Программа по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек»

1
0
Материал опубликован 27 May 2018

Программа по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек».

 

Паспорт программы…………………………………………………

стр.2 - 4

Пояснительная записка……………………………………………...

стр.5 - 6

Актуальность…………………………………………………………

стр.6 - 7

Цели, задачи программы…………………………………………….

стр.8

Этапы реализации программы………………………………………

стр.9

Ожидаемые результаты……………………………………………..

стр.10

Ресурсное обеспечение программы………………………………..

стр.11

Основные направления программы………………………………..

стр.12

1. Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.……………………….

стр.12 - 15

2.Содержание - работы с детьми по освоению правил дорожного движения.

3.Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению правил дорожного движения.…………………………

стр.16 – 19

стр.20 - 23

4. Работа с педагогами по направлению обучение детей правилам дорожного движения»..…………………………………

стр.23 - 27

5.Совместная работа с родителями по направлению профилактика дорожно-транспортного травматизма. ……………

стр.27 - 30

Выводы………………………………………………………………

стр. 31

Список литературы…………………………………………………

стр. 32

   
   
 

 

Паспорт программы

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Колокольчик» г. Сургут

Наименование программы

Программа по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек». 3-4 года

Автор программы

Гончарова А.В. воспитатель

Нормативно-правовые разработки программы

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Конституция Российской Федерации

- Правила дорожного движения

- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О проведении конкурса вариативных программ в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма».

Цель программы

- Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Задачи программы

- Передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

- Воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

- Систематизировать методы и приемы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их

возрастных особенностей.

- Обеспечить консультативную работу с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Срок реализации программы

- Сентябрь 2016 г. по май 2017г.

Этапы

- 1 этап – Организационный

- 2 этап – Основной

- 3 этап – Аналитический

Принципы программы

- научности

- доступности

- активности

- сознательности

- систематичности

- целенаправленности

- оптимальности

Основные направления программы:

Профилактическое: - Привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях, дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность её избежать.

- Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия.

- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Организационное: - Организация предметно-развивающей среды в МБДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

- Определение уровня сформированности умений и навыков по правилам дорожного движения методами диагностики.

- Пропаганда знаний о правилах дорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов.

Разделы программы:

- Работа с детьми.

- Работа с педагогами.

- Работа с родителями.

Участники программы

- Дети ДОУ;

- Педагогический коллектив;

- Родители детей посещающих ДОУ.

Ожидаемые результаты

- Повышение уровня знаний ПДД у детей, снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

- Способствовать развитию познаний окружающего мира, уличного движения, места пешеходов на проезжей части.

- Эффективное взаимодействие с родителями в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей, усиление роли семьи в воспитании детей.

- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

- Установление прочных связей в организации совместной работы с органами ГИБДД.

Пояснительная записка

Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т.к. безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Воспитание безопасности – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, школьного образования. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика детского травматизма не изменится. Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим нами была разработана программа по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Актуальность

Программа «Зеленый огонек», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

Детский дорожно- транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного движения свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Ежегодно всплеск детского дорожно-транспортного травматизма отмечается в летний период.

ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей, зная правила, нарушают их.

Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Психолого-педагогические исследования говорят о том, что у детей дошкольного возраста имеется значительный разрыв между теоретическими знаниями и практическим опытом. Можно много и поучительно говорить детям о том, как надо вести себя на улице, какие правила дорожного движения необходимо соблюдать. Однако, предоставленные сами себе, дети не могут ощутить реальную опасность на дороге, а это приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому очень важно, для снижения аварийности, с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина. Одной из самых главных задач воспитателей и родителей является развитие понимания опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с дошкольного возраста можно сохранить его жизнь и здоровье.

Главная задача программы состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. Реализация программы рассчитана на один год. Обучение Правилам дорожного движения проходит во второй младшей группе.

Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы «Зеленый свет» включены различные формы взаимодействия с родителями.

Новизна программы:

Новизна данной программы состоит в том, что она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Знания закрепляются у детей благодаря организации игр, досугов, прогулок и наблюдений, участие их в конкурсах рисунков.

Практическая значимость:

Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со второй младшей группы.

