Программа детского объединения «Зеленый мир»

9
4
Материал опубликован 1 June 2021 в группе

Направленность программы «Зелёный мир» -естественно-научная.

Актуальность.

Программа детского объединения реализуется в рамках грантового проекта «Сохраним то, что рядом!». Направление проекта познавательное: «От экологии природы к экологии души».

Последние десятилетия экологические проблемы как мирового, так и местного значения выходят на первый план. Люди бьют тревогу о горах мусора, о сохранении естественной среды обитания. Каждый человек может внести свой вклад в защиту родной природы. Формирование экологической культуры необходимо начинать с детства.

  Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья  направлено на формирование элементарных экологических представлений осознанного отношения к объектам окружающей действительности, ознакомление с правилами общения человека с природой для сохранения ии укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома.

Основными источниками содержания программы  «Зелёный мир» выступают экологические образы в  художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания. Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

Программу характеризует  выраженная практическая и профилактическая направленность.

Отличительные особенности программы:

  Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время экскурсий,  при выполнении практических и проектных работ. В разделы добавлены изучение особенностей природы родного края.

Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;

  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  • Положением о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировке адаптированной общеобразовательной программы КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа-интернат».

Программа «Зелёный мир» адресована обучающимся 7 класса.

Объем программы:

Программа будет реализована с 3 сентября 2020 года по 27 мая 2021 года, количество часов - 35.

Форма обучения - очная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Формы проведения занятий: читательские конференции, беседы, поэтические часы, познавательные часы, праздники,  обзоры, выставки, часы информации, экологические конкурсы, викторины, акции, экологические сказки, игры, беседы, праздники, использование икт.

Срок освоения программы - 1 год. Количество учебных недель - 35, учебных дней-35.

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятий 40 минут.

 

Цель: Создание условий для формирования экологической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья через чтение экологической литературы, творческую деятельность и размышления над экологическими проблемами.

 

Задачи:

  1. Способствовать формированию бережного и ответственного отношения к природным богатствам нашего края.

  2. Развитие экологического мышления и познавательного интереса к природе.

  3. Формирование личностного отношения к окружающему миру через организацию  творческой деятельности экологической направленности. 

 

Содержание программы:

 

Учебный план

Программа состоит из 5 разделов, составлена на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Таблица 1. Учебный план

 

п/п

Наименование занятия

Количество часов

Всего

 

Теория

 

Практика

 

Экология и мы

6

3

3

1

Вводное занятие. Добро пожаловать в экологию!

1

1

 

2

Правила техники безопасности на занятиях детского объединения «Зеленый мир», во время экскурсий и походов

1

1

 

3

Экскурсия «Школьный двор золотой осенью»

1

 

1

4

У природы есть друзья – это мы: и ты, и я!

 

1

 

5

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем

1

 

1

6

Здравствуй, лес! Мы попали в край чудес!

1

 

1

 

Красная книга России

4

3

1

7

По страницам Красной книги

1

1

 

8

Красная книга Алтая

1

1

 

9

Создание презентации «Красная книга Алтайского района»

1

 

1

10

Заповедники России

1

1

 

 

Человек и природа

13

8

5

11

Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей.

1

1

 

12

Зеленые страницы

1

1

 

13

Зелёные новости В.Бианки

1

1

 

14

Тайны чудесной страны на журнальных страничках

1

 

1

15

Поэты о природе

1

1

 

16

Природа в живописи

1

1

 

17

С любовью к природе. М.Пришвин

1

1

 

18

Писатели-классики о родной природе.

1

1

 

19

Вести из леса Н.Сладкова

1

1

 

20

Научись с природой в дружбе жить

1

 

1

21

Лес - украшение Земли

1

 

1

22

Путешествие по лесной тропе

1

 

1

23

Мой гербарий

1

 

1

 

Создание малых форм

3

 

3

24

Памятка «Будь природе другом»

1

 

1

25

Дайджест  «Нас в любое время года учит мудрая природа»

1

 

1

26

Информационный буклет «Читаем о природе»

1

 

1

 

Родная природа

9

1

8

27

Растительный и животный мир нашего края.

