Программа творческого объединения «Театр» для детского летнего лагеря
Программа
творческого объединения «Театр»
педагога дополнительного образования
Добродеевой Елены Васильевны
ДОЛ «Тверца»
2017 год
Данная программа имеет художественную направленность, создана в результате многолетнего опыта работы ее автора с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008; Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации образования детей» от 4.07.2014г.)
Главная цель деятельности объединения «Театр» - организация творческого досуга отдыхающих детского оздоровительного лагеря.
Актуальность данной программы обусловлена складывающимися социальными условиями. В наше время все более возрастает показатель бездуховности молодого поколения, дети - особенно подростки - не хотят посещать библиотеки, музеи, театры, предпочитая им клубы или виртуальные игры. Современная ситуация в стране предъявляет социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, творческих, бытовых, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Именно для решения этой актуальной в современном обществе задачи был создана данная программа, поскольку овладение актерским мастерством непосредственно связано с художественно-эстетическом, нравственным и интеллектуальным развитием личности ребенка наряду с формированием и развитием творческих способностей.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что навыки, которые ребенок получает на занятиях актерским мастерством, а именно: умение логично мыслить, импровизировать, проявлять инициативу, творческую активность, помогут ему не только на сцене, но и в любой сфере деятельности. Кроме того, театральное творчество – источник активных возможностей в воспитании, в становлении характера ребенка, в подготовке его к взрослой жизни в обществе. Театр – это увлекательная форма умного досуга, которая дает возможность сопереживания, значит, воспитывает чувства; поднимает проблемы, заставляющие размышлять, анализировать окружающую жизнь, собственные поступки и поступки других людей.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов), а решает проблемы гармоничного развития личности, т.к. овладение актерским мастерством - универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее их внутренний мир.
Новизна данной программы состоит в применении в работе с детьми и подростками идей заслуженного деятеля искусств России, народного артиста СССР, режиссера и педагога З.Я. Корогодского (продолжателя актерской и режиссерской школы К.С. Станиславского). Опыт занятий З.Я. Корогодского по актерскому мастерству показал, что учить актера профессионально действовать на сцене успешнее прямо в процессе работы над спектаклем или другими творческими проектами, не деля на этапы длительной теоретической и тренинговой подготовки. Это интереснее, увлекательнее, целесообразнее для воспитанников. Метод обучения актеров в процессе создания спектакля называется в театральной школе методом действенного анализа.
Адресат программы: Возраст учащихся 6-18 лет. Группы формируются не только по возрасту, допускается присутствие в группе детей разного возраста исходя из творческой необходимости.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в группах не более 12 - 15 человек.
Цель: интеллектуальное, нравственное, творческое развитие личности обучающегося через овладение элементами актерского мастерства
Задачи:
Образовательные задачи:
научить органично действовать в предлагаемых обстоятельствах («по-живому» видеть, слышать, действовать);
научить выполнять актерскую задачу;
научить приемам логического анализа текста;
Развивающие задачи:
развить интерес к театральному искусству;
развить интеллектуальные способности (логическое мышление, сообразительность, воображение, фантазию);
развить сенсорную систему (память, внимание);
развить исполнительские качества (артистизм, способность к импровизации);
развить творческий потенциал;
развить самостоятельность, активность;
сформировать потребность в саморазвитии;
Воспитательные задачи:
сформировать у обучающихся социальную активность, гражданскую позицию, культуру общения, культуру поведения, дисциплинированность, инициативность;
воспитать эстетический вкус;
воспитать зрительскую культуру;
воспитать ответственность, чувство товарищества, умение сопереживать.
Воспитывать умение работать в команде.
Планируемые результаты:
К концу курса учащиеся должны уметь:
анализировать спектакль с точки зрения работы актеров, режиссера, постановочной части
применять принципы работы актера в работе над ролью
пользоваться выразительными средствами голоса
быть физически раскрепощенными на сцене
общаться с партнерами на сцене в соответствии с образом своего персонажа и его задачей
Формы проведения занятий: традиционная, собеседование, репетиция, спектакль, представление, концерт.
Итоговая работа:
Показ спектаклей.
План работы на смену творческого объединения «Театр». Педагог дополнительного образования Добродеева Елена Васильевна |
|||
1 день Заезд детей. Отрядные знакомства. Прослушивание студийцев. Вводное занятие Техника безопасности |
2 день Знакомство с театром как видом искусства. Читка пьесы «Ай да Мыцик» Актерские этюды |
3 день Актерские тренинги. Открытие 2 смены. Торжественная линейка. Читка пьесы «Тетя дяди Федора» Актерские этюды |
4 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Подбор реквизита к спектаклям |
5 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
6 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
7 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
8 день Создание декорации к спектаклям Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
9 день Создание декорации к спектаклям Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
10 день Создание декорации к спектаклям Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
11 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Премьера кукольного спектакля «Ай да Мыцик» (1 состав) |
12 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
13 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
14 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
15 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
16 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Репетиция кукольного спектакля «Ай да Мыцик» Репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
17 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Съемка кукольного спектакля «Ай да Мыцик» (2 состав) Репетиция – связка эпизодов спектакля «Тетя дяди Федора» |
18 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Съемка кукольного спектакля «Ай да Мыцик» (2 состав) Прогонная репетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
19 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Съемка кукольного спектакля «Ай да Мыцик» (2 состав) Прогонная епетиция спектакля «Тетя дяди Федора» |
20 день Актерские тренинги. Тренировка четкости и ясности произношения Премьера спектакля «Тетя дяди Федора» |
21 день Сбор актеров – прощальный капустник. До свидания лагерь! Отъезд детей. |
Содержание курса
Вводное занятие.
Организационные занятия. Формирование групп учащихся. Входной контроль в форме этюдов, упражнений, распределение учащихся по творческим проектам. Техника безопасности.
Театр как вид искусства
Беседа на темы:
Театр - искусство синтетическое
Театрально-декорационное искусство
Знакомство с профессией актера
Понятие режиссуры.
Актерские тренинги*
Задания по сценическим группировкам, мизансценированию
Например:
- Выстроить статические композиции: «обознался», «коридор школы», «прием гостей» «спортплощадка».
- повторить кадр из фильма\спектакля так, чтобы было видно зрителям, сидящим в трех точках комнаты.
- Упражнение «Замри!»: группа двигается, затем замирает в любых позах. Преподаватель обозначает место действия, воспитанникам нужно оправдать свою позу.
- Оправдать позы в парах: Пара воспитанников начинает действовать, педагог задает им место действия. В определенный момент педагог прерывает этюд, и пара застывает в последний мизансцене. Одного из действующих лиц педагог заменяет другим партнером и задает новое место.
Задания на выработку коллективности, взаимосвязи.
Например:
- Парные, согласованные беспредметные действия.
- Передавать воображаемые предметы по кругу, все время меняя предмет, с которым действуете и\или цель действия
Задания на развитие логики и последовательности.
Например:
- Продолжительное беспредметное действие (делать прическу, готовить определенное блюдо, чинить карандаш, одеваться, шить и т.д.). Следить за логикой, последовательностью, по возможности проверять на настоящем предмете.
- Без остановки говорить 3-5 мин на определенную тему.
