Рабочая программа по истории для 5 класса по УМК А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпы

0
0
Материал опубликован 17 September 2018

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Успенская средняя общеобразовательная школа Тюменского муниципального района

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

________________ Малетина С.С.

Протокол № 1

«29» августа 2018 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

______________Титова Г.А.

«30» августа 2018 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

___________Дородова Л.В.

приказ №302/ОД

«30» августа 2018 г.


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


 

Предмет

История

Учебный год

2018-2019

Класс

5

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2


 

Разработчик программы: учитель истории и обществознания С.С. Малетина


 


 

Успенка, 2018

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения учебного предмета являются:

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов мира.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры, обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира.

Личностными результатами изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов РОССИИ» (ОДНКНР) являются:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметными результатами изучения учебного предмета являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

навыки смыслового чтения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Обучающийся получит возможность научиться:

давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Предметные результаты изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов РОССИИ» (ОДНКНР):

Обучающийся научится:

описывать особенности духовных традиций различных религиозных культур народов России;

понимать историю развития религиозных культур в истории России;

описывать различные явления духовных и религиозных традиций народов России;

устанавливать взаимосвязь между духовными традициями, религиозной культурой и поведением людей;

излагать свое мнение о значении духовных традиций и религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры и (или) светской этики;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Содержание учебного предмета

История Древнего мира. Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток. Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

3. Тематическое планирование учебного предмета

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Введение

1

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Раскрывать значение терминов история, век, исторический  источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

2

Первобытность

7

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

3

Древний Восток

20

Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Характеризовать природно-климатические условия государств   Древнего Востока. Работать скартой в малых группах по единому заданию.

Составлять кроссворды по тематике урока. Составлять рассказ о жизни древних египтян.

Анализировать ответы одноклассников. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.

4

Древняя Греция

21

Давать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и

нормальную жизнь. Объяснять причины и итоги войн, которые  вели древнегреческие государства. Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа  документа. Описывать особенности древнегреческого воспитания. Уметь составлять оценочную характеристику  государственного деятеля. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими.

5

Древний Рим

18

Формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать

отдельные факты. Уметь составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Оценивать поступки Гонория,  Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Уметь структурировать  знания, строить речевые высказывания. Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока).    Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников.    

6

Итоговое повторение курса 5 класса

1

Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Древнего мира в разных областях жизни, повседневности.  Решать кроссворды, проблемные задания.

 

Итого

68

 



 

4. Приложения к программе

Календарно-тематическое планирование

Тема

Урока.

Тип урока.

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

ЦОРы

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

     

план

факт

1

Введение. Что изучает история?

Вводный

Научатся раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник

Смогут участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Будет сформировано осознанное отношение к науке «История»

Изучение содержания параграфа учебника, работа с понятиями, анализ исторических источников

Предварительный контроль

 

03.09

 

Первобытность – 7 часов

Количество трансформированных уроков- 4 , из них:

                • интегрированных –2

                  вне стен школы-1

                  в цифровой среде- 1

2

Древнейшие люди.

 

Урок изучения

нового материала.

(Интегрированный урок – история, биология)

Научатся комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда, собирательство, археолог. Реконструкция. Смогут сравнить первобытного человека с современным, определить отличия человека от животного

Научатся описывать рисунок «Нападение саблезубого тигра» по предложенному плану (учебник стр. 13) (Р, П.).

Научатся работать с исторической картой, определяя места обитания древнейших людей (П).

Смогут в рисунке отобразить собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни (К)

Смогут охарактеризовать достижения первобытного человека и их значение для развития человечества в древности

Формулируют тему и цели урока. Характеризуют условия и образ жизни, первые занятия древнейших людей. Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций. Работают с исторической картой. Отвечают на вопросы.

Предварительный контроль

 

07.09

 

3

Родовые общины охотников и собирателей.

Первые люди в Сибири (РК)

Комбинированный урок.

Научатся показывать на карте места расселения первобытных людей, называть и характеризовать новые изобретения человека, выделять признаки родовой общины

На основе технологии продуктивного чтения, работая с текстом учебника (стр. 15), научатся выделять признаки родовой общины и смогут самостоятельно дать определение «родовой общине» (П).

Научатся описывать рисунок «Родовая община», смогут выдвигать версии по вопросу «Для чего первобытные люди объединялись?». (Р, П).

Научатся высказывать свое мнение, по вопросу «Что помогло нашим предкам выжить с наступлением холода на планете?» (К)

Смогут доказать свое мнение, что изобретение лука, стрелы, копья и гарпуна изменило жизнь людей в глубокой древности

Формулируют тему и цели и задачи урока. Участвуют в обсуждениях вопросов, раскрывают значения терминов, описывают рисунок. Характеризуют каменный век, новые орудия труда, условия и образ жизни. Запоминают даты. Рассказывают устно об исторических событиях, раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий. Отвечают на вопросы.

Текущий контроль

 

10.09

 

4

Возникновение искусства и религиозных верований

Комбинированный урок

Научатся рассказывать о наскальной живописи, характеризовать верования первобытных людей

Научатся выдвигать версии о происхождении наскальной живописи (Р).

Научатся работать с иллюстрациями в учебнике, объясняя, почему первобытные художники часто изображали зверей, какую роль они играли в жизни древнего человека (П).

Смогут высказать свое мнение, для чего археологи раскапывают древние могилы

Научатся оценивать мифы, как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники

Выступают с сообщениями о находках мамонтов. Формулируют тему и цели урока. Проводят поиск

необходимой информации в тексте учебника, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись. Раскрывают смысл терминов. Отвечают на вопросы.

Текущий контроль

Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:

http://www.mhk.spb.ru/

14.09

 

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Жители нашего края в III-I тыс.до н.э. (РК)

Комбинированный урок

Научатся обобщать информацию и делать выводы об изменениях в жизни людей, связанных с появлением земледелия

Смогут описывать жизнь и занятия людей в родовой общине и племени (Р).

Научатся находить достоверную информацию, о том, как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству (П).

Научатся излагать свое мнение по вопросу «Почему возникло земледелие и скотоводство?» (К)

Научаться давать собственную оценку изменениям, произошедшим в результате перехода к земледелию и скотоводству

Формулируют тему и цели урока. Под руководством учителя указывают даты важнейших событий всеобщей истории, проводят поиск необходимой информации, характеризуют условия и образ жизни, занятия людей. Раскрывают смысл исторических понятий. Составляют план текста. Отвечают на вопросы.

Текущий контроль

 

17.09

 

6

Появление неравенства и знати

Комбинированный урок

Научатся обобщать информацию и делать выводы об изменениях, связанных с развитием ремесел

Научатся описывать жизнь и занятия сельским хозяйством по предложенному плану (Р).

Научатся извлекать информацию из текста учебника о появлении ремесел, используя технологию продуктивного чтения (П).

