Программа деятельности фотоклуба «СуперКадры» (9–11 класс)
Программа деятельности фотоклуба «СуперКадры»
1.Актуальность программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность. Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у детей разного возраста. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ребенка, цифровая графика связана с обучением творческой информационной технологии. Фотоискусство развивает способности учащихся к творчеству. Творчество – это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности, это вдохновение, замысел, чувство, креативность. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений.
Педагогическая целесообразность в том, что занятия по фотоклубе «СуперКадры» способствуют развитию коммуникабельности, целеустремленности, собранности, усидчивости. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, так как при выполнении фоторабот следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельный поиск интересных, современных и актуальных тем.
2. Цель клуба – объединение творчески-ориентированных учащихся, приобретение и развитие навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентация учащихся.
3. Задачи программы:
образовательные:
- привлечь детей к занятию фотографией;
- овладеть способами и инструментами обработки цифровой фотографии;
- подготовка учащихся к выставкам и конкурсам;
развивающие:
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;
- эффективно применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- развивать у обучающихся социально-значимые качества личности (самостоятельность, ответственность, коммуникативные навыки, личностная активность);
воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
- формировать установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией
- воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
- воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки;
- воспитывать потребность и умение работать в коллективе;
4. Направленность программы - техническая. Программа направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей, формирование логического, технического, мышления, привитие интереса к фотографии, так как полученные знания и практические навыки работы с визуальной цифровой информацией (фото), являются составным элементом современной информационной культуры, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства и имеет практическую направленность.
5. Виды деятельности клуба.
Основным видами деятельность клуба является (учебная, интелектуально-познавательная, творческая):
- объединение учащихся увлеченных фотографией;
- обучения основам технического владения цифровыми фотокамерами и программами для обработки цифровых изображений, изучения работы компьютеров;
- творческая организация фотосьемки и совместное сознание условий для проведения фотосьемок;
- творческое развитие учащихся;
- проведение конкурсов, мастер-классов и выставок по фотографии с целью ее популяризации;
- интеллектуальное развитие детей и подростков, как следствие их технической грамотности;
- профориентация учащихся.
6. Содержание обучения.
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теорет. | Практич. | |||
Раздел 1. | Введение | 1 | 1 |
|
Раздел 2. | Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки | 2 | 2 |
|
| Виды фотоаппаратов | 1 | 1 |
|
| Навыки и умения пользования фотоаппаратом. | 1 | 1 |
|
Раздел 3 | Настройка фотоаппарата | 4 | 3 | 1 |
| Из чего состоит фотоаппарат и как он работает? | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Что такое хорошая фотография | 1 | 1 |
|
| Фокусировка.Экспозиция.Выдержка.Диафрагма. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Светочувствительность.Баланс белого. | 1 | 1 |
|
Раздел 4 | Как фотографировать не задумываясь | 7 | 4 | 3 |
| Точка съемки | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Композиция | 2 | 1 | 1 |
| Перспектива и объём | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Правила компоновки | 3 | 2 | 1 |
Раздел 5 | Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии. | 12 | 7 | 5 |
| Пейзаж | 1 | 1 |
|
| Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка природы | 2 | 1 | 1 |
| Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. | 2 | 1 | 1 |
| Натюрморт. | 1 | 1 |
|
| Практическое занятие по теме натюрморт. | 1 |
| 1 |
| Предметная фотосъемка. Съемка еды | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Портрет | 1 | 1 |
|
| Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Жанр “Репортаж”. Практическое занятие по теме репортаж. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Подготовка фотографий к фотовыставке | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 6 | Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий. | 8 | 4 | 4 |
| Знакомство с Adobe Photoshop. | 1 | 1 |
|
| Изучение строки меню и меню файл и редактирование. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Общая коррекция изображений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Изучение меню изображение и слой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Знакомство с меню выделение, фильтр, вид и окно. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Редактирование фотографий-пробников. | 1 |
| 1 |
| Наложение слоёв на фотографии-пробники. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Понятие о коллаже. Цифровой фотомонтаж изображений | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого |
| 34 | 21 | 13 |
Основное содержание курса.
Раздел 1. Введение.
