Программа деятельности детского объединения «СМиД» (Союз мальчишек и девчонок)
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казённое учреждение
«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №6».
УТВЕРЖДЕНО:
Директор
КГКУ Детский дом 6
_______/Н.Л. Перелякина
приказ №____________
«___»________20__г.
Программа деятельности детского объединения "СМиД" (Союз мальчишек и девчонок)
Автор идеи:
Лисаковская Н.Г.,
Воспитатель
Корректировка и написание программы:
Кононова Виктория Ильинична,
педагог – организатор
Хабаровск, 2016 г.
Паспорт программы деятельности детского объединения «СМиД»
Название |
Программа ДО «СМиД» |
Направленность программы |
Социально - педагогическая |
Руководитель |
Кононова Виктория Ильинична, педагог - организатор |
Сроки проведения |
22 сентября 2016 года – 31 мая 2017 года |
Место проведения |
Город Хабаровск, переулок Гаражный, дом 16, индекс 680014 |
Целевая аудитория |
7-18 лет |
Количество воспитанников |
35 человека |
Адрес исполнителя |
Город Хабаровск, переулок Гаражный, дом 16, индекс 680014 Краевое государственное казённое учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №6». |
Пояснительная записка
Актуальность и обоснование программы
Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.
Проблема воспитания человека, воспитание его культуры общения, развитие чувства товарищества, понимания ребёнком его роли в жизни общества, развитие коммуникативных и организаторских способностей подростка, организация детского досуга является одной из значимых проблем на данном этапе развития системы образования.
Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях детского дома и вне его.
Органы детского самоуправления (далее ДО) в детском доме, нужны для успешной социализации воспитанника, для содержательного продуктивного общения, для «научения» детей реализовывать себя в рамках тех или иных социальных ролей.
В режиме работы ДО взаимодействует коллектив людей, совместно определяющих цель, объект и предмет своей деятельности, которые договариваются о средствах и способах реализации цели.
Самоуправление – это необходимый компонент содержания современного воспитания личности воспитанника, который даёт возможность его физическому, психическому и духовному развитию. Характерная черта всех подростков – стремление жить в сообществе, где тебя принимают, есть правила жизни, которые хочется принимать самим и соблюдать их, планировать, разрабатывать и организовывать коллективные творческие дела, на равных с взрослыми участвовать в управлении делами детского дома, жить и работать в коллективе, уметь управлять своими поступками. Сообщество воспитанников перерастает в детское объединение. И это возможно через обучение детей основным приёмам управленческой деятельности.
Демократическое управление обеспечивает детскому коллективу право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление:
Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищённости каждого ребёнка, является фактором социализации личности ребёнка, так как способствует реализации социальных функций: информационной, ценностной, ориентационной, нормативной.
Самоуправление способствует социальному, индивидуальному и нравственному творчеству ребёнка.
Самоуправление – это необходимая составляющая воспитательного процесса.
Самоуправление - обучение всех детей основам демократических отношений в обществе, умению управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Трудности работы с подростками детского дома заключаются в отсутствии в их душах в достаточной мере теплоты чувств, любви, симпатии и эмоциональной опоры, которые в первую очередь связаны с семейными отношениями и издержками семейного воспитания. Большинство данных детей имеют одинаковые отклонения в психологическом, социальном и педагогическом развитии. Так как организация жизнедеятельности во всех интернатных учреждениях схожа, то организация ДО пойдёт на пользу всем воспитанникам нашего учреждения.
Программа ДО «СМиД» призвана способствовать развитию личности как субъекта управления саморазвитием интеллектуального, духовного и профессионального потенциала воспитанников, чтобы воспитанники детского дома осмысливали и сознательно моделировали свое поведение в пограничных условиях как образовательного, так и социокультурного пространства. Программа направлена на формирование активной жизненной позиции, гражданского самосознания, расширение кругозора и познавательных интересов и способностей, овладение практическими навыками поисковой, исследовательской, опытнической деятельности, социальной адаптации в обществе.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: обеспечение условий для самореализации каждого воспитанника.
Задачи:
- обучить воспитанни ков основам демократических отношений в обществе,
- научить управлять собой, своей жизнью в коллективе;
- обеспечить возможности совместного решения взрослыми и детьми вопросов функционирования и развития детского дома;
- привить воспитанникам навыков организаторской, управленческой и других видов деятельности;
- сформировать и сохранить традиции жизни в детском доме.
1.3. Принципы и условия организации деятельности
В основу ДО положены принципы организации деятельности, общения и отношений в детском доме:
1. Концептуальность – системный подход к управлению образованием на базе теории педагогики, теории систем и социального управления, предметных областей учебных дисциплин и воспитания, психологии и философии.