Научатся работать в парах, вести диалог, объясняя причины возникновения государства (К)

Научаться давать собственную оценку изменениям, произошедшим в жизни людей в результате выделения знати

Формулируют тему и цели урока. Рассказывают, как первобытные земледельцы вырастили зерно. На основе текста и иллюстраций учебника, составляют описание орудий труда, технологию их изготовления. Объясняют с помощью учителя

термины. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Текущий контроль

 

21.09

 

7

Контрольно-оценочный урок по теме «Значение эпохи первобытности для человечества»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

(Археологический музей оз. Андреевское)

Смогут проанализировать достижения эпохи первобытности в земледелии, скотоводстве.

Смогут составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания индивидуально и коллективно (П, К).

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Решать проблемные и развивающие задачи с помощью мультимедиа ресурсов.

Смогут выразить свое отношение к достижениям эпохи первобытности.

Отвечают на вопросы. Объясняют термины. Выполняют тестовые задания. Составляю викторины, кроссворды, игры.

Тематический контроль

 

24.09

 

8

Счет лет в истории

Урок-практикум

(Интегрированный урок – история, математика)

Научатся рассматривать события в исторической хронологии, выстраивать события по годам, характеризовать особенности измерения времени у разных народов, показывать особенности летоисчисления н.э. и до н.э., работать с мерами времени: определять век, тысячелетие, решать хронологические задачи, самостоятельно составлять задачи на счет лет в истории

Смогут высказать предположения по вопросу «Почему представления о временах года (сезонах) и их продолжительности сложилось только у первобытных земледельцев, а не раньше?» (Р).

Научатся сравнивать счет лет в древности у древних египтян и у римлян, объясняя различия и преимущества (П).

Работая в парах, научатся писать римские цифры, соотносить дату с веком, решать хронологические задачи (К, П)

Смогут оценить значение хронологии в изучении истории

Формулируют тему и

цели урока. Считают, сколько лет, полных веков и полных тысячелетий продолжается наша эра. Объясняют, как ведется счёт лет до н.э. и н.э.. Используя «линию времени», решают задачи на счет лет в истории

Текущий контроль

 

28.09

 

Древний Восток – 20 часов

Количество трансформированных уроков- 3 , из них:

                • интегрированных –1

                  в цифровой среде- 2

9

Государство на берегах Нила

Изучение нового материала

Научатся показывать на карте территорию и реку Нил государства Египет

Научатся выдвигать версии, формулируя ответ на вопрос «Что стало главной причиной объединения Египта?» (Р)

Научатся объяснять, как река Нил повлияла на становление Египетской цивилизации (П).

Научатся излагать свое мнение по вопросу «Объединения Египта» (К)

Научатся высказывать свое оценочное мнение об объединении Египта

Формулируют тему и цели урока. Показывают на карте и словесно определяют местоположение Древнего Египта. Объясняют разливы Нила, называют природные условия Египта. Читают

историческую карту, описывают местоположение Древнего Египта, называют дату объединения государства. Объясняют значения терминов.

Текущий контроль

История Древнего Египта:

http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru

01.10

 

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Комбинированный урок

Научатся находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий

Знакомясь с иллюстрациями в учебнике, смогут спрогнозировать, чья жизнь была особенно трудной в древнем Египте (Р).

Научатся составлять описание рисунка, приведенного в учебнике по заданному алгоритму (П, Р).

Смогут составить рассказ от имени земледельца, как прошел его день, включая в рассказ описание одежды, земледельца, его дома, обеда, работы на поле (К)

Смогут оценить достижения культуры древних египтян

Формулируют тему и цели урока. Объясняют роль Нила в жизни египтян. Объясняют значения терминов. Перечисляют жителей Египта, делают записи. Работают с текстом учебника. Объясняют значение терминов.

Текущий контроль

 

05.10

 

11

Жизнь египетского вельможи.

Комбинированный урок

Смогут описать жизнь египетского вельможи по приведенным рисункам, документам и материалам параграфа

На основе работы с отрывком из древнеегипетской повести о «Приключениях Синухета», смогут высказать предположение, почему египетскому вельможе необходимо было обязательно вернуться на родину? (Р).

Научатся выделять главное в части параграфа и во всем параграфе (П).

Научатся работать в малой группе по единому заданию, определяя с какой целью, египтяне изображали на стенах гробниц самого вельможу, его семью и слуг (К)

Смогут выразить свое мнение о строительстве гробниц для вельмож и о значении для мировой истории и культуры данного явления

Объясняют значение терминов. Формулируют тему и цели урока. На основе схемы рассказывают об устройстве египетского общества. Рассказывают о жизни, занятиях и быте вельмож.

Текущий контроль

 

08.10

 

12

Военные походы фараонов

Комбинированный урок

Смогут определить причины военных походов фараонов и определить их значение для жизни египтян. Смогут объяснить новые понятия: бронза, пехотинец, боевая колесница, дышло, возница, колесничий, дротик, наемное

войско

Смогут высказать предположение, были ли результаты военных побед одинаковыми для фараонов, командиров и простых воинов (Р).

Научатся описывать египетское войско, используя иллюстративный ряд в учебнике (П).

Смогут подготовить сообщение, используя различные источники исторической информации о военных походах Тутмоса III

Смогут высказать отношение к военным походам египетских фараонов, аргументируя свое мнение

Объясняют значение терминов. Формулируют тему и цели урока. Знакомятся с египетским войском, его

устройством, вооружением. Изучают завоевательные походы Тутмоса. Работают с контурной картой. Называют цели войн фараонов. Перечисляют последствия войн, делают вывод. Заполняют таблицу.

Текущий контроль

 

12.10

 

13

Религия древних египтян.

Значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. ОРКСЭ.

Комбинированный урок

Обучающиеся смогут объяснить значение понятий: религиозные представления египтян о загробном мире, роль жрецов в формировании картины мира древних египтян

Обучающиеся смогут прогнозировать, каких богов и почему египтяне почитали больше всего, а также выяснить, зачем египтяне – язычники строили храмы (Р).

Обучающиеся смогут объяснить, на основе работы с текстом учебника, какие явления природы нашли отражение в древнеегипетской мифологии (П).

Смогут изложить свое мнение, объясняя причины обожествления фараонов (К)

Смогут выразить свое отношение к нравственности и гуманистическим ценностям древнеегипетской цивилизации

Формулируют тему и цели урока. Объясняют значения понятий. Анализируют мифы. Знакомятся с религиозной системой Древнего Египта. Сравнивают религиозные верования египтян и первобытных людей.

Рассказывают о египетских богах.

Текущий контроль

 

15.10

 

14

Искусство Древнего Египта

Комбинированный урок

(Интегрированный урок – история, ИЗО)

Обучающиеся смогут: объяснить значение и особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религиозным представлением древних египтян

Обучающиеся смогут высказать свои версии, объясняя причины строительства пирамид в Древнем Египте (Р).

Обучающиеся смогут найти в разных источниках исторической информации, включая ИКТ, необходимую информацию о строительстве пирамид, храмов (П).