Начинающим фотографам всегда нелегко. Несмотря на то, что сейчас фотография широко распространена (еще бы, ведь цифровые камеры сейчас встраиваются в сотовые телефоны, медиаплееры и ноутбуки), до недавнего времени это был таинственный процесс, окутанный ореолом магии и волшебства. Чего только стоит фраза «Сейчас вылетит птичка», сразу после которой вас ослепляет вспышка! Давайте попробуем немного приподнять завесу тайны, и разберемся, с чего началась, как продолжилась и чем сейчас является фотография. Камера обскура. Первая в мире фотография "Вид из окна". Фотография в России. Цветная фотография
Раздел 2. Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки.
Виды фотоаппаратов. Профессиональные и непрофессиональные (любительские). Цифровые и пленочные. Зеркальные и незеркальные. Со сменной оптикой и с несменной оптикой (со встроенным объективом). Устройство и принцип работы фотоаппарата. Пленочная и цифровая техника.
Раздел 3. Настройка фотоаппарата. Основные составлющие. Понятия связанные с внутренним и внешним устройством фотоаппарата.Режимы работы. Меню настроек.Как проверить фотоаппарат, основные неисправности. Как их обнаружить. Фотообъектив - принцип работы. Типы объективов. Фотовспышка.
Раздел 4.Как фотографировать не задумываясь. Простые правила фотосъемки помогут развить навыки фотографирования и сделать фотографии более профессиональными.
1. Наличие сюжета. Полупустой кадр – неинтересен. Фотографируя общий пейзаж, обязательно включайте в кадр то, за что есть зацепиться взгляду. Это может быть даже простая травинка на переднем плане.
2. Наличие фона. Объект съемки ни в коем случае не должен сливаться с фоном..
3. Наличие гармонии цветов. Всегда избегайте чересчур ярких огней и цветных пятен.
4. Наличие асимметрии.
5. Наличие уравновешенности композиции. Линия горизонта не должна быть смещена без необходимости, также как и линия поверхности водоема.
6. Наличие запасного места. Снимая движущийся объект, оставьте в кадре немного места по направлению движения.
7. Наличие правильной точки съемки.
8. Наличие правильной постановки освещения.
9. Наличие фантазии.
10. Наличие правильного акцента.
Раздел 5. Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии.
Понятие композиции. Построение фотоснимка. Фотографический снимок строится по определенным принципам, которые объединяются общим понятием "композиция кадра".
Слово "композиция" в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, то есть построение изображения, установление соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.
Под композицией следует понимать всю систему, весь изобразительный строй снимка, созданный фотографом в целях раскрытия идейно-тематического содержания, в целях достижения четкости и выразительности художественной формы. Композиция в таком широком понимании есть сочетание всех элементов сюжета и изобразительной формы в фотоснимке.
Масштаб изображения. Изображение пространства.
Фотосъемка природы. Пейзажи, ландшафты. Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. Ночной пейзаж. Фотографии, снятые на природе, – это нечто особенное. Такие снимки, в отличие от студийных фотографий, подкупают своей естественностью и отличаются большим разнообразием. Приступая к съемке на природе, в первую очередь необходимо определить, какой их двух типов снимков вы хотите получить: будете ли вы снимать саму природу или же природные объекты будут лишь фоном для съемки людей или животных..
Натюрморт. Предметная фотосъемка. Съемка еды. Предметная фотосъемка не рассчитана на создание художественных произведений. Основное ее назначение – получение снимков, призванных качественно продемонстрировать товар. Предметная фотосъемка делится на типы и бывает разной сложности. Важнейшее значение при предметной фотосъемке имеет четкость снимков – на них не должно быть никаких размытости или бликов. Предметную съемку обычно выполняют с нескольких ракурсов. Кроме того, дополнительно фотографируют части предмета, требующие повышенной детализации. Фон преимущественно выбирают белый.
Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. В современном фотоискусстве фотопортрет – это один из наиболее востребованных жанров фотографии. Искусство фотопортрета активно используется в индустрии моды, где с глянцевых обложек на Вас смотрят модели с красивыми лицами и дивными пропорциями. Однако во многих случаях удачно сделанный портрет – это заслуга не столько модели, сколько самого фотографа. Так как фотографировать портрет, чтобы добиться художественной выразительности? Художник должен увидеть образ, проникнуть в его суть, передать увиденное и прочувствованное жестами рук, наклоном головы и выражением глаз модели. И если фотохудожник смог правильно все организовать, то результат его труда – фотопортрет - не останется незамеченным.