Упражнения на развитие сенсорного аппарата
Например:
- Упражнение «Зеркало»: педагог задает жесты, а воспитанники должны их повторять как можно точнее и быстрее. Для старшего возраста упражнение можно усложнить: жесты повторяются с задержкой на один или два.
- Упражнение «Экстремальный поход»: Воспитанники ходят по комнате, а педагог задает определенные обстоятельства их «путешествия» (болото, горячий песок пустыни и жара, лава и т.д.)
- Упражнение «Лучший слух»: нужно услышать как можно больше звуков за минуту.
- Упражнение «Баранья голова»: воспитанники называют предметы по цепочке, каждый раз произнося все названные до них. Важно не полагаться на механическую память, а представлять предметы.
Основы сценической речи*
Упражнения на развитие выразительных средств голос
Например:
- Издавать звуки, подражая животным, птицам или насекомым
- Надувать щеки, и шлепать по ним ладонями, спуская воздух
- Вытягивать язык максимально далеко
- Корчить рожицы
- Произносить слоги АМ-ОМ, УМ-ЭМ, ИМ-ЫМ один громко, другой тихо, ускорять темп.
- Произносить гласные громко-тихо-громко: А-а-А, О-о-О и т.д.
- Произносить слог или слово несколько раз, каждый раз повышая голос на тон, затем понижая.
- Произносить слово, «заполняя» звуком сначала маленький шарик, затем большой шар, комнату, зал.
- Скороговорки.
Репетиционная работа
Чтение пьесы.
Разбор пьесы по фабуле.
Обсуждение решения будущего спектакля.
Построение логики событий в сценарии.
Поиски сверхзадачи.
Поиски перспективы, сквозного действия персонажа, второго плана.
Уточнение задачи действующего персонажа в событии.
Выстраивания конфликта.
Организация коллективного сотворчества.
Поиски сверхзадачи.
Поиски перспективы, сквозного действия персонажа, второго плана.
Выстраивания конфликта.
Этюдное исследование события эпизода, картины.
Поиски органического действия на сцене.
Поиски мизансцен.
Репетиции-связки эпизодов
Прогонные, генеральные репетиции.
Итоговые занятия: показ спектаклей, представлений
*Для актерских тренингов и упражнений на развитие голоса выделяется 10-15 минут занятия.
Условия реализации программы:
Материально – техническое обеспечение образовательной программы
Отдельное помещение;
Музыкальная аппаратура;
Ширмы и постановочные конструкции;
Осветительная аппаратура;
Наличие оборудованной сцены;
Материал для изготовления декораций (канцелярские товары, пиломатериал, ткани);
Материал для изготовления костюмов, реквизита и бутафории;
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы и формы занятий:
Беседы.
Занятия, посвящённые обсуждению творческих задач.
Групповые и индивидуально-групповые репетиции.
Коллективные и индивидуальные упражнения по актёрскому мастерству и сценической речи, игровые принципы.
Коллективные постановочные репетиции.
Творческие дискуссии.
Спектакли.
Критерии оценки уровня знаний:
Высокий:
отличное знание основных принципов работы актера;
умение быть полностью физически раскрепощенными на сцене;
умение сценически правдиво и верно передавать образ роли;
умение пользоваться выразительными средствами голоса;
умение общаться с партнерами на сцене в соответствии с образом своего персонажа и его задачей;
Средний:
хорошее знание основных принципов работы актера;
умение быть почти полностью физически раскрепощенными на сцене;
умение почти постоянно общаться с партнерами на сцене в соответствии с образом своего персонажа и его задачей;
умение почти постоянно сценически правдиво и верно передавать образ роли;
Низкий:
удовлетворительное знание основных принципов работы актера;
умение быть полностью физически раскрепощенными на сцене;
умение почти постоянно органично, осознанно существовать на сцене;
частичное умение сценически правдиво и верно передавать образ роли;
Методическая литература:
Сценическое действие. Методические рекомендации для преподавателей театральных отделений ДШИ. МК – М., 1988 - 156с.
Гвоздев А. Н. Современный литературный язык. Сборник упражнений. М.: Просвещение, 1964. – 187с.
Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Изд-во "ГИТИС", 2005. -576с.
Демин В. П. Действенный анализ -М.: Просвещение, 1995. - 386 с.
Кох И. Э. Основы сценического движения - М.: Просвещение, 1979. - 222с.
Список литературы для преподавателя:
Алперс Б. В. Театральные очерки. В 2 т. — М., 1977.
Корогодский 3. Я. Этюды и школа. - М.: Советская Россия, 1978.-ПО с.
Петров В. А. Нулевой класс актера - М.: Советская Россия, 1985. - 80 с.
Попов П. Г. Жанровое решение спектакля - М.: Советская Россия, 1986. - 144 с.
Рутберг И.М. Пантомима. Движение и образ- М.: Советская Россия, 1981. - 160 с.
Шрагина Л. И. Логика воображения. - М.: Народное образование, 2001. -192 с.
Приложение 1
РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН НА СМЕНЫ 2017 ГОДА.
Кукольный спектакль «Ай да Мыцык» (4+)
Спектакль «Тетя дяди Федора» (6+)
Приложение 2
Сокращенная пьеса Е. Чеповецкого
АЙ ДА МЫЦЫК!
М ы ц ы к, мышонок.
К ы ц ы к, котенок.
Тетушка Марина, актер (живой план).
Мыцык: Здравствуйте, друзья, разрешите представиться, меня зовут Мыцик. Я живу в этом шкафу вместе с тетушкой Мариной. То есть тетушка Марина не в шкафу живет, а вообще в квартире, а так мы соседи.. Только она меня почему-то боится.. А чего меня бояться? Я совсем не страшный, правда?
Я не зверь-людоед
И не злая птица,
Я сосед-домосед,
Я мышонок Мыцык!
Музыка: трек 02 выход тетушки Марины
Ой, слышите? Идет тетушка Марина. Спрячусь пока, не буду ее пугать, а то визгу сейчас будет...
Тетушка Марина: Ах ты горе какое! Я живу одна, и мне так страшно от того, что в доме поселился огромный и страшный мышь! Никак не могу его поймать. (К зрителю) А вы не видали здесь огромного мыша? Такого серенького, страшного-страшного? Не знаю прямо, что делать. Ничего в доме оставить нельзя — все грызет и грызет. Еще заберется когда-нибудь ночью в постель и загрызет меня! Ну что делать? Что делать? (Задумывается.) А -а-а, я знаю, что делать! Я придумала! Я сейчас сделаю ему такой подарочек, такой подарочек, что он у меня сразу запляшет!
Мыцык: Ух, ты ... тетушка Марина собирается сделать мне такой подарочек, что я запляшу. (Пляшет.) Там-там-тра-та-там! (Спохватывается.) А за что мне подарок?! Разве у меня сегодня день рождения? Совсем нет... А-а-а, наверное, за то, что я ей помогаю. Это я нагрыз такие дырочки. Конечно, если бы не я, тетушка Марина умерла бы с голоду, ни за что не догадалась бы, где что лежит.
Музыка: трек 02 выход тетушки Марины
Мыцык: Ой, это она! Спрячусь, а то сюрприза не получится.
Тетушка Марина оставляет коробку. Мыцык трогает торчащий хвост.
Мыцык: Хи-хи-хи... Как хорошо пахнет. Молоком ... и шкуркой.
Кыцик: Мяу!