Обучающиеся смогут подготовить монологический рассказ о путешествии по египетским храмам в настоящем времени (К)

Смогут объяснить, почему достижения искусства Древнего Египта стали образцами для многих современных цивилизаций

Формулируют тему и цели урока. Записывают даты событий и термины по их определениям. Работают с картой. Рассказывают о впечатлениях, произведенных искусством Древнего Египта.

Текущий контроль

 

19.10

 

15

Письменность и знания древних египтян.

Комбинированный урок

Смогут охарактеризовать основные составляющие разнообразия египетского общества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину

Смогут высказать свои версии по вопросу «Почему очень трудно было стать писцом в древнем Египте?» (Р).

Обучающиеся смогут сравнить роль в обществе и образ жизни вельмож, писцов, земледельцев, зависимых и рабов, выявлять различия данных слоёв населения (П).

Обучающиеся смогут подобрать материал в средствах массовой информации и Интернете об особенностях древнеегипетской письменности, о развитии научных знаний в Древнем Египте (К)

Смогут высказать свое мнение о знаниях древних египтян и значении этих знаний для мира в целом

Формулируют тему и цели урока. Раскрывают смысл терминов урока. Работают с картой. Знакомятся с датой возникновения письменности. Проводят поиск необходимой информации. Рассказывают о возникновении и системе египетской письменности и т.д.

Текущий контроль

 

22.10

 

16

Контрольно-оценочный урок по теме «Древний Египет».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Смогут проанализировать достижения древних египтян в земледелии, искусстве, науке

Смогут составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания индивидуально и коллективно (П, К).

Смогут сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца (П)

Смогут выразить свое отношение к достижениям древних египтян

Отвечают на вопросы. Объясняют термины. Выполняют тестовые задания. Составляю викторины, кроссворды, игры

Тематический контроль

 

26.10

 

17

Древнее Двуречье.

Комбинированный урок

Научатся характеризовать природно-климатические условия древнего Двуречья и объяснять, какое они оказывали влияние на занятия жителей древнего Двуречья

Научатся выдвигать версии ответа на вопрос «Почему миф о потопе возник именно в Двуречье?» (Р).

Научатся сравнивать по заданным признакам природные условия Египта и Двуречья, указав, в чем их различия. Смогут прокомментировать письменность древнего Двуречья и выделить её особые признаки (П).

Научатся работать в малых группах по заданию «Дать описание рисунков по заданным признакам» (К)

Смогут оценить культурный вклад древнего Двуречья в мировую цивилизацию

Формулируют тему и цели урока. Показывают на карте Переднюю Азию, Двуречье, города. Работают с текстом учебника. Характеризуют отношения между учителем и учениками в писцовой школе.

Текущий контроль

 

07.11

 

18

Вавилонский царь Хаммурапи, его

Законы

Комбинированный урок

Научатся характеризовать законы Хаммурапи, как письменный исторический источник, повествующий о Вавилонском царстве

Научатся по предложенному алгоритму рассказывать о жизни древних вавилонян (Р).

Научатся сравнивать положение рабов в Древнем Египте и Вавилоне и объяснять, как отражались в древних легендах представления древних вавилонян о мире (П).

Смогут высказать и аргументировать свое мнение по вопросу «Почему законы Хаммурапи были объявлены, как законы бога?» (К)

Смогут высказывать суждения о вкладе вавилонян в мировую культуру

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках.

Текущий контроль

Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http: //www, earth- history.com/

09.11

 

19

Финикийские мореплаватели

Комбинированный урок

Научатся давать определения понятиям: пурпур, колонии, алфавит; научатся находить на карте основные финикийские города

Научатся прогнозировать, объясняя причины возникновения финикийского алфавита (Р)/

Научатся определять понятия, сравнивать природные условия Финикии, Египта, Месопотамии, устанавливать причины появления нового типа письма в Финикии, представлять информацию о главных открытиях финикийцев в виде тезисов (П)/

Научатся вступать в речевое общение, излагать свое мнение о вкладе древних финикийцев в мировую культуру (К)

Научатся оценивать культурный опыт древних финикийцев

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Характеризуют условия и образ жизни, занятия жителей Финикии. Работа с текстом учебника.

Текущий контроль

 

14.11

 

20

Библейские сказания.

Основные нормы морали, нравственные, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России. ОРКСЭ

Комбинированный урок

Изучат по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Научатся объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами

Смогут объяснить, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней (Р, П).

Смогут найти главные отличия религии древних евреев от египетской и вавилонской (П).

Смогут назвать главные из десяти заповедей, данных Моисею, и оценить их (К)

Научатся оценивать Библейские мифы и сказания, как исторический и нравственный опыт еврейского народа

Формулируют тему и цели урока. Дают

определение понятия «религия». Работа с картой. Работают с текстом учебника.

Текущий контроль

 

16.11

 

21

Древнееврейское царство

Комбинированный урок

Смогут изучить и проанализировать

Библейские сказания о войнах в Палестине и понять многовековую историю конфликта на Ближнем Востоке

Смогут выразить предположения, почему археологи не находят в древних странах изображений бога Яхве? (Р).

Научатся работать с картой, определяя местоположение древнееврейского царства. Смогут определить, с какими странами торговали израильтяне при царе Соломоне? (П).

Смогут высказать свое мнение по вопросу: «Какие из поучений библейских мудрецов вам кажутся особенно разумными? Почему?» (К)

Смогут дать нравственную оценку ближневосточному конфликту

Формулируют тему и цели урока. Раскрывают значения исторических терминов. Сравнивают исторические события. Проводят поиск необходимой информации в тексте.

Текущий контроль

 

21.11

 

22

Ассирийская держава

Комбинированный урок

Научатся характеризовать значение открытия железа для развития хозяйства и военного дела, показывать на карте основные направления завоевательных походов ассирийцев

Научатся работать по плану, сравнивая армию ассирийцев с другими армиями Древнего Востока (Р).

Научатся, используя технологию продуктивного чтения, анализировать текст учебника, выделяя концептуальную информацию по вопросу «Основные причины падения Ассирийской державы» (П).

Смогут составить письменный рассказ о гибели Ниневии и высказать свою точку зрения о данном историческом событии (К)

Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории

Ассирийской державы

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Выполняют задания в контурной карте. Знакомятся с достижениями ассирийцев. Проводят поиск необходимой информации в тексте.

Текущий контроль

 

23.11

 

23

Персидская держава «царя царей»

Комбинированный урок

Смогут объяснить процесс государственного объединения Древнего Востока (Египта и Западной Азии) в рамках Персидской державы. Получат возможность научиться показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу

Научатся высказывать предположения, почему многие завоеванные народы принимали персидского царя, как освободителя (Р).

Научатся работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы, систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию) (П).

Научатся самостоятельно создавать устные тексты о легендах персидских царей, используя различные источники исторической информации

Научатся оценить действия персов с позиций перса, ассирийца, финикийца, вавилонянина, еврея, египтянина

Формулируют тему и цели урока. Работают с хронологией, находят ответы на вопросы в документах. Характеризуют правление Дария Первого. Составляют рассказ о важных событиях, исторических личностях.