Особенности репортажной съемки. Кто же это такой, репортажный фотограф…Стоит написать о нём немного о всех особенностях его работы. Репортажная фотография один из самых сложных, но в тоже время интересных жанров и далеко не у каждого фотографа хватит терпения работать в таком амплуа. Фоторепортаж - это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями. Есть у слова "репортаж" и второе значение - это метод съемки события без вмешательства в его естественное течение. Думается, что мы довольно понятно объяснили, что же есть репортажная фотография. Особенности настоящей репортажной фотосъемки состоят в том, что фотограф не может сказать своей модели: «Станьте, пожалуйста, так. Поверните голову». Репортажная съемка – живая, в ней все по-настоящему. Ловить нужно каждый момент. Секунда раньше или секунда позже – и фоторепортаж уже не будет так удачен, точнее фотографии станут просто бессмысленной пачкой бумаги, где Вы не увидите самого интересного.
Раздел 6. Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий.
Знакомство с Adobe Photoshop. Программа Adobe Photoshop предназначена для любых работ связанных с созданием и обработки растровой графики. В большинстве случаев программу adobe Photoshop используют для работы фотоизображениями, это программа незаменима при разработке цифровых фотографий при ретуши изображений и для создания художественных изображений. Далее в этом разделе необходимо познакомить детей с основными возможностями этой программы. И на простых примерах научиться пользоваться основными инструментами. На занятиях можно использовать видео уроки для лучшего усвоения материала.
Конец этого раздела полностью посвящен практической работе. Ребята попробуют применить все полученные знания для создания школьного фото и видеоархива по различным темам. Учитель выполняет роль консультанта и помощника. На итоговом занятии ребята попробуют проанализировать свою деятельность, выявить ошибки и затруднения с которыми они столкнулись во время самостоятельной работы.
7. Принцип организации клубной деятельности.
Фотоклуб «СуперКадры» является добровольным объедением детей и подростков в возрасте от 8 до 16 лет. В зависимости от возраста дети делятся на две возрастные группы 8-11 лет и 11-16 лет. Условиями отбора учащихся в кружок является желание заниматься данным видом деятельности, наличие справки о состоянии здоровья, заявления родителей (законных представителей).
Особенность программы заключается в том, что, программа «СуперКадры» разработана с учётом возрастных и морфологических особенностей детей. В процессе занятий проводится терминологическая работа, что развивает лексический запас, развивается память.
Смена видов деятельности (работа в помещении, съемки на улице, участие в конкурсах) способствует развитию коммуникабельности, оптимизма. Также, программа способствует эстетическому развитию учащихся. Посещение выставок фотографии и изобразительного искусства, изучение таких тем, как композиция, правила гармонии, сочетаемость цветов, форм и линий; знакомство с историей искусств, основными направлениями и стилями современного искусства – всё это расширяет художественный кругозор подростков, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.
На занятиях кружка реализуются следующие образовательные технологии:
- личностно-ориентированные;
- здоровьесберегающие;
Наполняемость групп рассчитывается исходя из количества оборудованных рабочих мест (12 -15 человек в одной группе).
Продолжительность занятий: два академических часа в неделю. Занятия проводятся два раза в неделю. Перерыв между занятиями 10 минут.
8. Формы организации досуговой деятельности.
Занятия фотоклуба проводятся согласно расписанию. Воспитательные мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц, продолжительностью до 40 минут. Родительские собрания проводятся 2 раза в год. Учащаися фотоклуба принимают участие во всех мероприятиях учреждения (Новогодний утренник, Международный женский день и т.п.). Также, принимают участие в конкурсах, мастер-классах, выставках по фотографии.
9. Привлекательность клубной деятельности.
Программа следует последовательному принципу изучения материала, сначала происходит знакомство с цифровой камерой и компьютером, как инструментами, затем нарабатываются навыки использования цифровой камеры и компьютерных технологий.