2. Педагогичность – развитие субъектно-субъектных отношений в образовательной системе, развитие воспитанников как субъектов становления своего потенциала в образовательном и социокультурном пространстве.
3. Целостность – целевое единство систем воспитания и самовоспитания, преподавания и учения, приоритетность развития телеологического (целевого) мышления и поведения.
4. Адаптированность – гармоничность встраивания поведения субъекта в существующее состояние образования и опыта бытия в данное время в данном пространстве
5. Принцип гуманизма - предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не средству воспитания; безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в т.ч. его право на ошибку, веру в него, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет положительного стимулирования.
6. Принцип индивидуального личностного подхода - предполагает поиск в ребенке лучших качеств личности, выявление и помощь в разрешении проблем личностного развития воспитанника, применение психолого-педагогической диагностики (интересы, способности, направленность, Я - концепция и т.д.); учет особенностей личности в воспитательном процессе, прогнозирование развития личности; разработку индивидуальных программ развития воспитанников, его коррекцию, сочетание воспитания с самовоспитанием.
7. Принцип творчества и свободы - предполагает создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка, "сотворения" им собственной жизни; развитие индивидуальных и коллективных форм деятельности, способствующих этому развитию и создающих условия для свободы творчества.
8. Принцип свободы и выбора - предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой ребенок имеет возможность проявить свой свободный выбор (целей, форм, способов, видов деятельности по ёе реализации).
9. Принцип культуросообразности - предполагает обеспечение режима наибольшего благоприятствования воспитанникам в приобщении их к культуре, в формировании культуры чувства, эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.
Условия реализации программы:
Наличие материально-технической базы: кабинет педагога – организатора актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
Кадровое обеспечение: педагог – организатор, заместитель директора по УВР, педагог - психолог, социальный педагог, педагог - библиотекарь, хореограф, инструктор по физической культуре.
1.4. Ожидаемый результат
Создание в детском доме воспитательной среды, обеспечивающей условия самоутверждения, самопроявления, самостоятельности, инициативы воспитанников.
Создание сплочённого детского коллектива, способного планировать свою работу и реализовывать намеченные планы.
Установление добрых, уважительных взаимоотношений между членами детского коллектива.
Адаптация воспитанников детского дома к изменяющимся условиям жизни через работу в детском коллективе.
Формирование лидерских качеств: ответственность, самоконтроль, творческое отношение к делу.
Игровой компонент.
В сентября месяце каждого года проходят демократические Выборы в ДО детского дома по следующему алгоритму:
Гимн РФ.
Слово руководителя ДО: зачитывание должностей и обязанностей.
Выдача бюллетеней (педагогам и воспитанникам).
Тайное голосование.
Урна для голосования для анонимных результатов.
Подсчёт голосов счётной комиссии.
Оглашение результатов на линейке.
Должности и их обязанности:
Председатель:
Обязанности: контроль посещаемости школы, помощь воспитателям в группах, представление д/д на краевых конкурсах, участие в линейках, проведение собраний.
Староста:
Обязанности: контроль самоподготовки, проверка дневников, контроль школьного дресс-кода.
Дружинник:
Обязанности: контроль за безопасностью и порядком в д/д и в школе.
Инспектор:
Обязанности: проверка чистоты в комнатах, заполнение экрана чистоты, проверка опрятности детей.
Художественный руководитель:
Обязанности: помощь в проведении творческих конкурсов и концертов в детском доме и за его пределами.
Корреспондент:
Обязанности: оформление стендов для конкурсов, выпуск стенгазет по мероприятиям, фотографирование мероприятий.
Спортинструктор:
Обязанности: сбор команд и тренировки на предстоящих спортивных соревнованиях.
После проведённых выборов каждую неделю в пятницу в 19.00 проводятся планёрки членов ДО на которых решаются организационные сборы на предстоящую неделю по мероприятиям и выводы по прошедшей неделе.
Также 1 раз в квартал проводятся планёрки с администрацией детского дома по решению вопросов.
Клятва президента
Я, вступая в должность президента детского объединения «СМиД» клянусь:
Соблюдать все положения Устава детского объединения;
Защищать права воспитанников, требовать выполнения обязанностей, указанных в Уставе;
Считаю важнейшей задачей воспитанников соблюдение нравственной нормы поведения российского гражданина;
Считаю главной обязанностью воспитанника достойное поведение и творческий труд во благо нашей Родины - России;
Обещаю приложить все силы и знания во имя процветания нашего детского дома;
Превыше всего законы отваги, доблести и чести. Обязуюсь их свято хранить и выполнять.
Наш девиз:
«Возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»
Наш логотип (символ детского дома-Подсолнух):
Законы «СМиД»
ТЫ ТВОРИШЬ:
Энергию любви
Добро
Активную жизнь вокруг себя
Справедливость
Мастерство
Чудеса
Свою судьбу
Гимн ДО.