Мыцык: Это мне, наверное, показалось.
Какой красивый пушок! Интересно, что там к нему привязано? Раз — взяли! Еще раз — взяли!.. (Пробует тащить)
Кыцик: Кто меня дергал за хвост? А? (Поднялся, пнул с дивана коробку.) Ка-ак дам! (Лег снова, захрапел. Капризно: Хочу сметанки! Где сметанка?
В дальней норке показался Мыцык. Он рассмотрел дремлющего кота и сказал.
Мыцык: Ой-ё-йой, какой большой мышонок! Красивый, с бантом!.. А я весь серенький, и банта у меня нет. Как же я пойду знакомиться с таким франтом?! А-а-а, я знаю! Я сделаю, как тетушка Марина, когда к ней приходят гости. Она раскрашивает себя этими красками. Сейчас я тоже стану красивым! Ну а теперь я надушусь! Фи, как пахнет. Бедная тетушка Марина — каждый день ими душится...
Кыцик: Фи, от кого это пахнет духами? Бр-р-р!
Мыцык подходит ближе.
Кыцик: Не хочу! Перестаньте пахнуть! А-а-пчхи! (Мыцык подошел еще ближе, Кот зачихал сильнее)
Кыцик: А-а-пчхи! Ох! (Падает на спину, стонет и замолкает.)
Мыцык: Ой, меня застрелили... Нет, я еще живой. Это он пропал. Эй, эй, пожалуйста, не бойся, я тебя не съем! Честное мышиное!.. Я... я за тебя заступаться буду!.. Ой, не дышит. (Прикладывает ухо к животу кота.) Сердце не стучит. (Тянет за усы.) Умер! От страха умер. Меня испугался... Что же мне теперь делать?! (Плачет.) Погиб подарочек! Мой хорошенький, мой красивенький подарочек! О, я несчастный... Ой-ё-йой... О! я знаю, что делать! Когда тетушка Марина падает в обморок и кричит «умираю!», она пьет из бутылочки... (Убегает и возвращается с бутылкой. На ней этикетка с надписью «Валерьянка».) ...Вот что она пьет! Валерьянку! Фи, как она пахнет. Сейчас!
(Льет на нос котенка валерьянку. Тот поднял голову, заметил бутылку, схватил ее и, обнюхав, стал жадно пить.)
Кыцик: (пьет). Мурлы-мурлы-мурлы!
М ы ц ы к. Молодец, половину вымурлыкал!
Котенок посмотрел на Мыцыка и стал икать: «Нк... ик... ик...»
М ы ц ы к: Ой, что это? У тебя икота! Ты, наверное, хочешь есть?
Кыцик: Нет, я лучше это выпью, это вкуснее (допивает и пьянеет) Это что? ВАЛЕ-ВАЛЕ ВАЛЯНКА
(поцеловал бутылку). Эх, хорошая валянка! (Начинает куролесить: валяться и делать стойки. Потом подходит к Мыцыку) Ты знаешь, кто я такой?
Мыцык (в сторону). Какой смешной! Скажу, что не знаю... Не знаю.
Котенок. Не знаешь?! (Растерялся.) И я... ик... не знаю..
Мыцык. Хи-хи. а ты меня больше не боишься?
Котенок. Я?!. Я... ик... никого не боюсь. Послушай, ты мне друг?
М ы ц ы к. Конечно, друг.
К о т е но к. Дай я тебя... ик...
М ы ц ы к. Что... ик?
Котенок. Поцелую.
Обнимает Мыцыка и облизывает.
М ы ц ы к. Ой, ой, не щекочись! Я боюсь щекотки! Хи-хи-хи! (Наконец, освободился, перевел дух.) Послушай, а как тебя зовут?
Котенок. Меня зовут Кыц-ик!
Мыцык. О, а меня Мыц-ик. Как здорово!Мы с тобой, наверное, однофамильцы. Давай веселиться!
Кыцык. Давай!
Мыцык и Кыцык поют и приплясывают.
К ы ц ы к.
Каждый день на белом свете
Происходят чудеса!
М ы ц ы к.
Появляются в буфете
Масло, сыр и колбаса.
Вместе.
Тра-та-та, чудеса, Это просто чудеса!
Правда, весело?
К ы ц ы к. Да, с тобой очень весело. А во что мы еще будем играть?
Мыцык: Мы будем играть... будем играть... Я знаю, во что мы будем играть - в кошки-мышки! Хорошо?
К ы ц ы к. Хорошо. А где мы возьмем мышку?
М ы ц ы к. Хе-хе, мышка-то найдется. А вот ты лучше скажи, где мы возьмем кошку?
Кыцык. Кошку?! (Возмущенно.) То есть как это «где мы возьмем кошку»?! А я, по-твоему, кто такой?
Мыцык: Ты... ик... ик... ты кошка?! •
Кыцык. Даже кот!
Мыцык. Ой... ик. А я... я... мы... мышка.
Кыцык (двигаясь за ним). Что же ты сразу не сказал? Ах ты обманщик! Такой маленький и уже обманщик! Вот я тебя сейчас поймаю!
Мыцык За... зачем поймаю?
К ы ц ы к. Не знаю, но поймаю... Потому что я кошка.
Музыка: трек 04 погоня
М ы ц ы к. А я удеру.
К ы ц ы к. Почему?
М ы ц ы к. Потому что я мышка.
Кыцык. Ах так?! Ну, держись!
Кыцик: Мяуууууу!
М ы ц ы к Ой-ё-йой...Ну, ну почему же ты больше за мной не гонишься?
Кыцык «Почему, почему?» Потому что меня не отпускает этот противный сыр.
Мыцык. Ну да, я тебя понимаю: он такой вкусный, что от него не так просто оторваться. Я могу просидеть в нем целый день.
Кыцык (пытаясь вырваться). А я не хочу сидеть в нем целый день!
М ы ц ы к. А ты хоти, потому что, когда вкусно, тогда весело!
К ы ц ы к. И-и-и, не хохочу, не хохочу, не хохочу! Отпусти меня-я-я! (Рыдает.)
М ы ц ы к. Ой, так ты на самом деле плачешь?
Кыцык. Да-а-а...
М ы ц ы к. А я думал, что это ты так радуешься.
Кыцык. Помогите-е-е!
М ы ц ы к. Хорошо, хорошо, сейчас тебе помогу. Я же не знал, что ты не любишь сыра.
Мыцык убегает и возвращается топором.
Кыцык. Стой! Что ты хочешь со мной делать?
М ы ц ы к. Не бойся, я только сыр отпилю, честное мышиное! Потерпи минуточку.
Музыка: трек 05 пила
Кыцык. Ну, теперь ты от меня не уйдешь!
М ы ц ы к. А ты еще без меня жить не можешь?
К ы ц ы к. Не могу! (Бросается на Мыцыка.)
Мыцык: Вот и тетушка Марина без меня тоже жить не может...
Музыка: трек 04 погоня
Гоняются друг за другом.
Музыка: трек 02 выход тетушки Марины
На шум появляется тетушка Марина.
Тетушка Марина. Как болит голова от этого шума! Одно хорошо: надеюсь кот поймает наконец этого мыша.
О боже, какой беспорядок!
Это ты все разгромил? Разбойник!
Слышно, как она расправляется с Кыцыком.
М ы ц ы к. Это тетушка Марина из Кыцыка пыль выбивает.