Цель программы

- Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи программы

- Передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

- Воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

- Систематизировать методы и приемы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей.

- Обеспечить консультативную работу с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Этапы реализации программы

I этап – подготовительный

- Разработка программы, ознакомление с основными идеями педагогов, воспитателей, дошкольников, их родителей и предполагаемых социальных партнеров.

- Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения

II этап – основной

- Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

- Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на профилактику ДДТТ.

- Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

- Апробация мероприятий по ПДД.

- Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.

- Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

III этап – заключительный

- Осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, дошкольников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.

- Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

- Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

- Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.

Ожидаемые результаты

Образовательный:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

 

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

 

Социальный:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Повышение квалификации педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты.

Ресурсное обеспечение программы

Материально - техническая база.

Помещения для проведения мероприятий: физкультурный зал; музыкальный зал, групповые комнаты.

Методические помещения: методический кабинет; кабинет психолога; кабинет логопеда.

Участки: участки для каждой возрастной группы; спортивная площадка.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса: уголки по ПДД, информационно-просветительские стенды в групповых помещения, развивающие пособия, методическая литература, видео установки и видеомагнитофоны; DVD – плееры, видеомагнитофоны, телевизоры; аудиоустройства: музыкальные центры, магнитофоны.

Кадровые ресурсы

Заведующий МБДОУ, старшие воспитатели, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, инструктор по труду, психолог, учитель – логопед.

Информационно-содержательное:

Создание информационного банка данных (разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.; форм работы с родителями; консультаций для педагогов). Сбор текущей информации о результатах диагностики детей (метод 3-х вопросов); функционирование проблемных семинаров, практикумов; проведение консультаций; контроль за проведением занятий по ОБЖ; проверка документации педагогов; организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции); взаимодействие с сотрудниками ГИБДД; систематическое оформление информационного стенда.


 

 

Основные направления программы:

Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Поэтому каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим принципам и направлениям:

 

Основные направления

программы:


 

Организационное:


 

Профилактическое:


 

 

 

 

- Обеспечение знаний о транспортной среде города.

- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки».

- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.


 

- Организация предметно-развивающей

среды в МБДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

- Определение уровней сформированности умений и навыков по правилам дорожного движения методами диагностики.

- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

- Пропаганда знаний о правилахдорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов.


 

 

 

1.Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют:

ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.


 


 

 

Продуктивные виды деятельности:

- Рисование

- Аппликация

- Лепка

- Конструирование

Развлечения, досуги

Проектная деятельность

взрослых и детей

Занятия

Экскурсии

Наблюдения

Прогулки


 

Знакомство с художественной литературой


 

Диагностика

Игры

- Настольно-печатные

- Сюжетно-ролевые

- Дидактические

- Строительные

- Театрализованные

- Подвижные

 

 


 


 


 

 

Работа

с детьми

 

 


 


 


 


 


 


 


 

Рис.1 Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге


 

 Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

- Интерактивный метод обучения.

- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

- Личностно-ориентированная технология.

- Технология игрового обучения.

- Метод наблюдения и беседы.


 

Методы активизации родителей и педагогов:

- Обсуждение разных точек зрения.

- Решение проблемных задач семейного воспитания.

- Ролевое проигрывание ситуаций.

- Тренинговые игровые упражнения и задания.

- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.

- Обращение к опыту родителей.

Перед поступлением в школу дошкольники должны овладеть определенными знаниями, представлениями и пониманием значения некоторых терминов по тематике дорожной безопасности. Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:

- кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;

- что такое транспорт, его виды;

- что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;

- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;

- какие бывают пешеходные переходы;

- какие могут быть опасности на улицах.

Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.

Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель.

В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике:

- Дорога в дошкольное учреждение.

- Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.

- Предвидение опасности на улицах.

- Виды транспортных средств.

- Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона).

- Нахождение на улице с взрослыми.

- Правила перехода проезжей части дороги.

- Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров.

- Виды и сигналы светофоров.

- Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный «зебра»).

- Дорожные знаки для пешеходов.

- Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.

Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Младшая группа (3-4 года)

Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого должны использоваться целевые прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями: улица, дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов. На прогулках воспитатель детям показывает тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Узнают, кто такие: водитель, пешеход, пассажир.

