Рабочая программа по истории для детей с ОВЗ (5 класс, УМК А. А. Вигасина)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 года № 1089, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», базисного учебного плана для специальных (коррекционных) школ I -YIII вида , утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п в условиях данной образовательной организации.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год.
Рабочая программа предназначена для изучения истории в 5 классе средней общеобразовательной школы по учебнику “История 5 класс” ; авторы А.А.Вигасин,Г.И.Годер,И.С.Свенцицкая;
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), и в ней предусмотрено проведение контрольных работ -4 .
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
1.История Древнего мира:учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин,Г.И.Годер,И.С.Свенцицкая-М.:Просвещение,2007
2.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира:5 класс.-М.ВАКО,2009
3.Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.всеобщая история.Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина-А.О.Сороко-Цюпы.5-9 классы-М.:Просвещение,2011.
Изучение истории основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-воспитание патриотизма,уважения к истории и традициям нашей Родины,к правам и свободам человека,демократическим принципам общественной жизни;
-овладение элементарными методами исторического познания,умениями работать с различными источниками исторической информации;
-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными,религиозными,этнонациональными традициями;
-применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,полиэтничном и многоконфессиональном обществе,участия в межкультурном взаимодействии,толерантного отношения к представителям других народов стран.
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Формы организации учебного процесса и текущего контроля знаний.
В связи с образностью мышления 11-12-летних детей, одним из важнейших условий усвоения пятиклассниками содержания курса истории древнего мира и выполнения других учебных задач, является продуманное объединение учителем слова и образа. Согласно методической литературе основными видами изложения материала учителем истории являются: рассказ, описание - характеристика и объяснение.
Большое значение при преподавании истории в 5 классе, наряду со словесным рисованием, имеет применение наглядного материала. Причем задача учителя не просто проиллюстрировать картину, карту и т.д., а научить ребенка "читать" их, извлекать из них знания по теме урока.
При выборе учителем иллюстративных и текстовых источников информации должное значение нужно уделить учебнику, который является важным средством для усвоения и закрепления учащимися исторического материала и организации учителем самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке.
Не последнее место в обучении истории древнего мира занимают вопросы хронологии, изучение которой, как правило, начинается на вводном уроке и продолжается в течение всего учебного года.
В целом курс истории древнего мира направлен на ознакомление учащихся с основными понятиями, терминами, навыками самостоятельной работы на уроках истории, что повышает результативность учебного процесса при изучении истории в последующих классах.
Школьники под руководством учителя открывают для себя сущность тех или иных законов, явлений, уже открытых наукой.
Учебная деятельность на уроке сводится в основном к преподаванию учителем и усвоению школьниками программного учебного материала.
В методике разработано множество путей повышения эффективности урока истории в пятом классе. К основным из них относятся:
- умение учителя ярко изложить материал
- организация активной познавательной деятельности учащихся
- использование технических средств обучения
- систематическое повторение и обобщение изученного материала.
Следует помнить, что число применяемых на уроке различных методов обучения не должно выходить за рамки разумного, так как учащиеся, занятые выполнением разнородных заданий, могут не уловить основную идею урока.
На уроках истории применяются следующие методы и приемы:
работа с учебником, раздаточным материалом, историческими источниками, средствами массовой коммуникации;
решение проблемных задач;
беседа, самостоятельная работа, наблюдение;
работа с помощью схем, наглядных пособий;
работа с исторической картой;
реферативная работа, составление и заполнение контурных карт.
Содержание рабочей программы по истории адаптировано с учётом общего уровня развития учащихся, особенностей и закономерностей обучения детей с нарушенным слухом.
Отличительной особенностью тематического планирования является не только увеличение количества часов на изучение всех тем курса истории, но и использование более гибкой структуры уроков, включающих практические работы, индивидуальный опрос учащихся, решение разнообразных задач в целях усиления практической направленности обучения.
В рабочей программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций, самостоятельных работ и школьного оборудования, необходимого для формирования у глухих школьников умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.