1

 

1

28

Природные и заповедные места Алтайского района и Алтайского края.

1

1

 

29

Создание презентации животный и растительный мир нашего края.

1

 

1

30

Акция «Сохраним  Алтай  чистым!»

1

 

1

31

Бал цветов

1

 

1

32

Проект «Экология и мы»

1

 

1

33

Проект «Экология и мы»

1

 

1

34

Экскурсия в лесное хозяйство

1

 

1

35

Экологическое ассорти

1

 

1

 

Итого:

35

15

20

 

Содержание учебно-тематического плана:

Экология и мы

Вводное занятие. Добро пожаловать в экологию! Обучающиеся познакомятся с термином «экология»,  узнают какие бывают экологические проблемы общемировые и определят какие экологические проблемы имеются в нашем районе, зависит ли их решение от каждого человека.

Правила техники безопасности на занятиях детского объединения «Зеленый мир», во время экскурсий и походов. Ребята выучат все правила техники безопасности и на последующих занятиях будут их повторять.

Экскурсия «Школьный двор золотой осенью». Зеленый, чистый, ухоженный школьный двор постепенно меняет цвет листвы деревьев на желтый и красный. Ребята полюбуются красотой осенних деревьев, цветов на цветниках школы и осознают, что именно благодаря стараниям школьного коллектива школьный двор имеет чистый и ухоженный вид.

У природы есть друзья – это мы: и ты, и я! На занятии ребята определят какой посильный вклад школьники  могут сделать в деле сбережения и сохранения родной природы.

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем. Экскурсия в осенний парк с целью запечатлеть сезонные изменения в природе.

Здравствуй, лес! Мы попали в край чудес! Экскурсия в осенний парк с целью определить произрастающие там деревья и растения и собрать листья для гербария.

Красная книга России

По страницам Красной книги. Обучающиеся познакомятся с Красной книгой России.

Красная книга Алтая. Обучающиеся познакомятся с Красной книгой Алтайского края.

Создание презентации «Красная книга Алтайского района». На практическом занятии ребята будут работать в творческих группах. Одна группа будет подбирать текстовой материал, вторая группа будет подбирать иллюстративный материал, третья группа создавать презентацию.

Заповедники России. Ребята познакомятся с заповедниками России и Алтайского края.

 

Человек и природа

 

Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей.  На занятии ребята познакомятся с энциклопедическими изданиями: энциклопедиями, атласами-определителями.

Зеленые страницы. На занятии ребята познакомятся с писателями, которые с большой любовью описывают природу на страницах своих произведений.

Зелёные новости В.Бианки. На занятии ребята познакомятся с писателем В.Бианки, узнают почему Бийский музей носит имя прославленного писателя и в игровой форме вспомнят произведения писателя.

Тайны чудесной страны на журнальных страничках. На занятии ребята познакомятся с интересными фактами о природе из журналов «Свирель» и «Свирелька». Практическая работа - самостоятельный поиск информации по темам.

Поэты о природе. На занятии ребята услышат чарующие стихотворения великих русских поэтов о родной природе.

Природа в живописи. На занятии ребята познакомятся с репродукциями картин о природе  великих русских художников.

С любовью к природе. М.Пришвин. На занятии ребята познакомятся с биографией и творчеством М.Пришвина

Писатели-классики о родной природе. На занятии ребята познакомятся с произведениями выдающихся русских писателей о природе.

Вести из леса Н.Сладкова. На занятии ребята познакомятся с биографией и творчеством Н.Сладкова. Произведения Сладкова — книги встреч, открытий, знакомств. Они направлены на формирование доброго отношения юного читателя к природе.

Научись с природой в дружбе жить. На занятии ребята познакомятся с книгами о природе, определят  экологические проблемы и пути их решения. Практическая работа - самостоятельный поиск информации, работа с источниками информации, создание листовки.

 

Лес - украшение Земли. На занятии ребята узнают почему важно сохранить лес, какие экологические проблемы  решают люди сохраняя лес. Практическая работа - определение лиственных и хвойных деревьев, кустарников (работа с карточками, дидактические игры).

