программа внеурочной деятельности
«Теория литературы»
на 2017-2018 учебный год
Тип программы – модифицированная
Направление – общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся –9 класс
Срок реализации – 5 лет (5-9 классы)
Разработала
Рыбакова О.В.,
учитель литературы
АНОО «Православная
классическая гимназия»
г.о.Тольятти
2017
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Теория литературы» в 9 классе рассчитана на 34 часа и направлена на углубление умений учащихся анализировать художественное произведение. Целью занятий является ознакомление учащихся 9 класса с основными задачами литературоведческой науки, с фундаментальными категориями теории искусства (образ, содержание, форма), понятиями поэтики (автор, система героев, сюжетно-композиционная организация, хронотоп, субъектная организация) и теории стиха (ритм, система стихосложения, стихотворный размер). Теоретические сведения, полученные учащимися, отрабатываются при анализе конкретных художественных произведений.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа построена с опорой на современные образовательные технологии, открывающие возможности для применений деятельностного подхода. Учащиеся не только знакомятся с теорией, но и анализируют художественные тексты. Содержание программы структурировано в виде следующих разделов- модулей:
1. Литература как искусство слова.
2.Содержание и форма художественного произведения.
4. Автор биографический и автор конципированный.
5.Персонаж, герой, тип, характер. Понятие системы героев.
6.Сюжет и фабула литературного произведения.
7.Система хронотопа в литературном произведении.
8. Художественная концепция как теоретико-литературное понятие.
9.Понятие жанра.
10.Эпос как род литературы.
11.Лирика как род литературы.
12.Драма как род литературы.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть.
Количество занятий в неделю – 1. Количество часов в год – 34.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе занятий по программе обучающийся овладевает следующими умениями и знаниями:
-иметь представление о системе жанров литературы,
- свободно владеть литературоведческой терминологией,
- уметь анализировать поэтический и прозаический текст.
Результаты внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования.
Личностные результаты предусматриваю умения:
-оценивать значимость для личности творческого воспитания;
-рефлексировать личный опыт;
-высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения:
-формировать опыт разнообразной творческой деятельности, опыта познания и самопознания;
-развивать умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-развивать креативные способности художественной направленности в приобретении опыта индивидуальной и коллективной деятельности.
В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:
Личностные:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные:
-умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, принятие практической задачи;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов действия.
Познавательные:
-перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (анализ и синтез), проводить сопоставления, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждения и т.п.);
-систематизировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (проводить смысловой анализ текстов различных стилей и жанров).
Коммуникативные:
-владеть всеми видами речевой деятельности;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог,
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметными результатами являются представления:
-о системе литературных жанров;
-об анализе поэтического и прозаического текста.
Программа предусматривает устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности, качеств личности:
-самостоятельность, готовность к саморазвитию,
-творческая и познавательная активность,
-гражданственность, патриотизм,
-духовность, нравственность.
Тематический план
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Теоретические понятия, категории |
Формы организации занятий |
Формы контроля |
1 |
Литература как искусство слова |
1 |
Изобразительные и выразительные виды искусства. Место литературы среди видов искусства |
Беседа |
Творческий практикум |
2 |
Образ как форма художественного мышления |
1 |
Соединение рационального и эмоционального, объективного и субъективного в образе |
Беседа |
Анализ текста |
3 |
Понятие литературного рода |
1 |
Эпос, лирика, драма: своеобразие их содержания и формы |
Практикум |
Анализ текста |
4 |
Содержание и форма художественного произведения. |
1 |
Единство формы и содержания, соответствие формы содержанию |
Лекция |
Анализ текста |
5 |
Автор биографический и автор конципированный |
1 |
Автор биографический и автор конципированный |
Практикум |
Анализ текста |
6 |
Понятие системы героев |
2 |
Персонаж, герой, тип, характер. Герои центральные и второстепенные |
Лекция |
Анализ текста Презентация |
7 |
Сюжет и фабула литературного произведения |
2 |
Специфика сюжета в лирической прозе и в лирике. Понятие о композиции литературного произведения |
Беседа Практикум |
Анализ текста Презентация |
8 |
Хронотоп в литературном произведении |
2 |
Система хронотопа в литературном произведении. Специфика хронотопа в фольклоре и в литературе |
Лекция Беседа |
Анализ текста Творческий практикум |
9 |
Художественная концепция как теоретико-литературное понятие |
3 |
Тема и идея произведения. Понятие художественного пафоса |
Лекция Беседа |
Анализ текста Проект |
10 |
Понятие жанра |
2 |
Типология жанров. Жанровое мышление, его характерные признаки |
Лекция Беседа |
Анализ текста Творческий практикум |
11 |
Эпос как род литературы |
6 |
Рассказ как жанр. Повесть как жанр. Роман как жанр. Жанровые разновидности романа. Роман-эпопея |
Беседа Мастерская |
Анализ поэтики рассказа, повести Творческий практикум |
12 |
Лирика как род литературы |
6 |
Лирические жанры. Поэма как лиро-эпический жанр. Основные особенности стихотворной речи. Понятие о ритме. Основные системы стихосложения. Стихотворные размеры |
Беседа Мастерская |
Анализ поэтики стихотворения Творческий практикум |
13 |
Драма как род литературы |
3 |
Место конфликта в художественной системе драматического произведения. Жанровая система драматических произведений |
Беседа Мастерская |
Анализ пьесы |
14 |
Итоговый урок |
1 |
Мастерская |
Проект |
|
15 |
Резервный урок |
1 |