12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Даниленко Светлана Геннадиевна84

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа литературного объединения «Геликон» является авторской.

Обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов предполагает поиск эффективных форм деятельности в сфере гуманитаризации образования.

Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации, в том числе, и внеурочной деятельности. Обретает актуальность ориентация на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. В соответствии с программой развития универсальных учебных действий процесс учения понимается не только как усвоение знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс выявления их способностей, склонностей, индивидуальных возможностей, интересов. Создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ребенка- основа системно-деятельностного подхода.

Создание программы клуба «Геликон» вызвано естественным развитием не только литературных, философских, но и психологических потребностей ребят, как форма, предполагающая развитие личностного роста, общения.

В системе развития творческих литературных потребностей особенно важно, «почувствовать»' другого человека, посмотреть на него в системе отношений с другими людьми, окружающим миром и самим собой.

Цель и задачи литературного объединения «Геликон»

Цель программы: создание условий для поэтического самовыражения и формирования образного мышления.

Задачи программы:

-формировать представление о специфике поэтического творчества;

-обучать приёмам редакторской деятельности;

-расширять, обогащать позитивный опыт совместной деятельности, формировать коммуникативные универсальные учебные действия.

Методы проведения занятий: литературно-творческая мастерская, беседа, обсуждение по теме, литературная игра.

Методы контроля: участие в конкурсах творческих работ, выпуск сборника поэтического творчества учащихся «Твой Геликон».

Планируемые результаты освоения программы:

 

1.В процессе деятельности детского литературного объединения «ГЕЛИКОН» закладываются основы формирования таких личностных результатов, как:

позитивное отношение к миру;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

формирование культуры речевого поведения;

формирование ценностных ориентаций;

формирование позитивной самооценки, самоуважения, самопринятия;

уважение к культуре страны, ее фольклору;

развитие готовности к реализации своего творческого потенциала;

доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2.Программа литературного объединения «ГЕЛИКОН» предполагает возможность углубленно заниматься формированием таких метапредметных результатов, как:

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха реализации творческого потенциала и способности конструктивно реагировать даже в ситуациях неуспеха;

использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

3.Результаты, учитывающие специфику объединения:

редактирование чужого и своего текстов:

убирать лишнее,

включать недостающее,

заменять неудачное выражение.

4.Особенности организации занятий.

Методологическим основанием программы занятий клуба «Геликон» является понимание того, что наш личный взгляд на мир и самих себя в нем влияет на формирование ценностных ориентации, творческого роста личности, на стратегию построения своих отношений с окружающим миром. Эта зависимость используется при построении занятий, способствует самоопределению растущего человека и в мире художественных образов.

Задача руководителя - организовать в процессе занятий психологическую и литературоведческую помощь таким образом, чтобы ребенок сам мог влиять на процесс развития своей личности в процессе формирования универсальных учебных действий. Если руководитель не простой транслятор знаний, а организатор совместного поиска, аудитория будет воспринимать деятельность на занятиях как совместную и необходимую часть жизнедеятельности

Программа предназначена для ребят от 11 лет и старше. Как раз в этот период наблюдается кризис рефлексии и сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития. Именно эта возрастная специфика позволяет реализовать основные воспитательные задачи, о которых говорилось выше.

В программе уделено должное внимание развитию интеллекта детей. При удовлетворении потребностей в творческом общении естественным образом создаются наиболее благоприятные условия для развития и выяснения творческих способностей.

Поэтому помимо качеств нравственно-интеллектуального общения, порядка, сформированных благодаря устранению искажений деструктивного общения, работа клуба предполагает в качестве результата своей деятельности выпуск литературного альманаха «Твой Геликон», а также патронаж над деятельностью кружка, объединяющего учащихся младшего возраста «Геликоша».

Общие сведения о клубе

«Геликон» объединяет учащихся среднего и старшего школьного возраста в качестве 12 человек, не более, в соответствии с нормами психологического общения. Встречи проходят 2 раза в неделю по 3 часа.

Занятия клуба включают разные виды деятельности: лирическую перекличку, обмен мнениями, обсуждение литературных опытов, работа с терминами поэтического словаря, литературные игры, викторины, литературно-творческую мастерскую, литературную гостиную, досуговую деятельность: экскурсии, встречи, беседы, обзоры литературы, выставку, оформление стенда, посвященного деятельности клуба.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

 

 

 

ВОСПРИЯТИЕ

 

 

ВОСПРИЯТИЕ

 

 

 

АНАЛИЗ

 

 

 

СОПОСТАВЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

 

 

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ЖЕЛАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТВОРЧЕСКИЙ ОТКЛИК НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕНЫХ ЗНАНИЙ

ПОИСК ЛИЧНОГО СМЫСЛА ПРИЗВЕДЕНИЯ

 

Включение различных видов деятельности в работу клуба

 

Тематический план. 1 год обучения

"Геликоша".