Появляется рыдающий К ы ц ы к. На голове у него повязка из полотенца.
Кыцык. Ой, моя голова! О, мяу-у! Ой, мои лапы! Ой, помогите! Мяу-у-у...
Мыцык: Кыцык, тебе больно?
Кыцык. 0-очень! 0-ой!
М ы ц ы к. Ты даже не можешь бегать?
Кыцык. Не-е могу.
Мыцык выходит из укрытия.
Мыцык. Даже за мной?
Кыцык. Даже за тобой. Ой, ой, ой!..
М ы ц ы к. Ну тогда я тебе сейчас помогу. Когда у тетушки Марины болит голова, она ложится на диван и спит. Ложись тоже...
...Вот сюда. Этот диван мягонький-мягонький, и у тебя все пройдет!
(Помогает ему улечься на подушку.)
Кыцык (стонет). Пройдет?
Мыцык. Непременно.
Кыцык (со слезами в голосе). А ты от меня не уйдешь?
Мыцык. Не уйду, потому что ты ведь меня любишь, правда?
Кыцык. Очень... Ну почему я так люблю мышей? Сам не знаю. (Засыпает.)
М ы ц ы к (осторожно подошел к нему и стал баюкать). ...А-а, а-а, баю-бай!.. Спи, спи, подарочек. Ох и тяжелый ребенок! Спи, я тебя сейчас укрою
Музыка: трек 02 выход тетушки Марины
Появляется тетушка Марина с полотенцем на голове.
Тетушка Марина. Ох, Болит голова! Ох! Никогда еще у меня не было такого разгрома! Хорошо хоть шуметь перестали, значит кот поймал мыша. Больше мне некого будет бояться ни ночью, ни днем. Вот как хорошо. (Прислушивается.) А что это так тихо?.. И Кыцыка не слыхать. Кис, кис, кис!.. Никого... И никто не шуршит... Ну да, я же теперь совсем одна. Ой, как страшно, когда тихо. Еще страшнее, чем когда шуршит... Вот сейчас кто-нибудь зашуршит, и я успокоюсь. (Прислушивается.) Нет, не шуршит... Ой, как страшно! Прямо жутко!.. Те перь я совсем, совсем одна. За со спиной появляется М ы ц ы к.
Мыцык: Не бойтесь, тетушка Марина, у вас все дома!
Тетушка Марина (стоит как завороженная, не открывая глаз). Дома, да?
М ы ц ы к. Да, все.
Тетушка Марина. Какой приятный голосок.
М ы ц ы к. И если что-нибудь случится, я всегда, всегда за вас заступлюсь.
Тетушка Марина. Значит, я не одинока!
М ы ц ы к. Нет, я без вас жить не могу, у вас в буфете все, все есть.
Тетушка Марина (завороженно). Так приходите в гости, не оставляйте меня одну.
Мыцык. Хорошо, приду. А сейчас надо спать. Спокойной ночи.
Мыцык исчезает. Тетушка Мариныа открывает глаза.
Тетушка Марина. Что это?! Со мной кто-то говорил. Я слышала такой добрый, ласковый голос... (Оглядывается.) Вот странно: никого нет! А наверное, это мне снится. (Под ходит к подушке, на которой спит Кыцык с повязкой на голове.) Ну да, конечно, снится. Я ведь лежу на своей подушке. (Трогает по лотенце на голове.) И полотенце у меня на го лове. А какая я маленькая во сне! Ну раз я сейчас сплю, то пойду и лягу на свою постель...
Пытается лечь на Кыцыка, он начинает толкаться и кричать.
Тетушка Марина. Караул! Спасите! Разбойники! Меня сбросили на пол!
Кыцык. Мяу, какой скандал!
Тетушка Марина. А-а, так это ты хулиганишь! Это ты меня столкнул на пол?
Кыцык. Я не... я да... Мяу!
Тетушка Марина. Как ты посмел забраться па мою подушку?
К ы ц ы к. Это не я, это не я.
Т е т у ш к а М а р и н а. А кто же?
К ы ц ы к. Это Мыцык, мышонок Мыцык меня сюда положил.
Кыцык удирает.
Тетушка Марина. Что? Опять этот противный мышонок! Теперь я его поймаю! Больше я на этого лентяя кота не надеюсь. Сейчас увидите, что я сделаю...
Тетушка Марина уходит за ширму и выходит с мышеловкой, где на крючке висит кусочек колбасы.
Вот! Посмотрите, что я для него приготовила. Эта машинка не подведет. Хлоп — и нет мышонка!.. Я это поставлю сюда.
А я сейчас пойду в магазин и куплю что-нибудь вкусненькое потому что может прийти ТОТ, с добрым голосом, а мне нечем будет его угостить
Мыцык (сладко потягиваясь). Как хорошо выспался! Ну все, пора завтракать. (Идет, натыкается на капкан.) ...Ой, что это такое?! Какая интересная штука, правда? С проволочками, с пружинками. И какие-то буквы написаны... Хи-хи, какая-то колбаса! Вот чудеса!.. А, это такой подносик, наверное. Сейчас прочитаю, что здесь написано. Таааак, здесь стерто, а дальше Л, О — ЛО; В, К, А — ВКА; «Ловка». Это значит, ловко придумано!.. И колбаска свежая, прямо голова кружится, ох! Сейчас буду завтракать. Приятного мне аппетита!
Постойте, а чего это вдруг тетушка Марина так обо мне позаботилась: завтрак на тарелочке, да еще прямо к норке поднесла?! Я же тут свой, могу в кухне с полу поесть... А-а-а. я знаю, кому это! Нашему дорогому Кыцыку! Конечно, ему. Как же я сразу не догадался?! Молодец тетушка Марина! (Зовет.) Кыцык, Кыцык, кис, кис, кис!.. пойду его поищу, думаю, что колбаска никуда не сбежит.
Появляется К ы ц ы к, уже без повязки.
К ы ц ы к. Ой, мяу, еле пришел в себя, все косточки болят. Ну ничего, теперь я поймаю; этого Мыцыка! Будет знать, как меня на чужие подушки укладывать! А кто это только что меня звал? А?.. Все такие хитренькие: сперва зовут: «Кис-кис-кис», а потом схватят и пыль выбивают... (Замечает мышеловку.) О, а это что такое?! Колбаска!.. Вот почему у меня все утро в носу щекотало. (Обнюхивает.) Отличная колбаска! Любительская!.. А чего это тетушка Марина мне ее сюда положила? Это же место Мыцыка, а не мое... Хе-хе, я знаю, что я сделаю. Я съем эту колбаску, а Мыцык придет — не найдет, и будет очень смешно, хе-хе-хе... Никто не смотрит? (Осматривается.) Никто. Вот я ее сейчас и...
Кыцык попадает в мышеловку, кричит.
Мыцык (на расстоянии). Доброе утро, Кыцык, как ты себя чувствуешь?
К ы ц ы к. Ой, мяу-у-у!
М ы ц ы к. А-а, ты завтракаешь. Приятного аппетита!
Кыцык. Ой, я не завтракаю! Ой, я не обедаю! Ой, я пропадаю! Ой, помоги!
М ы ц ы к. Что случилось?
Кыцык. Меня колбаска за хвост схватила! Ой-ой!