Обучение истории тесно связано с формированием словесной речи глухих учащихся. Достижение полного сознательного усвоения исторических знаний невозможно без овладения нужным для этого речевым материалом. Уроки истории обогащают речь учащихся специальной терминологией и фразеологией, а также не специфичным для истории, но необходимым для ее усвоения речевым материалом. Совершенствование педагогического процесса педагог осуществляет при непрерывном развитии словесного общения учащихся с нарушением слуха.
При этом учитель выполняет следующие требования:
- специальное выделение базовых лексико-грамматических структур для оформления знаний по различным темам курса истории;
- повышение уровня развития речемыслительной деятельности школьников;
- увеличение информативной насыщенности уроков за счет личностно-ориентированного рассмотрения изучаемых явлений.
Перечень основного речевого материала, который школьники должны понимать и активно использовать, представлен в тематическом планировании в разделе «Речевой материал для понимания и активного использования учащимися».
В организации учебного процесса, в выборе методов обучения учитель руководствуется системой дидактических принципов: научности, сознательности и активности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального подхода и др. При этом, предполагается своеобразие их реализации в школе для глухих детей. Кроме того, учитель использует специфические принципы, учитывающие особенности и закономерности обучения детей с нарушенным слухом:
- коррекционной направленности обучения;
- единства обучения основам наук и словесной речи;
- интенсификации речевого общения.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории мира с древности до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- выявлять существенные черты исторических процессов,использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории. На основе Государственного образовательного стандарта при формировании и становлении личности обучающегося важным моментом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент. Это способствует накоплению знаний о природе, природных и промышленных объектах Удмуртии, об изменениях биосферы региона под влиянием антропогенных факторов, пробуждению национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.
Региональные компоненты, реализуются через различные формы и методы учебной и воспитательной работы.
№ п/п |
Предмет |
№ урока |
Тема урока |
Тема НРК |
1 |
История |
2 |
Древнейшие люди |
Древнейшие люди нашего края |
2 |
4 |
Возникновение искусства и религии |
Тайны уральских пещер |
|
3 |
5 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
Охотники и рыболовы эпохи камня |
Учебный план по истории Древнего мира 5 класс
Объём программы — 68 часов
№ |
Наименование разделов, тем |
всего часов |
Из них |
||||
Провероч.раб. |
Лабор.раб. |
Контр.раб. |
Самос.раб. |
Экскурсии |
|||
I. «Жизнь первобытных людей» |
11 |
||||||
1 |
Глава:Первобытные собиратели и охотники |
||||||
2 |
Глава:Первобытные земледельцы и скотоводы |
||||||
3 |
Глава:Счет лет в истории |
||||||
II |
Древний Восток |
35 |
|||||
4 |
Глава:Древний Египет |
||||||
5 |
Глава:Западная Азия в древности |
||||||
6 |
Глава:Индия и Китай в древности |
||||||
III |
Древняя Греция |
22 |
|||||
7 |
Глава:Древнейшая Греция |
||||||
8 |
Глава:Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
||||||
9 |
Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии. |
||||||
10 |
Македонские завоевания в 4-м веке до н.е. |
||||||
Итого |
68 |
Учебно-тематическое планирование.
