12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбакова Ольга Владимировна343
Учитель литературы в Православной классической гимназии
Россия, Самарская обл., Тольятти
Материал размещён в группе «Урок литературы»


 


 

программа внеурочной деятельности

«Теория литературы»

на 2017-2018 учебный год

Тип программы – модифицированная

Направление – общеинтеллектуальное


 


 

Возраст обучающихся –9 класс

Срок реализации – 5 лет (5-9 классы)


 

Разработала

Рыбакова О.В.,

учитель литературы

АНОО «Православная

классическая гимназия»


 

г.о.Тольятти

2017

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Теория литературы» в 9 классе рассчитана на 34 часа и направлена на углубление умений учащихся анализировать художественное произведение. Целью занятий является ознакомление учащихся 9 класса с основными задачами литературоведческой науки, с фундаментальными категориями теории искусства (образ, содержание, форма), понятиями поэтики (автор, система героев, сюжетно-композиционная организация, хронотоп, субъектная организация) и теории стиха (ритм, система стихосложения, стихотворный размер). Теоретические сведения, полученные учащимися, отрабатываются при анализе конкретных художественных произведений.

 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа построена с опорой на современные образовательные технологии, открывающие возможности для применений деятельностного подхода. Учащиеся не только знакомятся с теорией, но и анализируют художественные тексты. Содержание программы структурировано в виде следующих разделов- модулей:

1. Литература как искусство слова.

2.Содержание и форма художественного произведения.

4. Автор биографический и автор конципированный.

5.Персонаж, герой, тип, характер. Понятие системы героев.

6.Сюжет и фабула литературного произведения.

7.Система хронотопа в литературном произведении.

8. Художественная концепция как теоретико-литературное понятие.

9.Понятие жанра.

10.Эпос как род литературы.

11.Лирика как род литературы.

12.Драма как род литературы.

Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть.

Количество занятий в неделю – 1. Количество часов в год – 34.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе занятий по программе обучающийся овладевает следующими умениями и знаниями:

​ -иметь представление о системе жанров литературы,

​ - свободно владеть литературоведческой терминологией,

​ - уметь анализировать поэтический и прозаический текст.

Результаты внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования.

Личностные результаты предусматриваю умения:

​ -оценивать значимость для личности творческого воспитания;

​ -рефлексировать личный опыт;

​ ​  -высказывать личную точку зрения.

Метапредметными результатами являются умения:

​ -формировать опыт разнообразной творческой деятельности, опыта познания и самопознания;

​ -развивать умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

​ -развивать креативные способности художественной направленности в приобретении опыта индивидуальной и коллективной деятельности.

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

Личностные:

​ -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные:

​ -умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, принятие практической задачи;

​ -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов действия.

Познавательные:

​ -перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (анализ и синтез), проводить сопоставления, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждения и т.п.);

​ -систематизировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (проводить смысловой анализ текстов различных стилей и жанров).

Коммуникативные:

​ -владеть всеми видами речевой деятельности;

​  -участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог,

​ -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

​ ​  -выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметными результатами являются представления:

​ -о системе литературных жанров;

​ -об анализе поэтического и прозаического текста.

Программа предусматривает устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности, качеств личности:

​ -самостоятельность, готовность к саморазвитию,

​ -творческая и познавательная активность,

​ -гражданственность, патриотизм,

​ -духовность, нравственность.


 

                                                          Тематический план

Тема занятия

Всего часов

Теоретические понятия, категории

Формы организации занятий

Формы контроля

1

Литература как искусство слова

1

Изобразительные и выразительные виды искусства. Место литературы среди видов искусства

Беседа

Творческий практикум

2

Образ как форма художественного мышления

1

Соединение рационального и эмоционального, объективного и субъективного в образе

Беседа

Анализ текста

3

Понятие литературного рода

1

Эпос, лирика, драма: своеобразие их содержания и формы

Практикум

Анализ текста

4

Содержание и форма художественного произведения.

1

Единство формы и содержания, соответствие формы содержанию

Лекция

Анализ текста

5

Автор биографический и автор конципированный

1

Автор биографический и автор конципированный

Практикум

Анализ текста

6

Понятие системы героев

2

Персонаж, герой, тип, характер. Герои центральные и второстепенные

Лекция

Анализ текста

Презентация

7

Сюжет и фабула литературного произведения

2

Специфика сюжета в лирической прозе и в лирике. Понятие о композиции литературного произведения

Беседа

Практикум

Анализ текста

Презентация

8

Хронотоп в литературном произведении

2

Система хронотопа в литературном произведении. Специфика хронотопа в фольклоре и в литературе

Лекция

Беседа

Анализ текста

Творческий практикум

9

Художественная концепция как теоретико-литературное понятие

3

Тема и идея произведения. Понятие художественного пафоса

Лекция

Беседа

Анализ текста

Проект

10

Понятие жанра

2

Типология жанров. Жанровое мышление, его характерные признаки

Лекция

Беседа

Анализ текста

Творческий практикум

11

Эпос как род литературы

6

Рассказ как жанр. Повесть как жанр. Роман как жанр. Жанровые разновидности романа. Роман-эпопея

Беседа

Мастерская

Анализ поэтики рассказа, повести

Творческий практикум

12

Лирика как род литературы

6

Лирические жанры. Поэма как лиро-эпический жанр. Основные особенности стихотворной речи. Понятие о ритме. Основные системы стихосложения. Стихотворные размеры

Беседа

Мастерская

Анализ поэтики стихотворения

Творческий практикум

13

Драма как род литературы

3

Место конфликта в художественной системе драматического произведения. Жанровая система драматических произведений

Беседа

Мастерская

Анализ пьесы

14

Итоговый урок

1

 

Мастерская

Проект

15

Резервный урок

1

     


 

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.