Путешествие по лесной тропе. На занятии ребята вспомнят правила поведения в лесу, определят какой вклад школьники могут внести в сохранение леса. Практическая работа - познавательно-игровая программа.

Мой гербарий. На занятии ребята научатся определять листья деревьев и как правильно составлять гербарий. Практическая работа - составление гербария.

 

Создание малых форм

 

Памятка «Будь природе другом». Занятие-проект, на котором ребята творческими группами подготовят памятки по защите природы.

Дайджест  «Нас в любое время года учит мудрая природа». Занятие - проект, где ребята творческими группами оформят дайджест-интересные факты о природе.

 

Информационный буклет «Читаем о природе». Занятие-проект, где ребята творческими группами создадут буклет с рекомендациями интересных книг для детей о природе.

 

Родная природа

Растительный и животный мир нашего края. На занятии ребята познакомятся с растениями, животными Алтая. Виртуальная экскурсия. Практическая работа - поиск информации, дидактическая игра.

Заповедные места Алтайского района и Алтайского края. На занятии ребята познакомятся с природными памятниками краевого значения, в том числе и в Алтайском районе.

Создание презентации  «Растительный мир нашего края». Занятие-проект, где ребята творческими группами создадут тематическую  презентацию.

Акция «Сохраним  Алтай  чистым!». На занятии ребята подготовят экологическую  акцию, которую проведут в школе.

Бал цветов. На занятии ребята познакомятся с легендами, песнями, стихами, музыкальными произведениями, посвященными цветам. Практическое занятие - театрализация.

Проект «Экология и мы». На занятиях ребята создадут фотоколлажи о родной природе и буклеты о книгах.

Экскурсия в лесное хозяйство. На экскурсии ребята сравнят растительный мир парка, который расположен недалеко от школы и леса, за пределами села.

Экологическое ассорти. Итоговое занятие пройдет в познавательно-игровой форме, где ребята вспомнят пройденные темы и закрепят изученный материал.

 

Учебно-тематический план

 

Таблица 2. Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование занятия

Количество часов

Дата

Всего

 

Теория

 

Практика

 

 

Экология и мы

 

 

 

 

1

Вводное занятие. Добро пожаловать в экологию!

1

1

 

03.09.20

2

Правила техники безопасности на занятиях детского объединения «Зеленый мир», во время экскурсий и походов

1

1

 

10.09.20

3

Экскурсия «Школьный двор золотой осенью»

1

 

1

17.09.20

4

У природы есть друзья – это мы: и ты, и я!

 

1

 

24.09.20

5

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем

1

 

1

01.10.20

6

Здравствуй, лес! Мы попали в край чудес!

1

 

1

08.10.20

 

Красная книга России

 

 

 

 

7

По страницам Красной книги

1

1

 

15.10.20

8

Красная книга Алтая

1

1

 

22.10.20

9

Создание презентации «Красная книга Алтайского района»

1

 

1

05.11.20

10

Заповедники России

1

1

 

12.11.20

 

Человек и природа

 

 

 

 

11

Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей.

1

1

 

19.11.20

12

Зеленые страницы

1

1

 

26.11.20

13

Зелёные новости В.Бианки

1

1

 

03.12.20

14

Тайны чудесной страны на журнальных страничках

1

 

1

10.12.20

15

Поэты о природе

1

1

 

17.12.20

16

Природа в живописи

1

1

 

24.12.20

17

С любовью к природе. М.Пришвин

1

1

 

14.01.21

18

Писатели-классики о родной природе.

1

1

 

21.01.21

19

Вести из леса Н.Сладкова

1

1

 

28.01.21

20

Научись с природой в дружбе жить

1

 

1

04.02.21

21

Лес - украшение Земли

1

 

1

11.02.21

22

Путешествие по лесной тропе

1

 

1

18.02.21

23

Мой гербарий

1

 

1

25.02.21

 

Создание малых форм

 

 

 

 

24

Памятка «Будь природе другом»

1

 

1

04.03.21

25

Дайджест  «Нас в любое время года учит мудрая природа»

1

 

1

11.03.21

26

Информационный буклет «Читаем о природе»

1

 

1

18.03.21

 

Родная природа

 

 

 

 

27

Растительный и животный мир нашего края.