п/п

Название темы.

 

1. Введение

1.1 Знакомство

1.2 Работа клуба

 

2. Литературоведение

2.1 У истоков литературы

2.2 Эпитет

2.3 Сравнения

2.4 Тайны метафоры

2.5 Секрет художественного слова

1.6 Гипербола

2.7 Пейзаж в литературе

2.8 Антитеза

2.9 Бродячие сюжеты

2.10 Олицетворение

 

3. Литературные жанры

3.1 Мифы

3.2 Былины

3.3 Сказки

3.4 Обрядовая поэзия

3.5 Поэтический пересказ

3.6 Лирическая литература

3.7 Стихотворение на случай

3.8 Детский фольклор

 

4. Слово о книге

4.1 История книги

4.2 Художники детской книги
4.5 Биография чуда

 

5. Творчество детских писателей

5.1 Мой Пушкин

5.2 Современные детские писатели

5.3 Г. Остер

 

6. Литературные игры

6.1 Мир русской сказки

6.2 И... оживают сказки

 

7. Творческая лаборатория

   

Содержание программы "Геликоша".

1.Введение.

1.1. Знакомство

Лирическая перекличка: чтение своих стихов обучающихся. Формирование атмосферы взаимопонимания, взаимовнимания, уважения к творчеству каждого человека.

1.2 . Работа клуба

Ознакомление со структурой и содержанием работы клуба, с формами организации занятий. Знакомство с литературным альманахом "Геликон".

2. Литературоведение.

2.1. У истоков литературы

40 веков мировой литературы. Древние люди и литература. Дискуссия "Человек и счастье", "Человек и природа", "Что есть красота?"(по литературным источникам) , "Человек и красота". История развития античной литературы (римляне, греки). Истоки европейской литературы.

2.2. Эпитет

Беседы по жизненным впечатлениям. Первичное знакомство с понятием. Отгадывание предмета, явления по его свойствам. Нахождение эпитетов в текстах и комментарий своего выбора.

2.3. Сравнение

Знакомство с понятием на примерах стихов Ф. Сэфа "На свете всё похоже", Н. Матвеевой "Она умеет превращаться", М. Лермонтова, Н. Некрасова, Дж. Толкиена "Хоббит". Чтение любимых стихов. Выделение эпитетов и сравнений.

2.4. Тайны метафоры

Знакомство с понятием. Выразительное чтение стихов Ф.И.Тютчева " Чародейкою зимою...", "Есть в осени первоначальной...". Поиск метафор. Анализ выразительного чтения.

2.5 Секрет художественного слова.

Понятие "художественное слово". Анализ текста М.Лисянского "Яблоко". Создание на его основе текста без изобразительно-выразительных средств языка. Создание своего образного текста с использованием изобразительно-выразительных средств языка.

2.6. Гипербола

Знакомство с понятием. Расшифровка гиперболизированных качеств героев и свойств предметов по русским сказкам. Создание литературных произведений с использованием гиперболы.

2.7. Пейзаж в литературе

Живопись слова. Разбор стихотворений о природе Б.Пастернак "Снег идёт", Фет "Какая грусть! Конец аллеи", Ф.И.Тютчев "Весенние воды". Анализ репродукций: Саврасов "Дворики", "Зима", Чижов "Зимний день", Коровин "Зимой", Герасимов "Лёд пошёл", Левитан "Март". Беседа по личным впечатлениям. Создание пейзажных литературных зарисовок.

2.8. Антитеза

Знакомство с понятием. Нахождение антитез в текстах русских сказок. Создание произведений с использованием антитезы. Повторение тропов.

2.9. Бродячие сюжеты

Анализ сюжетов сказок народных и различных авторов. Нахождение сказок с похожими сюжетами. Анализ построения сказки. Создание нового произведения на основе старого сюжета.

2.10. Олицетворение.

Знакомство с понятием. Лирическая перекличка. Поиск олицетворения в стихах учащихся. Создание литературной миниатюры с олицетворением.

3. Литературные жанры.

3.1. Мифы

Понятие мифа. Чтение мифов (греческой мифологии). Роль мифов в истории Греции. Основы создания мифа. Особенности греческой мифологии. Отличие мифа от сказки.

