Рабочая программа по истории для 6 класса (УМК А. В. Торкунова)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по всеобщей истории (история Средних веков) для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, и разработана на основе рабочей программы по предметной линии учебников (авторы А.А.Вигасин, О.С. Сороко-Цюпа и др. – М: «Просвещение», 2014 г), федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год, учебного плана школы.
Преподавание ведется по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «История. Средних веков» (М.: Просвещение, 2015).
Рабочая программа по истории России для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом, авторской программы по истории России «История России 6-9 кл.» (авторы А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016), федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018 — 2019 учебный год, учебного плана школы.
Преподавание ведется по учебнику: предметной линии учебников «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). М.: Просвещение, 2017
Согласно учебному плану МОУ СОШ на реализацию данной программы отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год (всеобщая история — история Средних веков — 28 ч, история России — 42 часа).
1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные
Учащиеся сформируют / получат возможность сформировать:
познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности. первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.
Учащиеся научатся:
изложению своей точки зрения, её аргументации в соответствии с возрастными возможностями; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; обсуждению и оцениванию своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.
Метапредметные
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога); использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные
Учащиеся научатся:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, еѐ ключевых событий и явлений; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Учащиеся получат возможность научиться:
работать с хронологией; работать с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; работать с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике; рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание; различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты, называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; работать с учебной и внешкольной, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
История Средних веков
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
2. Содержание курса
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (28ч)
1. Введение. Живое Средневековье
Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.
2. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцев.Верования германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи.
Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.
Образование государства пап римских – Папская область.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Новый король и династия королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.
Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв. слабость королингов. Король и феодалы. Владения короля-его домен. Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Мировоззрение средневекового европейца. Учение Пифагора. Уровень грамотности населения Европы. Вспышка Королинского возрождения. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие рукописного искусства. Появление новых жанров в литературе. Особенности национального эпоса.
3. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане
Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия - единое монархическое государство. Император – правитель новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Византия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран.
Образование славянского государства. Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси. – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши.
4. Арабы в VI-XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами. Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата.
Культура стран халифата. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата.
5. Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
В рыцарском замке. Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.
Средневековая деревня и ее обитатели. Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.
Формирование средневековых городов. Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.
Горожане и их образ жизни. Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.
6. Католическая церковь в XI-XIII вв.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.
7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв.)
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. ФилиппII Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание.
Столетняя война. Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.
8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.
Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.
Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.
9. Культура Западной Европы в XI-XV вв.
Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и оказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.
Средневековая литература и искусство. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказачно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература – литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образы средневекового изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.
Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Император – «Сын неба». Население страны – подданные одного господина – императора. Внешняя политика. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем.
Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура – основа единства. Установлении феодальных отношений. Раджи. Особенности религии. Кастовое устройства общества. Междоусобные войны. Ослабление страны. Образование самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.
Государства и народы доколумбовой Америки. Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
ИСТОРИЯ РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (42 ч)
11. Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-
тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
12. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.
Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских
общин.
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
13. Русь в конце IX — первой половине XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
14. Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
15. Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
16. Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
17. Итоговое повторение по курсу
3. Тематическое планирование
№ темы |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Становление средневековой Европы (VI–XI века) |
5 |
3 |
Византийская империя и славяне в VI – XI веках |
2 |
4 |
Арабы в VI – XI веках |
2 |
5 |
Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе |
4 |
6 |
Католическая церковь в XI – XIII веках |
2 |
7 |
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) |
5 |
8 |
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках |
2 |
9 |
Культура Западной Европы в XI – XV веках |
3 |
10 |
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. Итоговое повторение |
2 |
11 |
Введение |
1 |
12 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности |
5 |
13 |
Русь в IX — первой половине XII в. |
11 |
14 |
Русь в середине ХII — начале XIII в. |
5 |
15 |
Русские земли в середине XIII — XIV в. |
10 |
16 |
Формирование единого Русского государства |
8 |
17 |
Итоговое повторение по курсу |
2 |
|
Итого |
70 ч |
Календарно-тематическое планирование
для 6 класса по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «История. Средних веков» – М.: Просвещение, 2015;
для 6 класса по учебнику «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы) — М.: Просвещение, 2017;
2 часа в неделю, 70 часов за учебный год.
