы (34 ч)
Звуки и буквы. Условное обозначение звуков речи. Алфавит, его значение. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком.
6. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)
Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча— ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным.
7. Части речи (47 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи).
Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными.
8. Повторение за год (17 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко - буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
л, м, Л, М, я, Я, А;
у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
н, ю, Н, Ю, к, К;
В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения, но переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Программой предусмотрено проведение:
Проектов:
Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку
Проект «Пишем письмо». Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.
Проект «Рифма». Формировать мотивации к исследовательской и творческой деятельности.
В конце изучения учебного предмета «Русский язык» проводится промежуточная аттестация в форме итогового контрольного диктанта.
3. Тематическое планирование по предмету «Русский язык» во 2 _ классе
на 2018-2019 учебный год
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
НАША РЕЧЬ. 4 Ч. |
|||
1. |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? |
1 |
|
2 |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
1 |
|
3. |
Как отличить диалог от монолога? |
1 |
|
4. |
Проверка знаний. |
1 |
|
ТЕКСТ 5 Ч. |
|||
5. |
Что такое текст? |
1 |
|
6. |
Что такое тема и главная мысль текста? |
1 |
|
7. |
Части текста. |
1 |
|
8. |
Диктант. |
1 |
|
9. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
Предложение 12 ч. |
|||
10. |
Что такое предложение? |
1 |
|
11. |
Как из слов составить предложение? |
1 |
|
12. |
Контрольное списывание. |
1 |
|
13. |
Что такое главные члены предложения? |
1 |
|
14. |
Что такое второстепенные члены предложения? |
1 |
|
15. |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
1 |
|
16. |
Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? |
1 |
|
17. |
Как установить связь слов в предложении? |
1 |
|
18. |
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. |
1 |
|
19. |
Анализ сочинений. |
1 |
|
20. |
Контрольный диктант. |
1 |
|
21. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
слова, СЛОВА, СЛОВА … 22 Ч. |
|||
22- 23 |
Что такое лексическое значение слова? |
2 |
|
24 |
Что такое однозначные и многозначные слова? |
1 |
|
25 |
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? |
1 |
|
26 |
Что такое синонимы? |
1 |
|
27- 28 |
Что такое антонимы? |
2 |
|
29 |
Контрольный диктант. |
1 |
|
30 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
31- 32 |
Что такое родственные слова? |
2 |
|
33- 34 |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
2 |
|
35 |
Какие бывают слоги? |
1 |
|
36- 37 |
Как определить ударный слог? |
2 |
|
38- 39 |
Как переносить слова с одной строки на другую? |
2 |
|
40 |
Обучающее сочинение по серии картинок. |
1 |
|
41 |
Проверочная работа. |
1 |
|
42 |
Контрольный диктант. |
1 |
|
43 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
ЗВУКИ И БУКВЫ 34 Ч. |
|||
44 |
Как различать звуки и буквы? |
1 |
|
45- 46 |
Как мы используем алфавит? |
2 |
|
47 |
Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
1 |
|
48 |
Как определить гласные звуки? |
1 |
|
49 |
Контрольный диктант. |
1 |
|
50 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
51- 55 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
5 |
|
56- 58 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
3 |
|
59 |
Развитие речи. Обучающее сочинение. |
1 |
|
60. |
Диктант. Проверочная работа. |
1 |
|
61. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
62. |
Как определить согласные звуки? |
1 |
|
63- 64 |
Согласный звук [Й] и буква И краткое. |
2 |
|
65. |
Слова с удвоенными согласными. |
1 |
|
66. |
Развитие речи. |
1 |
|
67. |
Наши проекты. И в шутку, и в серьёз. |
1 |
|
68- 69. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения. |
2 |
|
70. |
Как обозначить мягкость согласного звука на письме? |
1 |
|
71- 72. |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. |
2 |
|
73. |
Контрольный диктант. |
1 |
|
74. |
Проверочная работа. |
1 |
|
75. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
76. |
Наши проекты. Пишем письмо. |
1 |
|
77. |
Обобщающий урок. |
1 |
|
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ 29Ч. |
|||
78. |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. |
1 |
|
79. |
Развитие речи. Обучающее изложение. |
1 |
|
80. |
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». |
1 |
|
81. |
Контрольный диктант |
1 |
|
82. |
Закрепление знаний. Работа над ошибками. |
1 |
|
83. |
Наши проекты. Рифма. |
1 |
|
84- 85. |
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. |
2 |
|
86. |
Проверь себя |
1 |
|
87- 88. |
Как отличить звонкие согласные от глухих? |
2 |
|
89. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
1 |
|
90. |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. |
1 |
|
91. |
Изложение повествовательного текста. |
1 |
|
92- 94. |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
3 |
|
95. |
Изложение повествовательного текста. |
1 |
|
96. |
Проверка знаний. |
1 |
|
97. |
Диктант. |
1 |
|
98. |
Работа над ошибками . Обобщение изученного материала. |
1 |
|
99- 101. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
3 |
|
102. |
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. |
1 |
|
103. |
Контрольное списывание. |
1 |
|
104. |
Обучающее сочинение «Зимние забавы» |
1 |
|
105. |
Проверка знаний. |
1 |
|
106. |
Обобщение изученного материала. |
1 |
|
ЧАСТИ РЕЧИ 47 Ч. |
|||
107-108. |
Что такое части речи? |
2 |
|
109 |
Что такое имя существительное? |
1 |
|