Текущий контроль

 

28.11

 

24

Природа и люди Древней Индии

Комбинированный урок

Обучающиеся смогут характеризовать природу и климатические условия Древней Индии, занятия населения; показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг

Научатся высказывать предположения по вопросу: «Какую пользу, и какие опасности представляли джунгли для человека» (Р).

На основании работы с текстом учебника, используя технологию продуктивного чтения, смогут определить, в чем заключалась вера о переселении душ (П).

На основании работы с текстом «Сказания о Раме» (стр. 99) смогут определить и представить свое мнение по вопросам: «Кто в этом сказании олицетворяет добро, а кто зло? Какие человеческие качества героев привлекают, какие отталкивают?» (К)

Будет сформирован устойчивый познавательный интерес к индийской истории и культуре

Формулируют тему и цели урока. Показывают изученные страны на карте. Работают с текстом учебника. Сравнивают религиозные взгляды индийцев и египтян. Характеризуют человеческие качества.

Текущий контроль

 

30.11

 

25

Индийские касты

Комбинированный урок

Обучающиеся смогут объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны

Обучающиеся смогут спрогнозировать причины широкого распространения буддизма среди жителей Древней Индии (Р).

Обучающиеся смогут сравнить положение различных слоев населения индийского общества (П).

Обучающиеся смогут подготовить сообщение о достижениях древних индийцев, используя различные источники информации (К)

Обучающиеся смогут определять и объяснять свои оценки учения Будды с позиции человека XXI века

Формулируют тему и цели урока. Знакомятся с терминами. Характеризуют условия и образ жизни, занятия разных каст индийского общества.

Объясняют термины. Рассказывают о создании в Индии цифр, шахмат, письма.

Текущий контроль

 

05.12

 

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Духовные традиции, религиозная культура и поведение людей. ОРКСЭ

Комбинированный урок

Научиться раскрывать значение новых терминов: Сын Неба, бамбук, Драконы,

Хуанхэ, Янцзы. Научатся определять и формулировать особенности китайской религии, характеризовать государственное устройство Китая

Научатся высказывать предположения, по вопросу: «Кого, по мнению китайского мудреца, можно считать благородным человеком» и сравнивать свою версию с высказыванием Конфуция (Р).

Научатся работать с разными источниками исторической информации, определяя по карте местоположение Китая, его главных рек (П).

Смогут изложить свое мнение по вопросу: «Прав ли был Конфуций, считавший, что воспитанного человека можно определить по его поведению. Применительно ли это к нашему времени?» (К)

Будет сформирован познавательный интерес к освоению китайской культуры

Формулируют тему и цели урока. Перечисляют культурные достижения индийцев. Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Работа с картой. Объясняют значение терминов.

Текущий контроль

 

07.12

 

27

Первый властелин единого Китая

Комбинированный урок

Научатся рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

Смогут высказать предположения, для чего китайцы строили Великую Китайскую стену (Р).

Смогут аргументировано доказать своеобразие китайской цивилизации, и проявившееся в её достижениях (П).

Научатся работать в группе, составляя кроссворд по тематике урока (К)

Научатся оценивать культурный вклад древних китайцев в мировую цивилизацию

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Слушают

учителя и отвечают на его вопросы. Выступают с сообщениями. Характеризуют жизнь в империи правителей и подданных

Текущий контроль

 

12.12

 

28

Контрольно-оценочный урок по теме «Открытия и изобретения народов Древнего Востока.

Значение культурных достижений цивилизаций Древнего Востока для современности».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научатся выявлять общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю. В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий смогут объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира

Научатся на основе заданного алгоритма производить сравнительный анализ при заполнении таблицы «Что было общего в цивилизациях Древнего Востока, если каждая из них отличалась своим своеобразием» (Р).

Научатся систематизировать, классифицировать изученный материал, заполняя таблицу «Общее и различие в цивилизациях Древнего Востока» (П).

Смогут указать, какими достижениями культуры других стран пользуются в повседневной жизни. Смогут представить в любой иной знаковой системе (К)

Научатся давать свои оценки о значимости цивилизации Древнего Востока для современной цивилизации

Отвечают на вопросы. Объясняют термины. Выполняют тестовые задания.

Тематический контроль

 

14.12

 

Древняя Греция – 21 час

Количество трансформированных уроков- 4 , из них:

                • интегрированных –2

                  в цифровой среде- 2

29

Греки и критяне.

Объяснение нового материала

Научатся определять и комментировать местонахождение Критского царства, Эгейского моря, выявлять и характеризовать отличительные признаки критской цивилизации

Научатся высказывать версии, что помогло царям Крита властвовать на всем Эгейском море (Р).

Научатся анализировать текст, определяя в мифе о Тесее и Минотавре, что сказочного, а что соответствует исторической действительности. Свое мнение аргументировать (П, К)

Смогут выявить нравственный контекст в мифе о Дедале и Икаре

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Характеризуют природные условия Греции. Объясняют причины отсутствия в Греции единого государства. Работают с

текстом учебника. Формулируют к тексту мифа вопросы.

Текущий контроль

 

19.12

 

30

Микены и Троя.

Комбинированный урок

Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о её начале.

Смогут работать с исторической картой и историческим источником

Научатся выявлять основные причины исторических событий; смогут привести примеры (П)

Научатся участвовать в диалоге по вопросу определения географического положения Микен и Трои (К)

Научатся оценивать свою работу на уроке (Р)

Будет сформирован историко-географический образ Микен и Трои

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Работают с текстом учебника, иллюстрациями. Называют дату исторического события.


 

Текущий контроль

 

21.12

 

31

Поэма Гомера «Илиада».

Комбинированный урок

Научатся давать определения понятиям, оценку персонажам поэмы

Смогут осуществлять работу с текстом учебника и дополнительной литературой (Р).

Научатся устанавливать причины появления мифологии у древних греков (П).

Научатся выражать своё мнение о героях поэмы (К)

По итогам знакомства с поэмами Гомера«Илиада» и «Одиссея», будет сформировано освоение общемирового наследия

Формулируют тему и цели урока. Оценивают вклад поэта в историю и культуру, называют дату создания поэм. Читают поэму, объясняют смысл крылатых выражений. Характеризуют поступки героев. Работают с картой.

Текущий контроль

 

26.12

 

32

Поэма Гомера «Одиссея».

Комбинированный урок

(Интегрированный урок – история, литература).

Научатся рассказывать об основных героях и событиях поэмы «Одиссея»

Научатся анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по заданным критериям (Р, П).

Научатся работать с историческим источником, знакомясь с событиями Троянской войны, взятием греками Трои (П).

