Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья старшей группы
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №27 «Чебурашка»
Методическая разработка «Адаптированная образовательная программа
для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
старшей группы»
Воспитатель
Высшая категория
Аннотация
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации образовательной организации детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе выстроена система коррекционно-развивающей работы, указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей; описана система диагностического обследования индивидуального развития детей. Данные рекомендации могут быть использованы педагогами (воспитатель, логопед, психолог), работающими с детьми с ТНР.
Введение
В настоящее время одной из самых актуальных проблем современного общества является организация обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обеспечение государством условий, необходимых для получения качественного образования детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с «Законом об образовании РФ» и ФГОС дошкольного образования, осуществляется посредством организации инклюзивного образования. Самую многочисленную группу детей с ОВЗ составляют дошкольники с нарушениями речи, поскольку речевые нарушения являются самой распространённой патологией психофизического развития. Ученые в области дефектологии наблюдают общее снижение речевых и языковых возможностей у детей. Процессы формирования речевых навыков, сформированность лексико-грамматической стороны речи, осознание языковой реальности у многих детей происходит с опозданием или оказывается нарушенными. Наиболее благоприятным для коррекции нарушенных речевых функций и предупреждения дальнейшего аномального развития является дошкольный возраст.
Для того чтобы обучение и воспитание в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, детям с нарушением речи требуется специализированная помощь. Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования подразумевает поиск уникального, подходящего конкретному ребенку способа взаимодействия с ним. Способ взаимодействия должен включать в себя и особенности физического состояния ребенка, и особенности психического здоровья, и психологический аспект личности ребенка.
Несмотря на уже достаточно длительное внимание к данной проблеме, нельзя сказать, что для педагогов в дошкольном учреждении общеразвивающего типа здесь было все ясно. До сих пор в данной области нет требуемой научной четкости и определенности. В настоящее время в организационно-методической литературе недостаточно разработаны вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи в условиях инклюзивной группы. В рамках внедрения инклюзивной модели образования в дошкольной педагогике одной из важных проблем является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада, отсутствие необходимой методической литературы коррекционного вида, которая необходима при организации ОД детей с ограниченными возможностями. Многие педагоги общеобразовательных учреждений испытывают недостаток знаний, методов, приемов, соответствующей подготовки для работы с ребёнком в условиях образовательного учреждения . У ряда педагогов затруднения в навыках дифференциации учебных планов, программ, методических подходов в организации инклюзивного обучения.
Внедрение инклюзивной практики в систему российского образования оказалось слишком стремительным. Возник целый комплекс вопросов, требующих решения.
Мы разработали адоптированную образовательную программу для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.
Адаптированная образовательная программа (далее - АОП) обеспечивает образовательную деятельность, работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. АОП предусматривается разностороннее развитие воспитанников, коррекция недостатков в его речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей воспитанников в различных видах деятельности.
Цель - является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного, личностного развития воспитанников с ТНР, их позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи реализации АОП:
обеспечивать условия для охраны и укрепления психофизического здоровья детей, их эмоционального благополучия и полноценного развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей,
способствовать овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты,
формировать эмоционально-насыщенную предметно-пространственную развивающую среду, предусматривающую чередование специально-организованной образовательной деятельности и нерегламентированной деятельности детей, способствующей успешному эмоциональному, речевому и интеллектуальному развитию детей, возможности для их самовыражения и саморазвития,
построить систему коррекционно-развивающей работы с детьми, обеспечивающей выравнивание речевого и психофизического развития детей,
создавать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, результатам их деятельности, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству,
максимально использовать образовательную деятельность разных видов, их интеграцию в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, вариативность образовательного материала, позволяющего развивать детей в соответствии с их потребностями, интересами и особенностями,
воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения,
формировать предпосылки к учебной деятельности, обеспечивая преемственность в работе детского сада и начальной школы,
взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников,
обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Коррекционно-образовательный процесс представлен в АОП для детей с ТНР как целостная структура. Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, руководитель физическим воспитанием, педагога-психолога) дошкольной организации, а также при участии родителей в реализации программных требований. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с АОП для детей с ТНР носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Основная часть