№ урока |
Последовательность уроков в теме |
Обязательный минимум содержания и уровень усвоения |
Коррекционная работа. Речевой материал для понимания и активного использования обучающимися |
|
Раздел I. «Жизнь первобытных людей»(8ч) |
||||
Тема 1.Первобытные собиратели и охотники |
||||
1 |
Введение |
Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта |
История, век, исторический источник |
|
2 |
Древнейшие люди |
Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека |
Первобытные люди, орудия труда, собирательство |
|
3 |
Родовые общины охотников и собирателей |
Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. |
Расселения первобытных людей, изобретения человека для охоты, признаки родовой общины, новые способы охоты |
|
4 |
Возникновение искусства и религии |
Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. |
Наскальная живопись, |
|
5 |
Возникновение искусства и религии |
Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. |
Первобытные верования людей |
|
Тема 2.Первобытные земледельцы и скотоводы |
||||
6 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
Родоплеменные отношения. Орудия труда, занятия первобытного человека Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. |
Мотыжное земледелие, скотоводство, гончарное дело, прядение, ткачество, |
|
7 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
Освоение ремесел. Родовые общины и племя. Духи, идолы и жертвы. |
Племя Дух, идол, вера, жертва, молитва |
|
8 |
Появление неравенства и знати |
Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. |
Ремесло, ремесленник, |
|
9 |
Появление неравенства и знати |
От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати. |
соседская община вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства |
|
Тема 3.Счет лет в истории |
||||
10 |
Измерение времени по годам |
Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени. |
Год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период, лента времени |
|
11 |
Обобщающий урок по разделу: «Жизнь первобытных людей». Тест №1 |
Обобщение и контроль знаний по разделу: «Жизнь первобытных людей». Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства |
Собирательство. Охота. Земледелие. Скотоводство. Ремесло. Появление городов, государств, письменности |
|
Раздел II .Древний Восток |
||||
Тема 4.Древний Египет |
||||
12 |
Государство на берегах Нила |
Древний Восток (Египет). Занятия жителей. Возникновение государств. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. |
Местоположение Египта, река Нил, земледелие в Древнем Египте, возникновение единого государства, управление страной |
|
13 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте |
Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. |
Жители Египта, фараон, земледельцы, система каналов, |
|
14 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте |
В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги. |
писцы-собиратели налогов |
|
15 |
Жизнь египетского вельможи |
В усадьбе вельможи. |
Усадьба вельможи |
|
16 |
Жизнь египетского вельможи |
Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож. |
служба вельмож, фараон и его вельможи |
|
17 |
Военные походы фараонов |
Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. |
Военные походы, завоевания фараонов, |
|
18 |
Военные походы фараонов |
Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска. |
Завоевательные походы Тутмоса III, главные города Древнего Египта- Мемфис, Фивы |
|
19 |
Религия древних египтян |
Зарождение древних религий. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд .Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. |
Боги и жрецы, храмы- жилища богов, мумия, гробница, |
|
20 |
Религия древних египтян |
Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых». |
Саркофаг, фараон- сын Солнца |
|
21 |
Искусство Древнего Египта |
Культурное наследие Древнего Востока .Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. |
Пирамида фараона Хеопса, |
|
22 |
Искусство Древнего Египта |
Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. |
Гробница фараона Тутанхамона, искусство древнеегипетской скульптуры |
|
23 |
Письменность и знания древних египтян |
Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов. |
Иероглифическое письмо, египетские папирусы, свиток, математика, астрономия |
|
24 |
Обобщающий урок по теме: «Древний Египет» Тест №2 |
Обобщение и контроль знаний по теме: «Древний Египет» |
Достижения древних египтян. Власть фараона |
|
Тема 5.Западная Азия в древности |
||||
25 |
Древнее Двуречье |
Древний Восток ( Передняя Азия). МИР ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНОСТИ В ЗЕРКАЛЕ МИФОВ И ЛЕГЕНД. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. |
Страна двух рек, ирригационное (оросительное) земледелие |
|
26 |
Древнее Двуречье |
Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек. |
Клинопись, научные знания |
|
27 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
Культурное наследие Древнего Востока. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. |