Смогут объяснить «Почему имя Пенелопы стало нарицательным, о каком качестве женщины хотят, сказать, когда сравнивают её с

Пенелопой?» (К)

Будет сформировано освоение общемирового культурного наследия, знакомясь с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Формулируют тему и цели урока. Оценивают вклад поэта в историю и культуру, называют дату создания поэм. Читают поэму, объясняют смысл крылатых выражений. Характеризуют поступки героев. Работают с картой.

Текущий контроль

 

28.12

 

33

Религия древних греков.

Комбинированный урок

Научатся характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в древнегреческом обществе, рассказывать о том, кто такие герои и почему их почитали древние греки

Научатся выдвигать версии, определяя, кто такие герои и почему их почитали греки (Р).

Научатся сравнивать пантеон богов древних греков и египтян (П).

Научатся давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла (К)

Будет сформировано освоение общемирового наследия, знакомясь с религией древних греков

Формулируют тему и цели урока. Раскрывают

смысл терминов. Работают с текстом учебника. Характеризуют верования древних г Выступают с сообщениями. Пересказывают мифы. Находят сходство религии греков и религии других народов. Называют богов и богинь Древней Греции.

Текущий контроль

 

16.01

 

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Вред жестокости. ОРКСЭ.

Комбинированный урок

Научатся находить на карте и комментировать положение Аттики, занятия её населения, выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

Смогут высказать предположения о том, каким занятиям населения благоприятствовала природа Аттики (Р).

Научатся сравнивать греческий алфавит с финикийским, и выявлять преимущества греческого. На основании работы с текстом учебника, выяснят, из кого состоял афинский демос, чем был недоволен и что требовал? (П).

Смогут высказать свое мнение по вопросу: «Чем отличалось положение рабов в Аттике и в Вавилонии при царе Хаммурапи?» (К)

Смогут дать нравственную оценку законам Драконта

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Проводят поиск необходимой информации в документальном

источнике. Объясняют значение терминов. Характеризуют личность Драконта, его законы. Рассказывают о разорении земледельцев, выявляют причины недовольства демоса.

Текущий контроль

 

18.01

 

35

Зарождение демократии в Афинах.

Комбинированный урок

Смогут проанализировать причины недовольства демоса и прихода к власти Солона

Научатся работать по плану, сравнивая

законы Драконта и Солона (Р, П).

Научатся доказывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия» и её роль в улучшении жизни основной массы народа (П).

Смогут дать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам

Смогут дать оценку реформам Салона с позиции нравственности

Формулируют тему и цели урока. Работают с картой. Называют и характеризуют население Аттики. Инсценируют встрече богатого торговца и аристократа. Анализируют разговор, называют требования демоса.

Характеризуют личность Солона, его реформы.

Текущий контроль

 

23.01

 

36

Древняя Спарта. Мужество-это сила духа. ОРКСЭ.

Комбинированный урок

Научатся показывать на карте территорию древней Спарты, характеризовать государственное устройство древней Спарты, объяснять значение понятий: илоты, периэки, гоплит, фаланга

Научатся выдвигать версии, определяя цели, которые преследовал Ликург, вводя свои законы (Р).

Научатся работать с разными источниками исторической информации, определяя положение различных слоев населения Спарты и доказывая, что спартанское войско было действительно лучшим в Греции (П).

Смогут изложить свое мнение по вопросу воспитания в Спарте, определяя цель, которую преследовало такое воспитание (К)

Анализируя порядки в Спарте, научатся выявлять гуманистические нравственные ценности спартанского общества

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Называют даты исторических событий. Характеризуют местоположение, природные условия Спарты. Объясняют значения терминов.

Текущий контроль

 

25.01

 

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Образ жизни народов на севере Сибири в I тыс. д.н.э. (РК)

Комбинированный урок

Научатся объяснять причины «Великой греческой колонизации», показывать на карте основные территории греческой колонизации, рассказывать о том, как основывались греческие колонии и как жили переселенцы

Научатся выдвигать версии, прогнозируя причины греческой колонизации (Р).

Смогут создать портрет греческого колониста, его образ жизни и занятия (в любой знаковой системе) (П).

Смогут изложить свое мнение по вопросу «Что позволяло колонистам оставаться частью единого греческого народа?» (К)

Будет сформирован историко-географический образ, представление о территории греческой колонизации

Формулируют тему и цели урока. Называют даты исторических событий. Работают с текстом учебника. Работа с картой. Составляют

характеристику территорий. Устанавливают причины восстания скифских племен против Скила. Объясняют смысл высказывания Сократа.

Текущий контроль

 

30.01

 

38

Олимпийские игры в древности

Комбинированный урок

(Интегрированный урок-история, физическая культура).

Научатся характеризовать значение общегреческих праздников в жизни древних греков, рассказывать об организации и проведении олимпийских игр, используя иллюстративный материал различных источников дополнительной информации

Научатся выстраивать версии по вопросу «Значение Олимпийских игр для греков и для сегодняшнего дня» (Р).

Научатся владеть смысловым чтением, вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию с помощью текстовых источников и иллюстраций, которые описывают олимпийские игры (П).

Используя ИКТ, смогут найти информацию об истории Олимпийских игр и выдающихся спортсменах различных олимпиад, представляя их в различных знаковых системах (К)

Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Раскрывают смысл терминов, понятий. Извлекают информацию из картин, иллюстраций. Работа с текстом учебника. Раскрывают сходство и различие современных Олимпийских игр.

Текущий контроль

 

01.02

 

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

Комбинированный урок

Научатся объяснять причины греко-персидских войн, рассказывать о подвиге юноши, сообщившим грекам о победе в Марафоне, сражении при Марафоне

Научатся выдвигать версии по вопросу «Какое значение имела победа при Марафоне для дальнейшей судьбы Греции?» (Р).

Научатся сравнивать персидское войско с греческим (П).

Используя различные источники исторической информации, смогут самостоятельно составить рассказ от первого лица об участии в Марафонской битве (К)

Будет сформировано освоение общекультурного наследия (подвиг греков при Марафоне)

Формулируют тему и цели урока. Рассказывают об Олимпийских играх. Работают с текстом учебника. Работа с картой. Анализируют документ, объясняют смысл предсказания. Объясняют причины победы греков в Марафонском сражении.

Текущий контроль

 

06.02

 

40

Нашествие персидских войск

Комбинированный урок

Смогут называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне, характеризовать военные и морские сражения, анализировать причины победы греков

Научатся определять причины победы греков в войне (Р).

Научатся группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу (П).

Используя различные источники исторической информации, смогут составить собственный рассказ о создании военного флота (К)

Анализируя военные события, научатся выявлять гуманистические и нравственные ценности подвига 300 спартанцев и царя Леонида

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Описывают картину, осуществляют сравнение греческих триер с персидскими кораблями. Анализируют документ, извлекают из него необходимую информацию

Текущий контроль

 

08.02

 

41

В гаванях афинского порта

Пирей

Комбинированный урок

Научатся анализировать изученный материал, сравнивать военный и торговый флот, характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах

Научатся рассчитывать, насколько была возможной покупка раба для каждого грека (Р).