Мыцык. Что она, взбесилась?! Впервые слышу, чтобы колбаска кого-нибудь хватала.
Кыцык. Ой-ой-ой, мой хвост!
Мыцык. Что, она без тебя тоже жить не может?
Кыцык. Ой, помоги!
Мыцык. Сейчас, сейчас! (Подбегает к капкану, осматривает.) ...Так, так, сейчас разберемся. (Опять читает.) Л, О — ЛО; В, К, А — ВКА... «Ловка»... Ай, ай, ая, выходит, это не просто ловка, а кошколовка!
Кыцык. Ну что ты там читаешь?! Скорей отпусти мой хвост!
Мыцык. Боюсь, что тебе придется оставить его здесь.
Кыцык. Да что ты такое говоришь?! Какой же я буду после этого кот?!
Мыцык. Бесхвостый.
Кыцык. Ой, не хочу «бесхвостый»! Ой, пропаду! Ой, спаси меня!
М ы ц ы к. Постой, постой! Я, кажется, придумал! Я знаю, как спасти твой хвост! Только давай вместе: ты тащи его, а я буду поднимать пружину.
Кыцык. Тащить?.. Ой, ой, мой хвостик... А он не оторвется?
Мыцык. Не бойся, давай!
Освобождают хвост
Мыцык. Все! Благодари!
Кыцык. Ой, спасибо, Мыцык! Ты такой добрый и хороший. Я тебя больше никогда не буду ловить. Давай помиримся навсегда.
М ы ц ы к. Давай.
Берутся за лапы и оба приговаривают:
В мире ты,
И в мире я,
Кто поссорится —К ы ц ы к. Свинья!...
Мыцык. Поросенок!
Кыцык (останавливаясь). Собирайся! Сейчас же собирайся, мы отсюда уходим! Нас здесь не любят, пыль выбивают и ловки всякие ставят.
М ы ц ы к. А как же тетушка Марина?
К ы ц ы к. Пускай она сама мышей ловит, она уже большая.
Мыцык. Но ведь она останется одна!
Музыка: трек 02 выход тетушки Марины
Кыцык. Скорей, это тетушка Марина!
М ы ц ы к. Прячься!
Появляются тетушка Марина с тортом и цветами. Она нарядно одета, у нее хорошее настроение.
Т е т у ш к а М а р и н а. Сейчас я поставлю торт в воду и сяду кушать цветы... О! Что я говорю?! Мышонка здесь нет, а я сама все путаю. Наверное, я все-таки сама очень странная... (Ставит на стол торт и цветы.)
Мыцык (Кыцыку). Смотри, тетушка Марина принесла нам торт.
Кыцык. Я в такую тортоловку с удовольствием бы поймался.
Тетушка Марина. Неужели же мне придется есть этот прекрасный торт?.. Нет, я лучше подожду. Может быть, все-таки придет ТОТ, кто со мной разговаривал ночыо.Он ведь обещал.
Мыцык.Тетушка Марина...
Тетушка Марина. Что это?! слышу его голос! Скажи, кто ты?
М ы ц ы к. Живое существо...
Тетушка Марина. Ах, как приятно, когда рядом есть живое существо!
М ы ц ы к. Это верно, я без вас тоже жить не могу.
Тетушка Марина. Так появись же скорее!
М ы ц ы к. А вы меня больше бояться не будете?
Тетушка Марина. Нет, у тебя такой добрый и ласковый голос.
М ы ц ы к. А Кыцыка вы больше ловить не будете?
Тетушка Марина (пожимая плечами). Кыцыка?! Не буду...
Мыцык. Здрасьте, это я, ваш Мыцык.
Тетушка Марина визжит, кот с воплем прячется.
Мыцык. Не бойтесь, я не страшный.
Тетушка Марина. Какой же ты маленький и смешной.
М ы ц ы к. Ага
Тетушка М а р и н а. Только ты не будешь больше прогрызать дырочки в буфете?
М ы ц ы к. Нет, не буду. Их уже там вполне достаточно. Я теперь буду только сухарики грызть и...вот этот торт.
Кыцык (выходя из-за буфета). И я! Я тоже буду грызть этот торт!
Марина (заметив Кыцыка). Кот! Убегай, Мыцык!
Кыцык Не бойтесь, тетушка Марина, я его не съем.
Мыцык Мы с ним уже друзья.
Марина. Друзья?! Кошка с мышкой?
К ы цык Он без меня жить не может
М ы ц ы к. Ну да!.
Кыцык. И без этого торта.
Т е т у ш к а М а р и н а. Как здорово, у меня никого не было, и вдруг столько друзей!
Жить на свете веселее,
Веселее и теплее,
Если рядышком с тобою
Существо живет живое!
Тра-та-та!..
Приложение 3
Сценарий спектакля по мотивам повести Э. Успенского «Тётя дяди Федора»
ТЕТЯ ДЯДИ ФЁДОРА
Действующие лица:
Дядя Федор
Шарик
Матроскин
Гаврюша
Галчонок Хватайка
Печкин
Мама
Папа
Тетя дяди Федора
Ординарец Иванов-оглы-Писемский
Профессор
ПЕРВАЯ СЦЕНА
Музыка: 01 Главная тема - Простоквашино
Шарик: Гаврюша, неси... Смотри, а теперь неси, Гаврюша. Последний раз показываю: нюхаешь палку, вот так... я её бросаю, ты за ней бежишь, а потом несёшь.
Матроскин: Ну и на кого ты его дрессируешь, на циркового клоуна, что ли?
Шарик: Гаврюша, муму!
Гаврюша: Мууууу!
Матроскин: Между прочим, для дрессировки собак уже давно придумали нормальные человеческие команды: фас или апорт, а то придумал "му-му","ква-ква".
Шарик: Может, это для сервировки собак и придуманы такие команды, а для сервировки телят что-то я таких слов не слышал.
Матроскин: Да не для сервировки, а для дрессировки, глухомань сельская!
Шарик: Чево? Вот если ты умный, Матроскин, заведи себе своего быка и дрессируй его по-своему, а Гаврюша бык мой!
Матроскин: Что? Чей бык? Да как это твой, когда мы его вместе с Муркой рожали...Да как это твой, когда я ему двадцать раз ему клизму вставил, когда ты его сосисками накормил, а?
Дядя Фёдор: Ребята, вы же договарились! Ребята, мы же договаривались жить дружно! Стойте, давайте лучше проведём теленочью дуэль!
М.: Чево?
ДФ: Возьмите по палке...да нет, не для этого! Бросьте их через забор. Чью палку Гаврюша принесет, тот для него и главнее.
...
Гаврюша идет за забор и возвращается с плащем Печкина. Начинается погоня
Музыка: 02 на драку погоню с кудахтаньем и йодлем
Печкин: эй, ты чего, я тебе говорю - отдай!
ДФ: Гаврюша, муму!
Гаврюша: Мууууу!
М.: Да тут ремонту на 1000 рублей , а он ещё и подслушивает!
Печкин: Ой больно надо мне вас подслушивать! Вот мне плащ испортили, казенный между прочим, свадьбишный!
М.: А тут, между прочим, 40 штук штакетника покупать нужно! А?
Печкин: Да что мне ваш штакетник! Я вам не Рокфеллер какой-нибудь африканский!
М.: А что вы у нас под заборами подслушиваете?