110 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
1 |
|
111- 113. |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. |
3 |
|
114. |
Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. |
1 |
|
115. |
Заглавная буква в географических названиях. |
1 |
|
116. |
Обучающее изложение. |
1 |
|
117. |
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. |
1 |
|
118. |
Диктант. |
1 |
|
119. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
120- 122. |
Единственное и множественное число имён существительных. |
3 |
|
123. |
Обучающее изложение. |
1 |
|
124. |
Проверка знаний. |
1 |
|
125. |
Диктант. |
1 |
|
126. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
127- 129. |
Что такое глагол? |
3 |
|
130- 131. |
Единственное и множественное число глаголов. |
2 |
|
132. |
Правописание частицы НЕ с глаголами. |
1 |
|
133. |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». |
1 |
|
134. |
Что такое текст-повествование? |
1 |
|
135. |
Проверка знаний. |
1 |
|
136. |
Что такое имя прилагательное? |
1 |
|
137. |
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
1 |
|
138. |
Прилагательные близкие и противоположные по значению. |
1 |
|
139. |
Единственное и множественное число имён прилагательных. |
1 |
|
140. |
Что такое текст – описание? |
1 |
|
141. |
Проверка знаний. |
1 |
|
142. |
Общее понятие о предлоге. |
1 |
|
143. |
Раздельное написание предлогов со словами. |
1 |
|
144. |
Восстановление предложений. |
1 |
|
145. |
Проверка знаний. |
1 |
|
146. |
Диктант. |
1 |
|
147. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
148- 149. |
Что такое местоимение? |
2 |
|
150. |
Что такое текст – рассуждение? |
1 |
|
151. |
Проверка знаний |
1 |
|
152. |
Промежуточная аттестация. Итоговый контрольный диктант. |
1 |
|
153. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
ПОВТОРЕНИЕ 17 Ч. |
|||
154. |
Повторение по теме «Текст». |
1 |
|
155. |
Сочинение по картине. |
1 |
|
156-157. |
Повторение по теме «Предложение». |
2 |
|
158. |
Повторение по теме «Слово и его значение». |
1 |
|
159- 160. |
Повторение по теме «Части речи». |
2 |
|
161. |
Повторение по теме «Звуки и буквы». |
1 |
|
162. |
Повторение по теме «Правила правописания». |
1 |
|
163. |
Контрольное списывание. |
1 |
|
164- 169. |
Повторение и закрепление изученного материала. |
6 |
|
170. |
Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. |
1 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Система оценивания и нормы оценок по предмету «Русский язык»
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы,
- отсутствие красной строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Диктанты
Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и
1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3 до 5 ошибок в следующих вариантах:
a) 3 орфографические и 2-3пунктуационные;
b) 4 орфографические и 2 пунктуационные;
c) 5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Творческие работы (развитие речи)
На данный вид работ рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера зависит от требований УМК (приблизительно 1 раз в две недели, не менее 17 работ за учебный год).
Контрольные изложения
2 класс - 1 в конце года;
3 класс - 1 в конце года;
4 класс - 2 (1 полугодие и 2 полугодие по одному).
Объём изложения на 15 -20 слов больше, чем объём текстов для диктанта.
Объём сочинений в 3 классе от 0,5 до 1 страницы (примерно 9 предложений или 50-60 слов), в 4 классе – 11-12 предложений или 70-80 слов.
При проверке творческих работ любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Критерии оценки творческих работ
Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта.
При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты:
• несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения);
• внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
• неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слов в несвойственном ему значении.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
Наличие ошибок на изученные правила по орфографии (включая грубые пропуски, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах).
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса.
Отсутствие изученных знаков препинания в тексте.
Существенные отступления от авторского теста при написании изложения, искажающие смысл произведения.
Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте.
Употребление слов в несоответствующем им значении.
Недочёты:
Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы.
Незначительные нарушения в логике событий авторского текста при написании изложения.
Отсутствие красной строки.
Изложение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка «5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения В последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка «2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и
1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
a) 3 орфографические и 2-3пунктуационные;
b) 4 орфографические и 2 пунктуационные;
c) 5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка «5» - логически последовательно раскрыта тема.
Отметка «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 -2) фактические и речевые неточности.
Отметка «3» -имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка «2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов
в главной части, не раскрыта основная мысль и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
a) 3 орфографические и 2-3пунктуационные;
b) 4 орфографические и 2 пунктуационные;
c) 5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
Контрольное списывание
Оценка "5"ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
Словарный диктант
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2-3 ошибки и 1 исправление.
«2» – 4 и более ошибок.
Тестовые работы (тест)
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.