Для закрепления новых понятий, слов, представлений, полученных на прогулках, рассматриваются с детьми иллюстрации в книгах, на плакатах, объясняется опасность красного сигнала светофора и значение желтого и зеленого сигналов. Дети знакомятся с грузовыми и легковыми автомобилями, различать трамвай, автобус, троллейбус. Для развития правильной ориентации детей их обучают местонахождению предметов, прививается умение ориентироваться на территории детского сада. На занятиях в детском саду дети изучают новые слова по дорожной тематике, рассматриваются отдельные детали транспортных средств. Детям прививается привычка - находясь на улице, держать взрослого за руку.

2.Содержание - работы с детьми по освоению правил дорожного движения

Тематическое перспективное планирование занятий по ПДД

Обучению ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности с детьми в форме НОД, всего 9 НОД в год.

Диагностика проводится 2 раза в год: 1 – вводная (сентябрь), 2 - итоговая (май).

Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

изодеятельность - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;

ознакомление с художественной литературой- использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;

физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток, игротренингов.

ознакомление с окружающим - рассматривание ситуаций в контексте различных природных проявлений, ориентировка на местности, история транспорта.

Задачи:

развивать мыслительную деятельность детей;

формировать культуру поведения в условиях дорожного движения;

стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;

формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения;

научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города

воспитывать культуру поведения.

Перспективный план работы по обучению детей младшего дошкольного возраста (от 3лет до 4 лет) правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге .

Задачи:

Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.

Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

Показатели развития:

Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.

Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.

Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

 

Программное содержание

Оборудование

Предварительная

работа

Словарная работа

Сентябрь

Ориентирование детей в районе детского сада.

Предварительная диагностика.

Знакомство с макетом части микрорайона.

Сформировать способность ориентироваться на

макете.

Макет части поселка

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств

дорожные знаки,

бумага, маркер.

Рассматривание оборудования.

Перекресток, тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть.

Октябрь

Правила поведения на улицах поселка, в общественном транспорте «Готовы ли мы стать пассажирами»

Формирование знаний поведения на остановках

общественного транспорта

и в общественном

транспорте.

Макет части поселка

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств

дорожные знаки,

атрибуты к с/р игре.

Чтение литературы

«Уроки вежливости»

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

кондуктор, водитель, пассажир, остановка общественного транспорта.

Ноябрь

Дорожные знаки

«Пешеход переходит улицу»

Общее ознакомление детей с дорожными знаками (предупреждающие, предписывающие знаки)

Макет части поселка

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств

дорожные знаки.

Прогулка к дорожным знакам.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход,

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Декабрь

Дорожные знаки

Ознакомление детей с запрещающими знаками.

Макет части поселка

фигурки

пешеходов,

модели транспорт-

ных средств,

запрещающие знаки.

Рассматривание запрещающих знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть, запрещающие знаки:

«опасность», «движение запрещено» и т.д.

Январь

Дорожные знаки

Ознакомление детей с информационно-указательными знаками.

Макет части поселка

фигурки

пешеходов,

модели транспорт-

ных средств,

информационно-

указательные

знаки куклы.

Рассматривание информационно-

указательных

знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть.

Февраль

Дорожные знаки

Ознакомление детей со

знаками сервиса.

Макет части поселка

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств,

знаки сервиса.

Рассматривание знаков

сервиса.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть.

Март

Дорожные знаки,

ПДД

Обобщение и систематизация представлений о действиях по выполнению ПДД.

Макет части поселка

фигурки

пешеходов,

модели транспортных средств

дорожные знаки.

Формирование навыков и привычек безопасного поведения.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть.

Апрель

ПДД

Закрепление и систематизация ПДД.

Макет части поселка

фигурки

пешеходов,

кукольный

персонаж

модели транспортных средств,

дорожные знаки.

Чтение литературы, беседы,

рассматривание иллюстраций.

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Май

По схеме макета

научить определять

безопасный маршрут до детского сада.

Формировать у детей целостное восприятие

окружающей дорожной среды.

Воспитывать наблюдательность. дисциплинированность.

Макет части поселка

фигурки

пешеходов,

кукольный

персонаж

модели транспортных средств, дорожные знаки.