Печкин: Я не подслушивал, я вам письмо нёс вообще-то.
ДФ: Давайте!
М.: Присаживайтесь, товарищ Печкин.
ДФ: От мамы с папой!
(читает) Дорогой наш мальчик дядя Фёдор! Ты живёшь в сельской местности совсем заброшенный: природа к тебе близко, а культура далеко
М.: Нормально, читай дальше
ДФ: (читает) ...это хорошо, но неправильно. Будем применять меры. К нам приехала моя двоюродная сестра, Тамара Фёдоровна. Фамилия у неё Ломовая. Вообще-то у неё двойная фамилия: Ломовая-Бамбина. Папа у неё был генерал Ломовой, а мама - у неё солистка балета Бамбина.
Она очень добрая! Недавно она ушла из армии: там она работала полковником по хозяйственной части...
М.: Наш человек!
ДФ: Она решила тебе подарок сделать...Здорово!... она решила всю оставшуюся жизнь посвятить твоему воспитанию
Шарик: (читает) Про неё была статья в газете: она такой работник прекрасный, за трицать лет ни разу в отпуске не была. С её склада ни одна пушка не пропала, ни один танк не потерялся.
М.: (читает) Когда она из армии увольнялась, все солдаты строем плакали. Она тебе очень много пользы принесет. Она уже пианино купила и самоучитель.
ДФ: (читает) А ещё с ней приехал её верный ординарец Иванов-оглы-Писемский. Целую, мама, папа
Шарик: Дядя Фёдор, пианино - вещь хорошая. Если оттуда всякую требуху выбросить, которая бренчит, отличная будка получится! А вот к этой тете я как-то с сомнением отношусь...
М.: Ну дядя Федор, нам в хозяйстве нужны свежие силы...
ДФ: Нам кровать нужна
М.: Зачем?
ДФ: Тётя тебе не собачка какая-нибудь, ей кровать нужна, матрас и подушка.
М.: Так есть кровать у нас в сарае...
(бросают постельное из сарая)
Музыка: 03 поезд
ДФ: Наши едут, московские!
ВТОРАЯ СЦЕНА
Мама: Здравствуйте, мои дорогие! Наконец-то мы добрались. У вас же здесь настоящий рай!
Знакомьтесь, ваша тетя.
Тетя: Здравствуйте, так вот вы какие... А где здесь у ва почтальон Свечкин?
Печкин: Я! Только это... Не Свечкин, а Печкин.
Тетя: Очень хорошо, товарищ Свечкин... Печкин... Огуречкин... тьфу, да лишь бы был Человечкин! Вот что главное.
ДФ: А пойдемте в дом, чай пить!
Тетя: А домик, я смотрю, у вас захудаленький... Но ничего! Будем расширять.
М.: Не будем.
Тетя: Будем.
М. Не будем!
Тетя: А почему это не будем?
Шарик: Да потому что нам и так неплохо живется!
Тетя: Да нет, товарищи, вам плохо живется. Вы по ошибке счастливы. Но ничего, я вам глаза раскрою, я вас нацелю, куда надо, на соответствующие показатели!
Приходит ординарец.
Тетя: О, а вот и багаж прибыл.
ИоП: Отставной денщик-ординарец Иванов-оглы-Писемский!
Печкин: Директор почты Печкин!
ИоП: (дяде Федору): Привет подрастающему поколению!
ДФ:Здравствуйте!
Тетя: А вот здесь мы поставим КПП.
М.: Чего, чего?
ИоП: Контрольно-пропускной пункт.
Тетя: И Шарика туда охранять посадим.
Шарик: Не надо меня никуда охранять посадим! Вы мне лучше просто будку подарите.
Тетя: Поля ваши под большой полигон отдадим. И будем на нем военные учения проводить.
М.: Да вы что?! Там же Мурка с Гаврюшей пасутся!
Тетя: Ничего, Мурку с Гаврюшей мы перенесем на соседнюю опушку леса.
М.: Может быть, вы нас вообще из дома выселите?
Мама: Тамарочка, идемте в дом, чайник давно вскипел.
ИоП: Товарищ Печкин, помогите мне вещички отнести.
Печкин: У вас такая тетя, просто уххх!
ИоП: Это еще что! Вот случай у нас был... Садись, расскажу! Как-то раз к нам в часть привезли два грузовика новых сапогов. А что делать, девать-то их некуда, склад забит. Вот другой бы товарищ полковник растерялся, а наша товарищ полковник не такая.
Печкин: А какая ваша товарищ полковник?
ИоП: А вот какая: она быстро выход нашла. Там у нас во дворе танки стояли, и мы ночью с Тамарой Семеновной эти сапоги в те танки... и затолкали. Здорово, правда?
Печкин: Да, здорово.
ИоП: Здорово, да не совсем. Из это небольшой скандальчик вышел...
Печкин: Какой такой скандальчик?
ИоП: Да утром учения были! Танкисты выскочили, давай в танки заскакивать, а там сапоги все место заняли!
А вообще, экономней, чем наша Тамара Семеновна, не найдешь! У нас в части пять, ПЯТЬ пожаров было.. Ни одного огнетушителя не истратили! А мы их просто не тушили.
Товарищ Печкин, я смотрю, у вас здесь природа, речка блестит, рощица березовая... Хорошо, только ни полигонов, ни танков... Колючей проволоки и то нет! Непривычно как-то военному глазу.
Печкин: Это военному глазу непривычно, а нам, гражданским, в самый раз. Да и зачем проволока-то? Без нее проживем.
ИоП: О, товарищ Печкин, а грибы у вас есть?
Печкин: Есть! Вон там березовая рощица, в ней подосиновиков...
ИоП: Подосиновики? Там должны быть подберезовики! Непорядок!
Печкин: Иванов-оглы, у нас в Простоквашино отродясь порядков не было, я вам сейчас все расскажу... (уходят)
ТРЕТЬЯ СЦЕНА
Музыка: 04 природа ночью
Затемнение. Наступает утро. Печкин спит на скамейке, Шарик у забора.
Музыка: 05 горн Подъём
Шарик в ужасе лает.
Все: Что случилось? Что это?
Тетя: Доброе утро! Я сегодня всю ночь не спала, долго думала и решила, что с этого дня мы все будем жить по плану! Подьем у нас будет в восемь тридцать!
Родители: Как в восемь тридцать?..
Тетя: Это поздновато, да. Но для отпускного времени хорошо. Затем зарядка на поле...
Родители: А если дождь?
Тетя: Если дождь, значит в сарае, там крыша не течет. В девять тридцать завтрак, затем общественные работы, а потом, потом...
Шарик: Суп с котом!
Тетя: Это что, шутка? Ничего смешного не вижу! Для юмора у нас будет отдельное время. Примерно с пяти до шести по субботам.
Мама: Тамарочка, а чем мы сегодня будем заниматься?
Тетя: А на сегодня у нас такая программа намечена: Шарика с Матроскиным мы бросаем на реку...
Шарик и Матроскин: За что?!
Тетя: Рыбу удить! И вообще, по понедельникам у нас всегда будут рыбные дни.
Шарик: А может, сосисочные?
Тетя: Возражений, конечно, нет! Маму с папой обрадую: я вам шесть томов "Введения в педагогику" привезла - занимательная вещь для тех, кто понимает. Не оторветесь!