ПРИНЯТО: на заседании ПМПк от «… » октября 20.. год | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ Детский сад № 27 «Чебурашка» ___________ Приказ № ……….. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №27 «ЧЕБУРАШКА»
Адаптированная образовательная программа
для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
старшей группы
Иванова Ивана Ивановича
на период с 15 сентября 2019 по 31 мая 2020
ОЗНАКОМЛЕН: Родитель (законный представитель) ________/_______________________ «____»____________________2019 г | |
Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: Иванов Иван Иванович Дата рождения: …. Группа: старшая группа Адрес: | Ф.И.О. родителей: Мать – Иванова Мария Ивановна Отец– Иванов Иван Тимофеевич | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Воспитатели – Петрова Татьяна Николаевна Педагог-психолог – Норсеева Юлия Павловна Учитель-логопед – Коршунова Ольга Александровна |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Заключение … от …. адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. | |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Создание специальных условий для всестороннего развития воспитанника с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного развития, дальнейшей адаптации к жизни и школьному обучению. | |
Общие задачи на период реализации АОП | Способствовать развитию всех психических познавательных процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника. Укреплять физическое и психическое здоровье ребенка, способствовать эмоциональному благополучию. Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности воспитанника, формировать предпосылки учебной деятельности. Консультировать и поддерживать семью, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. | |
Индивидуальные потребности воспитанника в материально-технических ресурсах | нет | |
Режим пребывания ребенка в ОУ | Режим полного дня: 5 дней в неделю. | |
Соматическое состояние | Группа здоровья - I Группа физических занятий – I |
Сетка образовательной деятельности воспитанника
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей с ОВЗ соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки в старшей группе – 4 часа 45 минут (12 занятий). Учитывая коррекционную образовательную нагрузку продолжительность одного занятия не должна превышать – 14 минут.
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Индивидуальные, групповые | Воспитатели |
Психологическая помощь коррекционно-развивающая направленность игровое взаимодействие по развитию эмоционально-волевой сферы с использованием арттехнологий. | 1 раз в неделю
| Групповые Индивидуальные | Педагог-психолог |
Логопедическая помощь | 2-3 раз в неделю | Индивидуальные | Учитель-логопед |
Осмотр врача психиатра, невролога | Начало-конец года (по мере необходимости) | Индивидуально | Врач психиатр, невролог |
Направления коррекционно-развивающей работы
Специалисты | Задачи |
воспитатель | способствовать формированию представлений о себе и окружающем мире, элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; формировать умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним; формировать умения использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении. формировать умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать отношения соответствие между различными множествами и элементами множеств, умение ориентироваться во времени и пространстве. формировать структурные компоненты языка - фонетический, лексический, грамматический; формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции (развитие связной, диалог, монолог); формировать необходимые двигательные умения и навыки. |
педагог-психолог | способствовать развитию психомоторных функций и межсенсорных связей; формировать мыслительную деятельность: стимулировать мыслительную активность, формировать мыслительные операции конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления; развивать зрительно-моторную координацию и формировать графо-моторные навыки формировать предпосылки для овладения учебной деятельностью: умение программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа; стимулировать коммуникативную активность, создавать условия для овладения различными формами общения: обеспечивать полноценные эмоциональные и деловые контакты со взрослыми и сверстниками развивать и тренировать механизмы, обеспечивающие адаптацию ребенка к новым социальным условиям; проводить профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, агрессивных проявлений в поведении; |
учитель-логопед | корректировать дефекты звукопроизношения; способствовать развитию фонематического восприятия; уточнить , расширить и обогатить лексический запас; способствовать формированию грамматического строя речи; развивать связную речь; способствовать формированию коммуникативных навыков общения. |
родители | создавать ситуации успеха, условия для проявления самостоятельности, творческого общения; развивать разнообразные познавательные интересы; стимулировать вопросы причинно-следственного характера; стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности, стремление выполнять нормы и правила, относить содержащиеся в них требования к себе; создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности. |
Перечень программ и методических пособий:
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ТНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной (Программа по преодолению общего недоразвития речи I , II и III-го уровня).
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4до 7 лет). Н. В. Нищевой. (Используется в работе как парциальная программа).
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми ТНР. Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.