1

 

1

01.04.21

28

Природные и заповедные места Алтайского района и Алтайского края.

1

1

 

08.04.21

29

Создание презентации животный и растительный мир нашего края.

1

 

1

15.04.21

30

Акция «Сохраним  Алтай  чистым!»

1

 

1

22.04.21

31

Бал цветов

1

 

1

29.04.21

32

 

1

 

1

06.05.21

33

Проект «Экология и мы»

Проект «Экология и мы»

1

 

1

13.05.21

34

Экскурсия в лесное хозяйство

1

 

1

20.05.21

35

Экологическое ассорти

1

 

1

27.05.21

 

Итого:

35

15

20

 

 

Планируемые результаты освоения программы:

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов, которые распределяются по трем уровням:

первый- приобретение социальных знаний об экологии, об общественных нормах и ценностях, о поведении в окружающем мире, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

второй – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым  ценностям общества (Отечество, малая родина, природа, культура и т.д.), ценностного отношения к социальной реальности;

третий – получение начального  опыта самостоятельного общественного действия,  формирование социально приемлемых  моделей поведения.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • осознание необходимости охраны природы;

  • установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира растений;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, соблюдения правил поведения в природе и бережного отношения к растениям;

  • формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту,  гармонию окружающего мира);

  • развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

  • владение навыками коммуникации и принятыми  нормами социального взаимодействия при выполнении практических работ в классе и во время экскурсий.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем,  иметь осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения;

  • осознавать ответственность за взаимоотношения природы и человека, понимать причины неблагоприятной экологической обстановки

  • правила поведения в природе (в лесу, вблизи и на водоемах и на других природных объектах);

  • природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира, экологические проблемы региона;

  • писателей, поэтов и их произведения о природе.

Учащиеся должны уметь:

  • работать со справочниками и определителями;

  • объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;

  • оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

  • подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

  • приводить примеры загрязнения окружающей среды;

  • приводить примеры взаимодействия природы и человека;

  • проводить подкормку птиц;

  • охранять растения и животных;

  • выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства и т.д.);                                                                                                                      

  • ответственно, бережно  относиться к природным богатствам родного края, осознавая необходимость сохранения окружающей среды;

  • самостоятельно находить экологическую информацию, произведения о природе;                                                        

  • приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства.

                                                        

   Комплекс организационно-педагогических условий:

Условия реализации программы:

Программа будет реализована в школьной библиотеке и в кабинете 7 класса, планируется проведение экскурсий на природу.

Оборудование:

Стол, 12 стульев. Ватман, бумага А3, альбомы для рисования, акварельные краски, гуашь, ножницы, карандаши, кисти, восковые мелки, пластилин, фотобумага,  пленки для ламинирования, офисная бумага, рамки для фотографий А3, А4.

Технические средства обучения:

Телевизор, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер,  сканер, принтер.

Техническое оснащение занятий: аудиовизуальные средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, слайды. Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.

Информационные ресурсы:

Детский телекоммуникационные проект «Экологическое содружество».-Режим доступа: http://www.ecocoop.ru/

Детское экологическое движение «Зеленая планета».-Режим доступа:http://www.greenplaneta.ru/

Красная книга России.-Режим доступа: http://biodat.ru/db/rb/index.htm

Популярная энциклопедия флоры и фауны.-Режим доступа: http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

Птицы Средней Сибири: определитель птиц.-Режим доступа: https://birds.sfu-kras.ru/index.php?f=define

Федеральный детский эколого-биологический центр.-Режим доступа: https://www.ecobiocentre.ru/

Природоохранные социально-образовательные проекты «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы».-Режим доступа: http://эколята.рф/

Формы подведения итогов:

Входной контроль (сентябрь 2020 года) -проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).

Текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.

Промежуточный контроль (декабрь 2020 года) - опрос, отзывы участников детского объединения

Итоговый контроль (май 2021 года) - тест, игровая программа.

