Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 02 - 04
«Лицей № 1» р.п. Чамзинка
Рассмотрена и одобрена на заседании Руководитель МО____________ /Полушкина М.А./ «___»______________ 201_г. |
«Утверждено» Приказ от_________20___№_____ Директор МБОУ «Лицей № 1» р.п.Чамзинка __________________ /ТуленинН.Н./ |
Рабочая программа
Учебного предмета «Русский язык»
для преподавания в 3 классе
Составитель программы: Королева Н.П.
учитель начальных классов
2017 -2018 уч.год
ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа по русскому языку для 3 «А» класса разработана в соответствии с
федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. №1060«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 507«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
учебным планом Лицея;
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой – М.: Баласс, 2013 г. (ОС «Школа 2100»), с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка всего на изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе – 136 ч. (4 ч в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 3 классе являются следующие умения:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты изучения курса «Русский язык»:
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Ученик 3 класса научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные, звонкие и глухие);
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Ученик 3 класса научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Ученик 3 класса научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Ученик 3 класса научится:
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени).
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Ученик 3 класса научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Ученик 3 класса научится:
• применять правила правописания (в объеме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объемом 70—80 слов;
• писать под диктовку тексты объемом 65—70 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Ученик 3 класса научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
136 ч (4 часа в неделю)
Повторение.
Слово.
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, напри мер класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: под бор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст.
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение.
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
||||||
Теоретическое обучение, ч. |
Контрольный диктант, ч. |
Проверочная работа, ч. |
Контрольное списывание, ч |
Свободный диктант, ч. |
Обучающее изложение, ч |
Сочинение, ч |
|||
|
Повторение |
8 |
6 |
1 |
1 |
||||
|
СЛОВО Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне |
3 |
3 |
||||||
|
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова |
4 |
3 |
1 |
|||||
|
Удвоенные буквы согласных в корне слова |
4 |
3 |
1 |
|||||
|
Непроизносимые согласные в корне слова |
10 |
7 |
1 |
1 |
1 |
|||
|
Безударные гласные в корне слова |
6 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
|
Сложные слова и их правописание |
6 |
4 |
1 |
1 |
||||
|
Части слова. Приставка |
1 |
1 |
||||||
|
Безударные гласные в приставках |
2 |
2 |
||||||
|
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня |
2 |
2 |
||||||
|
Разделительные ъ и ь |
4 |
2 |
1 |
1 |
||||
|
Части слова. Окончание и основа |
2 |
2 |
||||||
|
Основа слова и окончание |
2 |
2 |
||||||
|
Части слова. Суффикс |
2 |
2 |
||||||
|
Разбор слова по составу |
4 |
3 |
1 |
|||||
|
Части речи в русском языке |
1 |
1 |
||||||
|
Имя существительное как часть речи |
2 |
2 |
||||||
|
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
2 |
2 |
||||||
|
Род имён существительных |
3 |
3 |
||||||
|
Число имён существительных |
3 |
3 |
||||||
|
Словообразование имён существительных |
7 |
4 |
1 |
1 |
1 |
|||
|
Местоимение как часть речи |
6 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|||
|
Имя прилагательное как часть речи |
3 |
3 |
||||||
|
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных |
3 |
3 |
||||||
|
Разбор имён прилагательных по составу |
4 |
2 |
1 |
1 |
||||
|
Глагол как часть речи |
4 |
4 |
||||||
|
Правописание частицы не с глаголами |
2 |
2 |
1 |
|||||
|
Неопределённая форма глагола |
7 |
4 |
1 |
1 |
1 |
|||
|
Наречие как часть речи |
2 |
2 |
||||||
|
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Виды предложений по цели высказывания и интонации |
2 |
2 |
||||||
|
Главные и второстепенные члены предложения |
5 |
5 |
||||||
|
Предложения с однородными членами |
6 |
5 |
1 |
|||||
|
Простые и сложные предложения |
5 |
4 |
1 |
|||||
|
Повторение |
9 |
5 |
2 |
1 |
1 |
|||
ИТОГО |
136 |
102 |
8 |
13 |
2 |
5 |
2 |
4 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
(136 часов – 4 часа в неделю)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Вид занятия |
Виды самостоятельной работы |
Дата проведения занятия |
|
План |
Факт |
|||||
1. Повторение |
8 |
|||||
|
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове |
1 |
УП |
|||
|
Что мы знаем о тексте |
1 |
УП |
|||
|
Что мы знаем о слове, предложении, тексте |
1 |
УП |
|||
|
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами |
1 |
УП |
|||
|
Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение |
1 |
УП |
|||
|
Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. |
1 |
УП |
|||
|
Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание |
1 |
К/Р |
Списывание |
||
|
Входной контрольный диктант № 1 «Повторение» |
К/Р |
Контрольный диктант |
|||
СЛОВО 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне |
3 |
|||||
|
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне |
1 |
УП |
|||
|
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Р/р Творческая работа: деформированный текст. |
1 |
Р/Р |
|||
3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова |
4 |
|||||
|
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова) |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Административный контрольный диктант №2 (входной) |
1 |
К/Р |
Контрольный диктант |
||
|
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Проверочная работа № 1. «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
4. Удвоенные буквы согласных в корне слова |
4 |
|||||
|
Понятие об удвоенных буквах согласных |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа: составление текста. |
1 |
Р/Р |
|||
|
Повторение. Проверочная работа № 2 «Удвоенные буквы согласных в корне слова» |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
5. Непроизносимые согласные в корне слова |
10 |
|||||
|
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Р/р Творческая работа: сочинение по опорным словам (упражнение 99) |
1 |
Р/Р |
Сочинение |
||
|
Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Повторение. Проверочная работа № 3 «Буквы непроизносимых согласных в корне слова» |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
|
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Контрольный диктант № 3 «Правописание букв согласных в корне» (1 четверть) |
1 |
К/Р |
Контрольный диктант |
||
|
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Повторение «Части слова. Корень. Правописание букв согласных в корне» |
1 |
УП |
|||
6. Безударные гласные в корне слова |
6 |
|||||
|
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Р/р Свободный диктант (упражнение 120) |
Р/Р |
||||
|
Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Проверочная работа № 4 «Безударные гласные в корне» |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
|
Повторение. Р/р Творческая работа. Сочинение по опорным словам (упражнение 121) |
1 |
Р/Р |
Сочинение |
||
|
Контрольный диктант № 4 «Безударные гласные в корне слова» |
1 |
К/Р |
Контрольный диктант |
||
7. Сложные слова и их правописание |
6 |
|||||
|
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Знакомство с понятием «сложные слова» |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Соединительные о и е в сложных словах |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Образование сложных слов |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант |
1 |
Р/Р |
|||
|
Повторение. Проверочная работа № 5 «Сложные слова и их правописание» |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
8. Части слова. Приставка |
1 |
|||||
|
Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки |
1 |
ОНЗ |
|||
9. Безударные гласные в приставках |
2 |
|||||
|
Правописание букв безударных гласных в приставках |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание |
1 |
ОНЗ |
|||
10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня |
2 |
|||||
|
Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня |
1 |
ОНЗ |
|||
11. Разделительные ъ и ь |
4 |
|||||
|
Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь. |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Повторение. Проверочная работа № 6 «Части слова. Приставка» |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
|
Правописание слов с разделительными ъ и ь |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Контрольный диктант № 5 «Части слова. Приставка» |
1 |
К/Р |
Контрольный диктант |
||
12. Части слова. Окончание и основа |
2 |
|||||
|
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Понятие об окончании и основе слова |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Развитие умения находить в слове окончание |
1 |
ОНЗ |
|||
13. Основа слова и окончание |
2 |
|||||
|
Как найти в слове основу |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Развитие умения находить в слове окончание и основу. |
1 |
ОНЗ |
|||
14. Части слова. Суффикс |
2 |
|||||
|
Суффикс и его роль в слове |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова |
1 |
ОНЗ |
|||
15. Разбор слова по составу |
4 |
|||||
|
Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Контрольное списывание |
1 |
К/Р |
Списывание |
||
|
Упражнения в разборе слов по составу |
1 |
УП |
|||
|
Повторение. Проверочная работа № 7 «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс» |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
16. Части речи в русском языке |
1 |
|||||
|
Части речи в русском языке |
1 |
ОНЗ |
|||
17. Имя существительное как часть речи |
2 |
|||||
|
Определение имени существительного |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста |
1 |
Р/Р |
|||
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
2 |
|||||
|
Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Обобщение. Что мы знаем об именах существительных |
1 |
УП |
|||
19. Род имён существительных |
3 |
|||||
|
Имена существительные мужского, женского и среднего рода |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Род – постоянный признак имён существительных |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода |
1 |
ОНЗ |
|||
20. Число имён существительных |
3 |
|||||
|
Изменение имён существительных по числам |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Образование множественного числа имён существительных |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе. Разбор имени существительного как части речи |
1 |
ОНЗ |
|||