Закрепление ПДД, адреса детей

Тротуар,

пешеход,

пешеходный переход

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

3.Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению правил дорожного движения.

 

Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма. Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.

Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД.

Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводная (сентябрь), 2 - итоговая (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:

высокий – 3 балла;

средний – 2 балла;

низкий – 1 балл.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.

Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).

Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).

Правила перехода дороги ( посмотреть налево, право и т.д.)

Опасные места на улицах и дорогах.

Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.

Виды и назначение транспорта.

Опасные и безопасные действия.

На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:

Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

Вопросы для проверки знаний ПДД для детей младшего дошкольного

от 3 лет до 4лет

п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое дорога?

Дорог а - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы

2

Что такое тротуар?

Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном.

3

Как нужно ходить по тротуару?

Идя по тротуару нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина.

4

Кого называют пешеходом?

Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

5

Почему нельзя ходить по проезжей части?

По проезжей части нельзя ходить потому, чт о там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вин е может произойти авария или погибнуть люди.

6

Где можно переходить улицу?

Улиц у можно переходить в специальных местах - пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет, нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и только тогда переходить улицу.

7

Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения машин и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам, когда переходить улицу пешеходам.

8

Какие бывают светофоры?

Светофоры бывают 2 видов: для машин и для пешеходов.

9

Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного света - приготовьтесь - скоро можно буде т продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.

1

Какие сигналы подает светофор для пешеходов?

Светофор для пешеходов подает два сигнала : красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека н а светофоре движется.

1

Кто управляет машиной?

Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками , пешеходами.

 

4.Работа с педагогами по направлению обучение детей правилам дорожного движения.

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Однако, такие факторы как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного планирования, ограниченность и традиционность используемых форм, снижают уровень педагогического мастерства педагогов, не дают им возможность проявить себя.

В связи с этим, в работе с педагогами по направлению обучения детей правилам дорожного движения были использованы следующие формы организации: анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, контроль, проектная деятельность.

Перед воспитателями были поставлены следующие задачи по обучению детей правилам дорожного движения:

Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.

Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.

Выработать систему воспитательно-образовательной работы

Оптимизировать работу с родителями с помощью разнообразных приемов и методов детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.

Старшими воспитателем был разработан перспективный план работы с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.


 

ПЛАН

работы по профилактикедетского дорожно – транспортного травматизма

на 2016-2017 учебный год МБДОУ №37 «Колокольчик»


 

Цель работы: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

1. Создать условия для качественной профилактики ДДТТ через проведение различных мероприятий.

2. Поддерживать связь с инспекторами ОГИБДД, привлекать их к совместному проведению профилактических занятий.

3. Активировать работу с родителями воспитанников по формированию знаний о культуре поведения на дороге.

4. Доводить до сведения педагогов и родителей статистические данные по г.Сургуту о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей.


 

п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

Отметка об

исполнении

I. Работа с педагогическим коллективом

1.

- Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями по ПДД;

- Оформление стендового информа-ционного материала для воспитателей, родителей, детей "Добрая дорога детства".

июль

И.А. Клыкова старший воспитатель

И.В.Переведенцева ведущий специалист по ОТ

 

2.

Ознакомление с «Планом мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2016-2017г.г.»

август

И.А. Клыкова старший воспитатель

 

3.

Разработка методических рекомендаций по профилактике ДДТТ:

- планирование работы;

- подготовка конспектов занятий;

- "Уголок безопасности" в группе;

- выступления на родительских; собраниях.

сентябрь

И.А. Клыкова старший воспитатель

И.В.Переведенцева ведущий специалист по ОТ

 

4.

- Разработка памяток для родителей по ПДД;

- Смотр образовательной среды групп по ПДД.

октябрь

И.А. Клыкова старший воспитатель, творческая группа

 

5.

Занимательные игры по ПДД в разных возрастных группах"

ноябрь

Воспитатели

 

6.

Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих".

ноябрь

В.Л.Дмитриева воспитатель

 

7.

Методический калейдоскоп «Ознакомление с педагогическим опытом по обучению детей ПДД» (оформление выставки методической литературы).

декабрь

И.А. Клыкова старший воспитатель

 

8.