Календарно – тематический план работы с детьми с ОНР воспитателя
в старшей группе
на 2018 – 2019 уч. год
| Сетка индивидуальных занятий |
Понедельник | ОО «Речевое развитие» |
Вторник | ОО «Речевое развитие» |
Среда | ОО «Речевое развитие» |
Четверг | ОО «Социально-коммуникативное развитие» ОО «Познавательное развитие» |
Пятница | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
| 1 неделя | 2 Октябрь неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Понедельник | Рассматривание картины «Золотая осень». Учить внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел. Развивать умение выражать в речи свои впечатления. Учить подбирать прилагательные для описания картины. Артикуляционное упражнение «Варим кашу». Развивать артикуляционный аппарат. | Д/и «Скажи ласково». Учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Фонетическая ритмика ([А], [У], [О], [И], [Э], [Ы]). Стимулировать формирование и закрепление навыков произношения | Заучивание стихотворения «Дождик» Продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение. Расширить и закрепить представления об осени. Активизировать словарь. Развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение. | Рассматривание картинки и беседа на тему «Одежда и обувь» Уточнить названия одежды, обуви, головных уборов и их назначение. Активизировать словарь по теме. ЗКР «Часы» Развивать речевое внимание детей. | |
Вторник | Д/и «Что дальше?» составление рассказа по сюжетным картинкам Пальчиковые игры: «Компот», «Стирка». Развивать мелкую моторику, умение действовать в соответствии с текстом. | ГПР Лото «Большой – маленький» Активизировать и расширить словарь по теме «Домашние животные», закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами | ЗКР Д/У «На приеме у врача» развивать речевое дыхание детей. Пальчиковые игры «Паутина», «Жук». Развивать мелкую моторику, умение действовать в соответствии с текстом. Обратить внимание на четкое произношение слов. | Игры на развитие мелкой моторики. Мозаика. Развивать мелкую моторику ребенка. Учить работать по схеме. | |
Среда | Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом) Учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. | Д/и «Что изменилось?» Развивать произвольное внимание и кратковременную память. | Игры Воскобовича Развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность. | Д/и «Цветные коврики» (с усложнением) Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять количественный счет, знание цветов. | |
Четверг | Д/и «Собираемся в гости». Развивать диалогическую речь; приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Дидактическая игра «Будь внимательным» Развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды. | Включение в с/р игру «Семья» Обогащать социально - игровой опыт между детьми, учить взаимодействиям в сюжетах с другими детьми. | Беседа «В автобусе» Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте. Закрепить понятия «водитель» и «пассажир». | |
Пятница | Аппликация «Осеннее дерево» Закрепить приметы осени; развивать умение координировать движение рук и глаз; развивать творческое воображение. | Д\и «Одень Машеньку» (работа с ножницами, раскрашивание) Работа по развитию движений «Кто дальше?» Прыжки. Учить прыгать с продвижением вперед, отталкиваясь обеими ногами. | Музыкально- дидактическая игра «Назови инструмент» Обогащать словарный запас за счет названий музыкальных инструментов. | Упражнение с мячом «Попади в круг». Учить бросать мяч правой и левой рукой в цель. |
| 1 Ноябрь неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Понедельник | ГПР «Один-много» Учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе. | Рассматривание картинки и беседа на тему «Одежда и обувь» Уточнить названия одежды, обуви, головных уборов и их назначение. | Разучивание стихотворения «Ласточка». Продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение. Расширить и закрепить представления о птицах (ласточке). | ЗКР «Найди братца». Закреплять умение определять первый звук в слове. | |
Вторник | Д/и «Что потом?». Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. | Д/и «Ты загадай, а я отгадаю». Учить самостоятельно сделать словесное описание предметов (при затруднении с помощью наводящих вопросов) | Игры на развитие мелкой моторики. Развивать мелкую моторику. Заучивание отрывка стихотворения «Федорино горе» Помочь запомнить отрывок с помощью мнемотехники. | ЗКР «Какой звук в домике живет?» Учить определять и называть первый звук в слове. (а,у,о,и) | |
Среда | Д/и «Веселые матрешки» Развивать память, внимание, логику и мышление. | Наблюдение за животным миром. «Как звери к зиме готовятся». Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду | Д/и «Времена года» Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года. | Игра-экспериметирование «Блестящие комочки» Познакомить с различными видами бумаги. Развивать тактильные ощущения. | |
