Рабочая программа детского объединения «Юный географ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
х. МАЛООРЛОВСКИЙ
«Утверждаю»
Директор МБОУ – СОШ №4
х. Малоорловский
___________________________
/Гончарова Т. А./
Приказ от 29.08.2017 г. № 181
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»
Уровень общего образования (класс): основное общее (5)
Количество часов: 33 часа
Учитель: Лютова Ольга Сергеевна
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Детское объединение «Юный географ» носит общеинтеллектуальную направленность. Образовательная область – естествознание.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Внеурочный курс «Юный географ» формирует у обучающихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле, как планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного так и общественно-научного знания о мире. Обучающиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, организацию систематических наблюдений за погодой, работу с интернет - ресурсами и картой своего района, проектирование путешествий по своей местности, экскурсии, проведение природоохранных мероприятий и просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Юный географ» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения.
В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
Актуальностью содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что обучающиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; обучающиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии в 6-8 классах.
Рабочая программа курса направлена на достижение следующей цели:
формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.
Задачи программы:
углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических знаний и знаний о природе, полученных в начальной школе;
формирование представлений о методах изучения географии;
формирование географического взгляда на мир;
формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и др.;
развитие кругозора обучающихся;
формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.
Ценностные ориентиры содержания курса «Юный географ».
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
Осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Особенности возрастной группы детей.
Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 10 - 11 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, обучающиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, наблюдать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Программа курса «Юный географ» рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В ходе реализации программы «Юный географ» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень - приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества.
Для достижения данного уровня необходимо взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень - формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня необходимо взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Для достижения данного уровня необходимо взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации школьников среднего звена.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
К концу курса выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать планы местности и географические карты;
строить простые планы местности.
МЕТАПРИДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Метапредметными результатами изучения курса « Юный географ» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные:
осознание себя как члена общества;
осознание значимости и общности проблем человечества по вопросам атмосферы и окружающей среды;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;
владение устной и письменной речью.
Регулятивные:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;
умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
выбирать средства и применять их на практике;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле.(5 часа)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Раздел 2. Земля планета солнечной системы(4 часа)
Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. Форма, размеры и движения Земли, географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Раздел 3.План и карта (10 часов).
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Раздел 4.Человек на Земле(4 часа)— особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие карт. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Раздел 5 Литосфера-твердая оболочка Земли (10часов).
Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов. . Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМАМИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Содержание |
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Формы организации |
РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ (5часов ) |
- Работа с энциклопедиями. Участие в беседе. Работа со схемами. Составление схемы. Беседа. Составление таблицы. Работа с картой. |
работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др. работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ. |
ЗЕМЛЯ ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 часа) |
- выявляют значение содержащихся в атмосфере газов для природных процессов; - составляют и анализируют схему «Состав атмосферы»; - обсуждают утверждение «Тропосфера – кухня погоды» - работают с графиками изменения температуры в течение суток; - вычисляют средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. выявляют зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. измеряют атмосферное давление с помощью барометра; - рассчитывают атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. определяют по картам направление ветров; - вычерчивают розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды. |
работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др. работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ. |
ПЛАН И КАРТА. (10 часов). |
сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли; - составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли; сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания; - выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. - сравнивают профили подзолистой почвы и чернозёма; - выявляют причины разной степени плодородия используемы почв. - выявляют зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата) |
работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др. работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ. |
ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ. (4часа) |
- приводят примеры взаимосвязи частей географической оболочки; - приводят доказательства существования главных закономерностей географической оболочки. - сравнивают между собой различные природные зоны; - приводят примеры приспособленности животных и растений к среде обитания. - выявляют наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа различных источников географической информации; - приводят примеры положительного и отрицательного влияния человека и ландшафт; - подготавливают сообщения по проблемам антропогенного воздействия на природу - обобщают и систематизируют знания по теме. |
работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др. работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ. |
ЛИТОСФЕРА – ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (10 часов) |
-значение литосферы для живых организмов,-привести примеры взаимодействия живых организмов в литосфере, -связь литосферы с другими оболочками, -влияние литосферы на климат и хозяйственную деятельность. |
работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др. работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАССА |
|||||
№ |
Раздел |
Тема занятия |
Количество уроков |
Дата проведения |
|
План |
Коррекция |
||||
1 (1) |
РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ. (5 часов) |
Зачем нам география и как мы будем её изучать. |
1 |
01.09 |
|
2(2) |
Как люди открывали Землю. |
1 |
08.09 |
||
3 (3) |
Выдающиеся географические открытия. |
1 |
15.09 |
||
4 (4) |
География сегодня. |
1 |
22.09 |
||
5 (5) |
Развитие географических знаний о Земле. |
1 |
29.09 |
||
6 (1) |
ЗЕМЛЯ ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 часа) |
Мы во Вселенной. |
1 |
06.10 |
|
7 (2) |
Движение Земли. |
1 |
13.10 |
||
8 (3) |
Солнечный свет на Земле. |
1 |
20.10 |
||
9(4) |
Земля планета Солнечной системы |
1 |
27.10 |
||
10 (1) |
ПЛАН И КАРТА. (10 часов). |
Ориентирование на местности. |
1 |
10.11 |
|
11-12 (2-3) |
Земная поверхность на плане и карте. |
2 |
17.11 24.11 |
||
13 (4) |
Практическая работа: «Проведение полярной съемки местности» |
1 |
01.12 |
||
14 (5) |
Географическая карта. |
1 |
08.12 |
||
15 (6) |
Градусная сетка. |
1 |
15.12 |
||
16-17 (7-8) |
Географические координаты. |
2 |
22.12 12.01 |
||
18 (9) |
Практическая работа: «Определение направлений и географических координат на карте» |
1 |
19.01 |
||
19(10) |
План и карта. |
1 |
26.01 |
||
20 (1) |
ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ. (4часа) |
Как люди заселяли Землю. |
1 |
02.02 |
|
21(2) |
Расы и народы. |
1 |
09.02 |
||
22 (3) |
Практическая работа: «Сравнение стран мира на политической карте» |
1 |
16.02 |
||
23(4) |
Человек на Земле |
1 |
02.03 |
||
24 (1) |
ЛИТОСФЕРА – ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (10часов) |
Земная кора – верхняя часть литосферы. |
1 |
16.03 |
|
25 (2) |
Горные породы, минералы и полезные ископаемые. |
1 |
30.03 |
||
26(3) |
Движение земной коры. |
1 |
06.04 |
||
27(4) |
Рельеф Земли. Равнины. |
1 |
13.04 |
||
28(5) |
Рельеф Земли. Горы. |
1 |
20.04 |
||
29-30 (6-7) |
Скульптурный портрет планеты |
2 |
27.04 04.05 |
||
31 (8) |
Литосфера и человек. |
1 |
11.05 |
||
32-33 (9-10) |
Литосфера – твердая оболочка Земли |
2 |
18.05 25.05 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
__________Третьякова Т.И.
___ __________ 2017 года