12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Щукина Нина Ивановна53 Работаю учителем с 1996 года. По специальности учитель русского языка и литературы. С 2010 года преподаю в школе историю. Получила диплом о переподготовке. Россия, Московская обл., с.Мещерино Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. » |
Рабочая программа по истории, 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
5 класс
на 2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа № 2» Ступинского муниципального района на 2014 – 2019 гг., авторской программы к линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы (Учебное издание: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014).
Программа по истории предоставляет возможность проследить изменение картины мира человека, вокруг которой формировались ценности культуры, структура представлений о мироздании, узнать и понять условия зарождения цивилизаций, особенности её поступательного развития и ценности в эпоху Древнего мира.
Задачи изучения истории Древнего мира:
овладение знаниями о развитии человеческого общества в древности;
формирование ориентиров самоидентификации в окружающем мире, умений применять исторические знания в общении с людьми в современном обществе;
воспитание в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности анализировать информацию из различных источников о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма.
Содержание учебного предмета
Что изучает история. Историческая хронология. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Контрольная работа
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Работа с картой. Кроссворды. Презентация. Проектная работа.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Работа с картой. Сочинения и рассказы по иллюстрациям. Презентация.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Работа с картой. Рассказы по иллюстрациям. Кроссворды.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Работа с картой.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Работа с картой. Рассказы по иллюстрациям. Кроссворды.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Работа с картой. Кроссворды. Контрольная работа.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Работа с картой.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремёсел. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Кроссворды. Презентация.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Работа с картой.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Рассказы по иллюстрациям. Проектная работа.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Работа с картой. Презентация.
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Работа с картой.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. Работа с картой.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Работа с картой.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Рассказы по иллюстрациям.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Кроссворды. Презентация. Проектная работа. Контрольная работа.
На изучение истории в 5 классе по Учебному плану отводится 2 часа в неделю / 70 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- осознание своей идентичности как члена семьи;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира;
- усвоение гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать факты, составлять простой план, формулировать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, взаимодействие с другими людьми в социуме.
Предметные:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений прошлого;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
овладение умениями изучать информацию из различных исторических и современных источников, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
В результате изучения истории Древнего мира
выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государствен-ного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Для отслеживания результатов обучения предусмотрено проведение входящего, промежуточного и итогового контроля.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе практическая часть |
История Древнего мира. 70 часов. | |||
| Введение. | 1 | |
Раздел I. Жизнь первобытных людей. | 7 | к/р - 1 | |
| Первобытные собиратели и охотники. | 3 | - |
| Первобытные земледельцы и скотоводы. | 3 | - |
| Счет лет в истории. | 1 | - |
Раздел II. Древний Восток | 20 | к/р - 1 | |
| Древний Египет. | 8 | Проект - 1 |
| Западная Азия в древности. | 7 | - |
| Индия и Китай в древности. | 5 | - |
Раздел III. Древняя Греция | 21 | ||
| Древняя Греция. | 5 | - |
| Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 7 | - |
| Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | 5 | - |
| Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 4 | Проект - 1 |
Раздел IV. Древний Рим. | 17 | ||
| Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | 3 | - |
| Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 | - |
| Гражданские войны в Риме. | 4 | - |
| Римская империя в первые века н.э. | 5 | - |
| Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | 2 | - |
| Повторение (+ 2 ч. из резерва). | 2+2 | к/р – 1 Проект - 1 |
Итого: | 70 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | ||
по плану | по факту | |||
Введение (1 ч) | ||||
|
| Введение. Что изучает наука история? | ||
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч) | ||||
Первобытные собиратели и охотники (3 ч) | ||||
|
| Древнейшие люди. | ||
|
| Родовые общины охотников и собирателей. | ||
|
| Возникновение искусства и религиозных верований. | ||
Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) | ||||
|
| Возникновение земледелия и скотоводства. | ||
|
| Появление неравенства и знати. | ||
|
| Обобщение. Значение эпохи первобытности для человечества. | ||
Счет лет в истории (1 ч) | ||||
| 1. | Счет лет в истории. Входящая к/р. | ||
Раздел II. Древний Восток (20 ч) | ||||
Древний Египет (8 ч) | ||||
|
| Государство на берегах Нила. | ||
|
| Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | ||
|
| Жизнь египетского вельможи. | ||
|
| Военные походы фараонов. | ||
|
| Религия древних египтян. | ||
|
| Искусство древних египтян. | ||
|
| Письменность и знания древних египтян. | ||
|
| Обобщение. Достижения древних египтян. Защита проектной работы. | ||
Западная Азия в древности (7 ч) | ||||
|
| Древнее Двуречье. | ||
|
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | ||
|
| Финикийские мореплаватели. | ||
|
| Библейские сказания. | ||
|
| Древнееврейское царство. | ||
|
| Ассирийская держава. | ||
|
| Персидская держава «царя царей». | ||
Индия и Китай в древности (5 ч) | ||||
|
| Природа и люди Древней Индии. | ||
|
| Индийские касты. | ||
|
| Чему учил китайский мудрец Конфуций. | ||
|
| Первый властелин единого Китая. | ||
|
| Обобщение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Промежуточная к/р. | ||
Раздел III. Древняя Греция (21 ч) | ||||
Древнейшая Греция (5 ч) | ||||
|
| Греки и критяне. | ||
|
| Микены и Троя. | ||
|
| Поэма Гомера «Илиада». | ||
|
| Поэма Гомера «Одиссея». | ||
|
| Религия древних греков. | ||
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) | ||||
|
| Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | ||
|
| Зарождение демократии в Афинах. | ||
|
| Древняя Спарта. | ||
|
| Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | ||
|
| Олимпийские игры в древности. | ||
|
| Победа греков над персами в Марафонской битве. | ||
|
| Нашествие персидских войск на Элладу. | ||
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч) | ||||
|
| В гаванях афинского порта Пирей. | ||
|
| В городе богини Афины. | ||
|
| В афинских школах и гимнасиях. | ||
|
| В афинском театре. | ||
|
| Афинская демократия при Перикле. | ||
Македонские завоевания в IV веке до н.э. (4 ч) | ||||
|
| Города Эллады подчиняются Македонии. | ||
|
| Поход Александра Македонского на Восток. | ||
|
| В Александрии Египетской. | ||
|
| Обобщение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Защита проекта. | ||
Раздел IV. Древний Рим (17 ч) | ||||
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | ||||
|
| Древнейший Рим. | ||
|
| Завоевание Римом Италии. | ||
|
| Устройство Римской республики. | ||
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | ||||
|
| Вторая война Рима с Карфагеном. | ||
|
| Установление господства Рима во всём Средиземноморье. | ||
|
| Рабство в Древнем Риме. | ||
Гражданские войны в Риме (4 ч) | ||||
|
| Земельный закон братьев Гракхов. | ||
|
| Восстание Спартака. | ||
|
| Единовластие Цезаря. | ||
|
| Установление империи. | ||
Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) | ||||
|
| Соседи Римской империи. | ||
|
| В Риме при императоре Нероне. | ||
|
| Первые христиане и их учение. | ||
|
| Расцвет Римской империи во II в. н.э. | ||
|
| Вечный город и его жители. | ||
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) | ||||
| 1. | Римская империя при Константине. | ||
| 2. | Взятие Рима варварами. | ||
Итоговое повторение (2 ч + 2 ч из резерва) | ||||
| 1. | Повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. | ||
| 2. | Повторение. История Древнего мира. Итоговая к/р. | ||
| 3. | Повторение. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Защита проектной работы. | ||
| 4. | Повторение. Анализ итоговой работы. Итоги года. |