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
По плану |
По факту |
||
Введение (1 ч) |
|||
1 |
Живое средневековье |
|
|
Становление средневековой Европы (VI–XI вв.) ( 5 ч) |
|||
2 |
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках |
|
|
3 |
Христианская церковь в раннее Средневековье |
|
|
4 |
Возникновение и распад империи Карла Великого |
|
|
5 |
Феодальная раздробленность. Западной Европы в IX—XI веках |
|
|
6 |
Англия в раннее Средневековье |
|
|
Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2ч) |
|||
7 |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. |
|
|
8 |
Культура Византии Образование славянских государств |
|
|
Арабы в VI – XI вв. (2ч) |
|||
9 |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад |
|
|
10 |
Культура стран халифата. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Раннее средневековье», проверочная работа. |
|
|
Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (4 ч) |
|||
11 |
Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замке |
|
|
12 |
Формирование средневековых городов. |
|
|
13 |
Торговля в Средние века |
|
|
14 |
Горожане и их образ жизни. |
|
|
Католическая церковь в XI – XIII веках (2ч) |
|||
15 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
|
|
16 |
Крестовые походы. |
|
|
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) (5 ч) |
|||
17 |
Объединение Франции |
|
|
18 |
Что англичане считают началом своих свобод |
|
|
19 |
Столетняя война |
|
|
20 |
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии |
|
|
21 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. |
|
|
Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 ч) |
|||
22 |
Гуситское движение в Чехии |
|
|
23 |
Завоевание турками-османами Балканского полуострова |
|
|
Культура Западной Европы в XI – XV вв. (4 ч) |
|||
24 |
Образование и философия. Средневековая литература и искусство |
|
|
25 |
Культура раннего Возрождения в Италии |
|
|
26 |
Научные открытия и изобретения |
|
|
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века (2ч) |
|||
27 |
Средневековый Китай. Индия, Япония: государства и культура |
|
|
28 |
Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. Повторительно-обобщающий урок и контроль по разделу «Расцвет средневековья», проверочная работа. |
|
|
Введение (1 ч) |
|||
29 |
Наша Родина — Россия |
|
|
Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч) |
|||
30 |
Древние люди и их стоянки на территории современной России |
|
|
31 |
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники |
|
|
32 |
Образование первых государств |
|
|
33 |
Восточные славяне и их соседи |
|
|
34 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности», проверочная работа. |
|
|
Русь в IX — первой половине XII вв. (11 ч) |
|||
35 |
Первые известия о Руси |
|
|
36 |
Становление Древнерусского государства |
|
|
37 |
Становление Древнерусского государства |
|
|
38 |
Правление князя Владимира. Крещение Руси |
|
|
39 |
Русское государство при Ярославе Мудром |
|
|
40 |
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах |
|
|
41 |
Общественный строй и церковная организация на Руси |
|
|
42 |
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси |
|
|
43 |
Повседневная жизнь населения |
|
|
44 |
Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX — первой половине XII в.», проверочная работа. |
|
|
45 |
История и культуры родного края в древности |
|
|
Русь в середине ХII — начале XIII вв. (5 ч) |
|||
46 |
Политическая раздробленность в Европе и на Руси |
|
|
47 |
Владимиро-Суздальское княжество |
|
|
48 |
Новгородская республика |
|
|
49 |
Южные и юго-западные русские княжества |
|
|
50 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в.», проверочная работа. |
|
|
Русские земли в середине XIII — XIV вв. (10 ч) |
|||
51 |
Монгольская империя и изменение политической картины мира |
|
|
52 |
Батыево нашествие на Русь |
|
|
53 |
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
|
|
54 |
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура |
|
|
55 |
Литовское государство и Русь |
|
|
56 |
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси |
|
|
57 |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
|
|
58 |
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. |
|
|
59 |
Родной край в истории и культуре Руси |
|
|
60 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» |
|
|
Формирование единого Русского государства (8 ч) |
|||
61 |
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
|
|
62 |
Московское княжество в первой половине XV в. |
|
|
63 |
Распад Золотой Орды и его последствия |
|
|
64 |
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
|
|
65 |
Русская православная церковь в XV - начале XVI в. |
|
|
66 |
Человек в Российском государстве второй половины XV в. |
|
|
67 |
Формирование культурного пространства единого Российского государства |
|
|
68 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства», проверочная работа. |
|
|
Итоговое повторение по курсу (2ч) |
|||
69 |
Итоговое повторение по курсу |
|
|
70 |
Итоговое повторение по курсу |
|
|
График повторительно-обобщающих уроков и уроков контроля
для 6 класса по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «История. Средних веков» – М.: Просвещение, 2015;
для 6 класса по учебнику «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы) — М.: Просвещение, 2017;
2 часа в неделю, 70 часов за учебный год.
№
|
Тема урока |
Дата |
|
По плану |
По факту |
||
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Раннее средневековье», проверочная работа. |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок и контроль по разделу «Расцвет средневековья», проверочная работа. |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности», проверочная работа. |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX — первой половине XII в.», проверочная работа. |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в.», проверочная работа. |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства», проверочная работа. |
|
|
«Рассмотрено»
Протокол ШМО учителей гуманитарных предметов
от 28.08.2019г. №1.
Руководитель ШМО__________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР ________
30.08.2019г.