Анализируя изученный материал в технологии продуктивного чтения, научатся сравнивать положение афинских граждан, переселенцев, рабов (П).

Смогут составить рассказ по заданному алгоритму по рисунку «Гавань Пирея» (Р, П, К)

Будет сформирован историко-географический образ афинского порта Пирей

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Работают с текстом учебника. Рассматривают схему, картины, строят по ним рассказ. Характеризуют состав населения Афин. Анализируют документ. Определяют понятие демократии

Текущий контроль

 

13.02

 

42

В городе богини Афины

Комбинированный урок

Научатся рассказывать о наиболее значимых частях Афин

Смогут составить план виртуальной экскурсии по Акрополю (П).

Научатся составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока) (Р)

Научатся формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Анализируют схему, составляют

по ней рассказ. Описывают картину. Объясняют значения терминов. Анализируют документ. Работа с текстом учебника.

Текущий контроль

 

15.02

 

43

В афинских школах и гимнасиях

Комбинированный урок

Научатся выделять особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы

Научатся сравнить обучение греков в афинских и спартанских школах. Смогут ответить на вопрос «Что из греческого образования сохранилось в образовании наших дней?». (П)

Научатся выявлять гуманистические нравственные ценности идей древнегреческих философов

Формулируют тему и цели урока. Объясняют значение терминов. Анализируют высказывания Перикла, объясняют его смысл. Работа с текстом учебника. Анализируют документ.

Текущий контроль

 

20.02

 

44

В афинском театре

Комбинированный урок

Смогут объяснить историю создания и развития театра в Древней Греции, объяснять понятия трагедии, комедии; называть выдающихся авторов трагедий и комедий; приводить примеры их творчества, раскрывать значение театра в жизни Древней Греции и в современном мире

Научатся определять по отрывку литературного произведения его жанр (Р, П).

Научатся изготавливать театральные маски для трагических и комических ролей (П).

Смогут оценивать роль современного театра для общества (К)

Смогут объяснить вклад Греции в историю развития мировой культуры

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Объясняют значение терминов. Работа с текстом учебника. Анализируют документ. Заполняют таблицу. Различают комедию и трагедию.

Текущий контроль

 

22.02

 

45

Афинская демократия при Перикле

Комбинированный урок

Научатся характеризовать деятельность Перикла, называя его заслуги в восстановлении и процветании Афин

Научатся выдвигать версии, оценивая роль и значение народного собрания в жизни Афин в V веке до н.э. (Р).

Научатся составлять развернутый план параграфа (П).

Смогут давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни и деятельности, представляя в разных знаковых системах (К)

Научатся формулировать оценочные выводы о роли Перикла в истории Афин и Древней Греции

Формулируют тему и цели урока. Характеризуют форму правления в Афинском государстве. Объясняют значение терминов.. Работа с текстом учебника. Участвуют в

инсценировке, выполняют проблемное задание.

Текущий контроль

Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

27.02

 

46

Города Эллады подчиняются Македонии

Комбинированный урок

Научатся объяснять причины ослабления Греции, раскрывать роль Филиппа в возвышении Македонии, рассказывать о борьбе эллинов за независимость, используя текст учебника и историческую карту

Научатся выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского (Р). Научатся определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейшие сражения.

Смогут соотносить события с другими важнейшими датами истории Древней Греции и Древнего Востока. Научатся находить и показывать на карте места главных сражений (П).

Смогут проанализировать действия Александра, получившего власть, и изложить свое мнение (К)

Будет сформирован познавательный интерес к истории на примере личности Демосфена

Формулируют тему и цели урока. Называют даты важнейших событий. Работа с текстом учебника. Работа с картой. Формулируют причины ослабления Греции, записывают их в виде тезисов. Анализируют документальный источник.

Текущий контроль

 

01.03

 

47

Поход Александра Македонского на Восток. Жители северного Причерноморья (РК).

Комбинированный урок

Научатся показывать на карте направление походов и территорию державы Александра Македонского, рассказывать о покорении Александром Восточного Средиземноморья

Научатся прогнозировать на основе ранее изученного материала «Будет ли прочной держава Александра Македонского?» (Р).

Научатся составлять исторический портрет Александра Македонского. Научатся сравнивать политический курс Филиппа и Александра, объяснять причины потери независимости Греции (П).

Смогут высказать свое мнение по вопросу «Почему Демосфен не был услышан в Греции?» (К)

Смогут выразить свое отношение к державе Александра Македонского

Формулируют тему и цели урока. Работают с картой. Описывают границы Персидского царства. Анализируют

документальный источник. Объясняют значение терминов. Работа с текстом учебника.

Текущий контроль

 

06.03

 

48

В Александрии Египетской

Комбинированный урок

Научатся называть причины распада державы Александра Македонского. Смогут показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы Александра Македонского, рассказать об Александрии – центре эллинистического мира

Смогут выдвинуть версии о причинах распада державы Александра Македонского (Р).

Смогут, работая с текстом учебника, определить, как греки называли музу истории (П).

Смогут составить рассказ от первого лиц, посетивших древнюю Александрию, включая в рассказ описание маяка, гавани, улиц, музея (П, К)

Смогут объяснить вклад Александрии Египетской в историю мировой цивилизации

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, интернета составляют описание исторических объектов, памятников культуры. Составляют план рассказа. Раскрывают значения терминов. Объясняют значения терминов.

Текущий контроль

Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

13.03

 

49

Контрольно-оценочный урок по теме "Вклад древних эллинов в мировую культуру".

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Смогут называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, места сражения, имя стратега

Смогут подготовить проекты по заданной тематике и их презентацию (Р, П, К)

Смогут определить место и значение древнегреческой цивилизации в мировой цивилизации

Отвечают на вопросы. Объясняют термины. Выполняют тестовые задания.

Тематический контроль

 

15.03

 

Древний Рим – 18 часов

Количество трансформированных уроков- 4 , из них:

                • интегрированных –1

                  в цифровой среде-3

50

Древнейший Рим.

Изучение нового материала

Научатся показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии; рассказывать о природных условиях и древних жителях Италии, используя текст учебника и историческую карту

Рассматривая природные условия Древнего Рима, смогут высказать предположения о занятиях населения (Р).

Научатся анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставляя легендарные сведения с данными археологических раскопок.

Научатся соотносить время возникновения Рима и события, происходившие в Греции (П).

Смогут подготовить и представить сообщение о Древнем Риме, используя различные источники исторической информации (К)

Будет сформировано уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего Рима

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Составляют план рассказа.

Раскрывают значения терминов. Осуществляют сравнение природных условий Аппенинского и Балканского полуостровов. Работают с текстом учебника и отвечают на вопросы. Заполняют таблицу.

Текущий контроль

Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

20.03

 

51

Завоевание Римом Италии

Комбинированный урок

Научатся характеризовать Римскую республику и причины её возникновения, выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром

Научатся выдвигать версии по вопросу: «Причины победы римлян над народами Апенинского полуострова» (Р).