Город Вавилон, законы Хаммурапи |
|
28 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках. |
Законы Хаммурапи |
|
29 |
Финикийские мореплаватели |
География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. |
Местоположение Финикии, занятия жителей, виноградство, оливководство, ремесла |
|
30 |
Финикийские мореплаватели |
Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. |
Финикийский алфавит, города Финикии-Библ, Сидон, Тир |
|
31 |
Библейские сказания |
Древний Восток ( Передняя Азия). Занятия жителей. Возникновение государств. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. |
Библия и Ветхий Завет, расселение древнееврейских племен |
|
32 |
Библейские сказания |
Зарождение древних религий. Культурное наследие Древнего Востока. |
Гора Синай, завет, скрижали, колесница, миф |
|
33 |
Древнееврейское царство |
Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. |
Библейские сказания, первые правители Древнееврейского царства, |
|
34 |
Древнееврейское царство |
Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях. |
Правление Соломона, храм в Иерусалиме |
|
35 |
Ассирийская держава |
Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. |
Ассирийское войско и конница, обработка железа, |
|
36 |
Ассирийская держава |
Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. |
Библиотека Ашшурбанапала, гибель Ассирийской державы |
|
37 |
Персидская держава «царя царей» |
Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). |
Образование Персидской державы, персидский царь Кир Великий, |
|
38 |
Персидская держава «царя царей» |
Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя. |
Царь Дарий Первый |
|
Тема 6.Индия и Китай в древности |
||||
39 |
Природа и люди Древней Индии |
Древний Восток (Индия). ЛЕГЕНДЫ О ЛЮДЯХ И БОГАХ. Занятия жителей. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. |
Местоположение Индии, реки Инд и Ганг, развитие оросительного земледелия, основные занятия индийцев, древнейшие города. |
|
40 |
Природа и люди Древней Индии |
Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. |
Животные и боги, вера в переселение душ |
|
41 |
Индийские касты |
Возникновение государств. Зарождение древних религий. Будда. Культурное наследие Древнего Востока. . ЛЕГЕНДЫ О ЛЮДЯХ И БОГАХ. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. |
Миф о происхождении четырех каст, |
|
42 |
Индийские касты |
Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. Будда. «Неприкасаемые».Индийс-кая мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока. |
Касты, неравенство между кастами, возникновение буддизма |
|
43 |
Чему учил китайский мудрец Конфуций |
Древний Восток ( Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Зарождение древних религий. Конфуций. Культурное наследие Древнего Востока .География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. |
География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины, реки Хуанхэ и Янцзы, учение Конфуция, китайские иероглифы |
|
44 |
Первый властелин единого Китая |
Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. |
Объединение Китая при Цинь Шихуане, причины возведения Великой Китайской стены, Великий шелковый путь |
|
45 |
Первый властелин единого Китая |
Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. |
Положение народа, его возмущение, рабы, бедняки, казнь |
|
46 |
Обобщающий урок по темам 5,6. Тест №3 |
Древний Восток . Занятия жителей. Возникновение государств. Зарождение древних религий. Культурное наследие Древнего Востока. |
Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру |
|
Раздел Ш .Древнейшая Греция |
||||
Тема 7.Древнейшая Греция |
||||
47 |
Греки и критяне |
Древняя Греция. МИР ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНОСТИ В ЗЕРКАЛЕ МИФОВ И ЛЕГЕНД. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. |
Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство, Кносский дворец, гибель Критского царства |
|
48 |
Микены и Троя |
Каменные Львиные ворота. Облик города – крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия. |
Местоположение Микены, каменные Львиные ворота, Троянская война |
|
49 |
Поэма Гомера «Иллиада» |
Культурное наследие Древней Греции. МИР ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНОСТИ В ЗЕРКАЛЕ МИФОВ И ЛЕГЕНД. Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. |
Миф о Троянской войне и поэмы «Иллиада» и «Одиссея» |
|
50 |
Поэма Гомера «Одиссея» |
Культурное наследие Древней Греции. |
Одиссей-царь Итаки, приключения |
51 |
Религия древних греков |
Легенды о людях и богах. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. |
Боги Греции, религиозные верования, пантеон олимпийских богов |
Тема 8: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
|||
52 |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
Реография, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. |
Местоположение Аттики, основные занятия населения Аттики, знать и демос в афинском полисе, долговое рабство |
53 |
Зарождение демократии в Афинах |