Программа обеспечена методическими материалами (методические разработки занятий, тематические подборки материалов, справочная литература, памятки и т.п.), дидактическими (тесты, виртуальные экскурсии, интерактивные плакаты, репродукции картин в соответствии с программой работы, набор карточек «Цветы», «Хвойные и лиственные деревья», «Птицы», игры «Моя цветочная клумба»,«Живая и неживая природа», «Узнай по голосу и описанию», «Алтай», интерактивные кроссворды «Культурные растения», «Старейший заповедник России», пазлы  «Что растет в саду? Что растет в лесу?».- Режим доступа:https://learningapps.org/myapps.php ) и наглядными материалами (презентации к занятиям). На занятиях используются современные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, интерактивные (игровые, проектный метод, педагогика сотрудничества, проблемное обучение).

Описание используемых методик и технологий:

Технология деловой игры - способ обучения через проживание специально смоделированной ситуации, позволяющей раскрыть и закрепить необходимые в работе знания, умения и навыки.

Дискуссии. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты.

Экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием.

Интерактивные методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Деятельность обучаемых носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Личностно-ориентированные технологии. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. 

Личностный подход к ребенку заложен в основу педагогики сотрудничества. Технология сотрудничества - это совместная работа равных. Как считают Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н., надо научить учащихся работать по принципу: «делай, как я». Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата.                                                              

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Метод «круглого стола». В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения изучаемых проблем.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Здоровьесберегающие технологии- сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Информационно-коммуникационные технологии помогают учащимся ориентироваться в информационном потоке, овладевать практическими способами работы с информацией, формируют информационную культуру школьников.

 

Список используемой литературы:

  1. В предгорьях Алтая. Очерки истории и культуры:[Текст]. -Барнаул -Алтайское, 1998. – 385 с.

  2. Верещагина И.В. Зеленое чудо Алтая: Книга о редких и исчезающих растениях Алтайского края:[Текст] / И.В. Верещагина – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1983. – 152с.

  3. Ермаков Д.С. Учимся решать экологические проблемы[Текст]:метод. пособие для учителя/ Д.С. Ермаков. – М.: Школьная Пресса, 2012. - 112 с.

  4. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений:[ Электронный ресурс]. Том 1. – Барнаул, 2006. – 262с.

  5. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных:[Электронный ресурс]. Том 2. — Барнаул, 2006. – 211с

  6. Кучин А.П. Птицы Алтая: воробьиные:[Текст] / А.П. Кучин. — Барнаул, 1982. – 208с

  7. Кучин А.П. Флора и фауна Алтая: [Текст] / А.П. Кучин. – Горно-Алтайск, 2001. – 264с.

  8. Ревякин В.С. География Алтайского края:[Текст]/В.С. Ревякин.-Барнаул, Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры «XXI век», 2004.-192с.

 

Список используемой литературы для детей:

1.Афонькин С.Ю.Деревья [Текст]/С.Ю. Афонькин.-СПб.:ББК, 2011.-96с.

2.Бабенко В.. Мир вокруг нас. Птицы России и Европы. [Текст]: малая энциклопедия/В. Бабенко.-М.:ОНИКС 21 век, 2001.-95с.

3. Горы[Текст]: дет. энциклопедия.-М.:Махаон, 2007.-123с.

4. Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей[Текст].-М.:Махаон, 2006.-127с

5.Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики [Текст] /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

6.Плешаков, А. А. Зелёные страницы [Текст] /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

7.Тайны природы: [Текст].-М.:Махаон, 2007.-123с.

Комментарии

Татьяна, большое спасибо Вам, что поделились с коллегами программой детского объединения! Программа интегрированная, направлена на экологическое образование детей с ограниченными возможностями, содержит практико-ориентированные занятия, что актуально для детей данной группы.

1 June 2021

Спасибо огромное за отзыв, Раиса Поликарповна!

1 June 2021

Татьяна, интересный опыт работы! Спасибо за публикацию!

1 June 2021

Большое спасибо за отзыв, Ольга Николаевна!

1 June 2021