Программа деятельности ШДОО
Программа деятельности
Школьного детского общественного объединения
«Все Свои»
«Территория детства»
Срок реализации 1 год
Автор – Каримова Т.С., педагог-организатор
Сыктывкар, 2016
Пояснительная записка
«Все начинается с детства». - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах - истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Детство - фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.
Задача социального становления личности ребенка является важной и актуальной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленных на создание условий для формирования социально-активной личности ребенка. Среди этих институтов особое место занимают детские организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы, общественной активности, удовлетворение своих потребностей в общении. Как показывает мировой и отечественный опыт, именно детские организации справляются с данной задачей наиболее эффективно. После реформирования пионерской организации в России появилось множество разнообразных детских организаций. Иначе и быть не могло. Стремление к объединению - естественная потребность детей и подростков. Дети объединяются в детскую организацию тогда, когда видят перспективу интересной жизни. Здесь происходит их самосознание, саморазвитие и самореализация. Активно участвуя в делах детской организации, дети приобретают социальный опыт, тем самым нормируется их гражданское самосознание и личная жизненная позиция.
Школьная детская общественная организация «Все Свои» была основана в сентябре 2016 года.
Объединяет же всех девиз: «А девиз у нас таков – больше дела, меньше слов!»; эмблема (расшифровк) : участники ШДОО «Все Свои» находятся в тесном единстве (круг), у них общие цели и интересы. Человечки в кругу – это участники ШДОО «Все Свои», которые стоят с широко распахнутыми руками. Этот символ носит двоякий смысл: с одной стороны участники ШДОО «Все Свои» открыты к людям, к творению, к общественно-полезной деятельности, к волонтерству, а с другой стороны – они готовы принять в свои ряды всех желающих; законы и принципы ШДОО; галстуки синего цвета: символизируют верность, честность, постоянство, доброту и добрую славу, удачу.
Детская организация действует на основе его Устава.
Курирует детскую организацию: педагог-организатор–
Каримова Тамара Семёновна
Принципы деятельности:
Равноправие – все члены детского объединения должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
Откровенность и гласность – работа органов детского объединения должна быть открыта для всех учащихся школы.
Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
Целесообразность – деятельность детского объединения должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся школы.
Гуманность – действия участников детского объединения должны основываться на нравственных принципах.
Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
Ответственность – каждый член детского объединения несет ответственность за выполнение порученного дела.
Все члены ШДОО «Все Свои» следуют основным законам:
Закон слова и дела: критикуя, предлагай, предлагая, делай.
Закон дружбы: один за всех и все за одного.
Закон времени: точность-вежливость королей.
Закон нравственности: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
Закон дома: школа - твой второй дом, дорожи им.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Цель ШДОО «Все Свои» - создание условий для самовоспитания, саморазвития личности ребенка через активную творческую, волонтерскую, социально-значимую деятельность
Основные задачи:
создать благоприятные условия для раскрытия и развития творческих, социально-значимых, волонтерских способностей
активизировать организаторские способности
повысить авторитет МАОУ «СОШ №7» среди школ г.Сыктывкара
воспитать свободную личность, способную самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них
выпускать школьную газету «Большая перемена»
заниматься волонтерской деятельностью
участвовать в социально-значимых проектах г. Сыктывкара
участвовать в организации мероприятий в школе, МАДОУ «ДТДиУМ»
Для реализации цели и задач создана программа, в которой определены следующие направления деятельности:
волонтерство
анимация
выпуск газеты «Большая перемена»
«Аниматоры»
Цель: развитие активной и инициативной личности, способной к творческой самореализации и созидательной деятельности.
Задачи:
- познакомить со спецификой деятельности аниматора, законами, правилами и видами аниматорской деятельности; со сценической культурой аниматора;
- познакомить с ролью аниматоров в организации досуга детей;
- научить способам организации коллективной творческой деятельности;
- научить разрабатывать сценарии игровых программ;
- научить изготовливать реквизит к игровым программам;
- формировать умение вести конструктивный диалог, публично выступать;
- развивать умение собирать вокруг себя людей, и организовать их на культурно -досуговую деятельность;
- способствовать овладению навыками актерского мастерства и сценического движения;
- развивать коммуникативные навыки.
Волонтеры
Цель – помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Задачи:
1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;
2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;
3) формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.
Направление «Пресс-центр»
Пресс-центр ШДОО «Все Свои» участник создания единого информационного пространства
Цель: освещение школьной жизни:
- через школьную стенгазет «Большая перемена»;
- через школьный сайт;
Основные задачи:
1). Вовлечение учащихся в творческий процесс, обучение заинтересованных ребят началам журналисткой деятельности.
2). Своевременное информирование учеников, учителей, родителей о деятельности школы, ее успехах, о важных событиях, происходящих в школе.
3). Популяризация педагогического опыта и педагогической деятельности.
Выпуск газеты: 1 газета в учебное полугодие.
Состав пресс-центра:
-редактор
-дизайнеры-верстальщики
-корректор
-журналисты
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение.
Руководитель программы - руководитель ДО «Все Свои», педагог-организатор, осуществляющий организационную, методическую и координационную функции.
Для успешной организации деятельности детского общественного объединения «Все Свои» планируется привлечь в качестве консультантов-помощников классных руководителей, учителей-предметников школы, педагогов-психологов, родителей.
Данная программа может быть реализована при наличии:
-работоспособного Совета организации;
- освобожденного педагога-организатора, занимающегося проблемами организации;
- финансирования организации заинтересованными учреждениями, организациями, предприятиями;
- помещения для работы Совета ДО «Все Свои»
- печатного издания ДО «Все Свои»
- создание методической базы для работы организаций;
- необходимого оборудования и инвентаря;
1.Транспортные расходы (проезд до точек назначения и обратно во время проведения походов и акций).
2.Питание во время туристических походов.
3.Приобретение необходимого оборудования.
4.Приобретение инвентаря и расходных материалов для благоустройства.
5.Приобретение канцелярских товаров, фотопленки, компакт дисков, игрового и спортивного инвентаря, фотопечать.
6.Работа в сети Интернет.
7.Аренда транспорта.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы члены ДО «Все Свои» должны:
приобрести социально-значимый опыт, повысить уровень развития всей интеллектуально-эмоциональной сферы,
повысить свою социальную активность;
расширить сферы деятельности и освоить новые виды деятельности
развить свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества каждого;
получить навыки социальной, волонтерской, проектной и трудовой деятельности.
пополнить свои знания об истории родного города, родной страны;
проводить совместные акции, праздники с ветеранами ВОВ;
участвовать в подготовке и проведении различных интересных дел организации;
изучать историю своей семьи, привлекать к организации и проведению дел своих родителей, друзей;
участвовать в подготовке и проведении однодневных и многодневных походов;
участвовать в туристических соревнованиях;
проявлять заботу о тех, кто нуждается в помощи, о своих младших друзьях; оказывать посильную помощь в решении социальных проблем города
В качестве других планируемых результатов предполагается:
осознание детьми своих возможностей и способностей, интересов, путей и способов их реализации и совершенствования;
понимание значения содержательного досуга для развития и самореализации личности;
умение организовать и провести социально-полезное дело;
стремление к обеспечению неповторимости каждого мероприятия и созданию чего-то нового и интересного;
способность и готовность личности регулировать собственные отношения с другими людьми в различных жизненных условиях, ситуациях;
постоянное развитие и укрепление социо-культурных связей.
В процессе участия в деятельности ДО «Все Свои» подростки овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогами, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегией, приобретают самостоятельность, уверенность, осваивают различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности. Это приводит к более эффективной самореализации подростка и сохранению его индивидуальности.
Полученные результаты дают возможность спрогнозировать эффективность программы для:
- детей, так как идея самовыражения личности реализуется на различных уровнях, и создаются условия, способствующие проявлению творческого потенциала ребенка в разнообразной деятельности и формированию организаторских, коммуникативных умений и навыков;
- взрослого, так как информационный уровень трансформируется в уровне профессионального самосовершенствования через созданные творческие союзы, через педагогическое исследование детей, через реализацию своего собственного творческого потенциала.
Реализация программы даст возможность подросткам принести реальную пользу обществу, получить навыки, необходимые в жизни, которые помогут им внести позитивные изменения в их жизнь и ту общественную среду, в которой они живут. Это крайне важно, потому что то, каким будет наше общество, зависит именно от молодежи.
Механизм оценки
Мониторинг.
Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:
анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов ДО «Все Свои» (в ходе программы и по окончании);
беседы, интервью с членами ДО, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации программы;
социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце реализации программы);
включение педагогов, психологов в анализ и проектирование хода мероприятий;
включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы;
проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;
рефлексия;
анализ документации по проекту, программных документов детского объединения.
Критерии и показатели реализации программы
Критерии эффективности программы
Воспитательно-образовательные:
1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы)
2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном выражении):
не умел - научился
не знал - узнал
не имел - приобрел
3. Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам.
4. Косвенные:
а) количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы, учёбы, создание информационного поля и т.д.)
б) участие в городских и окружных проектах;
в) характер и число реализованных инициатив детского объединения в рамках программы.
Социально-экономические:
1. Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность)
2. Психологический комфорт участников (%)
3. Популярность (рейтинг) ДО в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение)
4. Количество полученных средств.
Список литературы
1.Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологии. Ростов –на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001
2.Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. Методическое пособие- Минск. Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям» , 1999
3.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. Учебное методическое пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
4.Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории под.ред. В.А.Караковского, Л.И.Нововиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И.Соколовой. М., «Сентябрь», 1997
5.Педагогические технологии: что же такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. Научн.редакторы Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. Москва-Тюмень, 1994
6.Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.
7.Третьяков П.И. Механизм управления в воспитательном процессе.
8. Советский энциклопедический словарь. гл.ред. А.М.Проходов. 4-е изд., М., 1988
9.Ожегов С.И. Словарь русского языка. 20-е изд.М., 1988
10. Классный руководитель. 2003-8. ст. Кабуш В.Т.. «Самоуправление и его роль в управлении гуманистической системой воспитания» с.6-24
11. Модель школьного самоуправления как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения соц.компетенции учащихся. //Классный руководитель, 2002-8,с. 30-55
12. Опыт воспитания в процессе самоуправления учащихся. // Классный руководитель, 1994-4, с.19-25