Афины. Спарта Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. |
Демократия, реформы Солона, отмена долгового рабства, народное собрание и граждане Афин |
54 |
Древняя Спарта |
Полис – город-государство. Свободные и рабы. Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь . образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. |
Местоположение Спарты, полис, спартанцы и илоты Спарта-военный лагерь, спартанское воспитание |
55 |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей |
Греческие колонии. Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. |
Греческая колонизация побережья Средиземного Черного морей |
56 |
Олимпийские игры в древности |
Культурное наследие Древней Греции. Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. |
Олимпийские игры подготовка к играм виды состязаний, значение Олимпийских игр |
57 |
Олимпийские игры в древности |
Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. |
Милон Полидама, Феаген, ипподром, метатель, судья |
58 |
Победа греков над персами в Марафонской битве |
Греко-персидские войны. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. |
Марафонская битва, тактика и героизм стратега Мильтиада, греческая фаланга |
59 |
Нашествие персидских войск на Элладу |
Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. |
Создание военного флота, Фермопильское сражение, Саламинская битва |
Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии |
|||
60 |
В гаванях афинского порта Пирей |
Военные и торговые гавани Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли. |
Военный и торговый флот, гражданское и негражданское население Афинского полиса, рабство и рабский труд, Афины-центр ремесла и торговли |
61 |
В городе богини Афины |
Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. |
Город Афины и его районы. Керамик и его жители. Агора- главная площадь Афин. Храмы Акрополя |
62 |
В афинских школах и гимнасиях |
Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Мирона и Поликлета и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию. |
Рабы-педагоги, палестра, афинские гимнасии, обучение красноречию |
63 |
В театре Диониса |
Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. |
Возникновение театра в Древней Греции, трагедия, комедия |
64 |
Афинская демократия при Перикле |
Сущность афинской демократии в V в. До н.э. выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. |
Расцвет демократии, Народное собрание Совет пятисот. Перикл, его друзья и соратники |
Тема 10. Македонские завоевания в 4в. До н.э. |
|||
65 |
Города Эллады подчиняются Македонии |
Империя Александра Македонского. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции. |
Местоположение Македонии, царь Филипп, македонская фаланга, конница, потеря Грецией независимости, гибель Филлипа, Александр-царь Македонии и Греции |
66 |
Поход Александра Македонского на Восток |
Империя Александра Македонского. Поход Александра Македонского на Восток. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. |
Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства |
67 |
В Александрии Египетской |
Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. |
Распад державы Александра после его смерти. Фаросский маяк-одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека |
68 |
Обобщающий урок по разделу: «Древняя Греция». Тест №4 |
Обобщение и контроль знаний по разделу: Древняя Греция. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Легенды о людях и богах. Афины. Спарта. Греко-персидские войны. Культурное наследие Древней Греции. |
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Управление обществом в Афинском полисе. Особенности афинской демократии |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Список литературы для обучающихся
№ п/п |
Название |
Автор |
Издательство |
1 |
История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений |
А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая |
М.: Просвещение, 2007 |
2 |
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира |
Г.И.Годер |
М.: Просвещение, 2007 |
Список литературы для Учителя
№ п/п |
Название |
Автор |
Издательство |
1 |
История Древнего мира:Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений |
А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая |
М.: Просвещение, 2007 |
2 |
Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира:5 класс |
М.:ВАКО,2009 |
|
3 |
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. |
А.А.Вигасин, А.О.Сороко-Цюпа |
М.: Просвещение, 2011 |
Дополнительная литература.
№ п/п |
Название |
Автор |
Издательство |
1 |
Тесты по истории Древнего мира 5 класс |
Ю.И.Максимов |
М.: Просвещение, 2010 |
2 |
История древнего мира. Тесты |
М.Ю.Брандт |
М.: Просвещение, 2000 |
3 |
История древнего мира и Средних веков 5-6 класс |
В.В.Сухов |
М.: Просвещение, 2000 |
Банк контрольно-оценочных материалов, заданий (КИМов)
Контрольные работы:
1.Тест «Жизнь первобытных людей»
2.Тест «Древний Египет»
3.Тест «Западная Азия, Индия и Китай»
4.Тест «Древняя Греция»