Основной упор в способе организации учебного процесса по программе делается на индивидуальную и групповую практическую деятельность учащегося, его креативность, самостоятельность, и накопления собственного опыта благодаря исследовательскому интересу учащихся.
Программа фотоклуба «СуперКадры» использует данные методы обучения:
Словесный (диалог, беседа, дискуссия, объяснение). Без рассказа, объяснения и других словесных форм организации занятий невозможно ничему научить, поэтому без словесного метода обучения в образовательном процессе не обойтись.
Наглядный, или демонстрационный метод. Наглядность присутствует во многих формах организации занятий. При изложении учебного материала педагог пользуется демонстрационной доской и другими наглядными пособиями, сочетая при этом наглядность со словесным объяснением.
Практический. Выполнение большого количества практических заданий для закрепления пользовательских навыков, развития алгоритмического и логического мышления, приобретения опыта написания программного кода. Большую часть заданий обучающиеся выполняют по своим индивидуальным возможностям, предлагается разнообразный выбор решения задач программирования от простого к сложному.
Анализ конкретной ситуации. В своей основе используются игровые ситуации трех типов:
- «Ситуация-иллюстрация»;
- «Ситуация-оценка»;
- «Ситуация-упражнение».
Стимулирование. Использование методов поощрения, соревнования, субъективно-прагматического метода.
Создание ситуации успеха. Только успешная личность способна добиться в жизни желаемого результата, стать конкурентоспособной. Успешная деятельность становится общечеловеческой ценностью и рассматривается как необходимое условие организации воспитательной работы в коллективе кружка «СуперКадры».
Метод рефлексии. Использование личностных, кооперативных, коммуникативных, педагогических подходов к внутренней работе с учащимися, формированию качественно новых стратегий и ценностно-смысловых образований.
Исследовательский. Выполнение исследовательских проектных заданий на протяжении длительного времени вошло в традиционный перечень итоговых заданий на промежуточных этапах обучения, также для участия в конкурсах исследовательских работ. Задание может быть, как групповым, так и индивидуальным.
Этапы выполнения исследовательской проектной работы:
- с учащимися обсуждается тема исследовательской работы;
- выбираем метод исследования;
- сбор материала, эксперимент или теоретическое исследование;
- обсуждения способа представления и оформления работы;
- этап оформления»
- отладка работы, устранение недостатков;
- подготовка к защите;
- защита работы.
Итогом исследовательской работы становится защита работ в кружке. Самые достойные работы могут в дальнейшем участвовать в конкурсах различного уровня: учрежденческих, муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских т.д.
Данный вид деятельности стимулирует учащихся к углублению своих познаний в изучаемой области, воспитывает самостоятельность в приобретении знаний, учит правильно работать со всевозможными источниками информации, является толчком к приобщению учащихся к научно-исследовательской работе.
Интерактивные упражнения
Эти упражнения направлены на усиление мотивации учащихся к обучению, созданию атмосферы соревнования, творчества, используются для организации командной работы, отработка навыков общения, принятия решений, логического мышления, анализа, развитие навыков конструкторской, исследовательской деятельности, обогащения терминологического запаса слов учащегося.
Интерактивные упражнения не являются обязательными. Выбор тех или иных упражнений осуществляется педагогом выборочно, в зависимости от потребностей учащихся и их возможностей. Интерактивные упражнения могут выполняться как в полном объеме, так и частично или совсем не выполняться. Единственным требованием является фиксация результатов выполнения упражнений, если они выполняются, и обсуждение результатов.
Площадками для рекламы деятельности клуба могут быть социальные сети: Facebook, Instagram, VK, Odnoklassniki. Таргетированная (направленная на целевую аудиторию) реклама в социальных сетях. ВКонтакте много целевой аудитории детских центров, в Инстаграме уже меньше. Одноклассники работают, если у Вас уже есть фотографии с занятий. Розыгрыши и марафоны (через Инстаграм и ВКонтакте). Личный бренд. Искренне рассказывайте о себе и о Вашем клубе в Ваших социальных сетях. Обязательно нужно разместить свой клуб на Яндекс и Гугл картах. А также в 2Гисе. Также, рекламой клуба может быть распространение листовок, создание отдельной страничке на сайте учреждения, где находиться фотоклуб, о результатах деятельности клуба.