3.2. Былины

Определение былины. Русский эпос. Жанровые признаки былин. Лексические особенности. Чтение былин. Попытки создания фрагментов былин на основе стилистических формул.

3.3 Сказки.

Понятие. Литературные особенности. Русские народные сказки. Сказки детских писателей. Попытки создания коротких литературных сказок.

3.4. Обрядовая поэзия

Обрядовые праздники (зимний период). Литературные произведения, посвященные рождеству, святкам. Фольклор. Создание колядок. Рождественский рассказ. Лирическая перекличка. Чтение своих стихотворений, посвященных Новому году, рождеству. Жанровые особенности рождественского рассказа. Проба в создании рождественского рассказа.

3.5. Поэтический пересказ

Чтение и обсуждение произведений А.Грина "Алые паруса" и П.А.Денисова "В краю волшебницы Ассоль". Попытка создания поэтического пересказа.

3.6. Лирическая миниатюра

Знакомство с лирической литературой А. Солженицына и стихотворения в прозе Тургенева И.С. Обсуждение особенностей. Попытка создания лирической миниатюры.

3.7. Стихотворение на случай

Чтение стихотворения на случай Пушкина, Лермонтова и современных авторов. Создание стихотворения на случай.

3.8. Детский фольклор

Чтение и обсуждение детского фольклора. Сочинения перевертыши. Размышление над природой юмора.

4. Слово о книге.

4.1 . История книги

От именных книг до книжной полки. Древние книги. Печатные книги. Книга в моей жизни. Соавторы книги. Стихи Цветаевой.

4.2. Художники детской книги

Художники-иллюстраторы. Их роль в восприятии книги. Иллюстрации Пилибина, Васнецова, Чижикова, Ким, Безлашова, Васильева, Пеатупова. Обсуждение творчества иллюстраторов. Встреча с художником иллюстратором. Создание иллюстраций к своим произведениям.

5.Творчество детских писателей.

5.1. Мой Пушкин

Знакомство с биографией Пушкина. Игра по сказкам Пушкина "Счастливый случай". Нахождение тропов. Составление вопросов для викторины

5.2. Современные детские писатели
Лирическая перекличка: стихи детских писателей: С.Михалков, А.Барто, Э.Успенский и т.д. Обсуждение. Знакомство с творчеством тверских писателей.

5.3. Творчество Г. Остера

Чтение произведений. Наблюдение за стилем. Составление алгоритма-схемы. Обсуждение вопроса, что может быть предметом юмора. Размышление над природой юмора.

 

6. Литературные игры.

6.1. Мир русской сказки

Чтение. Беседа по личным впечатлениям. Попытка создания сказки. Обсуждение литературного опыта. Редактирование. Обсуждение книги А.Майковой "Зачем женятся на лягушках" Викторина "Мир русской сказки"по русским сказкам обработки Афанасьева

6.2. "И... оживают куклы"

Кукольный театр. Его особенности. Литературная перекличка: стихи, представление любимых игрушек. Объяснение слов и выражений, связанных с темой марионетки. Тема марионетки и человеческой воли в античной и средневековой философии. Происхождение театра кукол. Встреча с мастером кукол.

Тематический план

II год обучения

Название темы

I. Введение

1.1. Вводное занятие

II. Литературоведение

2.1.Поговорим о рифме

2.2.Ритм и смысл

2.3. Тропы, метафора, метонимия

2.4. Сравнение в литературе

2.5. Символ в литературе

2.6. Стилизация

2.7. Бродячие сюжеты, плагиат

2.8. Композиция

2.9. Травести, полиндром

2.10. Литературный герой

III. Литературные жанры

3.1 .Мифы и легенды

3.2. Обрядовая поэзия

3.3. Баллада, эпопея

3.4. Сонет, романс

3.5. Женская поэзия

3.6. Белый стих, каламбур

3.7. Эпиграмма, породил

3.8. Анекдот, фантастика

3.9. Стихотворения на случай

IV. Литература как искусство

4.1 .Пушкиниана

4.2.Искусство и мораль

4.3.Споры об искусстве

4.4.Поговорим о вкусе

4.5.Идеал красоты в литературе

4.6.Анималистические образы

в литературе

V. Занимательная литература

5.1 .Занимательное литературоведение

5.2.3анимательные рассказы о писателях

VI. Моральный кодекс Чехова

VII. Встречи с писателями

1. Вводное занятие.

Лирическая перекличка. Формирование позиции взаимодействия на занятиях, попытки самовыражения, взаимодействия. Организационные вопросы.