Слова и музыка: Мир Гальперин
1. Мимо текла, текла река,
Плыли куда-то облака,
Шел человек, была дорога нелегка
И человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним,
В доме родном.
2. Если в дороге уставал,
Он неизменно напевал,
Песню любимую свою,
Ту, что пою
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья за столом,
Это не дом.
3. Дом это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом это там, где нас поймут,
Дом это, где всегда нас ждут,
Где позабудешь о плохом,
Это твой дом.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:
Джайлов Артур
Монькин Сергей
Лишифан Тимур
Своя кандидатура:_____________
СТАРОСТА:
Болдырева Алина
Монькин Сергей
Своя кандидатура:____________
ДРУЖИННИК:
Боровиков Александр
Своя кандидатура:____________
ИНСПЕКТОР:
Шипицин Серей
Глинская Анастасия
Кременецкий Роман
Донкан Денис
Ушакова Регина
Своя кандидатура:____________
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Теплоухова Кристина
Своя кандидатура:____________
КОРРЕСПОНДЕНТ:
Теплоухова Кристина
Янковская Анна
Ушакова Регина
Шипицин Сергей
Своя кандидатура:____________
СПОРТИВНЫЙ ИНСТРУКТОР:
Глинская Анастасия
Ушакова Регина
Корнилов Евгений
БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:
Джайлов Артур
Монькин Сергей
Лишифан Тимур
Своя кандидатура:_____________
СТАРОСТА:
Болдырева Алина
Монькин Сергей
Своя кандидатура:____________
ДРУЖИННИК:
Боровиков Александр
Своя кандидатура:____________
ИНСПЕКТОР:
Шипицин Серей
Глинская Анастасия
Кременецкий Роман
Донкан Денис
Ушакова Регина
Своя кандидатура:____________
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Теплоухова Кристина
Своя кандидатура:____________
КОРРЕСПОНДЕНТ:
Теплоухова Кристина
Янковская Анна
Ушакова Регина
Шипицин Сергей
Своя кандидатура:____________
СПОРТИВНЫЙ ИНСТРУКТОР:
Глинская Анастасия
Ушакова Регина
Корнилов Евгений
БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:
Джайлов Артур
Монькин Сергей
Лишифан Тимур
Своя кандидатура:_____________
СТАРОСТА:
Болдырева Алина
Монькин Сергей
Своя кандидатура:____________
ДРУЖИННИК:
Боровиков Александр
Своя кандидатура:____________
ИНСПЕКТОР:
Шипицин Серей
Глинская Анастасия
Кременецкий Роман
Донкан Денис
Ушакова Регина
Своя кандидатура:____________
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Теплоухова Кристина
Своя кандидатура:____________
КОРРЕСПОНДЕНТ:
Теплоухова Кристина
Янковская Анна
Ушакова Регина
Шипицин Сергей
Своя кандидатура:____________
СПОРТИВНЫЙ ИНСТРУКТОР:
Глинская Анастасия
Ушакова Регина
Корнилов Евгений
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конвенция ООН «О правах ребёнка» - 1989 г.
Федеральный Закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании» - Вестник образования, №7/1996
Федеральный Закон от 20.07.2000 №102-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст.16 Закона РФ «Об образовании» - Вестник образования, №18/2000
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995
Федеральный Закон РФ от 28.06.1995 №98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных общественных объединений» - Проблемы школьного воспитания, №2/1995
Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодёжных общественных в образовательных учреждениях» - Вестник образования, №9/2000
Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 №2419 о реализации решения коллегии от 29 мая 2001 года№11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений» - Внешкольник, №9/2001
Баженов И.Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, - 1987
Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп: Программа работы с детьми младшего школьного возраста. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО, 2003
Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1996
Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н.Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2000
Гольберг В.А. Проект целевой комплексной программы «Здоровье» // ж-л «Классный руководитель» №1, 2001
Коджаспирова Г.М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
Козлова Г.В. Программы воспитательной работы.//ж-л «Классный руководитель», №4, 2000 – с.31-53, 68-73
Лобачёва С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: «Вако», 2007
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986
Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н.Степанова – М.:ТЦ «Сфера», 2001
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
Подросток и досуг. Сост.Дормаш С.В., Заводова Т.Е. – М.:ООО «Красико-Принт», 2004
Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Метод пособие для организаторов детского движения. – М., 1996
Социальное проектирование. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
Тебе, вожатый! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003
Тебе, вожатый! Выпуск 2. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004
Технология воспитательных дел в школе. Под ред. И.А.Чурикова – Чебоксары, 1999
Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
Хочу быть лидером! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2000
Шаламова Л.Ф., Хорвин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12, учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
Шпаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004