21. Словообразование имён существительных |
7 |
|||||
|
Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Образование имён существительных от основ существительных и глаголов |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами |
1 |
Р/Р |
|||
|
Разбор имён существительных по составу |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» |
1 |
Р/Р |
Изложение |
||
|
Употребление имён существительных в речи. |
1 |
УП |
|||
|
Повторение. Проверочная работа № 8. Имя существительное как часть речи. |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
22. Местоимение как часть речи |
6 |
|||||
|
Понятие о местоимении. Личные местоимения |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Разбор местоимения как части речи. |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе» |
1 |
Р/Р |
Сочинение |
||
|
Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок» |
1 |
Р/Р |
|||
|
Повторение. Проверочная работа № 9. Местоимение как часть речи |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
23. Имя прилагательное как часть речи |
3 |
|||||
|
Определение имени прилагательного |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Разбор имени прилагательного как части речи |
1 |
ОНЗ |
|||
24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных |
3 |
|||||
|
Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Как проверить правописание буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами |
1 |
ОНЗ |
|||
25. Разбор имён прилагательных по составу |
4 |
|||||
|
Словообразование имён прилагательных. Р/р Творческая работа: составление текста по опорным сочетаниям слов |
1 |
Р/Р |
|||
|
Повторение. Проверочная работа № 10. Имя прилагательное как часть речи |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
|
Разбор имён прилагательных по составу |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Контрольный диктант № 6 «Части речи» |
1 |
К/Р |
Контрольный диктант |
||
26. Глагол как часть речи |
4 |
|||||
|
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Определение глагола как части речи |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Изменение глаголов по временам |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Изменение глаголов по числам |
1 |
ОНЗ |
|||
27. Правописание частицы не с глаголами |
2 |
|||||
|
Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р Свободный диктант |
1 |
Р/Р |
|||
28. Неопределённая форма глагола |
7 |
|||||
|
Понятие о неопределённой форме глагола |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Р/р Контрольное изложение «Перелётные птицы» |
1 |
Р/Р |
Изложение |
||
|
Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Контрольный диктант № 7. Глагол как часть речи |
1 |
К/Р |
Контрольный диктант |
||
|
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Образование форм времени от неопределённой формы глагола |
1 |
УП |
|||
|
Разбор глагола как части речи. |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Повторение. Проверочная работа № 11. Глагол как часть речи |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
29. Наречие как часть речи |
2 |
|||||
|
Знакомство с наречием |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Знакомство с наречием |
1 |
ОНЗ |
|||
Предложение 30. Виды предложений по цели высказывания и интонации |
2 |
|||||
|
Виды предложений по цели высказывания |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и невосклицательные предложения |
1 |
ОНЗ |
|||
31. Главные и второстепенные члены предложения |
5 |
|||||
|
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое |
1 |
УП |
|||
|
Понятие о второстепенных членах предложения. |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространённые и нераспространённые |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Разбор предложений. Контрольный словарный диктант |
1 |
ОНЗ |
|||
32. Предложения с однородными членами |
6 |
|||||
|
Однородные подлежащие и сказуемые |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении |
1 |
УП |
|||
|
Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами |
1 |
УП |
|||
|
Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Повторение изученного. Р/р Свободный диктант «Ёж» |
1 |
Р/Р |
|||
33. Простые и сложные предложения |
5 |
|||||
|
Понятие о простом и сложном предложении |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. Р/р Свободный диктант |
1 |
Р/Р |
|||
|
Разбор простого и сложного предложений. |
1 |
ОНЗ |
|||
|
Повторение. Проверочная работа № 12. Предложение |
1 |
К/Р |
Проверочная работа |
||
34. Повторение |
9 |
|||||
|
Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. |
1 |
УП |
|||
|
Контрольное списывание |
1 |
К/Р |
Списывание |
||
|
Повторение изученных орфограмм и состава слова. |
1 |
УП |
|||
|
Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. |
1 |
УП |
|||
|
Итоговый контрольный диктант (административный) |
1 |
К/Р |
Контрольный диктант |
||
|
Итоговая контрольная работа. Слово. Предложение |
1 |
К/Р |
Контрольная работа |
||
|
Итоговый контрольный диктант. Слово. Предложение |
1 |
К/Р |
Контрольный диктант |
||
|
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. |
1 |
УП |
|||
|
Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. |
1 |
УП |
|||
ИТОГО: |
136 |
Контрольный диктант - 9 Списывание - 3 Контрольная работа - 1 Проверочная работа - 12 Изложение - 2 Сочинение - 3 |
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания
Р/Р – урок развития речи
К/Р – урок контроля, оценки и коррекции знаний
УП – уроки обобщения, повторения, закрепления знаний и выработки умений