Папа: Тамарочка, может, меня с Шариком и Матроскиным тоже на рыбный фронт бросить? Я там больше пользы принесу.
Тетя: Нет! Вас с мамой в следующий понедельник на рыбный фронт, а сейчас усиленный курс молодого педагога! Дядя Федор, ты отправишься в сарай. По самоучителю играть на фортепиано.
М.: Как в сарай?! Там же Мурка, у нее молоко скиснет!
Тетя: А для Мурки Иванов-оглы разобьет палатку в огороде.
ИоП: Есть!
Тетя: Товарищи, да вы не волнуйтесь так: все уже давно учтено! Итак, по боевым точкам разойтись! А вас, товарищ Печкин, я попрошу остаться. (Печкину) Проследить за всеми!
Печкин: Я? Есть! Разрешите приступать?
Тетя: Приступайте!
Музыка: 06 Печкин следит фон миссия невыполнима
Печкин следит за Шариком и Матроскиным на реке, его обнаруживает галчонок Ктотам.
Тетя: Товарищ служащий деревенской почты, доклад готов?
Печкин: Да!
Тетя: Докладывайте!
Печкин: Докладываю! Шарик с Матроскиным на речке рыбу ловили.
Тетя: Ну как улов?
Печкин: Одна.
Тетя: В каких единицах ведете измерение?
Печкин: Чего?
Тетя: Один килограмм? Одно ведро? Одна тонна?
Печкин: Один карасик.
Тетя: Одна рыба, что ли?
Печкин: Да, у нас-то тут рыба не клюет.
Тетя: Ну а у дяди Федора как дела?
Печкин: У него все нормально, правда соседские куры за ночь в рояле гнездо свили. Скоро будут собачий вальс кукарекать.
Тетя: Ну а у моего любимого ординарца, Иванова-оглы, я надеюсь, все хорошо?
Печкин: Все в норме! Строительство жилья для хромой Мурки почти закончено.
Тетя: Мурка-то почему уже хромая?
Печкин: Она хотела угол палатки сжевать, я ее как...
Тетя: А у мамы с папой как дела?
Печкин: Все хорошо. Правда, один том педагогики Гаврюша сжевал.
Тетя: Как сжевал?!
Печкин: Том упал, Гаврюша сжевал. Теперь, наверное, в десять раз умнее станет.
Тетя свистит сбор.
Тетя: Объявляю один час свободного времени, чтобы постирать и погладить одежду. Мне надо подумать.
Вешают белье.
М.: Через пять минут в подвале. Пароль: (отстукивает)
ЧЕТВЕРТАЯ СЦЕНА
Собираются
Папа/ДФ: Я так больше жить не могу! Назревает революционная ситуация: низы не могут, верхи не хотят. Стучит в потолок
Галчонок: Кто там?
ДФ: Надо что-то делать...
Кто-нибудь: У кого какие будут предложения?
Матроскин: Давайте ей телеграмму пришлем, как будто-то бы ее вызывают на пост министра обороны по пенсионерам. Она уедет, и будет на нашей улице праздник.
ДФ: Ага, а потом она узнает, что ее никто не вызывал, и приедет, будет на нашей улице траур.
Шарик: В соседнем селе есть заброшенный дом, там уже три года никто не живет. Дом большой, но мы освоимся, опыт-то есть.
ДФ: Нет, Шарик, отступать еще рано. Думаем.
Музыка: 07 на размышление что-где-когда
Шарик: А давайте мы нашу тетю Тамару замуж выдадим.
ДФ: Точно! Молодец, Шарик!
М.: А за кого ты еще выдавать собираешься? Уж не за почтальона ли Печкина?
Шарик: Нет, не за почтальона Печкина. Мы ее замуж за профессора Семина выдадим, того, который на языке животных разговаривает.
ДФ: Здорово! Но только как мы их познакомим-то?
Шарик: А мы им переписку устроим!
М.: Неплохая идея. Пиши! Уважаемый профессор! Какая чудесная погода стоит у нас в Простоквашино!
Шарик: "Одна одинокая незнакомка любит гулять вечером по берегу реки... с собачкой."
М.: Почему это с собачкой сразу?!
Шарик: Да потому что ученые профессора любят дам с собачками, я по телевизору видел!
ДФ: Тихо! Пиши дальше. "Эта таинственная особа - средних лет, с хорошим знанием жизни. Закачаетесь!"
ДФ: А что ей написать? Самой тёте Тамаре?
Шарик: Я уже написал. Вот слушайте: "Уважаемая сударыня! Если вы возьмете с собой собачку и пойдете гулять вечером по берегу реки, вас ждет приятная встреча с таинственным вечерним незнакомцем".
ДФ: У нас прямо какой-то "Таинственный остров" получается. Романтический... Вот только, где мы собачку-то возьмем?
Шарик: Да она меня с собой возьмет, что ей, Матроскина брать, что ли?
М.: Да от такой плешивой собаки любой профессор сбежит!
Дерутся
Галчонок: Кто там? Кто там? Кто там?
Свисток
Тетя: Через 60 секунд взрослым собраться на сеновале!
ДФ: Расходимся по одному.
СЦЕНА ПЯТАЯ
Музыка: 08 утро веселенькое пианинко
Утро. Тамара Семеновна проводит утреннее совещание.
Тетя: Можно, конечно, вести растительную жизнь. Жить как живётся: встал, поел, поспал. Снова встал, поел, поспал.
Печкин: На почту сходил.
Тетя: На почту сходил. И всё! Через семьдесят лет жизнь прошла мимо. Люди должны быть куда-нибудь нацелены. На что-то очень важное.
Папа: Мы не ракеты, чтобы нас куда-то нацеливать. Надо просто жить.
Тетя: Ох, Димитрий, ты уже дожился. От тебя сын сбежал. А была бы у него цель, никуда бы он от тебя не ушёл. Ну вот скажи ты мне, на что ты его нацеливал?
Папа: На "книжку прочитать", на "в магазин сходить", на "в шахматы поиграть"...
Тетя: И только-то?! А если бы ты его нацелил к 2020 году космос освоить, на Луне в футбол играть с китайцами, он бы никуда бы не ушёл, он был бы делом занят.
М.: Полдничать!
Садятся за стол.
Тетя: Значит так: с сегодняшнего дня наша жизнь пойдет по двум руслам: хозяйственному и ....
Заходит нарядный Шарик, все восхищаются.
М.: Ты теперь, Шарик, на переспелую болонку похож.
Тетя: Значит так: с сегодняшнего дня наша жизнь пойдет...
Стучится Печкин.
Хватайка: Кто там?
Печкин: Здравствуйте... О, приятного аппетита! Не зря я на почту ходил. Там письма были. Одно письмо для вас, товарищ Тамара Семёновна.
ИоП: С нашей товарищем полковником всегда так. Куда мы ни поедем, ей сразу письма несут. То от начальников, то от товарищей по завхозности.
Тётя Тамара читает
ИоП: Из Генерального штаба?
Тетя: Не совсем. От одного боевого товарища. Из разведки. Скажите, а есть у нас немецкая овчарка или ротвейлер?
ДФ: Так у нас Шарик есть!
Тетя: На первый раз и Шарик сойдет.
М.: А вы в дозор собрались?
Тетя: Нет, раньше в своей военной части я любила перед сном с собачкой прогуляться у реки. С собачкой.