Смогут сравнить по заданным признакам армию римлян с армиями других государств Древнего мира, высказывая суждения о преимуществах римской армии (П).

Смогут объяснить, что в наше время означают выражения «Гуси Рим спасли», «Разделяй и властвуй», «Пиррова победа» (К)

Смогут объяснить крылатое выражение, дошедшее до наших дней, «Пиррова и победа» и объяснить, в каком случае оно может быть применено в сегодняшней жизни

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Объясняют значения терминов. Называют дату истерического события, составляют схему, рассказ схемы. Прослеживают по карте рост территории Римской республики.

Текущий контроль

 

22.03

 

52

Устройство Римской республики

Комбинированный урок

(Интегрированный урок – история,обществознание)

Научатся характеризовать устройство Римской республики, роль сената в Риме

Смогут по предложенному алгоритму и опорным словам сравнить устройство Римской республики и Афинского полиса при Перикле (Р, П).

Научатся систематизировать изученный материал и определять служебные обязанности консулов и сенаторов (П).

Используя материал учебника и ресурс Интернета, смогут подготовить сообщение об одежде римлян, о гаданиях в Древнем Риме (К)

Смогут объяснить вклад Римской

республики в развитие демократических традиций

Формулируют тему и цели урока. Называют даты исторических событий. Работа с картой. Объясняют значения терминов. Работают с текстом учебника и отвечают на вопросы.

Текущий контроль

 

03.04

 

53

Вторая война Рима с Карфагеном

Комбинированный урок

Научатся характеризовать причины конфликта между Карфагеном и Римом, использовать карту при характеристике военных событий Пунических войн, объяснять причины победы Рима в Пунических войнах

Научатся работать по плану и систематизировать материал, заполняя таблицу «Пунические войны (Р, П).

Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по изучаемой теме (П).

Смогут выразить свое мнение о Ганнибале, используя различные источники исторической

информации (К)

Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Объясняют значения терминов. Называют дату исторического события, составляют схему, рассказ схемы. Прослеживают по карте ход событий. Формулируют вопросы на знание хронологии.

Текущий контроль

 

05.04

 

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Римляне и славяне (РК)

Комбинированный урок

Научатся работать с картой в процессе изучения событий по теме «Установление господства Рима в Средиземноморье»

Научатся работать по плану, продолжая заполнять таблицу «Пунические войны» (Р).

Смогут объяснить причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье (П).

Смогут высказывать суждения о последствиях римских завоеваний (К)

Научатся оценивать римские завоевания с нравственных позиций

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Объясняют значения терминов. Анализируют документ, рассматривают картину. Работают с текстом учебника и отвечают на вопросы. Осуществляют анализ высказывания, объясняют его смысл.

Текущий контроль

 

10.04

 

55

Рабство в Древнем Риме.

Комбинированный урок

Смогут определить источники рабовладения в Древнем Риме и объяснить причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян

Смогут высказать предположения, почему рабы работали плохо (Р).

Работая с текстом учебника, смогут доказать, что рабы были бесправны. Научатся описывать рисунок по заданному плану «Рабы в имении» стр. 239 (П).

Смогут изложить свое мнение, когда в домах римских богачей появились образованные рабы и почему (К)

Смогут дать нравственную оценку гладиаторским боям

Формулируют тему и цели урока. Работа с текстом учебника и отвечают на вопросы. Работа с картой. Объясняют значения терминов. Составляют рассказ, готовят инсценировку. Анализируют изображения на рисунках. Сравнивают рабочую силу в странах Древнего Восток, Древней Греции и Древнего Рима.

Текущий контроль

 

12.04

 

56

Земельный закон братьев Гракхов.

Комбинированный урок

Научатся выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Римского государства к концу II века до н.э.

Научатся высказывать предположения о причинах гражданских войн в Риме (Р).

Научатся, работая с текстом учебника, устанавливать причины поражения в гражданской войне в Риме братьев Гракхов (П).

Работая с дополнительными источниками исторической информации, смогут подготовить и представить сообщение о римских именах (К)

Смогут дать нравственную оценку гражданским войнам в Риме

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Называют даты

важнейших исторических событий. Объясняют значения терминов. Работа с текстом учебника и отвечают на вопросы. Оценивают исторические события и личности.

Текущий контроль

 

17.04

 

57

Восстание Спартака. Коллективизм и справедливость. ОРКСЭ.

Комбинированный урок

Научатся рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту

Смогут выдвинуть версии о причинах поражения восстания Спартака (Р).

Научатся работать с исторической картой, прослеживая движение войска Спартака по карте, комментируя события. Научатся разрабатывать краткосрочные проекты на заданную тему «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» (П).

Смогут составить рассказ от имени Спартака, Красса, сенатора (К)

Смогут дать нравственную оценку восстанию Спартака

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой, находят и показывают путь похода Спартака. Воспроизводят рассказ о восстании Спартака по наглядным источникам. Характеризуют личность Спартака.

Текущий контроль

 

19.04

 

58

Единовластие Цезаря

Комбинированный урок

Научатся находить и показывать на карте историко-географи-ческие объекты, связанные с гражданской войной 49-45 гг. до н.э. Научатся давать сравнительную характеристику Красса, Помпея и Цезаря

Научатся высказывать версии: «Почему возник заговор против Цезаря?» (Р).

Научатся выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны, объяснять, чьи интересы защищал Цезарь (П).

Научатся излагать свое мнение, объясняя действия и поступки Юлия Цезаря (К)

Смогут дать нравственную оценку личности Цезаря как полководца, правителя, высказывать суждения о его роли в истории

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Отвечают на вопросы, работают с хронологии, описывают рисунок, составляют рассказ. Работа с текстом учебника, отвечают на вопросы. Анализируют документ. Составляют рассказ на основе учебного текста и картины. Устанавливают связь крылатых выражений с историческими событиями.

Текущий контроль

Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

24.04

 

59

Установление империи

Комбинированный урок

Научатся объяснять причины поражения сторонников республики, объяснять причины завершения гражданских войн в Риме, характеризовать правление Октавиана Августа

Научатся выдвигать версии о причинах падения Римской республики (Р).

Смогут по карте назвать основные события в хронологическом порядке, которые привели к падению Римской республики.

Научатся готовить тематические сообщения и проекты о великих людях последнего века Римской республики (П).

Используя дополнительную литературу, смогут подготовить и представить сообщения о знаменитых римлянах (К)

Научатся давать свои оценки, действиям римских императоров II века

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Отвечают на вопросы,

описывают рисунок, составляют рассказ. Работа с текстом учебника, отвечают на вопросы. Анализируют документ. Составляют рассказ на основе учебного текста и картины.

Текущий контроль

 

26.04

 

60

Соседи Римской империи. Памятники культуры сибирских кочевых народов (РК)

Комбинированный урок

Научатся показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи, рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях

Смогут высказать предположения по вопросу «Почему именно германцы стали самыми опасными врагами Римской империи?» (Р).