Четверг | Отгадывание загадок об осени Обогащать и уточнять представление об осени. | Соц. отношения «Кто что носит» Развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки. | Наблюдение за малышами. Беседа «Как мы можем поиграть с малышами?» Формировать потребность в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать доброе отношение к детям младшим по возрасту. | ОБЖ «Спички детям не игрушка» Формировать знания о правилах пожарной безопасности. Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички, огонь, пожар. | |
Пятница | Работа по основным видам движений «С кочки на кочку» Конструирование «Домик для собачки». Создать условия для развития умения строить конуру для собаки из ЛЕГО-конструктора по показу воспитателя. | Музыкальная д/и «Волшебный волчок» Развивать память и музыкальный слух, воспитывать желание повторять знакомые песенки. | Работа с ножницами «Одежда для кукол». Продолжить учить правильно работать с ножницами, вырезать по контуру. | Включение в хороводная игру «Музыкальный калейдоскоп». Совершенствовать музыкально- ритмические и певческие навыки. |
| 1 неделя | 2 Декабрь неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Понедельник | Хороводная игра «Метелица» Обучать умению играть в хороводные игры, запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом. | Настольно-печатная игра «Веселый поезд» Упражнять в определении первого и последнего звука в слове, закреплять навык интонационного выделения звука в слове. Пальчиковая игра «Лыжник» Развивать мелкую моторику, умение соотносить движения со словами. | ЗКР Д/У «В лесу » Развивать слуховое восприятие. Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса. Способствовать развитию артикуляционного аппарата и речевого дыхания. Наблюдение за комнатными растениями. Описание по плану. | Пальчиковые игры: «Мы во двор пошли гулять», «Снежок». Развивать мелкую моторику, умение соотносить движения со словами. Чтение стихотворения «Лягушка», заучивание по схеме |
Вторник | ГПР Лото «Большой – маленький, д/и «Скажи ласково»). Учить образовывать названия детенышей диких животных с помощью суффиксов. Фонетическая ритмика ([А], [У], [О], [И], [Э], [Ы]). Учить управлять своим дыханием | Заучивание стихотворения Манаковой «Транспорт» Закреплять активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт», помочь запомнить стихотворение с помощью мнемосхем. Игры с прищепками: «Грузовая машина», «Тучка», «Солнышко». Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений. |
| ЗКР «Поймай песенку» (с гласными звуками). Обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике. |
Среда | Д/и « Что мы знаем о вещах» Расширять представления детей о правилах безопас-ного поведения в быту; развивать внимание, речь. | Индивидуальная работа в математических тетрадях «Нарисуй вторую половинку». Учить ориентироваться на листе бумаги. | Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом) Развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции. | Д/и «Четвертый лишний» (транспорт) Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. |
Четверг | Д\и «Что такое хорошо и что такое плохо». Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Беседа «Мы помощники» Закреплять знания о работе помощника воспитателя; предметах и орудия труда, продолжать воспитывать уважение к труду взрослых, вызвать желание быть помощником. | Включение в С/р игра «Семья» Обогащать социально - игровой опыт между детьми, учить взаимодействиям в сюжетах с другими детьми. | Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?» Развивать речевую активность, мышление. |
Пятница | Аппликация «Снежные узоры» Уточнять и расширять знания о зиме, рассказать, откуда берутся на окнах снежные узоры; продолжить учить пользоваться ножницами. | Игра-имитация «Морская фигура» Развивать творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости. | Музыкально- дидактическая игра «Назови инструмент». Активизировать словарь за счет названий музыкальных инструментов. | Раскраска «Моя игрушка» Учить закрашивать, не выходя за контур. |
| 1 неделя | 2 Январь неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Понедельник | Выходные | Выходные | Рассматривание картинки и беседа на тему «Профессии». Вспомнить в ходе беседы с детьми знакомые им профессии, уточнить и расширить представления детей о профессиях Артикуляционная гимнастика «Слон» Развивать артикуляционный аппарат. | Разучивание стихотворения «Снежинка» Способствовать запоминанию стихотворения. Учить ответы на вопросы распространенными предложениями. Обогащение словаря: белая, чистая, смелая, хрустальная. | |||
Вторник | Выходные | Выходные | Д/и «Услышишь — хлопни» Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. | Пальчиковые игры «У оленя дом большой» Развивать мелкую моторику, учить четкому произношению слов. Составление рассказа из жизненного опыта «Как мы в театр ходили» Учить составлять рассказ , опираясь на опыт.(с помощью наводящих вопросов воспитателя) | |||
Среда | Выходные | Наблюдение за растительным миром «Для чего нужна вода?» Познакомить детей с основными свойствами воды. | Д/и «Лото «Профессии» Закрепить знания о профессиях, активизировать словарь детей, пополнять словарного запаса | Игра-экспериментирование «Как достать игрушки не намочив руки?».Формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в неё опускать предметы; развивать аккуратность. | |||
Четверг | Выходные | Соц. отношения «Кто что носит» Развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки | Работа с ножницами «Избушка ледяная и лубяная». Учить симметричному вырезыванию. | ОБЖ «Один дома» Формировать и обобщать знания и навыки безопасного поведения детей дома. | |||
Пятница | Выходные | Обводим по точкам животных, раскрашиваем. Развивать умение раскрашивать не выходя за контур. | Игра-имитация «Птички» Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей. | Музыкально-ритмическая игра «К нам гости пришли» Развивать ритмическое восприятие и музыкальную память |
| 1 неделя | 2 Февраль | 3 неделя | 4 неделя | |
Понедельник | Д/и «Что дальше?» составление рассказа по сюжетным картинкам Упражнять в умении придумывать окончание рассказа, развивать связную речь. | Чтение и заучивание стихотворений о феврале. Совершенствовать навыки заучивания стихотворения с опорой на наглядность; упражнять в выразительном чтении стихотворения. | ЗКР «Найди слово» Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Д/и «Найди пару» Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. | |
Вторник | Составление рассказа по картине «Дети играют» Продолжать закреплять умение детей отвечать на вопросы распространенными грамматически правильными предложениями. | Игры на развитие мелкой моторики. Развивать мелкую моторику. | Пальчиковая гимнастика «Звездочки», «Ракета» Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст. | Рассматривание иллюстрации из серии "Защитники Отечества". Беседа по картине Познакомить детей с военными профессиями, расширять активный словарный запас. | |
Среда | Игры Воскобовича Развивать познавательный интерес. | Д/и «Сравни деревья по высоте» Упражнять в сравнении предметов по высоте, повторить названия деревьев. | Экспериментирование «Куда дует ветер?» Показать движение воздуха, его свойство быть невидимым. | Рассматривание энциклопедии о человеке Познакомить со строением скелета человека, учить находить на своем теле части скелета, развивать речь. | |
Четверг | Соц.отношения «Кто я в семье?» Формировать представления о родственных связях. Учить правильно употреблять такие слова как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра. | Культура поведения. Чтение стих. «Медвежонок обедает » Формировать культуру поведения за столом, развивать речь путем ответов на вопросы | Включение в с/р игру «Больница» Обогащать социально - игровой опыт между детьми, учить взаимодействиям в сюжетах с другими детьми. | Включение в с/р игру«Разведчики» Обогащать социально - игровой опыт между детьми, учить взаимодействиям в сюжетах с другими детьми. | |
Пятница | Конструирование «Автобус для зверят» Учить работать по схеме. | Музыкально-ритмическое упражнение Игра «Левая и правая» Развивать чувства ритма, координацию движений, умение находить правую и левую руку и ориентироваться в пространстве. | Рисование с трафаретами «Игрушки» Учить рисовать предмет, используя трафарет и раскрашивать этот предмет, не выходя за контур. | Театр на фланелеграфе «Рукавичка» Побуждать к активному участию в театрализованной игре, Учить использовать различные средства выразительности. |
| 1 неделя | 2 Март неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Понедельник | Составление рассказа с помощью вопросов по картине «Ранняя весна» Продолжать учить составлять повествовательные рассказы по картине; упражнять детей в составлении распространенных предложений . | Заучивание потешек «Весна, весна красна», «Идет матушка весна». Помочь запомнить потешку, учить выразительно читать ее; развивать память, выразительность речи; воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость к произведениям устного народного творчества | Словесная игра «Скажи наоборот» Учить использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух | Беседа «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?» Знакомить с жизнью в естественных природных условиях , приспособлении к среде обитания. |
Вторник | Пальчиковые игры на тему «Весна» Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. | Д/И «Подбери словечко» Расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. | Разучивание стихотворения «Подснежник» Познакомить детей с новым стихотворением поэтессы З. Н. Александровой «Подснежник» Вызвать желание запомнить, стихотворение, выразительно читать, передавая интонации нежности, тревоги, удивления. | Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. |
Среда | Д/и математического содержания «Весенняя полянка» Закрепить умение детей считать в пределах 10(порядковый и количественный счёт), соотносить число и цифру. | Оригами «Насекомые» Учить складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемой-подсказкой, развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук. | Игра «Соедини точки и узнай, в кого превратится гусеница» Способствовать коррекции зрительного восприятия, развитию мелкой моторики рук, умению ориентироваться на листе бумаги. | Загадывание загадок о перелетных птицах Создавать условия для формирования представлений об образе жизни диких птиц. Формировать умение выделять существенные признаки птиц. |
Четверг | Рассматривание и беседа по картине «Жадина». Развивать связную речь, содействовать формированию у детей щедрости, умения делать нравственный выбор. | Аппликация «Скворечник» Формировать умение изображать в аппликации предмет, состоящий из нескольких частей. | Беседа-обсуждение «Опасные насекомые» Расширять знания детей о насекомых. Продолжать закреплять с детьми правила поведения с незнакомыми и знакомыми насекомыми. | Игровая ситуация «Как Миша в лес ходил» Развивать умение решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения. Закреплять правила поведения в лесу. |
Пятница | Пластилинография "Ракета" Развивать мелкую моторику, воображение, фантазию, речь. | Оригами «Бабочка» Учить складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемой-подсказкой, развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук. | Включение в хороводную игру «Веселый хоровод» по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка». Развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи. | Прослушивание музыки, подражающей голосам птиц, «Жаворонки» |
| 1 неделя | 2 Апрель неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Понедельник | Беседа «Кем работают твои родители» (с использованием альбома) Учить строить предложение, способствовать формированию представлений о профессиях своих родителей Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики» Способствовать укреплению мышц артикуляционного аппарата | Словесная игра «Подскажи словечко» Развивать мышление, быстроту реакции. | Пальчиковые игры «Моя семья», «Кисонька- мурысонька… » Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст. | Разучивание стихотворения «Майский жук» Развитие связной речи детей через заучивание стихотворения с помощью пиктограммы Артикуляционная гимнастика «Змейка». Способствовать укреплению мышц артикуляционного аппарата | |
Вторник | Пальчиковые игры (повторение знакомых игр) Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст. Артикуляционная гимнастика «Трудолюбивый язычок» Способствовать укреплению мышц артикуляционного аппарата | Наблюдение за погодой, описание состояния погоды с помощью наводящих вопросов воспитателя. Формировать обобщённое представление детей о весне, включающие знания об весенних явлениях в неживой природе, развивать речь детей. | Д/и «Загадки о насекомых» Учить отгадывать загадки; расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни насекомых | Рассматривание альбома «Насекомые» Расширять знания и представления детей о насекомых, расширять активный словарь ребенка названиями различных насекомых. | |
Среда | Складывание пазлов Развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику. | Дидактическая игра «Кто (что) летает?» Закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память. | Д/и «Кому что нужно» Формировать представления детей о профессиях, обогащать словарный запас. | Игра-эксперимент «Тонет -не тонет» Расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; развивать познавательную деятельность. | |
Четверг | Упражнения «Огорчится ли мама, если… », «Что бы вы хотели пожелать своей семье». | Д\и «Радость и грусть» Расширять эмоциональный опыта; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека | Беседа «Мой домашний адрес» Закреплять знания об адресе (название города, улицы, номер дома, квартиры) | Вовлечение в сюжетно-ролевую игру «Магазин» Обогащать социально - игровой опыт между детьми, учить взаимодействиям в сюжетах с другими детьми. | |
Пятница | Конструирование «Мебель для дома» Формировать умение работать в группе, создавать постройки по условию, использовать взаимозаменяемость деталей. | Оригами «Кораблик» Учить складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемой-подсказкой, развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук. | Вовлечение в игру-драматизацию «Волк и семеро козлят» Развивать творческую самостоятельность, воображение, артистизм, желание участвовать в драматизации. | Рисование «Любимые цветы». Закрепить освоенные навыки и умения в работе с разными материалами. |