Папа: Так вперед, Тамара Семеновна!
Тетя: Где мое обмундирование?
Музыка: 09 на одевание Pretty Woman+
Все выстраиваются с элементами костюма, одевают тетю.
Тетя: А где же мои медали? 30 лет боевых действий!
Все: Хватайка! (стучат)
Прилетает Хватайка: Кто там?
Тетя надевает медали.
Тетя: Шарик, ко мне! (надевает поводок) Шарик, гулять!
Музыка: 10 Шарль Азнавур - Вечная любовь
Сцена встречи. Пластический этюд: тетя танцует в предвкушении романтической встречи, Шарик пытается разглядеть, не пришел ли профессор, замечает его, толкает их друг к другу.
Профессор: Извините, сударыня, а вы не видели здесь молодую барышню с маленьким пудельком на привязи?
Шарик прыгает на руки тети
Тетя: Никак нет!
Гражданин, постойте! Скажите, а вы не видели здесь такого высокого боевого товарища в плащ-палатке и кирзовых сапогах?
Профессор: Нет, к сожалению, я не видел такого гражданина.
Тетя: (снимает украшения, растроенно) Шарик, пойдем домой!
Папа: Жаль, но операция "Знакомство" провалилась.
Шарик: Это мы виноваты! Это мы не все детали продумали. Надо было изх в кафе приглашать или в клуб "Кому за 30"
Папа: Да нет, ничего не выйдет, я по себе знаю. Я когда маму встретил, я как раненый стал! Раз у них этого не произошло, вы их хоть друг к другу клеем приклейте - ничего не выйдет! Одни страдания..
М.: Да и клея у нас столько нет.
Свисток
СЦЕНА ШЕСТАЯ
Тетя: Всем сбор! садятся
Печкин: Я не опоздал?
Тетя: Быстрее! Значит так, повторяю: с сегодняшнего дня наша жизнь пойдет по двум руслам: по хозяйственному и по духовному. Ну с хозяйственным мы кое-как справляемся: сено заготовили, грибы засолили, дрова тоже заготовили...
М.: Мы...
Тетя: Да, мы! А вот с духовным руслом у нас совсем никак. Сейчас даю всем час времени для духовного роста, а я, поскольку не могу без связи со штабом, еду в город устанавливать телефон. Печкин!
Печкин: Я!
Тетя: Иванов-оглы!
ИоП: Здесь!
Тетя: Проводить меня в город!
Печкин и ИоП: Есть!
Мама: Тамарочка, я с тобой. папе: Я по магазинам!
М.: Вы как хотите, а я больше так жить не могу! Забираю Гаврюшу с Муркой и ухожу в соседнее село.
Шарик: Постой! Рано еще сдаваться.
ДФ: А как же мама, папа? Их нельзя здесь оставлять!
М.: Вместе уйдем! Пойдемте, дядя Дима.
ДФ: Нет, Матроскин, надо что-то придумать.
М.: (глядя на газету в руках папы) А давайте ее в депутаты выдвинем!
Все: Точно! Гениально! Тетю в Государственную Думу! Ей здесь тесновато, ей надо на государственные просторы!
Шарик: А она справится?
Папа: Да она на международном уровне справится! Она же за всю планету думать может. Она там такое натворит...
М.: Вот там пусть и творит, а наше Простоквашино в покое останется!
Папа: Начинаем предвыборную кампанию! Шарик, ищи фотографию тети Тамары!
ДФ: Клей нужен!
Музыка: 11 расклеивают листовки добрый жук1
Бегают раздают и развешивают листовки. Садятся усталые
Прибегает мама с листовкой
Мама: Вы слышали, вы видели, что случилось? Посмотрите, мою сестру Тамарочку в Думу выдвинули!
М.: Молодцы какие!
Шарик: Мы так и не знали.
Мама: Ой, Это же значит, где-то инициативная группа собиралась!
Папа: Конечно, у нас в погребе и собиралась!
Мама: Вот что ты мелешь? Ты посмотри, как здесь написано: Тамара Семеновна Ломовая-Бамбина, военная пенсионерка, закончила службу в армии в звании полковника. Строга и выдержана.
Папа: Имеет колоссальный опыт в хозяйственной работе. Уверена в себе.
ДФ: Как танк!
Мама: Так вы читали..
Папа: Ну... да. В Думе будет представлять интересы сельских жителей и женщин.
Шарик: Клянется, что будет уважать собак..
М.: И других домашних животных!
Мама: (папе) И не смейся! У нее, между прочим, три килограмма правительственных наград! Все на выборы тети Тамары!
Печкин: Вы слышали? Нашу Тамару Семеновну в Думу выдвинули!
Папа: Это кто ж это выдвинул?
Печкин: Ну не знаю, может и народ. А может, и того - Президент! Вам смешно, а ее лицо во всю дверь у меня на почте!
Тетя: (приходит с дверью) Только посмотрите, что творится! Меня без моего ведома куда-то выдвинули! Это катастрофа!
Печкин: То что вас выдвинули, это не катастрофа, а вот то что почта без двери - вот это катастрофа!
Тетя бродит, все за ней
Тетя: Что за самоуправство? Кто это, кроме штаба, мною командовать вздумал?
Мама: Что ты, какое командовать? Это значит, народ в тебя верит!
М.: Вы там хозяйственную часть организуете!
ДФ: Образование наладите!
Папа: Ну не этому же нафталину-гуталину в Думу идти!
Тетя: А что... Я им там, пожалуй, всем покажу!
Все: Да!
Тетя: Я там наведу порядок!
Все: Да!
Тетя: Я их там всех нацелю!
Все: Да!
Затемнение. Свет
Печкин лежит на скамейке. Все наводят порядок
Печкин: Что происходит?
М.: Тетю Тамару провожаем.
Входит тетя, ИоП с чемоданами. Все строятся.
Тетя: Молодцы, моя школа.
М.: Уважаемая Тамара Семеновна, удачной поездки! А вот вам молока от моей Мурки на дорожку.
ДФ: Теть Тамара, желаю вам государственных успехов! (дарит цветок)
Печкин: Дорогая Тамара Семеновна, вот вам 40 конвертов, пишите мне письма. А вы, Иванов-оглы, берегите нашу Тамару Семеновну.
Мама: Тамирочка, мы тебя до саого города проводим.
Тетя: Дорогие, вы меня так расстрогали!.. Что я решила... Остаться!
Все: Что?!
Все начинают убеждать.
М.: Вы должны оправдать доверие народа!
Шарик: Вас ждут великие дела!
ИоП: Тамара Семеновна, нам надо ехать!
Тетя: И поеду! Всех там нацелю!
До свидания! Я обязательно вернусь.
М.: Надеюсь, ждать придется долго.
Все: Свобода! Ура!
Печкин: А пойдемте чай пить!
Все уходят, Шарик остается тренировать Гаврюшу. Бросает палку, Гаврюша приносит ушанку Печкина. Начинается погоня.
Музыка: 01 Главная тема - Простоквашино
ДФ: Ну вот, все по-прежнему!
Приложение 4
ФОТООТЧЁТ
Читаем сценарии и обсуждаем решение спектаклей:
Рисуем декорации:
Репетируем:
Премьера:
Елена Васильевна Добродеева
Татьяна Перегоедова