Составление памятки для педагогов «Примерное содержание работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в разных возрастных группах».

январь

И.А. Клыкова старший воспитатель

 

9.

Консультация «Занимательные игры по ПДД в разных возрастных группах».

февраль

Драган Н.В.

воспитатель

 

10.

Педагогический сундучок (выставка дидактических игр и макетов по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения).

март

И.А. Клыкова старший воспитатель, творческая группа

 

11.

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по ПДД на прогулке.

апрель

И.А. Клыкова старший воспитатель, воспитатели

 

12.

- Круглый стол "Обмен опытом работы по предупреждению ДДТТ";

- Анализ работы по ПДД за учебный год.

май

О.В.Гневанова

зам. завед. по УВР

И.А. Клыкова

ст. воспитатель

 

13.

Пополнять методический кабинет современными разработками, играми.

в течение

года

О.В.Гневанова

зам. завед. по УВР

И.А. Клыкова

ст. воспитатель

 

5.Совместная работа с родителями по направлению профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.

С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели ДОУ ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).

Воспитатели детского сада регулярно проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.

В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.

Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);

- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил

поведения на улицах и дорогах, в транспорте.

Для совместной работы с родителями по направлению профилактики дорожно-транспортного травматизма был разработан перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

III. Работа с родителями

1.

- Стендовый информационный материал "Добрая дорога детства".

- Папка-передвижка по ПДД "Азбука города".

сентябрь

И.А. Клыкова ст.воспитатель,

творческая группа,

воспитатели

 

2.

Выступление инспектора ГИБДД на родительском собрании "Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье"

октябрь

О.В.Гневанова

заместитель заведующего по УВР,

воспитатели

 

3.

- Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения "Пешеходы идут по дороге".

ноябрь

Воспитатели группы №4

 

4.

Семейный конкурс "Кроссворд по ПДД"

ноябрь

Воспитатели

 

5.

Выпуск памятки "Дорожные знаки"

декабрь

Воспитатель

 

6.

Изготовление атрибутов для игр по ПДД.

январь

Воспитатели

 

7.

Выставка семейных фотографий по ПДД "Знакомим ребёнка с ПДД"

февраль

И.И.Белова

воспитатель

 

8.

Консультация для родителей "Как переходить дорогу с детьми"

март

И.А. Клыкова ст.воспитатель,

воспитатели

 

9.

Составление маршрута "Скоро в школу с детьми"

апрель

Воспитатели групп ст.дошк.возраста

 

10.

Проведение инструктажа для родителей выпускников "Дорога в школу и домой"

май

Воспитатели

 

IV. Информационное обеспечение

1.

Стендовая информация "Добрая дорога детства"

в течение

года

И.А. Клыкова старший воспитатель, творческая группа

 

2.

Памятки по ПДД.

в течение

года

Творческая группа

 

3.

Пополнение, обновление уголков по ПДД в групповых комнатах, в методическом кабинете.

сентябрь -

ноябрь

О.В.Гневанова

зам. завед. по УВР

 

4.

Размещение информации по ПДД на сайте ДОУ.

в течение

года

И.А. Клыкова старший воспитатель

 

5.

Приобретение методической литературы в помощь воспитателю.

в течение

года

О.В.Гневанова

зам. завед. по УВР

 

V. Контрольная деятельность

1.

Смотр уголков ПДД.

В течение года

И.А. Клыкова старший воспитатель, творческая группа

 

2.

Мониторгинг имеющихся знаний у детей дошкольного возраста по ПДД.

сентябрь - апрель

Воспитатели всех возрастных групп

 

3.

Выполнение плана работы с детьми - оперативный контроль.

В течение года

И.Г.Соколова

заведующий,

О.В.Гневанова

зам. завед. по УВР

 


 

Выводы

В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.

Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».

То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.

 

Литература

Кобзева Т.Г., Холодова И.А. «Правила дорожного движения». - СПб.: «Учитель», 2009. – 34 с.

Мурченко Н.А., Попова Г.П.. Безопасность на улицах и дорогах. - Волгоград.: «Учитель», 2000, издание 2, – 31 с.

Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.

Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.

Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.

Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.

Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.

Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.

Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации