Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской республики «Сарапульская общеобразовательная школа № 5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Сарапул Удмуртская Республика
Предмет: изобразительное искусство
Тема:
Возможности интерактивной доски по развитию связной речи на уроках изобразительного искусства с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Составила
учитель изобразительного искусства
Соколовская Н.В.
Актуальность
Особенности развития речи учащихся с умственной отсталостью.
У обучающихся специальной коррекционной школы имеют место недостатки и своеобразие общего речевого развития. Психологи отмечают недостаточность и своеобразие их собственной речи, иногда трудности в понимании обращённой к ним речи. Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений, не умение часто просто повторить их, создают трудности в обучении изобразительному искусству. Речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения речи затрудняют общение ребёнка с окружающими людьми, вызывают у него переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к замкнутости. Ученики затрудняются выразить в речи свои знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ. Нарушение познавательной деятельности и своеобразие личностных качеств у детей, отрицательно сказывается и на других функциях речи: обобщающей, регулирующей, контролирующей. Учащиеся испытывают значительные затруднения в установлении существенных признаков предметов, наблюдается несогласованность между речью и деятельностью, речью и поведением. Недостатки речевой деятельности детей с ОВЗ обусловлены, с одной стороны низким уровнем мышления, а с другой – нарушением высшей нервной деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья страдает и содержание и форма выражения мыслей. К моменту поступления в коррекционную школу практика речевого общения у таких детей невелика, а разговорно-бытовая речь развита слабо. Нарушение усвоения значений слов плохо сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Даже у обучащихся старших классов беден запас слов, часто происходит лишь механическое накопление слов, не растёт уровень их обобщения. По мере развития устная речь ребенка с ОВЗ значительно улучшается. Самостоятельный словарь у этой категории детей может быть определен как разговорно-бытовой с ограниченным запасом слов.
Школьники с нарушениями в развитии, при характеристике свойств и качеств предметов используют одни и те же прилагательные, обозначающие их признаки. Недостаточность словарного запаса приводит к неточному выражению мыслей, чувств, делает разговорную речь примитивной, шаблонной.
На уроках изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе дети получают не только знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования, но и развивают речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности через знакомство с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.
Преимущества работы с интерактивными досками
1.Совместима с программами для всех лет обучения.
2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.
3.Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе.
4.Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и обучащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает речь, мотивацию обучающихся.
Занятия обогащаются благодаря использованию презентаций в программе SMART Boart.
Мы представляем элементы уроков изобразительного искусства, основная цель которых способствовать коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, расширить словарный запас, разнообразить урок, повысить мотивацию.
1.Игра «Что это?»
Данный игровой прием применяется в начале урока. Задача данного приема проверить готовность к уроку, настроить на восприятие нового, повысить интерес к уроку. Продолжи фразу: Сегодня на уроке нам потребуется…Прием: исчезающая фигура
На уроках изобразительного искусства обучающиеся знакомятся с произведениями знаменитых художников, рассматривают и учатся рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
2. Составление рассказа по картине с опорой
В коррекционной работе определенное место следует отвести воспитанию у школьников активного внимания. Дети должны постепенно научиться не отвлекаясь, слушать свою и чужую речь. Поэтому необходимо помнить, что проводимая беседа на первых порах должна быть недлительной, интересной, вызывать у ребенка положительные эмоции. Система коррекционной работы по формировании. Связной речи должна предусматривать постепенной увеличение самостоятельности.
Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности:
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки по опорным словам, самостоятельный рассказ.
Какое время года изобразил автор? …Что изображено на переднем плане?
Назови, что изображено на картине, и опиши
Используя возможности интерактивной доски, обучающиеся составляют предложения и затем уже переходят к рассказу по картине Прием: Затенение экрана, перетаскивание слов
В данном приеме можно сильным обучающимся задать вопрос: Как ты думаешь, какую свою мечту художник выразил на полотне?
3. Знакомство с видами изобразительного искусства.
Данный прием используется на этапе обобщения, закрепления знаний посредством «Т-таблицы» (прием ТРКМ). Обучающиеся составляют рассказ с опорой на иллюстрации, поясняя в чем общие и отличительные сходства. Ученик проводит проверку своего рассказа. Прием: исчезающая фигура, перетаскивание элементов.
4.На обобщающем уроке на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» проводится игра «Знатоки». Цель данного игрового приема: закрепление и обобщение знаний о видах декоративно-прикладного искусства.
Задание: соотнести с картинкой название и особенность народного промысла.
Ребенок проговаривает получившуюся фразу:
Особенность н-р хохломской росписи – это…
Дети с ограниченными возможностями здоровья затрудняются в составлении связного текста, плана связного высказывания, что подтверждает необходимость работы над содержанием связного текста.
В процессе такой работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
-развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
-формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;
-развитие способности удерживать смысловую программу в памяти;
-развитие умения связывать предложения в тексте.
5. «Богородская игрушка»
Цель: познакомить обучающихся с историей промысла, его особенностями, изготовление и раскрашивание игрушки. На этапе закрепления, дается задание : Составьте рассказ об игрушечном промысле. Предложения – опоры скрыты шторкой, также используется прием«перетаскивание».
Обучающиеся составляют рассказы и описания сначала на основе наглядной ситуации, воспринимаемой в момент речи, затем — опираясь на предшествующий опыт, в дальнейшем — на основе прочитанного, наконец, выполняют работы, требующие более творческого подхода к их написанию.
При подготовке к самостоятельной практической работе составляем план выполнения изделия
Особенность данного приема в том, что обучающиеся не только называют этапы работы, но и проверяют и расстанавливают в правильном порядке, еще раз проговаривая этапы выполнения игрушки.
Составление рассказа, исправив допущенные ошибки в тексте.
Развитие речи – одна из центральных задач всей системы работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т.к. они испытывают трудности при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения.
Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.
Заключение
Интерактивная доска - помогает сделать уроки разнообразными и вовлечь в процесс учеников, которым предмет даётся с трудом, что существенно влияет на успешность обучения и помогает им работать в одном темпе с успешными учениками. Интерактивная доска SmartBoard расширяет возможности урока, позволяет использовать максимальное количество разнообразных приёмов, включающие всевозможные наглядные материалы.