2. Литературоведение

2.1. Поговорим о рифме

Обсуждение штампов, банальных рифм, разные типы рифм. Литературная игра «Буриме». Понятие аллегории. Обсуждение примеров аллегорий из известных произведений.

2.2. Ритм и смысл

Беседа о самоопределении языковой формы изложения открытий, законов, гипотез. Опыт стихотворного перевода. Сравнение переводов стихотворений Д. Китса (о сложности профессии переводчика) Иванова Анна (9Б) «Молитва». Алогизм, Попытки оформления речи в стихах.

2.3. Тропы, метафора . метонимия

Выделение тропов при чтении. Наблюдение над текстом комментирование роли изобразительно-выразительных средств и определение их типов. Составление микросочинений. Сообщение о метонимии. Обсуждение работ.

2.4. Сравнение в литературе

Соревнование с поэтом В. Орловым. Актуализация знаний о сравнении. Чтение и обсуждение стихотворений Я.Смелякова, МЮ. Лермонтова и Н. Некрасова Литературно-творческая мастерская.

2.5. Символ в литературе s
Игра "Проще простого". Работа с устаревшими словами. Чтение и обсуждение стихотворений. Беседа о символизме: значение названия, символизм и декаданс, взлет символизма, мифотврорчество, обзор русского символизма.

2.6. Стилизация

Чтение стилизаций. Узнавание стилистических приемов. Литературно-творческая мастерская.

2.7. Бродячие сюжета. Плагиат

Сюжет в стихотворении Обсуждение статьи Ст. Рассадина "О проблеме заимствований и плагиатов". Сравнение заимствований и переклички поэтов.

2.8 Композиция

Предварительное ознакомление с произведением. Наблюдение за построением, композиционные особенности произведения

Беседа о роли параллелизма в композиции литературного произведения.

2.9. Травести, полиндром

Беседа о соотношении бурмскной поэзии и творчества античных авторов. Роль мифологического сознания в человеческом восприятии мира. Рассказ о творчестве Вергилия. Чтение поэмы Котляревского.

2.10. Литературный герой

Беседа о понятии "герой "в литературе и о любимых литературных героях, об их влиянии на реальность. Составление структуры литературного героя. Сообщение о потоке сознания как приеме изображения человеческой психики изнутри.

3.Литературные жанры

3.1 Библейские мифы и легенды

Беседа о роли Библии в мировом искусстве. Актуализация знаний и личного опыта. Обсуждение статьи Л.Быковой "Библия и искусство".

3.2 Обрядовая поэзия

Знакомство с народным численником, месяцеловом. обращение к русскому фольклору (пословицы и поговорки). Сообщение о язычески праздниках. Ление колядок.

3.3. Баллада, эпопея

Литературно-художественные особенности баллады. Беседа об исторической трансформации жанра эпопеи. Чтение и обсуждение произведений. Жанровые признаки эпопеи

Литературно-творческая мастерская: Стихотворный пересказ или создание баллады по заданному сюжету, обучение редактированию.

3.4. Сонет, романс

Чтение сонетов. Наблюдение за стилистическими особенностями и построением сонетов и романсов. История создания произведений. Литературно-творческая мастерская.

3.5. Женская поэзия

Чтение и обсуждение произведений Каролины Павловой. Беседа "Женщина и профессиональная литература в Х1Хв." Сообщение о женском литературном творчестве в ХХв..

3.6. Белый стих, каламбур

Чтение произведений И.С. Тургенева "Стихотворения в прозе", А. Солженицина "Крохотки". Анализ и обсуждение, сочинение миниатюр по данному началу. Сочинение миниатюр на заданную тему.

3.7. Эпиграмма, пародия
Объяснение термина "эпиграмма". Древнегреческие эпиграммы Сафо, Анакреона, Милеагра. Особенности древнегреческих эпиграмм. Чтение и обсуждение смысла «Ксений» Гете и Шиллера. Современные эпиграммы (В. Маяковский, Д. Бедный, А. Безыменский, А, Архательский, С. Маршак.) Поиски отличий современных эпиграмм от древних.

Художественные особенности пародии:

-тень, ставшая предметом;

-Мишель Синягин и А. Блок;

-Если бы Пушкин писал пародии;

-не пародист, а подражатель;

-эволюция жанра;

-актуализация жанра с использованием личного творчества.

3.8. Анекдот, фантастика

Обращение к этомологии слова "фантастика". Беседа о традициях реалистической фантастики как средства социальной сатиры.

3.9. Стихотворение на случай

Знакомство с классикой жанра. Чтение и обсуждение стихотворений современных авторов. Литературно-творческая мастерская. Сообщение об оксюмороне.

4. Литература как искусство

4.1. Пушкиниана

Лирическая перекличка, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина.

Работа по формированию литературного альманаха, посвященного А.С. Пушкину. Обсуждение технических вопросов: тематика, оформление.

4.2. Искусство и мораль

Дискуссия на тему: "Может ли быть искусство безнравственным?" Художник и его творчество. Беседа о нереалистических течениях. Обсуждение произведений О. Уальда.

4.3. Споры об искусстве для искусства

Беседа о соотношении смены художественных эпох и различных взглядов на роль и назначение поэта и поэзии. Чтение и анализ стихотворений А.С. Пушкина. Соотнесение проблематики произведений с жизненной позицией. Знакомство с эстетической программой известных писателей.

4.4. Поговорим о вкусе

Беседа о причинах поэзии крайностей гипертрофии, о причинах эстетического перелома Опознавательный знак авторского "клейма" в поэтической форме. Понятие об анафоре.

4.5. Идеал красоты в литературе

Отношение поэтов и писателей к понятию красоты человека. Идеал красоты в произведениях классиков мировой литературы.

4.6. Анималистические образы в литературе

Анималистический персонаж и его литературная интерпретация. Чтение и обсуждение статьи С. Шебанковой "Все мы немного лошади" и произведения Д. Оруэлла "Скотный двор."

5 .Занимательная литература

5.1. Занимательное литературоведение

Сообщение о поэтах и времени, об осознании личной ответственности русской интеллигенции за судьбу России. Обсуждение стихотворений о времени и о себе, о назначении поэзии.

5.2 Занимательные рассказы о писателях

Сообщение о писателях из книги Корнея Чуковского «Мои современники». Чтение и обсуждение статьи Бенедикта Сарнова «Вокруг литературы» и «Невыдуманные истории».

6. Моральный кодекс Чехова

Беседа «Пример нравственной личности» по рассказам А.П. Чехова. Дискуссия «Какими качествами должны обладать воспитанные люди?»

7.Встречи с писателями

8. Паралитература и реализм

Осмысление современной ситуации на книжном рынке. Дискуссия о последствиях ориентации на массового потребителя и появлении усредненной культуры. Знакомство с традициями массовой литературы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III - VI ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Название темы

I.

Вводное занятие

II

2.1

2.2

2.3

Работа над стихами

По вдохновению

К датам и юбилеям

Жанровые стихи

IIII.

Работа над ежемесячным журналом «Мой Геликон»

3.1. Подбор произведений

3.2. Оформление

IIV.

Знакомство с литературным творчеством известных поэтов и писателей

V

Литературоведение

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ III - VI ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие

Обсуждение предстоящих планов на год. Творческая перекличка по личным впечатлениям.

2. Работа над стихами

2.1. По вдохновению. Чтение и обсуждение стихов, созданных по вдохновению.

2.2. К датам и юбилеям. Создание стихов к праздничным датам страны, к дням рождения друзей, учителей и т.д.

2.3. Жанровые стихи Попытки создания стихов в жанрах оды, поэмы, эпиграммы и т.д.

3. Работа над ежемесячным журналом «Мой Геликон»

3.1. Подбор произведений. Прочтение и выбор стихов по тематическим разделам журнала. Обучение редактированию.

3.2. Оформление. Набор текстов стихов на компьютере, оформление разделов и обложки.

4. Знакомство с литературным творчеством известных поэтов и писателей

Встречи с тверскими писателями и поэтами. Изучение творчества известных поэтов.

Результаты деятельности литературного объединения «ГЕЛИКОН»

1.В процессе деятельности детского литературного объединения «ГЕЛИКОН» закладываются основы формирования таких личностных результатов, как:

позитивное отношение к миру;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

формирование культуры речевого поведения;

формирование ценностных ориентаций;

формирование позитивной самооценки, самоуважения, самопринятия;

уважение к культуре страны, ее фольклору;

развитие готовности к реализации своего творческого потенциала;

доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2.Программа литературного объединения «ГЕЛИКОН» предполагает возможность углубленно заниматься формированием таких метапредметных результатов, как:

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха реализации творческого потенциала и способности конструктивно реагировать даже в ситуациях неуспеха;

использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

3.Результаты, учитывающие специфику объединения:

редактирование чужого и своего текстов:

убирать лишнее,

включать недостающее,

заменять неудачное выражение.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.