Научатся составлять рассказ по рисунку «Захват Римской империи» по заданным вопросам (П).

Смогут подготовить сообщение о германских племенах, используя различные источники информации (К)

Будет сформирован историко-географический образ Римской империи во II веке н.э.

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Отвечают на вопросы, работают с хронологии, описывают рисунок, составляют рассказ. Работа с текстом учебника, отвечают на вопросы. Анализируют документ. Составляют рассказ на

основе учебного текста и картины.

Текущий контроль

 

03.05

 

61

В Риме при императоре Нероне

Комбинированный урок

Научатся характеризовать правление императора Нерона, его отношение к родным, учителям, христианам

Научатся давать характеристику Нерона, используя алгоритм (Р).

Научатся работать с иллюстративным рядом, описывая по заданным вопросам рисунок «Казнь христиан при Нероне» (П).

Смогут подготовить сообщение о Нероне и его воспитателе Сенеке, используя различные источники исторической информации (К)

Смогут дать нравственную оценку правлению Нерона, его личным качествам

Формулируют тему и цели урока. Выступают с сообщениями. Характеризуют историческую личность. Находят ответы на вопросы в тексте. Составляют план текста. Анализируют изображение на картине, составляют по ней рассказ. Анализирует деятельность Нерона, делают выводы.

Текущий контроль

 

08.05

 

62

Первые христиане и их учение. Терпимость к чужим традициям, верованиям. ОРКСЭ.

Комбинированный урок

Научатся раскрывать значение терминов и понятий: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы.

Смогут определить, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи.

Смогут составить портреты исторических личностей

Смогут высказать версии, почему римские власти враждебно относились к христианам? (Р).

Работая с текстом учебника в технологии продуктивного чтения, смогут объяснить причины распространения христианства (П).

Смогут высказать свое мнение, почему сохранили свою ценность поучения Иисуса Христа (Нагорная проповедь) в наши дни (К)

Научатся комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Называют

дату зарождения христианства. Извлекают из рассказа причины возникновения христианства. Анализируют сказание о богаче и нищем Лазаре. Анализируют документ, высказывают свое мнение.

Текущий контроль

Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

10.05

 

63

Расцвет империи во II веке н.э.

Комбинированный урок

Научатся раскрывать значение терминов и понятий.

Получат возможность научиться характеризовать политику Траяна, давать сравнительную характеристику положения раба и колона

Научатся выдвигать версии по вопросу «Почему римские власти враждебно относились к христианам?» (Р).

Работая с текстом учебника в режиме продуктивного чтения, смогут объяснить, откуда появились крылатые выражения «Иуда-предатель» и «тридцать серебреников» (П).

Работая с иллюстрацией в учебнике на стр. 268, смогут высказать свое предположение, о чем священник рассказывает верующим (К)

Будут сформированы собственные мировоззренческие позиции при оценке деятельности императора Траяна. Осознают

социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

проявят заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего ученического коллектива

Формулируют тему и цели урока. Извлекают информацию из рассказа учителя. Работа с текстом учебника. Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий и явлений. Составляют тезисный план по учебному тексту.

Текущий контроль

 

15.05

 

64

Вечный город и его жители

Комбинированный урок

Смогут ознакомиться с архитектурным ансамблем Древнего Рима;

смогут проанализировать смысл выражения «все дороги ведут в Рим».

Смогут оценить назначение общественных учреждений в большом городе Древнего мира Риме

Научатся работать по плану, сверяясь с целью, доказывая, что

II век был действительно «золотым веком» Римской империи (Р).

Научатся сравнивать по заданным признакам «золотой век» республики и империи (Как изменилось положение различных слоев? Кто потерял особые привилегии?) (П).

Смогут подготовить презентации о ранних римских императорах и её представить (К)

Будет сформировано освоение общекультурного мирового наследия на примере древнеримской архитектуры

Формулируют тему и цели урока. Рассказывают о культурной жизни в Древнем Риме. Составляют описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника, энциклопедии, Интернет-ресурсы.

Текущий контроль

 

17.05

 

65

Римская империя при Константине

Комбинированный урок

Обучающиеся смогут определять по датам такие события, как правление императора Константина, легализацию христианства, перенесение столицы Древнеримского государства и место этих событий.

Смогут анализировать и делать выводы, характеризуя основные события имперского периода Древнего Рима.

Смогут сравнить и оценить правовые и нравственные аспекты правления императора Константина

Смогут высказать версии, за что христиане во всем мире почитают Константина и его мать Елену (Р).

Смогут проанализировать причины, позволившие Константину прийти к власти и стать императором. (П).

Научатся умению вести конструктивный диалог на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия разных точек зрения на: методы правления императора Константина; верующих и атеистов; положение рабов и колонов (К)

Смогут оценить мировое значение

становления христианской религии

Формулируют тему и цели урока. Рассказывают от имени приезжего о Риме. Работа с картой.

Характеризуют личность исторического деятеля. Работа с текстом учебника.

Текущий контроль

 

22.05

 

66

Взятие Рима варварами.Жители нашего края в I-III вв. (РК)

Комбинированный урок

Смогут определять по датам век, этапы и место исторических событий.

Смогут обобщать информацию и анализировать причины падения Западной Римской империи.

Смогут применять понятийный аппарат для раскрытия значения событий прошлого и современности (вандалы и вандализм)

Смогут работать с историческими источниками: картой, легендами об Аларихе, Серене; смогут дать оценки исторических событий и личностей; смогут показывать на карте направления переселений варварских племён и их вторжений на территорию Римской империи (Р, П)

Смогут с нравственно-этической точки зрения оценивать поступки и действия исторических личностей (Гонория, Стилихона)

Формулируют тему и цели урока. Работа с картой. Называют даты исторических событий, решают хронологические задачи. Характеризуют исторического деятеля. Называют даты исторических событий. Сроят рассказ на основе картины и карты.

Текущий контроль

 

24.05

 

67

Тестирование.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Научатся работать с исторической картой, характеризуя этапы расширения границ Рима. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности

Научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (Р).

Научатся:

- устанавливать причинно-следственные связи, приведшие к упадку Римскую империю;

- строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы по вопросу

«Почему рабы поддержали готов?» (П);

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и позиции о судьбе Древнего Рима (К)

Смогут оценить вклад римлян в мировую цивилизацию

Отвечают на вопросы. Объясняют термины. Выполняют тестовые задания.

Тематический контроль

 

29.05

 

68

Итоговое повторение по курсу "История Древнего мира".

Урок обобщения и систематизации знаний.

Смогут подготовить презентации, характеризующие достижения культуры древних цивилизаций

Научатся составлять кроссворды, тесты, давать письменные ответы от первого лица на заданную

тему (Р, П)

Научатся характеризовать вклад древних государств в мировую цивилизацию

Составляют викторины, кроссворды, игры по курсу.

Итоговый контроль

 

31.05

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации